Конец 50-х и начало 60-х гг. ознаменовало воистину великую эпоху перехода военной авиации ВВС СССР и НАТО на принципиально новую концепцию тактической истребительной авиации. Появление в 1958 г. многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-4A “Phantom II”, а затем их дальнейшая модернизация до модификаций F-4D и F-4M/FGR.Mark2, а также появление в советском воздушном пространстве высокоскоростных стратегических высотных разведчиков SR-71A “Blackbird” заставило советских советских специалистов ведущих конструкторских бюро спроектировать совершенно иной тип воздушных боевых машин, которые должны были значительно превосходить американскую технику по основным тактическим качествам.

0320-03-2-5

Скорость различных модификаций всем известного «Фантома» достигала 2400 км/ч, а практический потолок 19000 м. Кроме того, самолёты имели солидный на то время радиус действия в 1400-1500 км с подвесными топливными баками и оснащались мощной бортовой РЛС AN/APQ-109A, которая обнаруживала цель типа «МиГ-21» на удалении 57-61 км, и ракетами класса «воздух-воздух» с полуактивными радиолокационными головками самонаведения AIM-7E2/F “Sparrow”, которые обладали дальностью перехвата 50-70 км. Данные версии ракет имели относительно высокую маневренность (перегрузки могли доходить до 20 единиц) и обладали наибольшей эффективностью на дальности от 15 до 35 км, где тогда далеко не все советские ракеты «воздух-воздух» имели достойные показатели.

Осложняло ситуацию и появление в номенклатуре применяемого «Фантомами» вооружения противорадиолокационных ракет AGM-45 “Shrike”; на то время эти ракеты могли поражать все существующие средства ПВО (зенитные ракетные комплексы С-75 и С-125, а в некоторых случаях и дальнобойные С-200В), многофункциональные РЛС подсвета данных комплексов не могли обнаружить столь малые воздушные объекты, тем более, системы отличались одним целевым каналом.

Для эффективного противостояния таким угрозам требовался современный высотный перехватчик, способный перехватить американскую авиацию ещё на дальних рубежах, до возможности применения их ракетного вооружения. Наиболее креативно к проектированию перспективного самолёта подошли в ОКБ А.И. Микояна, где уже имелся солидный опыт создания фронтовой истребительной авиации. К тому же, ещё в конце 50-х гг. были разработаны такие проекты средних перехватчиков как Е-150 и Е-152. Конструкция их планера повторяла планер истребителя МиГ-21, но более мощный двигатель Р-15-300 с тягой 10,21 тонны разгонял Е-152 до скорости 2,85 М, в то время как «Двадцать первый» разгонялся до 2,1 М.

Данные перехватчики имели небольшие внутренние ПТБ, из-за чего их максимальный радиус действия едва ли достигал 650 км. Требовалась тяжёлая машина с радиусом в 800-900 км, «дальнозоркой» бортовой РЛС и скоростью в 2,85-3 скорости звука. Ведь тогда всё бортовое радиоэлектронное оборудование с требуемыми параметрами являлось весьма крупным и тяжёлым, что не позволяло размещать его в радиопрозрачном конусовидном теле лобового воздухозаборника Е-152.

В 1961 году начались проектные работы по перехватчику Е-155, а уже в следующем году первые наработки были одобрены в Министерстве обороны и Совете Министров Советского Союза. По программе было решено спроектировать два типа боевых самолётов — высотный скоростной истребитель-перехватчик Е-155П (будущий МиГ-25П) и высотный тактический разведчик Е-155Р (МиГ-25Р). Эти «стратосферные воины», впервые в СССР, стали представлять совершенно новое поколение истребителей с боковым расположением воздухозаборников, в котором мы и по сей день наблюдаем концепцию тактической авиации поколений «4» и «4+».

Применение МиГ-25П и МиГ-25РБ в Ираке и на Ближнем Востоке показало огромный потенциал, заложенный нашими конструкторами в данный самолёт. Во время начала операции «Буря в пустыне» пилот МиГ-25П ВВС Ирака смог сбить F/A-18C ВМС США, в последующих операциях в Ираке был зафиксирован случай перехвата американского беспилотного летательного аппарата «Predator» иракским МиГ-25ПДС.

