22 июля исполнилось 120 лет со дня рождения Павла Сухого, основателя легендарного конструкторского бюро. Сегодня, по признаниям авиационных экспертов, ОКБ «Сухой» переживает второе рождение.
Реактивное будущее
Несмотря на то, что эксперименты и работу с проектированием самолетов конструкторское бюро под руководством Павла Сухого начало в 1930 году, настоящего прорыва удается достичь именно с появлением и серьезным развитием реактивной авиации.
Скорости, недостижимые ранее для советской авиации, начали постепенно превращаться из опасного врага — в верного союзника. Реактивные самолеты КБ «Сухого» не просто становились лучше от раза к разу — возрастала их ударная сила и развивалась способность завоевывать господство в воздухе в самых тяжелых условиях.
Су-11, Су-13, Су-15 и один из самых массовых самолётов Су-17 — все эти крылатые машины двигали отечественные военно-воздушные силы вперед с невероятной быстротой.
Охотники за танками
Класс штурмовой авиации, который в семействе КБ «Сухого» представлен самолетами Су-24 и Су-25, несмотря на многолетнее использование и колоссальный опыт, — все еще тема для обсуждений и глубокой, серьезной и кропотливой работы по модернизации. Специалисты в области авионики, систем вооружения и бортовых систем отмечают, что таким самолетам как Су-24 и Су-25, несмотря на их колоссальную эффективность, в скором времени «грозит» очередная волна модернизации.
Олег Пустоваров, специалист в области бортового электронного оборудования, инженер компании «Ростех» в интервью телеканала «Звезда» отметил, что возраст самолетов Су-24 и Су-25 еще ни о чем в профессиональном плане не говорит:
«Вы знаете, тут — с какой стороны посмотреть. Если задать себе вопрос выполняют ли эти самолеты поставленные задачи, можно сразу ответить, что да, выполняют. Но есть еще и другая сторона — это электроника и БРЭО, которые нужно постоянно совершенствовать.
Помимо двигателей, вооружения, электронику тоже важно развивать. Ведь хорошая вычислительная мощность на борту — это залог быстрого принятия решений, и, как следствие, быстрого выполнения поставленной задачи. Новая электроника разрабатывается и постоянно внедряется в самолеты, тем самым превращая их из обычных штурмовиков в оружие будущего, применять которое можно уже сегодня», — заявил эксперт.
Модернизация самолетов Су-24 и Су-25 под современные нужды, по словам военных представителей, — это лишь дань времени, процесс, который в ВВС России совместно с ОКБ «Сухого» освоили уже давно и успешно реализуют на практике, практически постоянно подвергая уже проверенные годами машины кардинальному обновлению.
Непревзойденный двадцать седьмой
О лучшем в мире истребителе — Су-27, сказано столько слов и снято столько фильмов, что впору выпускать отдельную энциклопедию, посвященную именно этому самолету. Уникальность самолета, принятого на вооружение в 1985 году, до сих пор не дает спокойно спать многим отечественным и зарубежным авиационным экспертам.
Пытаясь объяснить невероятные летные характеристики Су-27, одни ссылаются на конструкцию планера, другие рассказывают про тяговооруженность, третьи приводят в пример серьезную номенклатуру вооружения. Однако, есть среди тех, кто имеет право говорить об этом самолете открыто такой человек, слова которого, пожалуй, ценнее сотни мнений иных теоретиков.
«Невероятные ощущения. Самолет словно живой. Чувствуешь машину, и буквально каждое движение самолет за тобой повторяет. Такое ощущение дорогого стоит, поверьте мне. Совокупность систем управления и кропотливый расчет алгоритмов их работы и дает такой результат», — рассказывает Герой России, заместитель начальника летной службы компании «Сухой», летчик-испытатель Сергей Богдан.
Ударник труда
История семейства самолетов Су-27 и созданных на его основе самолетов, по признаниям специалистов, еще очень далека от своего завершения. По словам специалистов в области радиоэлектроники, вооружения, бортовых систем — семейство самолетов Су-27 еще далеко от той точки, когда пора завершать работы по модернизации проекта и разрабатывать принципиально новый самолет.
«Тридцатка», как называют самолет Су-30 летчики, лишнее подтверждение тому, что работа по модернизации самолета может из процесса по созданию «последователя» завершиться рождением совершенно иной (как по вооружению, так и по другим характеристикам) машины. Ударные возможности Су-30 без всякого преувеличения восхищают — до восьми тонн боевой нагрузки на 12 точках подвески может нести грозная «Тридцатка» ОКБ «Сухого».
