УДК-вертолётоносец пр. "Прибой" будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

france-rus-warship

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. "Прибой" будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ
УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров. В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями.

Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль», его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.

Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Читайте также  «Сирийский экспресс» надорвался

Такое радикальное усовершенствование концепции применения вертолётов сможет стать важной частью в обеспечении «закрытого воздушного пространства» над береговой территорией, где УДК прибой будут проводить задачи по высадке бронетехники и десанта на территорию противника. Сейчас проект «Прибой» предусматривает транспортировку и использование 8 ударных вертолётов с палубы корабля, но после полного завершения проектных работ эти цифры могут измениться. Также на палубе прибоя могут размещаться многоцелевые вертолёты Ка-27. Стоит учесть, что подобные морские ударные системы на базе вертолётов не разрабатываются ни в странах Западной Европы, ни в США.

Компактность корабля водоизмещением 14000 тонн не ограничивается небольшими длиной и шириной. Осадка корабля будет составлять всего 5 метров, у «Мистраля» -6,3 м, у «Ивана Рогова» — 7 м. Такая осадка придаёт УДК дальней морской зоны множество преимуществ маневрирования в водах, заливах и проливах, где часто наблюдается мелководье (корабль сможет почти без ограничений заходить в такие моря как Азовское). Показатели осадки наиболее важны именно для кораблей-вертолётоносцев и УДК с тактической точки зрения, поскольку иногда, в момент проведения операции, необходимо как можно ближе подходить к противнику, а мелководье может помешать это сделать кораблю с большой осадкой; ударные вертолёты же зачастую имеют боевой радиус действия не более 400 км, из-за чего противник на суше может остаться вне пределов досягаемости ударных вертолётов.

УДК пр. «Прибой» будут иметь дальность плавания около 11500 км, крейсерскую скорость 15-16 узлов, а максимальную – 20 узлов, что не отличается от «Мистраля». Только лишь на экономном ходу «Мистраль» имеет почти 2-кратное преимущество по дальности до 20000 км. Автономность «Прибоя» будет 2-хкратно превышать показатели «Мистралей» (длительность автономного похода – более 2-х месяцев).

Достаточно важным критерием можно считать десантные способности док-камер и бронетанковых трюмов по транспортировке тяжёлой и лёгкой бронетехники, десантных катеров, а также полностью экипированной морской пехоты или десанта. Здесь «Прибой» также ничем не отличается от зарубежных изделий типа «Хьюга» и «Мистраль». Корабль способен взять во внутренние отсеки 60  единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков, в качестве средств оперативного десантирования, в условиях невозможности подхода к береговой зоне УДК, на корабле предусмотрено 4 десантных катера пр. 11770М или 2 пр. 12061М.

Одним из важнейших показателей универсальности данного корабля перед западными является оснащение носовым высадочным устройством и 25-35 метровой прочной сходней, которая перед десантированием выдвигается из под верхней палубы гидравлическими приводами, всё в традициях старой, доброй и надёжной советской школы кораблестроения!

Небольшие размеры УДК «Прибой», а также уменьшение радиолокационной заметности предусмотрены также для возможности применения данного корабля в роли командно-штабного корабля КУГ/АУГ ВМФ России. Известно, что в момент «звёздного налёта» противокорабельных ракет противника, активная радиолокационная головка самонаведения захватывает более радиоконтрастную цель, т.е. более крупный и видимый корабль, а радиолокационная сигнатура данного корабля не будет большей, чем у фрегата ЭМ пр. 956. Но существует и более умное ВТО с ТВ и ИК-ГСН, к примеру, AGM-84E или такие изделия как тактическая ракета «NLOS», в таком случае отбиваться явно потребуется. С этой целью «Прибой» оснащается, как минимум, 3 боевыми модулями многоканального корабельного ЗРАК «Панцирь-М».

Читайте также  Китайский флот получил четвертый ДВКД проекта 071

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М»/«Палица» является морской модификацией сухопутного ЗРАК «Панцирь-С1» и унаследовал его аналогичные огневые характеристики. ЗУР 57Э6Е имеет радиокомандную систему управления по координатам, которые передаются в БЦВМ ракеты с оптико-электронных и радиолокационных средств обнаружения и целеуказания на боевом модуле. Для наведения ракеты используются радиолокационный и оптический ответчики в хвосте ракеты, которые позволяют системе управления огнём на боевом модуле наиболее точно соотнести координаты ЗУР-перехватчика и цели для сведение ЗУР с целью.