Читайте также  Программа KFX/IFX обещает быть амбициознее, чем F-35

Два этих случая уже говорят о достаточном совершенстве перехватчика третьего поколения для ведения воздушных боёв с современной пилотируемой и беспилотной авиацией 4-го поколения, особенно, если МиГ-25ПД пилотируется опытным лётчиком, который получает целеуказание от наземных и воздушных пунктов дальнего радиолокационного обнаружения. Ведь на экспортные МиГ-25ПДС устанавливалась старенькая БРЛС РП-25М «Смерч-А2», которая хоть и не отличалась высокой помехозащищённостью и энергетическим потенциалом, всё равно способна была с расстояния 10-30 км обнаруживать и захватывать малоразмерные летательные аппараты.

Поставленные самолётом рекорды динамического потолка в 37 км с грузом 2000 кг, и максимальной скорости 3200 км/ч позволяют отнести лётно-технические качества перехватчика к поколению «4+», как и у наследника МиГ-25 — дальнего перехватчика МиГ-31БМ. Много можно изложить и относительно материалов конструкции фюзеляжа и планера «Двадцатьпятки», где 80% занимают жаропрочные нержавеющие стали ВНС-2/4/5, 8% — титановый сплав и 11% — сплав с использованием жаропрочного алюминия Д-19. Заложенный потенциал прочности планера расчитан на максимальные перегрузки до 11 – 11,5 единиц, что в общем счёте показывает хорошее будущее для концепции этого планера и в новом веке.

10

Сейчас ВВС России ушли далеко вперёд по инновационным разработкам воздушно-космического направления: на первый план вышли такие истребители и перехватчики как МиГ-31БМ, Су-35С, МиГ-35 и Т-50 «ПАК-ФА». МиГ-31БМ в полной степени заменил «Дадцатьпятые», являясь его радикальной модернизацией, МиГ-31БМ получил перспектиный бортовой радиолокационный комплекс «Заслон-БМ» с РЛС на основе пассивной фазированной антенной решётки Б004, оборудование передачи тактической информации в звене/эскадрильи, а также унификацию с ракетами дальнего воздушного боя Р-37 (дальность около 290 км). МиГ-25 были постепенно списаны: часть их отправлена на консервацию, остальная — на «вечную» стоянку в ангарах и ремонтных базах ВВС.

Между тем, двадцать первый век, демонстрирующий переход Мира на многополярную геополитическую систему, доказывает, что даже небольшие и развивающиеся государства нуждаются перспективной высокоскоростной истребительной авиации, которая будет способна заранее отражать удары западных военно-воздушных сил в случае эскалации грядущих военных конфликтов в Азии и на Ближнем Востоке. Американцы сейчас возложили все надежды на концепцию «быстрого глобального неядерного удара» с помощью стратегических гиперзвуковых ракетных систем, поэтому для защиты от такой воздушно-космической наступательной операции Запада дружественным России странам может потребоваться именно высокоскоростной высотный перехватчик поколения «4++». Но существует серьёзная проблема, связанная ценами на рынке военной авиации, а также с разрешениями на её продажу иностранным покупателям.

Перехватчики МиГ-31Б/БМ поставляются лишь в военно-воздушные силы стран ОДКБ (Казахстан). Да и их стоимость уж очень «кусается» по меркам рядовой тактической авиации поколения «4+». Так, один МиГ-31Б стоит порядка 50-55 млн. долларов, в отличии от того же МиГ-29СМТ (порядка 30-35 млн. долл.). Но МиГ-29 не обладает скоростными и параметрами радиолокационного комплекса, которые позволяют вести высокоскоростной перехват сложных средств воздушного нападения(высокоточного оружия, гиперзвуковых БПЛА).

Единственным неплохим решением могла бы стать комплексная модернизация системы управления вооружением истребителя-бомбардировщика МиГ-25П/ПДС, тем более, что габаритные размеры фюзеляжа и неплохая тяговооружённость самолёта (при использовании мощных ТРДДФ Д-30Ф-6 с суммарной тягой 31000 кг) позволяют это реализовать. Стоимость работ по усовершенствованию МиГ-25 более современным бортовым радиолокационным комплексом будет гораздо меньше, нежели обходится новенький МиГ-31Б/БМ. А параметры улучшенного «Фоксбэта» будут приближаться к МиГ-31.