Номенклатура вооружения этого самолета совершенно разная: от ракет «воздух-воздух» до блоков с неуправляемым вооружением, позволяющим эффективно работать и по наземным целям. Новые навигационные и электронно-оптические приборы, расширенный состав аппаратуры по управлению действиями в группе — над всеми этими системами в ОКБ «Сухой» трудились неустанно и результата своего, похоже, достигли.
Лучшим свидетельством успешности любого проекта, особенного военного, является интерес иностранных заказчиков к продуктам компании. Ангола, Алжир, Малайзия, Вьетнам, Китай, Индия, Индонезия, Венесуэла, Ирак — все эти страны по достоинству оценили возможности самолетов Су-30.
Небесный терминатор
Появление сверхманевренного истребителя Су-35 на мировой воздушной арене большинством критиков было воспринято как удар под дых. Большинство мировых авиационных экспертов, прибывших в 2013 году на авиасалон в Ле-Бурже, выступление Су-35 смотрели с открытыми от удивления ртами, не забывая при этом «щелкать» своими фотоаппаратами фигуры высшего пилотажа в исполнении российского истребителя.
«Самолёты так не летают!» — самая распространенная фраза на английском языке во время выступления самолета с красной звездой на крыльях. «Терминатор» Су-35: настоящая пятая симфония ОКБ «Сухой».
Результаты титанического труда и колоссальных по своей сложности исследований и работ увенчались абсолютным триумфом. По мнению заместителя главного конструктора по авиационному оборудованию АО НПО «ОКБ им. М.П.Симонова» Ильи Матвеева, в Су-35 реализован список из самых перспективных технических наработок в области авиастроения и электроники:
«Системы управления, электроника, да и сама конструкция планера… переработано было действительно много. Программное обеспечение, в том числе тоже заняло свое место в списке улучшений. От конструкции планера до систем обнаружения — все было переработано», — заявил эксперт.
Обо всех системах обнаружения в Су-35, многие из которых еще долго будут оставаться секретными, можно лишь рассуждать. Специалисты в области бортового оборудования на все вопросы о БРЭО (бортовом радиоэлектронном оборудовании) с улыбкой отмалчиваются. Известно лишь, что дальность обнаружения РЛС с пассивной фазированной антенной-решеткой в Су-35 составляет чудовищные 400 км. Этого, как заверяют эксперты, для устойчивого захвата и постановки цели на сопровождение — достаточно.
О перспективах
ОКБ «Сухой», по признаниям многих специалистов, сейчас переживает едва ли не второе рождение. Программа перевооружения, намеченная до 2020 года Верховным Главнокомандующим и президентом России Владимиром Путиным, — это лишний повод для всего ОКБ доказать, что лучшие в мире боевые самолеты производятся именно в России. Говоря о будущем, нельзя не упомянуть и нынешний проект ОКБ «Сухой» — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50.
Самолет, за секретами которого охотятся, без исключения, все технические специалисты мира, еще до своего появления приковал внимание всех авторитетных экспертов в области авиации. Представители ОКБ в беседах рассказывают, что работы над комплексом идут по плану. Говоря о том, какой потенциал был заложен в самолетах Су-27, Су-30, Су-35 и ПАК-ФА на ум приходят слова, сказанные одним из экспертов в области бортовой электроники:
«Эти самолеты создавались и создаются таким образом, что все оборудование, программы, железо и даже самые маленькие крепежные элементы спроектированы и продуманы таким образом, что сама вероятность отказов этих деталей по причине их качества исключается. Абсолютная надежность. Такой самолет будет работать, работать и еще раз работать и при этом выполнять задачи и беречь летчика от любых неожиданностей».
Отвечая на вопрос перспектив и будущего уже заслуживших высокой похвалы самолетов поколения 4 и 4++, заслуженный летчик-испытатель и Герой России Сергей Богдан ответил коротко и откровенно: «Потенциала этих машин хватит еще надолго. Десяток лет, если не больше».
Сотрудникам ОКБ, которые 22 июля отметили 120-ю годовщину со дня рождения создателя КБ Павла Осиповича Сухого, действительно есть, чем гордиться. Продолжая славное дело советской конструкторской школы, российские авиастроители успешно создают лучшие в мире истребители, равных которым нет и в ближайшее время не предвидится.
/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/
Цитата: «Известно лишь, что дальность обнаружения РЛС с пассивной фазированной антенной-решеткой в Су-35 составляет чудовищные 400 км.»
