В Пентагоне приоритетное внимание уделяется развитию национальных военно-воздушных сил. Они рассматриваются как один из наиболее универсальных и эффективных силовых инструментов обеспечения и продвижения американских интересов в любом регионе мира.
ВВС США, по взглядам их руководства, обладая уникальными возможностями, способны эффективно решать возложенные на них задачи, такие как: завоевание и удержание господства в воздухе и космическом пространстве, ведение разведки, обеспечение глобальной мобильности войск и боевого управления, нанесение глобальных ударов.
В настоящее время этот вид ВС США состоит из регулярных сил и резервных компонентов. К резервным компонентам относятся ВВС национальной гвардии и резерв ВВС, части и подразделения которых укомплектованы личным составом и авиационной техникой (AT), имеют такую же организационную структуру, как и регулярные силы, а их боеготовность определяется теми же критериями и нормативами.
Всего в военно-воздушных силах насчитывается около 480 тыс. человек (310 тыс. в регулярных силах и 170 тыс. в составе резервных компонентов), а также более 4 тыс. единиц AT. По численности личного состава и количеству летательных аппаратов они являются самыми крупными в мире.
Организационная структура ВВС США
Согласно административной организации, определяемой конституцией США, ВВС включают министерство и штаб ВВС, 11 основных командований и 27 учреждений на правах командований, в том числе 17 управлений, семь центров и три учреждения центрального подчинения.
Высшим административным органом ВВС в Пентагоне является министерство ВВС, которое осуществляет общее руководство этими силами. Оно отвечает за выполнение планов строительства ВВС, их общее состояние, организацию научно-исследовательских работ в области AT и вооружения, а также контролирует правильное распределение бюджетных ассигнований по указанным вопросам.
Министром ВВС является гражданское лицо, назначаемое президентом США (Дебора Ли Джеймс с 20 декабря 2013 года). Он имеет заместителя, а также несколько помощников из числа гражданских лиц.
Штаб ВВС — высший орган военного руководства военно-воздушными силами, в функции которого входят вопросы комплектования и организационной структуры, оперативной и боевой подготовки, боевого и материально-технического обеспечения, а также выработка планов и способов оперативного использования, разработка уставов и наставлений для этого вида вооруженных сил. Штаб ВВС контролирует вопросы создания новых систем оружия, регулирует размещение заказов в промышленности на их производство, распределяет авиационную и другую технику между командованиями.
Начальник штаба ВВС назначается президентом США, имеет ранг полного генерала и входит в состав комитета начальников штабов (генерал Марк Уэлш с 10 августа 2012 года).
Авиационное командование является основным элементом административной организации и высшим оперативным обьединением ВВС. Такие командования отвечают за организацию, обучение и снабжение всем необходимым боеготовых сил ВВС, которые передаются в состав объединенных командований вооруженных сил для боевого использования.
По целевому назначению и характеру решаемых задач военно-воздушные силы подразделяются на стратегические ракетные силы наземного базирования, боевую и вспомогательную авиацию.
Стратегические ракетные силы наземного базирования, представленные стационарной ракетной системой типа «Минитмэн», организационно входят в состав командования глобальных ударов ВВС. В их боевом составе насчитывается более 400 МБР. В условиях мирного времени 100 % боевого состава межконтинентальных баллистических ракет (МБР) поддерживается в боеготовом состоянии, из них 95 % находится в составе дежурных сил. Оперативная готовность к пуску 6-9 мин.
Боевая авиация включает стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА), тактическую и разведывательную.
СБА представлена бомбардировщиками В-2А «Спирит», В-52Н «Стратофортресс» и В-1В «Лансер». В боевом составе насчитывается более 120 машин. Самолеты В-52Н являются носителями крылатых ракет воздушного базирования большой дальности. В условиях мирного времени около 90 стратегических бомбардировщиков поддерживается в боеготовом состоянии. Все самолеты постоянно базируются на авиабазах континентальной части США, периодически используя для временного базирования до 16 аэродромов в различных регионах мира. Четыре стратегических бомбардировщика В-2А постоянно находятся на боевом дежурстве.
Тактическая авиация включает формирования регулярных сил и резервных компонентов, оснащенные тактическими истребителями F-15C и D «Игл», F-15E «СтрайкИгл», F-16C и D «Файтинг Фалкон», F-22A «Раптор» и F-35A «Лайтнинг-2», штурмовиками А/ОА-10 «Тандерболт», а также самолетами разведки и РЭБ Е-8С, MC-12W и ЕС-1 ЗОН «Компас Колл» (всего около 2000 машин).
