Ту-214Р значительно превосходит E-8 «Joint STARS»

6
4457

Американский самолёт дальнего наземного наблюдения и целеуказания E-8C “J-STARS” находится в строю американских ВВС уже 19 лет. До недавних пор ВВС России не располагали подобного типа машинами, полагаясь лишь на самолёты ДРЛОиУ А-50, которые являются узкоспециализированными машинами, способными лишь на уникальное освещение воздушной обстановки, наземные же цели обнаруживаются лишь в виде маркеров, скорость и направление которых можно определить за продолжительное время, необходимое для перемещения объекта.

E-8C «J-STARS» обладает более ограниченными возможностями, чем Ту-214Р

Дело в том, что А-50 и А-50У пока что не имеют синтезированной апертуры антенной решётки и изготавливаются на основе ПФАР с механическим сканированием во вращающемся обтекателе, которая всё же требует обновления информации после каждого поворота антенной решётки. Точность РЛК «Шмель» составляет 2,5 км, что не является лучшим показателем при работе по малоразмерным наземным групповым целям, но возможность обнаружения группы танков, ПУ различных баллистических ракет и ЗРК, надводных кораблей и радиоизлучающих объектов сохранена, причём с частичной классификацией.

Российским ВВС требовался новый самолёт наземного ЦУ, аналогичный или превосходящий по параметрам американский E-8C. Такой самолёт также считается ВКП театра военных действий, который способен полностью отслеживать всё происходящее на водной и земной поверхности.

«Боинг» и «Нортроп» установили на базу своего самолёта «Boeing 707-300» мощную двухстороннюю МРЛС AN/APY-3 бокового обзора, которая способна просматривает территорию на удаление 250 км в сантиметровом Х-диапазоне в зоне 120 градусов, при этом, синтезированная апертура способна получать радиолокационную картинку с фотографическим качеством и точностью расположения всех наземных и морских объектов.

В некоторых случаях отмечается даже форма и силуэт крупных целей, поскольку синтезирование апертуры – это определённое количество радиолокационных «сканов-снимков» земной поверхности, каждый из которых делается по мере пролёта самолётом дистанции, примерно равной длине антенной решётки (и каждый последующий «скан» происходит уже с новой по отношению к цели проекции), получается изображение высочайшего качества, что требует мощных производительностей БЦВМ данной РЛС. Американское изделие показало свои качества в войне в Ираке по обнаружению перемещения ОТРК «Элбрус» («SCUS-B») по территории страны, когда Ирак наносил удары по военным объектам Израиля.

Российская оборонка в это время также на месте не стояла, а готовила свой ответ, который до нынешнего времени оставался в секрете.

Работы по созданию перспективного ВКП и самолёта дальнего целеуказания, который также называется самолётом оптико-радиотехнической разведки (ОРТР) начались ещё 2002 году. Контракт предусматривал создание 2-х опытных экземпляров разведывательной машины, которые должны были оснащаться мощным оптико-электронным комплексом с ИК-каналом, а также перспективным радиотехническим комплексом, включающим активный и пассивный каналы наблюдения. Передача изделий ВВС была сильно затянута, свою лепту внесли экономические обстоятельства, а также несогласованность между звеньями производителей БРЭО для нового самолёта, из-за чего первый полёт состоялся лишь 24 декабря 2009 года.

Запланированная передача разведывательных «Тушек» в состав ВВС планировалась на 2013 и 2014 года, но и по сей день они находятся на стадии испытаний и ждут сроков передачи в ВВС. Между тем, после длительных судебных разбирательств между в/ч 46807 ГРУ Генштаба и производителем ОАО «КАПО им. Горбунова» из-за задержек, продвижка в доводке основных комплексов машины наблюдается достойная. И неудивительно, что есть задержка, ведь основные комплексы самолёта должны быть лучше, чем у заокеанских конкурентов.

Богатейший радиотехнический комплекс МРК-411 на борту Ту-214Р

Вскоре после первых испытательных полётов стала появляться первая информация относительно радиотехнических и оптических систем наблюдения Ту-214Р. Самой главной частью оборудования стал многорежимный и многочастотный радиолокационный комплекс МРК-411, который имеет 2 основные АФАР, установленные в радиопрозрачных «щеках» в носовой части фюзеляжа для бокового обзора, 2 решётки позади центроплана и один антенный комплекс в каплевидном обтекателе в нижней части фюзеляжа (прямо под 2-мя задними антенными решётками). Как видим, -комплекс куда более многорежимный, чем у американского «J-STARS», точные дальностные характеристики системы пока неизвестны, но по заявлениям, сделанным представителем Объединенной приборостроительной корпорации накануне, можно очень многое сказать.