😀
В этих данных для «Ирбиса» про «дальность обнаружения 400 км по цели с ЭПР=3 м2» отсутствуют ещё два важнейших фактора, один из которых публики иногда дают в популярных журналах, иногда — не дают, это то, что здесь речь идёт о секторе в 100 квадратных градусах, 10°х10°.
И уж совершенно нигде не фигурирует для широкой публики время накопления сигналов в этом секторе.
APG-77 (установлен на F-22) сканирует весь сектор, 120°х70°=8400 квадратных градусов за 14 секунд!!!
Цитата: «Терминатор» Су-35: настоящая пятая симфония ОКБ «Сухой».
Эти данные были опубликованы на сайте НИИП им.Тихомирова 2.5-3 года назад и оттуда скопированы массой любителей российской авиации по всему миру.
РЛСУ «Ирбис» с РЛС с ФАР Н035 «Ирбис» разработана Научно-исследовательским институтом приборостроения имени В. В. Тихомирова как дальнейшее развитие РЛСУ «Барс» (самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ), Разработка РЛСУ начата в 2004 г., испытания опытного образца начаты в 2006 г.
Диапазон частот — X (8-12 GHz)
Диаметр ФАР — 900 мм
Углы обзора — ±120 град.
Время переключения луча — 400 мкс
Средняя мощность — 5 кВт
Пиковая мощность — 20 кВт
Количество приемо-передающих модулей — 1772 шт
Количество обнаруживаемых и сопровождаемых целей — 30 воздушных и 4 наземных
Количество одновременно целеуказуемых целей — 8 воздушных и 2 наземных
Дальность обнаружения:
— ЦЕЛИ С ЭПР 3 М² НА ВСТРЕЧНЫХ КУРСАХ — 200 КМ (В ЗОНЕ ОБЗОРА 17,3 Х 17,3 ГРАДУСОВ = 300 КВ.ГРАД.)
— цели с ЭПР 3 м² на встречных курсах на фоне земли — 170 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
— цели с ЭПР 3 м² на догонных курсах — 80 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
— цели с ЭПР 3 м² на догонных курсах на фоне земли — 50 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
На основании тех данных, что НИИПовцы оставили на своём сайте дальность обнаружения цели с ЭПР=3 м² — 200 км, можно пересчитать по главной формуле радиолокации дальность обнаружения с помощью этой же РЛС в этом же режиме (нам неизвестном!) цели с любой ЭПР:
Д2=Д1/(ЭПР1:ЭПР2)^0.25
ЭПР=1 м² — 200:(3:1)^0.25=152 км
ЭПР=0.1 м² — 200:(3:0.1)^0.25=85 км
ЭПР=0.01 м² — 200:(3:0.01)^0.25=48 км
ЭПР=0.001 м² — 200:(3:0.001)^0.25=27 км
ЭПР=0.0001 м² — 200:(3:0.0001)^0.25=15.2 км
То есть Су-35 обнаруживает F-22 на дальности 200:(3:0.0001)^0.25=15.2 км.
F-22 обнаруживает Су-35 на дальности 193:(1:10)^0.25=343.2 км — в режиме LPI (low-probability-of-intercept). В обычном режиме на дальности 225:(1:10)^0.25=400 км.
😀 😀 😀
Толку что у 22го такая навороченная РЛС, если оно летает как утюг.
В учебных боях F-22 против самолётов 4-го поколения F-15, F-16 и F-18 соотношение ДВБ:БВБ как 98% к 2%.
ДВБ — дальний воздушный бой (высокая маневренность не нужна)
БВБ — ближний воздушный бой
С таким навороченным радаром он будет уничтожать цели не входя в ближний бой! Противник даже не успеет понять, от куда и кто его уничтожить!
Ага, атакуемый истребитель ни как не будет реагировать на облучение, чушь не пори.
Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI) делает бесполезными обычные системы СПО/РТР. Радар AN/APG-77 способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР, таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отраженной назад к цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет трудно обнаружить F-22.
На всякое действие есть противодействие, так что не всё так гладко с 22м, как вы мечтаете.
Да с Ф-22 не все гладко, но он уже есть и летает 10 лет! А у нас такое ( а скорее всего хуже) появится не раньше 20-го года!))))
Ой не 10 а 20 лет)))
Не знаю что там у вас появится, может член на лбу, но в России истребитель 5го поколения уже есть, иначе с чего пиндосы кипятком писаются.