На вооружении разведывательной авиации находятся стратегические разведывательные самолеты RC-135 «Ривет Джойнт» и U-2S «Дрэгон Леди», беспилотные летательные аппараты (БЛА) RQ-4 «Глобал Хок», MQ-1В «Предатор» и MQ-9A «Рипер» В составе подразделений разведывательной авиации насчитывается более 50 самолетов и около 300 БЛА.
Вспомогательная авиация подразделяется на военно-транспортную, транспортно-заправочную авиацию, авиацию сил специальных операций (ССО) и учебную. Она включает также формирования регулярных сил и резервных компонентов, имеющие на вооружении самолеты (транспортные стратегические и тактические, стратегические транспортно-заправочные самолеты, воздушные командные пункты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией, специального назначения, связи, разведки целей и управления, поиска и спасения, учебные и испытательные) и вертолеты.
Формирования военно-транспортной авиации имеют на вооружении более 300 стратегических (С-17А «Глоубмастер» и С-5А, В, С и М «Гэлакси») и более 500 тактических военно-транспортных самолетов (С-130 «Геркулес» различных модификаций). В особый период к выполнению грузовых и пассажирских перебросок в интересах МО США могут быть привлечены до 1 000 самолетов гражданских авиакомпаний, около 800 из которых способны выполнять воздушные переброски на стратегическую дальность.
В транспортно-заправочной авиации насчитывается более 400 стратегических транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 «Стратотанкер» и КС-10 «Экстендер».
Основу авиации ССО составляют самолеты CV-22 «Оспрей», EC-130E/J «Коммандо Соло», АС-130 «Спуки», МС-130Н «Комбат Тэлон-2», М-28, U-28A, РС-12, WC-130.
Силы и средства учебной авиации организационно сведены в командование обучения и подготовки кадров, а также в учебные и учебно-боевые крылья и эскадрильи других основных командований. Самолетный парк учебной авиации превышает 1 000 единиц AT.
Боевое применение ВВС осуществляется в составе экспедиционных авиационных формирований (ЭАФ). При этом боевой состав ЭАФ в зависимости от конкретных условий обстановки и поставленных перед ним задач может включать следующие компоненты:
— экспедиционные авиакрылья, куда входят группы и эскадрилий боевой и вспомогательной авиации, а также подразделения технического и тылового обеспечения (как правило, из состава одной авиачасти со средствами усиления);
— отдельные экспедиционные авиационные группы, формируемые из нескольких боевых и обеспечивающих авиаэскадрилий;
— отдельные экспедиционные авиационные эскадрильи, создаваемые на базе штатных подразделений ВВС.
Развитие военно-воздушных сил США на современном этапе осуществляется в соответствии с требованиями соответствующей стратегии на 30-летний период «Американские ВВС: вызов будущему» (America’s Air Force: A Call to the Future), изданной в июле 2014 года.
В документе отмечается, что на фоне основных тенденций мирового развития, таких как быстро развивающийся технологический прогресс, неустойчивая геополитическая обстановка, повышение роли и уязвимости единого глобального пространства, значительно расширится диапазон оперативного применения сил и средств ВВС.
В данных условиях для успешного выполнения всего спектра поставленных задач необходимо уделить значительное внимание возможности этого вида ВС приспосабливаться к динамичным изменениям окружающей среды и активному росту военных потенциалов вероятных противников.
В целях обеспечения полной укомплектованности военно-воздушных сил высококлассными пилотами командование ВВС США приступило к выделению грантов: по 225 тыс. долларов летчикам-истребителям, продлившим контракт на девять лет, и по 125 тыс. летчикам других типов самолетов, оставшимся в вооруженных силах еще на пять лет. В текущем году данным видом материального стимулирования прохождения военной службы воспользовалось уже более 600 человек.
Кроме того, приоритетным направлением текущей кадровой работы руководства ВВС является ликвидация дефицита операторов БЛА. Для этого рассматривается возможность повышения их денежного довольствия. Предполагается увеличить количество подготовительных курсов, привлекать к ним военнослужащих организованного резерва.
В рамках оптимизации процесса подготовки летного состава большое внимание планируется уделить использованию наземных тренажерных комплексов и средств компьютерной имитации. Это позволит отрабатывать индивидуально и в составе группы различные элементы полетного задания, включая применение бортового вооружения в условиях моделирования реальной обстановки конкретного театра военных действий (ТВД).
В частности, в настоящее время ведутся работы по оснащению учебных подразделений ВВС США тренажерами визуализации оперативной обстановки на ТВД. Их предназначением является подготовка летного состава в вопросах противодействия средствам противовоздушной обороны (ПВО) противника в любой части мира. В процессе обучения используются данные о составе, дислокации и тактико-технических характеристиках комплексов ПВО, находящихся на вооружении различных стран мира.
В ближайшие пять лет планируется развернуть сеть, включающую 62 тренажера, установленных в центрах подготовки летного состава на территории Соединенных Штатов и стран-союзниц. По оценке американских экспертов, эта сеть позволит проводить совместные виртуальные учения в различных регионах мира с привлечением сил и средств, размещенных на континентальной части США и в передовых пунктах базирования.
Значительное внимание командование ВВС уделяет вопросу обеспечения технологического преимущества над вероятным противником в условиях повышения эффективности расходования бюджетных средств. В связи с этим решено не корректировать программу принятия на вооружение истребителей пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2». Всего в период с 2014 по 2024 год планируется закупить более 1 700 единиц данной авиатехники.
Предусматривается также продолжить разработку перспективных машин, в первую очередь стратегического бомбардировщика (Long-Range Strike-Bomber — LRS-B). Несмотря на то что концепция его боевого применения пока не утверждена, основные требования к самолету уже определены. Ожидается, что LRS-B сможет задействоваться как с ядерным, так и с обычным оружием. Применение передовых способов снижения радиолокационной заметности и сверхзвуковая крейсерская скорость полета обеспечат самолету возможность успешного преодоления систем ПВО противника.
Стоимость одного стратегического бомбардировщика, в случае закупки 80-100 машин, составит около 500 млн долларов. Начало поставок новых машин в ВВС США ожидается в 2025-2030 годах, что стало одним из поводов для продления срока службы самолетов В-52Н и В-1В до 2040 года, В-2А до 2058-го, а также для продолжения работ по их модернизации.
В интересах обновления парка транспортно-заправочной авиации предполагается профинансировать строительство 179 перспективных ТЗС КС-46А «Пегас». Летательный аппарат создан на базе самолета Боинг 767. Максимальная масса полезной нагрузки 55 т. Полет первого образца состоялся в начале 2015 года, принятие на вооружение запланировано на 2017-й.
Особое место отводится беспилотной авиации. С учетом высокой эффективности применения стратегических БЛА к 2020 году их количество в ВВС намечено увеличить до 580 единиц, в том числе дополнительно закупить 320 MQ-9 «Рипер», сняв с вооружения устаревшую модификацию MQ-1 «Предатор». Выбор в пользу многоцелевого БЛА «Рипер» обусловлен более высокими ТТХ и многовариантностью боевой нагрузки аппарата.
В военно-воздушных силах планируют разрабатывать истребители шестого поколения (проект F-X). Компания «Нортроп-Грумман» уже объявила о готовности участвовать в тендере. Она предлагает проект гиперзвукового аппарата, сконструированного по аэродинамической схеме «летающее крыло».
Кроме того, предполагается создать крылатую ракету воздушного базирования (КРВБ), которая призвана заменить УР типа AGM-86 класса «воздух — земля». ТТХ новой ракеты должны обеспечивать преодоление современной организованной ПВО вероятного противника и гарантированное поражение наземных объектов на удалении до 2 600 км от точки пуска.
Специалисты американских ВВС проводят анализ возможного исполнения новой КРВБ в дозвуковом или сверхзвуковом варианте, а также использования в качестве боевой части (БЧ) ядерного заряда типа\¥80.
Кроме того, предусматривается создание неядерных модификаций управляемой ракеты с осколочно-фугасной или проникающей БЧ. В качестве основного носителя КРВБ рассматривается состоящий на вооружении самолет В-52Н «Стратофортресс» и стратегический бомбардировщик LRS-B.
В качестве основных направлений НИОКР, которые станут базой для разработки новых образцов вооружения и военной техники, определено развитие гиперзвуковых систем оружия, высокоэнергетических лазеров, сверхвысокочастотных комплексов и высокочувствительных датчиков.
Важное место в планах строительства ВВС отводится вопросам социальной защиты и материального стимулирования военнослужащих и членов их семей. В частности, к 2020 году намечено завершить реализацию программы, предусматривающей предоставление всем военнослужащим служебных жилых помещений на территории авиабаз, а также оказание им финансовой помощи в приобретении собственного жилья.
Таким образом, руководство министерства обороны США, учитывая важность стоящих перед национальными ВВС задач, стремится обеспечить поступательное развитие этого вида ВС в целях безусловного сохранения его превосходства над военной авиацией любого вероятного противника. Благодаря ускоренной технической модернизации AT, совершенствованию подготовки личного состава и расширению боевых возможностей современной авиации военно-воздушные силы в перспективе будут играть ключевую роль в обеспечении и продвижении национальных интересов Соединенных Штатов.
/А.Соколов, Зарубежное военное обозрение. 2015, №5, с. 61-70/