Последнее время турецкий военно-промышленный комплекс демонстрирует весьма неплохие темпы развития ведущих направлений – танкостроения и производства современных боевых бронированных машин класса БМП и БТР.
Настоящим достижением можно считать разработку и доводку боевых систем перспективного ОБТ «Altay» турецкой компании «Otokar», который использует современные электронно-вычислительные средства СУО, имеет перспективное информационное поле экипажа, оснащается мощным танковым орудием – пушкой MKEK-120 (L55), которая по баллистическим качествам аналогична немецкой Rh-M-120 (L55) и имеет конструктивные узлы передового южнокорейского танка «Чёрная пантера».
По большинству характеристик этот танк соответствует западноевропейским машинам, уступая лишь российским модификациям Т-90С и «Армате». Но не одна «Otokar» занимается сегодня производством бронетехники в Турции. Есть и менее наслышанные фирмы, результаты деятельности которых отличаются большим контрастом, и, при тщательном ознакомлении видно, что турецкая оборонка ещё достаточно молода и не способна соблюдать исключительно высокие технические качества своей техники.
Неплохо отличилась турецкая компания «Aselsan», которая, правда при немецкой поддержке, проводит работы по модернизации ОБТ “Leopard-2A4” до уровня «Leopard-2NG»/”Revolution” (за счёт установки модульного бронирования башни и корпуса резко повысилась стойкость танка от современных БОПС и КС в безопасных углах маневрирования). “Leopard-2NG” имеет бронезащиту, сопоставимую с танками «Леопард-2А5», и слегка уступающую броне «чобхэм» британского «Challenger Mk2».
Остальные же компании только начинают делать «первые шаги» в основных направлениях бронетанкового производства XXI века, и первые образцы отличаются достаточно противоречивыми характеристиками, заставляющими относить эту технику к «переходному» поколению (перспективными считаются такие изделия как «Армата», «Курганец», «Puma», «Scout», переходными — БМП-3, БМД-4М). Но есть и такие параметры, которые заставляют причислять их к предыдущему поколению бронетехники.
Речь идёт о боевой машине пехоты турецко-британской компании FNSS «Savunma Sistemleri» — «Kaplan-20», которая вскоре может стать основной БМП турецкой армии и заменит старые БМП «Akinci». При этом, первый взгляд на новую боевую машину «Kaplan-20» заставляет думать, что основная концепция «Акинси» является некоторой константой для турецкого разработчика, но концепция эта абсолютно не позволяет машине эффективно действовать на современном театре военных действий.
БМП «Kaplan-20» («Тигр») была представлена в начале мая на стамбульской 12-й международной выставке оборонной промышленности «IDEF-2015» и вызвала значительный интерес у посетителей. Известно, что турецкая армия не может похвастаться современной высокозащищённой гусеничной бронемашиной для эффективных действий мотострелковых подразделений. «Kaplan-20» является новой машиной компании FNSS, но несовершенные конструктивные особенности БМП «Akcini»/«AIFV» 80-х — 90-х гг. присутствуют здесь в полной мере.
Известно, что важным показателем живучести боевой машины на поле боя является низкий профиль (низкопрофильная необитаемая башня и малая высота по крыше башни,- не более 2,3 — 2,5 м). Судя по схематичному разрезу десантного и боевого отделений, представленному на «IDEF-2015», башня у «Kaplan-2» действительно необитаемая: механик-водитель, а также командир с наводчиком располагаются бронекапсуле корпуса боевой машины, за их спинами десантное отделение на 6 экипированных военнослужащих.
Машина имеет отличную компьютеризированную СУО, а также способна работать в сетецентрической сети, координируя действия с другими машинами и штабом по специальным радиоканалам связи. Каждый член экипажа имеет специальное автоматизированное рабочее место, представленное компьютером и широкоформатным МФИ, механик-водитель имеет 3 индикатора для получения широкоугольного изображения с камер внешнего наблюдения (ТВ-тепловизионного устройства ситуационной освещённости), установленных на крыше корпуса и башне БМП, кроме этого, механик-водитель может воспользоваться обычными смотровым окошками в люке на крыше корпуса. Для получения изображения с камер наблюдения имеются цифровые очки для командира и водителя, которые синхронизируются с БИУС боевой машины.
Но высота машины достигает 2,6 – 2,75 м, что по нынешним меркам является очень большой высотой, высота по крыше корпуса – примерно 2 — 2,1 м. «Каплан», в прямом смысле слова, является «коробкой на гусеницах», которая очень уязвима для всех типов автоматических пушек БМП и БТР. Боевая масса машины составляет примерно 24 тонны, следовательно, вполне может простреливаться из 30-мм пушек БМП и более крупной артиллерии, а двухметровая высота обитаемого модуля делает её отличной мишенью практически на любом типе рельефа и дистанции до 2-2,5 км.