Читайте также  МиГ-17 против F-105: первая победа в небе Вьетнама

Носовой радиопрозрачный обтекатель МиГ-25ПД имеет приличный диаметр порядка 1,1 м, поскольку конструктивно предназначен для мощной БРЛС «Сапфир-25». Вместо «Сапфира» может быть установлен целый ряд более лёгких и современных версий радиолокационных станций семейства «Жук-М» или Н011М «Барс». Также может быть усовершенствована индикационная часть информационного поля лётчика по примеру «кокпита» МиГ-35 или Су-30МК. Данные радиолокаторы основаны на технологии ПФАР, а их ТТХ превосходят показатели первой серийной версии БРЛК «Заслон» на перехватчиках МиГ-31Б.

Таким образом, новый МиГ-25 «ХХ» будет полностью соответствовать реалиям времени. Бортовая РЛС Н011М способна также эффективно работать по наземным и морским целям, благодаря чему МиГ-25ХХ может быть применён и в качестве скоростного тактического бомбардировщика, а также самолёта преодоления ПРО.

Модернизация МиГ-25ПД радиолокационной станцией «Барс» может вызвать критику некоторых военных специалистов, но думаю, что такое обновление может сыграть огромную роль в усилении оборонительного потенциала дружественных государств (Вьетнама, Ирана, Венесуэлы и т.д.) от непрекращающейся агрессии со стороны стран Запада.

«Барс» способен обнаруживать воздушные цели с ЭПР 3 м2 на удалении 165-170 км, сопровождать 15 и захватывать на подсвет 4; разрешение РЛС составляет 10 м, благодаря чему появляется способность селекционировать малоразмерные крылатые ракеты типа «Томагавк», летящие тесным роем на дальности 70-75 км даже на фоне земной или водной поверхности. Количество подкрыльевых точек подвески может быть увеличено до 6 + добавлено 4 подфюзеляжных узла подвески, на которые будут устанавливаться уже не устаревшие ракеты «воздух-воздух» Р-40РД и Р-40ТД, а современные ракеты Р-27ЭМ, РВВ-АЕ-ПВРД, Р-33С или более новые РВВ-СД.

Также могут быть применены современные ПРЛР Х-58 УШКЭ и до 4-х тактических ракет большой дальности Х-59МК. По «прорыву» ПВО/ПРО такой МиГ-25ХХ мог бы посоперничать даже с Су-30СМ, двигатели Д-30Ф-6 позволили бы добиться более высоких скоростных и разгонных возможностей, а заложенная жёсткость планера – увеличить массу полезной нагрузки с 2000 до 4000-5000 кг на 10 узлах подвески. «Барс» позволил бы летать новому «МиГу» и в качестве тактического ударного самолёта в режиме «следования рельефу местности», преодолевая ПВО противника. Конечно имеется проблема с приличной ЭПР самолёта (порядка 9 м2), но и она вполне решаема методом нанесения на некоторые конструктивные элементы планера радиопоглощающих покрытий, снижающих эту цифру до 4-5 м2.

180935

Сейчас информации относительно применения МиГ-25 в ВВС стран мира не так много. Большая их часть законсервирована или утилизирована в России, часть всё ещё применяется в Ливии и Сирии. Оценочная стоимость самолёта по расконсервированию может составить порядка 12-20 млн. долларов, ещё 10-15 млн. на модернизацию новым БРЛК и СУО, итого, около 27-35 млн. долларов. Цена не мала, но и не заоблачна. Такие самолёты могли бы себе позволить Министерства обороны развивающихся стран-партнёров Российской Федерации. Укрепление боеспособности модернизацией имеющихся или вновь построенных МиГ-25ХХ будет полностью соответствовать новой эре «умного ракетного оружия», где угрожающие гиперзвуковые «дроны» диктуют свои правила игры.

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Специально для krilik. Он всё равно будет светиться на радаре, его главный фактор безопасности- огромная скорость плюс большая высота!