А простите я же забыл для вас су-27 и миг-29 -это 5 поколение:D)))
Я не такой тупой и безграмотный, как у твоего отца дети, что бы путать 4е поколение с 5тым. Желаю скорейшего излечения от тупизны.
Нет у нас в России никакого истребителя пятого поколения. И неизвестно когда будет. На пак фа только двигатель начали испытывать. Он все ещё летает на старом от су-35. А радар с АФАР для пак фа вообще только на стадии разработки
Толку от маневренности на СУ-35, если тебя увидят и собьют ещё до того, как ты увидишь своего противника?
Блин совсем недавно писал точно такой же коммент под статьей где написано что т-50 истребитель 5++++++ поколения!
Этот коммент про комментарии Guest!
Как задолбали идиоты которые бездумно копируют рекламные материалы.
Ну с чего вы взяли что ЭПР ф-22 = .0001? Давайте я скажу что ЭПР нашего самолета .0001 вы мне поверите? Взрослые люди, а в сказки верите. Во первых эта инфа секретная. Во вторых, нет таких ЭПР у истребителей. Голову включайте, там пара движков из метала.
Уже были статьи экспертов и ученых все более менее адекватные статьи сходятся что ЭПР примерно 0.2-0.5 и у них и у нас.
Если вы думаете что в США ученые имеют те » божественные» знания которые позволяют им добиться невозможного. То это не так. Во первых и у нас головы светлые есть. Во вторых, после войны в Югославии Россия получила обломки f-117, заметьте что f-22 к этому времени уже летал. А значит был сделан по близким к f-117 секретным технологиям и нашим это все известно. Так что никакого там умопомрачительного технологического разрыва между самолетами пак фа и ф-22 нет. Я бы сказал что наши скорее более интересный в плане невидимости вариант имеют, так как технологии с момента создания ф-22 ушли вперед, разыв то лет 15.
Цитата: «Ну с чего вы взяли что ЭПР ф-22 = .0001?»
Aviation Week & Space Technology — один из самых влиятельных и авторитетных авиационно-космических журналов в мире, в 2009 году опубликовал статью, в которой утверждалось, что ЭПР F-22 — 0.0001 м² (-40 dBsm), а ЭПР F-35 — 0.001 м² (-30 dBsm).
На пике интереса к F-22 компания Lockheed Martin заявляет, что ей удалось создать истребитель, характеристики которого превышают заданные требования. В частности, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИРМЫ ЗАЯВЛЯЮТ, что ЭПР самолета составила порядка -40 dBsm (0.0001 м²). Для сравнения, ЭПР истребителя F-35 составляет -30 dBsm (0.001 м²), или равна отражающей поверхности мяча для гольфа.
=======================================
У F-22 и F-35 вся обшивка, практически на 100% изготовлена из углепластика.
У Т-50 только 70% обшивки выполнено из углепластиков.
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ПАК ФА РАССКАЗАЛ ОБ ИСТРЕБИТЕЛЕ
«Доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%», — сказал А.Давиденко в понедельник журналистам.
Ссылка: http://www.paralay.com/pakfasu.html
На F-22/F-35 применены S-образные каналы, тогда как на Т-50 прямые ВЗ + радар-блокер.
Фото ВЗ Т-50: http://militaryrussia.ru/i/284/254/N0ReA.jpg
Прямые ВЗ + радар-блокер — НИКОГДА не дадут такого же снижения ЭПР, как S-образные каналы. Об этом написано в книге Radar Cross Section, Second Edition, Eugene F. Knott, John F. Shaeffer, Michael T. Tuley; Издание 2004 года. Стр. 240-242.
ИНСТИТУТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ РАН (ИТПЭ РАН)
«В связи с тем, что ОТРАЖЕНИЕ ОТ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОЗАБОРНИК–ДВИГАТЕЛЬ ДАЕТ ОСНОВНОЙ ВКЛАД В ЭПР САМОЛЕТА, математическое моделирование процессов рассеяния играет исключительно важную роль.»
Ссылка: http://www.itae.ru/science/topics/№4 (стелс).pdf
Рисунок из этой книги (Radar Cross Section), показывающий превосходство S-образных каналов:
http://s017.radikal.ru/i412/1503/db/4b7bb6ed8caf.jpg
Как видно, S-образный ВЗ превосходит прямой при любых углах обзора.
Это обусловлено большим числом отражений ЭМ-волн в S-образных каналах, покрытых РПМ.