Удивительно, что при участии в проектировке британской компании «BAE Systems», перспективное изделие сохранило в себе почти все конструктивные недостатки таких машин как М2 «Брэдли». Собственно, предыдущая БМП «Аксини» представляет собой такую-же высоченную «коробку с болтами» на ходовой части БМП ACV-300 с башней от «Брэдли».
Ещё одним важным недостатком можно считать манжеты крепления гусеничных ленивцев, которые в виде двух рожков выдаются на 25-30 см перед нижней лобовой деталью корпуса БМП. Такое крепление наиболее ненадёжно при обстрелах из 25 – 30-мм АП и другого мощного вооружения: повреждение манжет может привести к деформации оси ленивцев и выведению из строя ходовой части боевой машины пехоты. В БМП «Армата» узлы крепления ленивцев гораздо глубже и надёжно защищены лобовыми модулями композиционной и динамической защиты, нет таких недостатков и в более ранней российской БМП-3.
Турки так и не приспособили перспективную БМП к ведению боевых действий, оставив её лишь неплохим и комфортным средством доставки пехотинцев и з пункта A в пункт В. Необитаемая башня со встроенной 30-мм АП «Teber» и оптико-электронным комплексом с введённым ИК-каналом может применяться в качестве оборонительного вооружение и ведения огня под прикрытием танковых бригад или естественных и искусственных укрытий на местности, БМП «Kaplan-20» и высокоинтенсивный бой на ТВД – две разные вещи.
СЛЕД «СТАЛКЕРА»
В то же время, турецко-британский производитель неплохо позаботился о снижении радиолокационной и инфракрасной заметности «Kaplan-20». Корпус представляет собой бронированную капсулу с накладными защитными модулями, покрытыми радио- и теплопоглощающим слоем. Все рёбра и перегибы конструкции корпуса сделаны с учётом отсутствия прямых углов. Оптико-электронный прицельный блок АП «Teber» расположен не в отдельной вынесенной турели на крыше башни, а в специальной нише на левой части лобовой бронеплиты.
Сама пушка смонтирована в тяжёлой полноповоротной маске. БМП «Kaplan-20» является плавающей машиной и оснащается двумя водомётными движителями в задних надгусеничных нишах корпус (по обеим сторонам от посадочно-высадочного люка); максимальная скорость на плаву составляет порядка 7,5 км/ч. Машина весьма подвижна, максимальная удельная мощность порядка 25 л.с./тонну.
Общий вид БМП «Kaplan-20» отдалённо напоминает перспективную разработку белорусской компании «Монитор-Сервис» БРМ-2Т «Сталкер», с тем отличием, что белорусы подошли к проектированию «Сталкера» более грамотно. Хоть машины и имеют разные классы и предназначение, в них присутствуют схожие методы достижения скрытности и живучести на поле боя.
«Сталкер» имеет более высокую защищённость: передний бронелист надёжно защищает от современного 30-мм калибра. Ходовая часть отлично приспособлена для маневрирования на поле боя со скоростями до 100 км/ч, наличие гидропневматической подвески позволяет это. На «Сталкере» имеется выдвижная 2х2(3) ПУ для 4 противотанковых ракет «Атака» или 6 зенитных управляемых ракет 9М39 «Игла». На турецкой БМП пока что не видно зенитного и противотанкового ракетного вооружения.
По двум бортам башни «Kaplan-20» установлено 16 (2х8) утопленных направляющих либо для ГПД, либо для КАЗ, о котором упоминалось в рекламном листе на выставке. Данная машина имеет перспективу, но только в качестве транспортного средства и средства второстепенной огневой поддержки танковых подразделений, задействоваться в боях она не может.
Другая боевая машина компании «FNSS» — тяжёлый бронетранспортёр «Pars», который выпускается в версиях от 4х4 до 10х10. Версия 10х10 весит более 30 тонн, но самой распространённой является модификация 8х8, которая весит 26 тонн. Машина способна перевозить в десантной отделении до 11 человек. Корпус БТР представлен стальными катанными бронелистами, которые способны защитить практически от всех типов стрелкового оружия. Высота по крыше составляет 2,35 м, что вполне неплохо для бронетранспортёра.
«Парс» имеет отличный модернизационный запас. Уже есть несколько версий такой машины, в частности, БМП «Парс». Данная машина оснащается 25-мм АП М242, установленной в одноместной башне национальной разработки. Клиренс регулируемый: от 15 до 50 см. Стандартные варианты имеют на вооружении 12,7-мм пулемёт. Получены неплохие результаты противоминной и противоосколочной защиты. «Парс» имеет дальность хода 700 км по автодорогам и также обладает амфибийными качествами (скорость на плаву порядка 8 км/ч).
Сухопутные войска Турции уже заказали свыше 1000 «Парсов», малазийская армия – 257 единиц. На рынке бронетранспортёр «Pars» будет иметь более привлекательный вид, нежели, БМП «Kaplan-20», что и объясняет огромный технологический контраст оборонной промышленности страны.
/Евгений Даманцев/