Вчера над акваторией Эгейского моря произошла очередная тактическая провокация со стороны ВВС Турции, которые в количестве 6 истребителей F-16C 20 раз нарушили греческое воздушное пространство в спорной 4-мильной зоне над Эгейским морем, в результате чего греческим истребителям “Mirage-2000” пришлось осуществлять «выдворение» агрессора с предупредительным «захватом» на точное автосопровождение (режим подсвета цели, позволяющий осуществлять боевой пуск ракет «воздух-воздух» одним нажатием).
Подробности инцидента выясняются. Турция же в очередной раз подтверждает свои имперские замашки на континентальный шельф Греции в Эгейском море, а также показывает, что готова действовать и силовыми методами, пилоты турецких F-16C отреагировали подобным образом, несмотря на нарушение воздушной границы.
Здесь, в Средиземноморье, мы собственно наблюдаем мини-версию «арктической гонки», которая уже продолжительное время находится в состоянии апогея. И чтобы разобраться в данном непростом споре, где для решения вопроса используются национальные ВВС двух государств, необходимо обратиться к истории разногласий.
Эгейское море имеет очень многочисленную островную сеть, где практически все небольшие острова, помимо Тенедоса и Имброса, принадлежат Греции, при этом, многие острова находятся в непосредственной близости к побережью материковой Турции, из-за чего ещё в 1931 году для греческой стороны была проведена делимитация воздушного пространства с учётом близости к турецким территориальным водам. Согласно делимитации, Греция получила 10-мильную зону воздушного пространства вокруг каждого из своих островов, а также 6-мильную зону территориальных вод вокруг этих островов.
В ситуации с другими государствами две этих зоны в основном равны, но в Эгейском сделано исключение, которое учитывает и турецкие экономические интересы, предусматривающие работы по исследованию части континентального шельфа, расположенного вне 6-мильной зоны Греции. Но турецкой стороне, которая претендует на контроль всего Восточного Средиземноморья и даже половину греческих островов в Эгейском море, этих уступок оказалось мало, и с 1974 года Турция в одностороннем порядки отказывается признавать 10 миль (19 км) греческого воздушного пространства над островами Эгейского моря, а также начинает вторгаться и 6-мильную зону греческих прибрежных вод, где турецкие ВМС часто проводят несанкционированные военные учения и т.д.
Начиная с 1996 года происходят регулярные воздушные столкновения между ВВС двух стран-участниц НАТО, которые привели к гибели двух лётчиков с обеих сторон. В 1996 году греческим многоцелевым истребителем «Mirage-2000EG» был перехвачен турецкий F-16D, — погиб турецкий лётчик Неил Эрдоган, а в 2006 году турецкий F-16 столкнулся с греческим F-16, греческий пилот Костас Иликиас не смог катапультироваться и погиб. В 2012 году произошёл затяжной условный воздушный бой между двумя звеньями F-16 ВВС Греции и Турции, спровоцированный турками, тогда обошлось без жертв.
Что является самым важным в этих внезапных и опасных схватках без объявления войны, это подлётные оперативные направления турецких истребителей, которые неожиданно появляются над цепью греческих островов с Северо-Восточного, Восточного и Юго-Восточного оперативных направлений, т.е. турки отрабатывают территориальную операцию по завоеванию господства в воздухе, которую они рассматривают в качестве будущего решения вопроса принадлежности Эгейского моря.
Данная ситуация может и усугубиться, поскольку в последнее время греческий кризис вызывает всё больше антизападной риторики со стороны значимых лиц государства; часть страны открыто и оправдано поддерживает Новороссию, греки запомнили плохое отношение к своей диаспоре в Крыму с украинской стороны, а Турция, напротив, поддерживает Киев во всех вопросах, касающихся Крыма и Донбасса. Кипр же является отдельной, ещё более сложной темой для разговора.
Турция не останавливается перед идеями доминирования в этом регионе, и абсолютно не учитывает абсолютно никаких пунктов Международного морского права по отношению к Греции, а также высказывается о географических и военных привилегиях страны в Средиземноморье, которые помогут ей господствовать и получать экономические выгоды даже в разрез с интересами соседних государств.
Насколько сильна нынешняя Греция? И сможет ли она отстаивать свои интересы против такой региональной мини-сверхдержавы как Турция?
Сейчас Греция переживает кризисные времена: резкий дефолт, меры жесткой экономии для дальнейших финансовых «вливаний» со стороны западных кредиторов вызывают среди населения массовые недовольства, которые приводят к крупным манифестациям с использованием «коктейлей Молотова», совершением погромов и т.д. Страна движется к большим переменам, связанным со сменой внешнеполитических приоритетов, внутренними реформами и другими метаморфозами. Между тем Вооружённые силы Греции поддерживают отличный боевой потенциал, позволяющий отвечать на различные внешние угрозы суверенитету страны.
ВС Греции имеют приличный контраст между различными родами войск. ВМС Греции имеют достаточно многочисленный корабельный состав, но представлен он устаревшими кораблями со слабыми возможностями ПВО-ПРО и отсутствующими возможностями нанесения «глубоких» ударов по наземным объектам в глуби континента. Большое тактическое значение в плане обороны могут играть лишь 4 находящихся в строю фрегата типа «MEKO 200NH»: на их бортах установлено по 16 ЗУР RIM-162 “ESSM” и по 4 ПКР RGM-84 “Harpoon”. Эти корабли наиболее функциональны в греческих ВМС. Остальные 10 фрегатов типа «Standard» имеют на вооружении по 8 ПКР «Гарпун» и корабельные ЗРК «Sea Sparrow» с ЗУР RIM-7M, которые не способны отражать массированных ракетно-авиационных ударов (маневренность и дальность устаревших ракет RIM-7M ограничены 22G и 20 км соответственно), кроме того, — система имеет меньше целевых каналов.
Остальной флот представлен 9 ракетными катерами типа «La Combattante III» и 6 катерами типа «148», и 3 РК типа «Руссен», которые оборудованы РЛС обзора и стрельбы артиллерийским оружием с дальностью действия до 35-40 км (Thomson-CSF «Triton», Thomson-CSF DR 2000S, Thales MW08 3D), а также оптико-электронными прицельными комплексами фирмы «Thales». Катера оснащены 4 ПКР «Гарпун» и имеют хорошие мореходные качества.
Подводный флот имеет 8 ДЭПЛ типа «209» с 8 533-мм торпедными аппаратами и возможностью оснащения ПКР UGM-84 “Sub Harpoon” или 14 торпедами, а также одну более перспективную ДЭПЛ тип «214», построенную на немецких верфях «Howaldtswerke-Deutsche Werft». Лодка является одной из самых тихоходных в Западной Европе и несёт самый разнообразный спектр ракето-торпедного вооружения. Оснащена анаэробной ВНЭУ на серебряно-цинковых аккумуляторах. Ещё три таких подлодки строятся для греческих ВМС, турецкий флот такими субмаринами не располагает.
В ту же очередь, ВМС Турции имеют на вооружении 8 фрегатов «Барбарос» и «Явуз» (тип «MEKO 200»), все они оснащены наиболее современной версией ЗРК «ESSM» (RIM-162), ещё 8 фрегатов типа «Оливер Хазард Перри» обеспечивают дальний рубеж морской ПВО Турции.
При сравнении флотов видно, что турецкий имеет лучшие оборонительные возможности, греческий – ударные (узко противокорабельного характера). На вооружении ВВС и ВМС Турции имеется солидное количество ПКР «Гарпун», что определяет необходимость прикрытия греческого флота системами ПВО, развёрнутыми на островах Эгейского моря, если дело дойдёт до конфликта (иначе флот просто не выживет).
Для размеров своей территории Греция имеет неплохую ПВО, способную прикрыть не только материковую часть страны, но и все острова Эгейского моря, расположенные опасных рубежах с Турцией.
В составе ВВС присутствует:
— 36 пусковых установок ЗРК противоракетной обороны «Patriot PAC-3»;
— 12 ПУ ЗРК С-300ПМУ-1 (2 дивизиона по 6 ПУ);
— 4 ЗРК «Тор-М1» и 9 французских ЗРК «Crotale»;
— 156 модификаций многоцелевых истребителей F-16C и D (Block 30 – 52M), 22 истребителя «Мираж-2000-5/EGM/BGM» и 39 тактических многоцелевых истребителей F/RF-4E “Phantom II”.
Такого авиапарка хватит на все 208 турецких F-16C/D. Кроме того, греческие ВВС имеют 4 отличных самолёта ДРДО и У EMB-145H AEW&C бразильской разработки. На самолёте установлен РЛК «Erieye» на основе АФАР шведской фирмы «Ericsson» с дальностью обнаружения истребителя типа F-16C на удалении 350-380 км. Этот комплекс позволит ВВС Греции оповещать пилотов истребителей и операторов наземной ПВО о приближении турецких самолётов задолго до их появления над Эгейским морем.
Предотвратить регулярное нарушение воздушного пространства могла бы установка одного С-300ПМУ-1 на одном из островов в восточной части моря, эффект бы был незамедлительным. Тем не менее, Минобороны страны медлит с темпами построения грамотного противодействия турецким провокационным поступкам, возможно правительство Греции сильно погрязло во внутренних проблемах. Но впереди тот момент, когда Греции придётся «держать удар», и она это сделает. Кризис-кризисом, а целостность важней.