МРК-411 – является многочастотным комплексом, способным получать радиолокационное изображение поверхности и объектов на ней с высочайшей точностью, причём присутствует возможность обнаружения объектов, которые находятся под грунтом, снегом, песками и лесами и т.д. А это говорит о том, что комплекс МРК-411 способен работать в режиме т.н. «подповерхностной радиолокации», который даже сегодня считается достаточно редким и применяется в основном в сферах геофизики и инженерной геологии.

«Подповерхностная радиолокация» является достаточно сложной с технической точки зрения и требует значительных характеристик радиоэлектронных вычислительных средств РЛК, поскольку для проникновения в толщу различных видов грунта необходимы радиосигналы различной частоты и интенсивности. Дело в том, что все грунтовые и водяные среды, включая льды, являются средами с большим затуханием радиоволн высоких частот, к которым относятся используемые в радиолокационной технике S и Х-диапазоны, американский Е-8С пока абсолютно не приспособлен для данных целей, а наш Ту-214Р вполне подходит. Для успешного применения радиолокации в таких подповерхностных средах чаще применяется относительно низкая радиоволна с частотой от 120 до 400 МГц и длительностью импульса около 50 – 200 нс. Похоже, данный режим реализован в комплексе самолёта Ту-214Р – МРК-411.

Оптико-электронная часть БРЭО самолёта называется ОЭСВР «Фракция», по поводу неё сообщаются исключительно характеристики рабочих частот тепловизионного и ТВ-канала, дальность визирования точно неизвестна, и, видимо, зависит от атмосферных условий. Что можно точно утверждать, способна будет обнаружить старт баллистической или крылатой ракеты на удалении 400 и более километров.

Известно, что данный самолёт весьма успешно испытывался нашими ВВС у берегов Японии, чем вызвал достаточно серьёзную озабоченность японской авиации ПВО. Одним словом, то чего ждали наши военные пилоты 2 десятилетия, начинает постепенно сбываться, очередной образец техники, которому стоит поучиться американским специалистом, создан! И будем надеяться, что в ближайшее время он начнёт поступать на вооружение нашей воздушной армии.

/Евгений Даманцев/

 

6 КОММЕНТАРИИ

  1. error

    ДРЛОиУ и самолёты дальнего наземного наблюдения и целеуказания это наше слабое место! И новость о появлении таких самолетов не может не радовать!

  2. Василий

    По-настоящему крутая штука, наверняка его можно использовать и при разнообразных ЧС, раз он чуть-ли не геолокатор.

  3. Василий

    С самого начала знал, что С. К. Шойгу, пришедший из МЧС человек, будет на своем месте и у него это получается. Побольше бы таких людей в различное управление.

    • error

      Шойгу к ней отношение не имеет, разработка шла с 2002г., но реальный сдвиг получила только при нелюбимом всеми Сердюкове в 2009! Вся техника, которая сейчас поступает в огромном количестве в войска — это все выполнение Сердюковских заказов!

  4. Василий

    Я этого и не говорю. Просто тут высказал свое мнение о его работе. Если уж дальше говорить, концепцию разрабатывают военно-технические аналитики а не мебельных дел мастера. За сим-проект и утверждение чисто бумажное. Далее роль министерства сводится к контролю и приемке. Несильно отличается от мебельной фабрики, только вот масштабы, сложность и ответственность несопоставимы. И соблазны «кормящихся» соответственно разнятся. Гы, какой честный человек, даже бедный не знал, какая у него хитрая баба, подумать только, стоило отвернуться как все свистнула за его спиной втихаря. Ох страна, кудаж ты котишься, когда такое в СМИ гонят… Но все все понимают. Надо так и говорить, классически хапнули и тихонько спустили все на тормозах, кого надо нашли и чуть-чуть посадили. Так что, при всем уважении, Ошибка, Сердюков лишь удобная ширма для определенных лиц, которой лишь было позволено питаться взамен.