Для того, чтобы использовать S-образные каналы нужен очень мощный двигатель, такой как F-119. В России такой двигатель должен быть создан к 2020 году (двигатель второго этапа). Но переделывать планер Т-50 никто не будет.
Об авторах:
Юджин Ф. Кнотт получил степень магистра в области электротехники (electrical engineering) в Мичиганском университете в 1966 г. Он провел 16 лет в радиационной лаборатории Мичиганского университета, в которой проводились измерения ЭПР лабораторных моделей и разрабатывались модели для прогнозирования ЭПР. Позднее он перешел в Технологический институт штата Джорджия.
Джон. Ф. Шафер имеет степень Ph.D. в физике и был менеджером в программе стелс-технологий для Lockheed Georgia Possum Works. Он был ученым-исследователем в институте Georgia Tech Research; где эта книга была первоначально написана вместе с первыми коротким ЭПР курсом, и был одним из основателей Marietta Scientific, Inc.
Майкл Т. Тулей получил степень магистра в области электротехники (electrical engineering) в Технологическом институте Джорджии в 1972 году. Он провел 26 лет в Технологическом институте Джорджии, проводящем исследования ЭПР, стелс-технологий и РЛС.
В 1998 году он перешел в институт для оборонного анализа, где он обеспечивает аналитическую поддержку для управления министра обороны, оборонных агентств и объединенного командования. В 1997 году он был избран членом IEEE за его вклад в стелс-технологии.
Этим Шариковым ничего не докажешь. Они здесь не для того, что бы выяснить истину, а просто … «постебаться». Да и словарный запас состоит лишь из двух слов — «пиндосы» и «гейропейцы». Читая их комментарии, начинаешь понимать, что так они называют всех тех, у кого словарный запас больше. В общем, грустная история про ограниченных людей …
О пиндосовское мнение отвлеклось от лыбзания пиндосовского члена и решило по умничать, эй профурка не отвлекайся от любимого занятия, а то пропустишь содержимое пиндомовского оргазма и останешься голодным.
А что касается словарного запаса; ну знает оно слово МОНТАНА, давайте за него порадуемся, ведь не часто встретишь подпиндосника с таким большим словарным запасом.
S-образные каналы F-22: http://forumimage.ru/uploads/20150515/14317101623815859.jpg
Growler собрал в кучу всё лучшее , что написали амеры и выдаёт это за истину. Это как по паспорту «Ваша машина будет есть на 100 км — 3,5 литра». Ура — у меня теперь самый экономичный двигатель.
Как-будто F- 22 будет не лететь , а парить и его двигатели всегда будут выключены, угол обнаружения будет минимальным, погода отвратительная, а напоследок даже радар, тоже можно будет выключить(а вдруг заметят). Ну тогда точно мяч для гольфа.
Именно поэтому согласен с Дмитрием, что ЭПР будет примерно 0.3-0.4, что вполне достаточно для, чтобы амеры бошку чесали и думали откуда прилетит 40Н6Е.
Смотрел вооружение F-22 это AIM-120C AMRAAM — макс. дальность пуска 120 км. Так-что убивать кого-то на расстоянии в 400 км просто нечем, даже если увидел. Тип подвески отсутствует(а вдруг заметят))))
опять фанаты Ф-22 перепечатывают липовые ттх, которыми амеры решили пугать русских, чтобы русские погрязли в работе над достижением «липовы» ттх раптора, я думаю наши спецы давно сделали макет раптора в натуральную величину из композита и облучили его со всех сторон, иначе не говорили бы , что у раптора эпр 0,3. по любому ракеты раптора не долетят до цели, из-за противодействия РЭБ и систем обороны сухого — мига, и рапторам придется убегать пустыми ( без ракет) или ввязываться в ближний бой с пушками
Цитата: «по любому ракеты раптора не долетят до цели, из-за противодействия РЭБ и систем обороны сухого»
Американские ракеты — самые помехозащищенные. Кроме того, у них есть режим «наведение на помеху».
😀
Американские ракеты, самые ракетные из всех ракет. (:
Это же надо,-ракеты пиндосов, умнее самих пиндосов.
Один заслуженный лётчик сказал,-ракета дура, за неё должен думать лётчик, т.е. мало стрельнуть, нужно стрельнуть так что бы попасть,
Кот-333, откровенный баран. Ты, тупоголовый, хоть слушай, что тебе умные люди говорят. Внимай этому, гей пиндосярник.
Ты себя считаешь умным,-какое заблуждение.
А-ну тебе травмированному изделием номер два, в момент зачатия, простительно.