    Даже самые радикальные способы снижения ЭПР не дают ощутимого эффекта, из-за множества факторов: 1. Тепловой нагрев. 2. Несовершенная аэродинамика. 3. Внешние подвески под вооружение. 4. Отсутствие S образных воздухозаборников для экранирования лопаток турбины. 5. Высокоэффективные АФАР нового поколения.
    По опыту нанесения РПМ на МиГ 29 можно сказать, что ЭПР снизился не более чем в 10 раз, современные технологии позволяют снизить ЭПР в сотни, и даже тысячи раз. Но это очень дорого, и не менее сложно. Всегда надо применять комплексный подход к решению той, или иной проблемы. Иначе это уже не будет КБ в традиционном понимании этого слова, это будет «кружок авиамоделистов любителей» которые и 50% от всей разработки осилить не смогут. К сожалению, на данном этапе техника стала чрезвычайно сложной, и устранить все недоработки невозможно. Пример F 35 с его бесконечным потоком проблем. Только один двигатель 5 поколения содержит внутри себя 36 000 деталей, стоимость не менее $ 5 000 000. Так что далеко не всегда виновато КБ как головной разработчик, есть очень много других поставщиков, у которых своих проблем выше крыши.

  2. АААААА Я мало что понимаю в этой жизни. Значит был в 2000 году прототип МиГ 1.42 от него отказались, устарел он оказывается, теперь вместо прототипа 5 поколения, поднимают 3 поколение, АААААА, я ничего не понимаю, нахрена так делать. Теперь двигло 2 этапа для пепелаца Т-50 в лучшем случае появится не ранее 2018 года, а когда это «двигло» станет серийным? Ответ: приблизительно через 10 лет. А на чём будет летать Т-50, Ответ: на двигателях 4+ 117С, АААААА я ничего не понимаю, нахрена лепить 5 поколение, если двигла нет??? Потом беспилотники появятся с массой в 20 тонн, если и там проблема с двиглом будет. Запланирован тяжёлый перехватчик Су с двигателями второго этапа? Где эти двигатели? Одно дело когда эти двигатели поднимают машину массой 37 000 кг, и абсолютно другое дело когда эти двигатели поднимают перехватчик массой в 60 000 кг, АААААА, я ничего не понимаю, а какая у этого перехватчика манёвренность при такой массе будет? Правильно, никакой манёвренности не будет, нахрена его вообще строить? Затеяли НИОКР по перспективному штурмовику, с двигателями 70 х годов выпуска, АААААА я ничего не понимаю, я понимаю, что до полной жопы нам совсем чуть-чуть осталось. Идиотизм в нашей стране зашкаливает.

  3. Не понимающий я тебе усё объясню: Минобороны это шарашка которая на все 100% коррумпирована. Ты же помнишь Сердюкова, Васильеву, так чему же здесь удивляться. Есть один доктор наук, бизнесмен с усами, армянской национальности, который бывший президент ОАК вот он всех и «скупил». Вот от сюда и надо плясать, в этом корень всего нашего дебилизма. Если не веришь мне, почитай чего о нём пишут, глазам своим не поверишь.

  4. Не понимаю МО РФ, работали бы только с одной корпорацией, например Сухово, и все чем тратить млрд. США можно понять у них деньги много

  5. Значит для нужд ВКС? И если бы «глобальный молниеносный удар» был бы фейком, никогда в головы генералам Мо не пришла бы мысля расконсервировать мегадревний МиГ 25П. Меня другое удивляет. А как же Т-50?!!!!!!!!!!!!! Это не его задача? Там же функций, как у двух истребителей 4 поколения. Возможно Т-50 отправят ближе к прибалтике, А МиГ 25П ещё севернее, на новую землю. И вообще сейчас 2016 год, зачем его (МиГ 25П) расконсервировать на 4 года, так шо ли???

    Когда то МиГ установил рекорд скорости 3495 км/ч, даже в книгу рекордов Гинеса занесли.
    Не поняток слишком много. И серийных Т-50 очень мало будет. И не факт, что у Т-50 на 100% гиперзвуковые ракеты будут. Теперь надо верить, что будут строить новый скоростной высотный перехватчик, как однажды здесь же заметили, он нашим ВКС очень нужен. Так что ждём-с.

  6. Идеи минобороны поражают своей непродуманностью, и бредом. 1. Пока что гиперзвуковых самолётов НЕТ. 2. Использовать Д-30Ф6 вместо Р 15БД-30 по ряду причин крайне трудно (переделывать планер, и много другой работы) 3. Замена БРЭО. 4.Усиленное шасси. 5. Высокий ЭПР
    Тогда смысл всех этих переделок? По любому после 2027 года должен быть принципиально новый серийный перехватчик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя