Весной 2015 года по приказу Министра обороны России Сергея Шойгу, учебный Центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов ВМФ передислоцировался из города Ломоносов в Севастополь. Крым был выбран не случайно — погодные условия позволяют здесь обучать водолазному делу и проводить тренировки в открытом море круглогодично.
Сейчас в самом разгаре процесс полного переоснащения учебно-материальной базы на современные образцы вооружения и военно-специальной техники. Только за последнее время Центр получил 11 образцов новой техники и снаряжения.
Все глубже и глубже!
В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о том, что делается на флоте для сохранения жизни терпящих бедствие экипажей, рассказал начальник Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России Дамир Шайхутдинов:
«Мы уже получили уникальный катер проекта 23370. Это первое в ВМФ судно, созданное по модульному принципу и открывающее новые возможности перед поисково-спасательными подразделениями. В ближайшей перспективе на вооружение наших спасателей поступит еще 12 таких катеров».
Катер «СМК-2094» предназначен для проведения подводно-технических работ и спасательных операций в пределах прибрежной морской зоны, а также отработки учебных задач водолазами и спасателями.
В современных условиях ВМФ оснащается глубоководными поисковыми роботами, которые могут работать там, где нельзя привлечь водолазов.
«Мы считаем это очень перспективным направлением, и у нас уже есть опыт использования подобной техники, которая не только может упростить работу водолазов, но, что самое главное — делает ее более безопасной. Создание автономных поисковых глубоководных комплексов, развитие так называемых привязных подводных роботов — как водолазной поддержки, так и способных выполнять сложные работы под водой на больших глубинах — я считаю основным направлением внедрения робототехники», — говорит Шайхутдинов.
Автономный подводный аппарат «Гавиа»
Учебный Центр подготовки военных спасателей и водолазов уже получил в свое распоряжение автономный необитаемый подводный аппарат типа «Гавиа», предназначенный для обследования объектов и морского дна на глубинах до 2 тысяч метров.
Об этом аппарате телеканалу «Звезда» рассказал начальник учебного Центра подготовки военных спасателей и водолазных специалистов ВМФ — капитан 1 ранга Андрей Новожилов.
«Аппарат «Гавиа» отличается отсутствием функциональной зависимости от судна обеспечения, высокой скоростью при поиске, большой зоной покрытия, широким диапазоном глубин погружения, высокой точностью определения координат цели», – пояснил Андрей Новожилов.
Робот «Гавиа» имеет модульную конструкцию, которая позволяет менять его конфигурацию в зависимости от сложности задач, поставленных перед военными спасателями. Длина аппарата варьируется в пределах 1,8-2,7 метра, а его масса – от 49 до 79 кг.
«Гавиа» просто незаменим, хотя бы в силу того, что он способен отработать в автономном режиме почти «полный рабочий день» – около 7 часов.
«Тайгер» и «Марлин»
Сегодня в учебном Центре водолазов ВМФ учатся работать еще с двумя новинками — это телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «Тайгер» и «Марлин».
««Марлин-350» — отечественный аппарат легкого осмотрового класса. Телеуправляемый аппарат предназначен для проведения поиска подводных объектов, выполнения осмотровых и обследовательских работ под водой в прибрежных морских или внутренних водах на глубине до 350 метров. «Марлин-350» может использоваться для проведения поисковых операций и охраны водных районов. Но, прежде всего, этот новый аппарат просто незаменим в условиях нулевой видимости», — говорит Новожилов.
В ходе испытаний нового аппарата на «Марлин-350» был установлен маяк, а на причал — антенна. В результате на экране надводного пульта управления отображалось текущее положение аппарата. Далее на аппарат был установлен звуковизор, который в условиях нулевой видимости после шторма с расстояния 40 метров четко отобразил заданный объект в режиме реального времени.
Из сверхсовременной техники на «вооружении» учебного Центра водолазов совсем недавно появились и еще две новинки: комплекс подводного телевидения «Осмотр» и малогабаритные телеуправляемые подводные аппараты «Видео-рей» и «Обзор-150».
Отставить «трехболтовку»!
Роботизация работы военных водолазов и спасателей никогда не сможет прийти на смену труду человека. Опыт, мужество и верность присяге позволяют совершать нашим подводным спасателям настоящие чудеса. Нужно отметить, что долгие годы наши водолазы учились и работали в морально и технически устаревшем снаряжении, так называемой «трехболтовке». Это такой скафандр, шлем которого крепится на трех болтах.
«Теперь мы оснащены тремя новыми разновидностями снаряжения – это водолазное универсальное СВУ-5, водолазное снаряжение специального назначения СН-21 и снаряжение водолазное специальное с аппаратом «Амфора»», — говорит Новожилов.
Снаряжение СВУ-5 отличается тем, что оно может быть быстро надето или снято за счет применения быстросъемных соединений, кольцо водолазного шлема унифицировано с оборудованием других производителей, связная гарнитура снаряжения обеспечивает хорошую разборчивость речи.
Это снаряжение было специально разработано по заказу ВМФ России. А водолазное снаряжение специального назначения СН-21 — это уникальная «одежда» боевых пловцов.
В соответствии с разработанным ВМФ тактико-техническим заданием, комплект снаряжения СН-21 оснащен новым дыхательным аппаратом замкнутой схемы дыхания – ДА-21. До сих пор нагрудные аппараты в России завозились только из-за рубежа. Появление в гамме используемых ВМФ водолазных дыхательных аппаратов нового российского водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2 позволяет говорить о том, что руководство ВМФ очень серьезно относится к вопросу импортозамещения специальной техники.
«Лимузины» для военных спасателей
Доставка военных спасателей и водолазных специалистов к месту работ – одна из важнейших задач. Суда специального назначения должны обладать не только высокой скоростью, но и оборудованы всем необходимым для продолжительной работы под водой, а затем и реабилитации водолазов и тех, кого они должны спасти.
«Мы были очень рады получить два новых рейдовых катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 «РВК-1045». Вместе с многофункциональным модульным катером поисково-спасательного обеспечения проекта 23370 «СМК-2094», «РВК-1045» сдали курсовые задачи и теперь допущены отделом безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ на Черноморском флоте. Эти суда спланированы в летнем периоде обучения 2015 года для обеспечения учебных водолазных спусков наших курсантов», — говорит начальник учебного Центра водолазов.
Катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-1045» построены на ОАО «Завод Нижегородский теплоход» и предназначены для обеспечения водолазных работ на глубинах до 60-ти метров, проведения декомпрессии, участия в аварийно- спасательных, гидротехнических и судоподъемных операциях. Оборудование катеров позволяет производить обследование дна акваторий, подводной части судов и гидротехнических сооружений.
«Благодаря оборудованию, которое установлено на двух катерах, наши водолазы теперь смогут обследовать дно акваторий, подводную часть гидротехнических сооружений и судов. Также на этих катерах есть оборудование, которое позволяет тушить пожары на разных кораблях, береговых и плавучих объектах. На борту есть и телеуправляющий подводный аппарат», — говорит Новожилов.
Капитальная модернизация
В период до 2020 года планируется глубокая модернизация объектов учебно-материальной базы Центра водолазов ВМФ. Намечена реконструкция и капитальное строительство зданий и сооружений центра. К концу указанного периода должны быть введены в строй новые учебно-тренировочные комплексы. По словам Новожилова, в течение 5 лет Центр, которым он руководит, будет не узнать.
«Для нас будет построен новый комплекс водной подготовки «Пловец», береговой глубоководный учебно-тренировочный комплекс «Акванавт», комплекс отработки действий по борьбе за живучесть надводного корабля и подводной лодки «Афалина». В планах – получение мобильного автономного барокомплекса «МАБ» и другое высокотехнологичное оборудование водолазного полигона», – рассказывает капитан 1 ранга Андрей Новожилов.
До 2020 года полностью будет переоснащен и переоборудован причал учебного Центра военных спасателей и водолазных специалистов ВМФ России.
С мая 2014 года в Севастопольском учебном Центре уже было подготовлено более 400 младших специалистов – военнослужащих срочной службы, а также около 100 специалистов водолазов, военнослужащих по контракту, в том числе для частей специального назначения.
/Олег Горюнов, tvzvezda.ru/
Суда с такой осадкой в случае штормовой погоды из бухты никуда не выдут. А значит помощь придет поздно. Мелко плаваем………
Читаем заголовок «Гордость ВМФ….» смотрим на фото …. давайте честно скажем, корыто-корытом.
Водоизмещение по моему меньше чем у деревенского катера, который плоты из бревен тягаяет с лесоповалов.
…где же гордость ? 🙂
Это спасательный катер, а не крейсер. И почему он не может быть гордостью?
Полностью согласен.
Каков флот-такова и гордость. В некоторых странах вспомогательные и спасательные суда даже в состав ВМФ не входят….
Осталось в состав ВМФ включить шлюпки и спас плотики и самый большой флот наш! В США подобные суда -Береговая охрана и портовые( баз ВМФ) службы и в состав флотов не входят. А у нас каждая баржа ( просто или десантная)- боевая единица флота…….