Скорость полёта ЗУР составляет 1300 м/с, дальность и потолок перехвата – 15 и 20 км соответственно. Максимальная скорость поражаемой цели составляет около 3650 км/ч. Скорость наведения составляет 100 град/с, благодаря чему могут быть перехвачены даже ПРЛР, летящие в соседний корабль обеспечения, прорвавшиеся в ближний рубеж обороны.

Радиолокационный канал «Палицы» представлен «фазатроновским» многофункциональным радиолокатором с ФАР 1РС2 и РЛО 1РС1-1Е, в котором установлен радиозапрсчик «свой-чужой». Автономный оптический пеленгатор – двухканальным ТВ/ИК-визиром, способным захватывать ПРЛР типа «HARM» с дистанции 14 км, крылатой ракеты AGM-86C – 13 км, и ПКР «Гарпун» — около 9-11 км. Многофункциональный радиолокатор и оптический пеленгатор способны захватывать по 2 воздушные цели, реализуя одновременный обстрел 4 воздушных целей, при этом за минуту могут быть обстреляны до 10 целей. Производительность КЗРАК «Панцирь-М» вместе с 2х6 30-мм АП превышает показатели КЗРАК кортик почти в 2 раза.

БМ КЗРАК "Панцирь-М"/"Палица" будет установлен на "Прибой" в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника
БМ КЗРАК «Панцирь-М»/»Палица» будет установлен на «Прибой» в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника

На проекте УДК «Прибой» 2 модуля «Панцирь-М» установлены в нишах по края правого борта, корабля, а также в передней части на краю левого борта, существует возможность установки ещё одного модуля в задней нише борта. Таким, образом, система ПВО «Прибоя» может вести огонь одновременно по 12 атакующим ракетам, за минуту может быть обстреляно до 30 опасных объектов. По сути, данный УДК может быть и командно-штабным кораблём и кораблём ближней ПВО небольшого корабельного соединения.

Аналогичными параметрами ПВО сегодня обладает только один вертолётоносец – японский «Хьюга», на котором установлена японско-голландская МРЛС FCS-3A и последний экспортный вариант КЗРК RIM-162 “ESSM”.

Командование ВМФ России выражает надежды, что в ближайшие годы будет заложено не менее 4-х кораблей проекта «Удалой», которые смогут частично восполнить недостаток современных десантных, ударных и противокорабельных морских систем в российском флоте.

/Евгений Даманцев/

51 КОММЕНТАРИИ

  1. Вообще не понятно, для чего изначально огромные деньги вкладывались в одного из партнёров НАТО, а нам это «нато» было? Вместо того, что бы свою оборонку поднимать.

    • Отвечу на ваш вопрос и на вопрос автора поставленный в начале статьи! Во первых вам необходимо прочитать статью «как принимали российский мистраль»! Она недавно появилась в рубрике аналитика! Там нашему моряку обучающемуся на мистралях во Франции задают вопрос нужны ли они нам? И он отвечает, что нужны! И аргументирует свой ответ тем что наша школа кораблестроения сильно отстала за последние 25 лет и нам есть много чему поучиться! Я с этим полностью согласен, т.к купив Мистраль мы в первую очередь покупаем технологии! И во вторых наши верфи на данный момент не способны строить корабли с таким водоизмещение! Адмирал Кузнецов строился на Украинской верфи! И все это осталось за границей! Еще можно добавить что корабли строящиеся у нас все переходят в статус «долгостроев» и жрут из бюджета средства, ведь рабочим надо плотить зарплату! И все это из-за сильного экономического отставания мы попросту не можем произвести двигатели, биус и т.д.! А Франция построила Мистрали в рекордные сроки и по доступной цене! И как бы не пищали наши СМИ мистраль современное и отвечающее всем современным требования судно которых у нас нет но которые нам нужны! «Прибой» это всего лишь проект реализуемый еще не скоро! А если учесть, что это модернизированный и переделанный проект советского варианта, то он уже устаревает , а к моменту построек вообще будет старьем!

      • Россия способна строить атомные ледоколы, а вертолётоносец, который имеет такое же водоизмещение, нет. Убойная логика.

        • Ну да вертолетоносец и ледокол это одно и тоже! Убойная логика! А если учесть что все ледоколы про которые ты говоришь(кроме «50 лет победы» который спущен на воду в 93 г.) спущены на воду в СССР ,а не в России то она становится еще убойней! А если знать, что «50 лет победы» спущен на воду в 93г. , а начало его эксплуатации только в 2007г. становиться убойней некуда!

