Немалое значение сейчас уделяется разработкам перспективной военно-морской техники. И оборонительные воздушные комплексы пилотируемой и беспилотной противолодочной патрульной авиации являются не менее значимыми, чем проекты кораблей класса «корвет» или «фрегат». Многократное уменьшение шумности современных многоцелевых атомных подводных лодок, а также появление сверхмалошумных анаэробных ВНЭУ, позволяющих неатомным подлодкам находиться под водой более месяца определило необходимость в модернизации большого количества имеющихся противолодочных самолётов Ил-38, а также Ту-142М3.
Дело в том, что уменьшение шумности современных ПЛ позволяет им оставаться практически невидимыми даже для самых высокочувствительных ГАК уже начиная с первой дальней зоны акустической освещённости, т.е. 40 и более километров от ГАС, благодаря чему они способны обойти корабельные ударные группировки с большими противолодочными кораблями и приблизиться на дистанцию возможного применения ракетного вооружения (СКР BGM-109C/D и др.).
И в этом случае именно патрульный противолодочный самолёт способен поправить ситуацию: полное оперативное превосходство над кораблями даёт возможность за равный участок времени просканировать своим прицельно-поисковым комплексом гораздо больше подводного пространства и перекрыть подводные участки, недосягаемые для «просмотра» корабельными ГАК. В морской авиации России существует два основных противолодочных комплекса, проверенных временами холодной войны — Ил-38 и Ту-142. Их БРЭО от недавнего времени не соответствует современным угрозам, поэтому и по одному и по второму самолёту стартовали программы по глубокому усовершенствованию систем навигации, поиска целей и обработки информации. В планах создание «цифровых бортов» для как можно большего количества самолётов.
Однажды мы уже готовили материал относительно дальнего противолодочного самолёта Ту-142М3. Его радиус действия без дозаправки составляет 6500 км, что наделяет его способностью «охоты» за АПЛ НАТО и США в самых удалённых участках Мирового океана (Западной Атлантике или АТР). Ведётся модернизации более 20 таких самолётов, а также ведутся работы по совершенно новому противолодочному самолёту. Доработанные Ту-142М3 сейчас являются классовым аналогом американского P-8C «Орион».
Но в ближней обороне морских рубежей страны гораздо более важную роль играют самолёты типа Ил-38, — противолодочные самолёты «на каждый день». Их цель – защита ближних рубежей стратегических оперативных направлений в омывающих морях и океанах от атомных ударных подводных лодок противника, несущих крылатые ракеты, способные причинить огромный ущерб материальному состоянию страны в любом региональном неядерном конфликте.
В мае 1961 года были поставлены основные тактико-технические требования к патрульному противолодочному самолёту Ил-38, который создавался на базе пассажирского Ил-18В. И уже летом-осенью 1965 года прошли испытательные полёты с использованием прицельно-поисковой системы «Беркут», доводка которой продолжалась около 8 лет. Система представляла собой достаточно сложное на то время оборудование: БЦВМ для обработки акустической информации с поисковых РГБ-1, корректирующих РГБ-3 и РЛС «Инициатива». Радиогидроакустические буи позволяли обнаруживать подводные лодки в радиусе 60 км в состоянии штиля или небольшого волнения моря.
На испытаниях самолёты Ил-38 зарекомендовали себя хорошо и пошли в серийное производство. И уже в 1975-м году был подписан первый контракт между СССР и Индией, которая нуждалась в создании достойной ПЛО от пакистанских ДЭПЛ французской постройки «Дафне». Самолёт вполне удовлетворял требованиям ВМФ СССР/России и заказчиков вплоть до конца 90-х гг., пока во флотах стран НАТО, Японии не появились шведские ДСЭПЛ типа «Gotland», немецкие ДЭПЛ типа «U-212» и японские ДЭПЛ/ДСЭПЛ типа «Оясио». Основную же угрозу представляли 3 американские МАПЛ класса «Sea Wolf», которые на тот момент были одними из самых тихих и «зрячих» ударных ПЛ в Мире, приближающихся по ТТХ к современному отечественному проекту 885 «Ясень». Тогда и стали задумываться о модернизации Ил-38Н.
Модернизацию самолётов Ил-38 до версии «Н» курировал известнейший авиаконструктор ОКБ Ильюшина Радий Папковский ещё с начала 90-х гг., именно в честь него и был назван первый модернизированный Ил-38Н, который после передачи Военно-морскому флоту сразу отправился на авиабазу 859-го Цента боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации в кубанском городе Ейск.
Самолёт получил совершенно новый цифровой поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38», и список выполняемых задач был значительно расширен. Комплекс «Новелла», производимый ОАО «ХК» Ленинец», является изделием высоких технологий: помимо стандартной РЛС обнаружения морских надводных целей и БЦВМ обработки акустических данных (в ППС «Беркут»), «Новелла-П-38» имеет ряд вспомогательных пассивных датчиков и систем радиоэлектронной и оптико-электронной разведки для определения намерений противника на морском ТВД.
Станция РЭР способна обнаруживать источники радиолокационного излучения (корабельные РЛС/МРЛС систем ПВО), перехватывать каналы тактической радиосвязи в самом широком диапазоне волн: по частоте излучения определять, «обзорный» или «стрельбовой» режим использует РЛС противника, а также передавать данные, необходимые для постановки РЭП другим подразделениям.
«Новелла-П-38» имеет и оптико-электронный комплекс ТВ/ИК-диапазона «Ланнер-А». Комплекс устанавливается в герметичной гиростабилизированной турели, размещённой под носовым обтекателем Ил-38Н. Работает в простых и осложнённых метеоусловиях, имеется возможность обнаружения человеческих силуэтов и спасательных плотов в воде в ходе поисково-спасательных операций. «Ланнер-А» способен работать и по наземным объектам, что даёт «Ильюшину» некоторые возможности разведывательного Ту-214Р. «Ланнер-А» (НВ-0101) имеет зону обзора по азимуту 200 градусов, по углу места от -20 до +115 градусов.
Радиолокационный комплекс высокого разрешения способен обнаружить F/A-18E на расстоянии до 85 км, РКр класса «Тикондерога» — 300 км. Пропускная способность – не менее 50 целей. Данная система гораздо более совершенная, чем та, что установлена на американские «Орионы», британские «Нимроды» и французские «Атлантики ATL3».
Комплекс обнаружения магнитных аномалий устанавливается в хвостовой части самолёта, он может определять расчётное место присутствия металлического подводного объекта (ПЛ) по изменению геомагнитного поля: уйти от этой системы не сможет ни современная ДСЭПЛ «Сорю», ни «Скорпене».
Командно-штабное применение в связке с Су-34
Мало где упоминается, что Ил-38Н может использоваться в связке с самым массовым и совершенным тактическим истребителем-бомбардировщиком Су-34. Этот самолёт также имеет детектор магнитных аномалий, способен функционировать в системе ПЛО и обрабатывать информацию от 72 РГБ. Радиолокационный комплекс и противолодочные системы «Сушки» разработаны всё той же холдинговой компанией «Ленинец», благодаря чему Су-34 и Ил-38Н могут действовать в единой системе ПЛО с помощью командно-тактического связного оборудования установленного на Ил-38Н.
В ходе подобной совместной операции звено или даже эскадрилья Су-34 может быть распределена между несколькими обширными морскими/океанскими секторами: вся получаемая информация будет передаваться на АРМ операторов Ил-38Н (выступающим командно-штабным самолётом), где будет сформирована общая картина подводной и надводной обстановки целого оперативного направления, передаваемая в цифровом виде в Главный штаб ВМФ России.
Такая «связка» сможет проконтролировать любое стратегическое направление: от Балтийского до Северо-Западного, что ликвидирует отставание временно слабой системной увязки наших противолодочных кораблей перед западными КУГ с участием «Иджис-кораблей». Не зря именно многоцелевой Су-34 сейчас в наиболее массовой серии. Помимо этого, Су-34 способны прикрывать Ил-38Н от палубной истребительной авиации противника, так как сами умеют вести воздушный бой.
Для ВМС Индии разработана модификация самолёта Ил-38SD (“Sea Dragon”) с одноимённой ППС «Морской Змей» система обладает аналогичными параметрами радиолокационного комплекса, что и «Новелла», отсутствует только элементная база системы радиоэлектронной разведки, которая ещё долго будет засекречена и не разрешена для экспорта.
Вооружение самолёта представлено противокорабельными ракетами Х-35У, различными современными активно-пассивными РГБ, торпедами АТ-1/2, глубинными и осветительными бомбами, общая нагрузка может доходить до 8,5 тонн. АРМ двух операторов имеют 4 широкоформатных ЖК МФИ, каждый из которых может в одном интерфейсе открывать одновременно несколько информационных окон БРЭО (одновременно ПО РЛК и ГАС или тактическую карту), командир имеет более крупный дисплей информации. Ил-38Н может на удалении 1000 км от берега контролировать морскую зону протяжённостью до 2500 км, совместно с эскадрильей Су-34 – до 5 – 7 тыс. км, продолжительность дежурства может быть увеличена при наличии самолёта-танкера Ил-78М.
30 июня Военно-морской флот России получил 5-й модернизированный Ил-78М «Фёдор Золотухин». В данный момент поэтапно модернизируются и распределяются по флотам все самолёты этого типа, именно от них зависит сейчас безопасность морских подступов к России.
Однако, современных планеров такого типа у нас нет. Значит, экспортный потенциал практически отсутствует. И те 50 штук Ил-38, что были выпущены со временем закончатся.
Впрочем, можно взять более легкий самолет и оставить на нем только аппаратуру РЭР, а оружие будут применять другие — те же Су-34.