          • Не надо передёргивать, речь изначально шла о водоизмещении, я данную тему не отслеживаю но по последней информации, на Российских верфях заложен новый ледокол. То что был долгострой, так он случился по вине Россияновского продерьмократического пропиндосовского правительства, которое дорвалось до власти в 90е. И то что один моряк говорит-Мистрали айс, другой скажет что мистрали далеко не айс. А сейчас идёт восстановление промышленности России, и я уверен что в России организуют строительство кораблей класса Мистраль.

          • Конечно не одно и тоже, но ни чуть не проще это точно. Одно требование к корпусу (ледокола) чего стоит. Про реактор и другое умолчу, т.к. непринципиально в данном сравнении.

          • Ну и что дальше ? вот сейчас спустили на воду следующий ледокол, кстати с вертолетной площадкой. Сейчас у причала достроят и в 2018 пойдет работать.
            Это вообще бред какой то — иметь советские северные верфи и заказывать военные корабли за рубежом. Давно у нас никто из верхнего эшелона не отправлялся лес для родины заготавливать, ой давно… , а жаль !

      • Что же ты, error, такой error -то? Лучше бы грамоте поучился, прежде, чем выступать, типа экспертом…))

  2. Конечно, Мистрали херня. И у нас лучше могут построить.
    А где были все эти умники, когда Сердюков и Со. спускали народные деньги на эту ху@ту? Ну, и себя не забывали. Молчали в тряпочку или с таким же рвением расхваливали эпохальную сделку.
    А теперь, когда все обломилось, все вдруг поумнели, статьи критические писать стали.
    А поздно пить боржоми…

    • Логика! Заказать у французов 2 современных корабля в 20000т. И получить их через 48 месяцев и за приемлемую сумму-это называется сливали народные средства! А вот если бы заказали какое-нибудь советское, устаревшее корыто, так оно бы еще строилось лет 15- это было бы грамотное вложение!
      Советую вам включить логику и перестать разбрасываться заезженными фразами!!

      • А к долгострою прикладывают руку такие как ты и тебе подобные,а потом визжат о долгострое в России. Так что логики здесь нет, просто простое преклонение, перед гейропейскими ценностями.

        • Пройдет еще 10 лет, мы так и не построим не один нормальный вертолетоносец! А Кот все будет кричать пиндосы!! Во всем виноваты пиндосы и их подпиндосники)))) печально! !

          • Ну не знаю как вы построите под пятой пиндосов, а в России построят. И вот тогда пиндосам и подпиндосникам, типа тебя,будет действительно печально.

          • error, ты не ошибка, ты — недоразумение чухонское, так сказать отходы великой Русской цивилизации. Вас теперь много у наших окраин. На востоке чурки, на западе чухонцы. Недавно укры какие-то появились. Жалко вас «ограниченных»…

      • Лучше включите логику сами, дорогой болтун, особенно про «устаревшие корыта» СССР единственная, а сейчас это РФ, страна которая строит боевые корабли, которые без ущерба могут пройти вслед за ледоколами по сев мор пути. Как Мистрали не упрочняй , а на наш уровень они не тянут. Самое же смешное ваш треп про «устаревшие корыта» — все вооружение от бортового и до вертолетов на Мистралях планировали установить из России. Соответственно и ставить свое на свое же будет проще, чем дополонительное перепроектирование Мистралей под наши вертолеты и оружие, да еще и доп перепроектирование под северное уселение корпуса, которое все равно слабее наших исходных.

  3. П.С. Лучше бы корейцам заказ отдали. Они по нашим чертежам конфетку бы сделали. Быстро, качественно и относительно недорого.

  4. Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Водоизмещением 5000 т.
    Мистраль водоизмещение 22000 т. По соглашению первый корабль типа «Мистраль» должен был быть построен в течение 36 месяцев после прохождения первого авансового платежа. Второй корабль — в течение 48 месяцев.
    И еще задают вопрос зачем мы заказали Мистраль у французов, а не какую-то лодочку водоизмещением 5000 т. у наших!!
    Самое интересное, что за Мистраль нам вернут деньги еще и с возмещение ущерба, а за наши долгострои (которые за время постройки попросту устаревают) нам не возвратят нечего, придется их принимать на вооружение!

    • Если не заказывать у своих, вкладывая средства в НИОКР и модернизацию производства, то в обозримом будущем и 5000 тонн водоизмещения станут корабелам недоступны. А покупать оружие у врага разве что для изучения. Ставить на вооружение нельзя т.к. в случае чего (чего мы сейчас и наблюдаем) противником будет ограничены поддержка и снабжение и такое оружие сбыстро станет мусором. Касаемо же изучения, то с точки зрения кораблестроения в Мистралях учить нечего — корабль построен по нормам живучести гражданских судо, считай паром. Кстати, может их хотели на Керченской переправе приспособить?

    • Утрись болтун — ледокол Арктика , водоизмещение более 33000 тонн, да еще и атомная силовая установка. На тех же верфях может быть построен любой вертолетоносец.

      • А он построен ? Его в 2015 должны были здать, сейчас 2018, а срок сдачи перенесли на конец 2019 и еще под вопросом

    • Деньги вернули без всякого возмещения. Просто аванс отдали и стоимость российских запчастей. Так что на Мистралях потеряли порядочно. (Не все, конечно, потеряли, многие очень даже приобрели.) Покупка ненужных кораблей у весьма недружественного партнёра уже хреново пахла, а потом вообще завоняло. Всё равно самим строить пришлось. Уверен — дешевле и лучше получится. Даже учитывая уровень коррупции, глупости руководства и наличие пятой колооны в лице заднеприводных экспертов.

  5. Развивать ВПК надо реформами в экономике, образовании! А не сливая бешенные деньги в наши никчемные гос. предприятия! Так мы просто будим кормить лодырей порождая еще больше лодырей!
    Покупая Мистраль мы не только приобретали отличные корабли в быстрый срок, так еще и стимулировали экономику! Все лентяи испугались, что теперь просто так им не кто средства давать не будет и хоть начали шевелиться!

    • Да да зачем сливать деньги в гос-предприятия, когда лучше их слить на Канары, под предлогом реформ экономики, образования. Это Россия уже прошла в 90е. И чью экономику стимулировала Россия,покупая Мистрали? И прежде чем, обзывать кого либо, чем либо, посмотрись в зеркало.

  6. Автор — забавный себя-любитель:-)))
    даже фотку поставил, не разобравшись что она не о Прибое:-), а уж расписал «лучше хваленых Мистралей».
    Собственно из-за таких дебилов Россия регулярно в начале войн получала: в РЯВ из-за «шапками закидаем косоглазых обезьян», в ВМВ из-за «малой кровью на чужой территории»…

      • Достаточно широко применяемые сокращения: Русско-Японская Война (РЯВ), Вторая Мировая Война (ВМВ)

        • Ну это у пиндосов, а у нас в России; Русско Японская война-война 905 го года, и Великая отечественная война.

          • у вас какая то паранойя по пиндосам вам не кажется??? уже в аббревиатурам приплели их))) чуть не в каждом посте вам пиндосы чудятся)))) перестаньте смотреть киселева уже, а то так и до дурки не далеко

          • Жека а вы сами свой коммент случаем не в дурке набивали? Что вам везде Киселёв мерещится.

  7. это нормальная практика, обругать «автомобиль»(в данном случае корабль) который сами не в состоянии построить. Нам еще долго придется отходить от этого стереотипа мышления…

    • майор, а вы то в автомобилях (в данном случае кораблях), сами то разбираетесь. И кто то отойдёт от стереотипов мышления, а вы в стереотипах останетесь на всегда.

  8. сочетание журнализдов и аналитегов:-) дает потрясающие результаты — вон уже выводы сделал, что Прибой (который на фотке хе-хе:-)) меньше Мистраля и лучше. А потом, ВНЕЗАПНО, оказывается, что на фотке УДК Лавина, т.е. фактически полная копия по характеристикам Мистраля:-))))))

    Водоизмещение — 24 тыс.тонн
    «…дальность плавания будущего корабля будет составлять 5 тыс. миль при скорости 18 узлов, максимальная скорость – 22 узла, экипаж – 320 человек, десантовместимость – 500 человек или 50 бронетранспортеров.

    «Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К», – рассказал представитель ВПК. Предполагается также базирование шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». На вооружении корабля будут, согласно проекту, артустановки АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт», морские зенитные комплексы «Панцирь-МЕ».»

    • Не удивлюсь если создателей ЛАДЫ КАЛИНЫ,обвинят в плагиате, за то что у неё колёса круглые, как у Мэрседеса.

      • читал и не понял ни одного слова…это о вас.
        вопрос не в плагиате, ибо УДК явно придуманы не в СССР и не во Франции, а в том, что автору, в принципе, чтобы брякнуть — наше лучше западной фигни, не нужны ни факты, ни информация.

          • да вам, любезный, реально к психотерапевту дорога с вашей манией преследования вас пиндосами

          • Ну ежели вы действительно тупые пиндосы, при чём тут мания?

  9. Кот, опять в одиночку бьётесь? Я с вами полностью согласен, камрад. А остальным хочу напомнить, что кормовые части Мистралей делались в Питере.

  10. На первом фото,сделанном на форуме «Армия-2015» показан УДК проекта «Лавина» разработки Крыловского ГНЦ, а не проект «Прибой» Невского ПКБ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя