Главная Аналитические статьи и мнения

«Шквалом-Э» по санкциям

0
3202

Корпорация «ТРВ» подготовила к поставкам для Минобороны России около 20 новых уникальных образцов высокоточного оружия. Открытое акционерное общество «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» включает в себя 32 предприятия: конструкторские бюро, заводы, научно-производственные центры, обеспечивающие разработку, производство, испытания и послепродажное обслуживание систем высокоточного оружия авиационного, наземного и морского базирования, в том числе гиперзвуковых ракетных комплексов.

Над чем коллектив работает сегодня? Как отразились на его производственной деятельности западные санкции в отношении России? На эти и другие вопросы в интервью обозревателю «ВПК» ответил генеральный директор корпорации «ТРВ» Борис Обносов.

– Борис Викторович, указом президента Российской Федерации (№ 167 от 31 марта 2015 года) в состав корпорации «ТРВ» включено ОАО «Морское подводное оружие – Гидроприбор» (Санкт-Петербург). В чем смысл такого объединения?

– Наше акционерное общество широко известно в России и за рубежом как разработчик и надежный поставщик современных систем ВВТ. По общему объему производимой продукции мы входим в первую сотню крупнейших оборонных компаний мира и успешно конкурируем на рынках вооружений.

Но наш главный заказчик – Министерство обороны Российской Федерации. В настоящее время корпорация обеспечивает потребности Минобороны в области управляемого авиационного вооружения практически на 100 процентов, по морским системам вооружения – около 70 процентов.

Указ президента существенно расширит наши возможности по поставкам систем вооружения для ВМФ, увеличит объемы продаж. Но главная причина объединения связана не с объемом поставок, а с повышением качества морского вооружения.

Напомню: ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» образовано 3 февраля 2004 года на базе ЦНИИ «Гидроприбор» – одного из старейших в России разработчиков морского подводного оружия. Корпорация «ТРВ» также активно развивает направление морских вооружений и имеет большой опыт в создании целого ряда систем морского, в том числе подводного вооружения. Поэтому объединение усилий пойдет на пользу обеим сторонам, повысит эффективность производственной деятельности.

Впрочем, мы и до этого тесно сотрудничали с «Гидроприбором». Доля участия наших предприятий в его финальной продукции доходила до 40 процентов. Значительна и доля ОАО «Морское подводное оружие – Гидроприбор» в нашем производстве морского подводного вооружения. Компании взаимно дополняют проектно-конструкторские и производственные мощности друг друга, согласованно конкурируют с зарубежными производителями в специфических сегментах глобального рынка вооружения, включая морское подводное.

Все это говорит о том, что назрели объективные предпосылки для более плотной кооперации работ по данному направлению.

В современных условиях резкого изменения внешнеполитической обстановки вопрос концентрации технологических и оборонных возможностей особо актуален. Решение об объединении компаний связано еще и с требованием выполнения Госпрограммы вооружения, острой необходимостью ускорить работы по освоению нового поколения подводного оружия, реализацией перспективных прорывных проектов.

– Как на вашей работе отразились санкции Запада и разрыв кооперации с Украиной? Каковы сроки выполнения программ импортозамещения применительно к предприятиям корпорации?

– Вопрос об импортозамещении в отечественной промышленности на повестке дня стоит уже не первый год. Наиболее актуальным он стал именно сегодня в связи с усложнившейся внешнеполитической ситуацией.

Отечественной «оборонке» необходимо стать самодостаточной и конкурентоспособной – таково требование руководства страны.

Увы, санкции нарушили наши партнерские отношения с традиционными смежниками на Украине, такими как киевские предприятия «Арсенал», «Артем» и запорожское «Мотор Сич», заставили активизировать работу по замещению поставок украинских комплектующих.

Сегодня по поставкам покупных комплектующих изделий (ПКИ) первого уровня организационные проблемы предприятиями нашей корпорации решены, все заказы размещены на отечественных производствах.

Предприятия корпорации «Тактическое ракетное вооружение» за последние четыре года освоили более десятка новых изделий. В текущем 2015-м планируется завершить работы еще по 16 образцам, включая морское оружие. Отныне во всей нашей продукции заложены поставки исключительно отечественных ПКИ.

Вместе с тем решение вопроса замещения одних поставщиков другими не обходится без издержек.

К примеру, российское предприятие «Сатурн» взялось за решение задачи замещения украинского малогабаритного турбореактивного двигателя для ракет, однако полноценная замена пока не получается. Оказалось, что стоимость турбореактивного двигателя, производимого «Сатурном», в 2,5 раза превышает уровень, предусмотренный нашими условиями. Сегодня цену удалось снизить, однако темпы наращивания производства остаются неудовлетворительными.

Стоимость изделий – большая проблема. Резкое изменение валютного курса привело к удорожанию ПКИ и как следствие к увеличению себестоимости финальных изделий до 17–20 процентов. Если учесть, что закупочные цены изделий по ГОЗ строго лимитированы, предприятия-финалисты в этих условиях терпят убытки.

Для организаций, осуществляющих проекты импортозамещения, предусмотрено государственное субсидирование. Но необходима также господдержка и предприятий-финалистов в части компенсации расходов, связанных с закупкой подорожавших импортных комплектующих и произведенного за рубежом оборудования, не имеющего отечественных аналогов.

Изменения валютного курса рубля сказались также на увеличении процентных ставок по кредитам, получаемым предприятиями ОПК в российских банках на пополнение оборотных средств, финансирование текущей деятельности.

Правительство Российской Федерации своевременно отреагировало на эту ситуацию введением Правил на предоставление организациям промышленности субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках.

– Но у всех этих явлений есть, как оказалось, и другая сторона. По некоторым оценкам, реализация программ импортозамещения может добавить нашей оборонной отрасли до 20–30 процентов новых объемов производства.

– Если говорить в целом по ОПК, то по сути программы импортозамещения находятся в русле задач, поставленных президентом Российской Федерации известными майскими указами 2012 года в направлении внедрения высокотехнологичных производств. Такой фундаментальный вопрос не может быть решен одномоментно. Изделиям, поставляемым, например, Украиной и базирующимся на советских технологиях 80-х годов прошлого века, найти замену несложно. А вот для освоения других технологий, скажем, в области создания современной электронно-компонентной базы требуется время.

По оценке Минпромторга, более половины импортозависимых позиций, вошедших в отраслевой план, отечественные машиностроители смогут заместить в течение ближайших двух-трех лет. К 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по наиболее критичным отраслям промышленности с 70–90 процентов до уровня 50–60 процентов. То есть речь не идет о полном замещении, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Основная цель программ – обеспечение технологической независимости от тех стран, которые проводят недружественную политику относительно России. Сегодня высокотехнологичный мир не ограничивается Европой и Соединенными Штатами. Предприятия ОПК России ведут взаимовыгодное сотрудничество со многими странами, в рамках которого имеются возможности и для компенсационного замещения части импорта, ограничиваемого санкциями.

Введением санкций наши противники нам «помогают» в построении более сильной сбалансированной экономики. Западные лидеры исходят из сиюминутных мотивов и плохо прогнозируют перспективу, особенно относительно потенциала России. После распада Советского Союза некоторые страны объявили себя победителями в холодной войне, однако Россия не относится к побежденным. Она обладает достаточными ресурсами и решимостью в отстаивании своих интересов и способна постоять за себя.

Санкции заставляют нас форсировать свое развитие. Раз поставлена задача создания новых изделий, значит, потребуются дополнительные производственные мощности и рабочие места. Необходимо выполнить тысячи проектных работ по критически важным технологическим направлениям, развернуть производства, найти специалистов. Все это требует инвестиций, и программами импортозамещения определенные субсидии предусмотрены. Вместе с тем не по всем проектам они могут оказаться достаточными, что можно спрогнозировать уже сегодня. И здесь открываются хорошие перспективы для частных инвестиций, развития предпринимательских инициатив.

– Можно ли сказать, что, несмотря на санкции, корпорация «ТРВ» развивается успешно? Если это так, подкрепите ваши тезисы конкретными цифрами. Каковы, например, основные итоги минувшего года и как выполняется гособоронзаказ-2015?

– Корпорация в течение своего тринадцатилетнего существования демонстрирует устойчивый рост экономического и производственно-технологического уровня.

Совокупная выручка от реализации готовой продукции интегрированной структуры корпорации в 2014 году по сравнению с 2013-м увеличилась в полтора раза и достигла почти 112 миллиардов рублей. Чистая прибыль составила без малого 12,5 миллиарда, что почти втрое превышает уровень 2013 года.

Особо следует отметить рост производительности труда. В прошедшем году выработка продукции составила 2,6 миллиона рублей на одного работающего, что почти на 40 процентов превышает уровень 2013-го.

Напомню: по итогам 2013 года в рейтинге мировых производителей вооружений, составленном Стокгольмским институтом исследования проблем мира, по этому показателю корпорация занимала 46-ю позицию среди крупнейших оборонных компаний мира и 6-е место – среди предприятий ОПК России.

В настоящий период объем гособоронзаказа значительно вырос и в количественном отношении выручка объединенной компании в большей степени определяется поставками по ГОЗ.

Сегодня предприятия корпорации готовят к поставкам для Министерства обороны около двух десятков новых наименований авиационного и морского высокоточного оружия. Полностью обновляется номенклатура управляемых авиационных средств поражения (АСП), предназначенных для вооружения перспективного истребителя 5-го поколения, а также боевых самолетов поколения 4++. Создаются экспортные версии, предназначенные для наших зарубежных партнеров.

Работа по ГОЗ проходит строго по плану выполнения ГПВ-2020 и в соответствии с контрактами, заключенными с Минобороны РФ.

– Что можно сказать о номенклатуре новых изделий, подготовленной сегодня корпорацией для поставки в Вооруженные Силы и на экспорт?

– За последние годы проведен большой объем испытаний новых образцов ВВТ. Могу назвать те, которые подготовлены к серийному производству. Если пользоваться обозначениями, применяемыми для экспортных версий, это противокорабельная ракета Х-35УЭ, противорадиолокационная Х-31ПД, модульная ракета общего назначения Х-38МЭ в варианте Х-38МЛЭ с лазерной головкой самонаведения, а также ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности. Испытания остальных образцов завершатся в ближайшие один-два года.

Что касается экспортной сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31АД, то она в основном подготовлена к серийному производству. Для осуществления поставок потребуется лишь ограниченный объем адаптационных испытаний к конкретному типу самолета.

Подчеркну: боевые возможности новых ракет по сравнению с предшественницами существенно расширены. Наряду со значительным улучшением летно-технических характеристик следует отметить внедрение новых систем наведения и других бортовых систем, способных обеспечить их эффективное применение в различных условиях, в том числе при огневом и радиоэлектронном противодействии противника.

Совершенствуются системы морского вооружения. В настоящее время мы поставляем комплексы корабельного («Яхонт», «Москит», «Уран») и берегового («Бастион», «Бал») базирования. Кроме того, в нашем арсенале такие системы подводного оружия, как комплекс вооружения со скоростной подводной ракетой «Шквал-Э», малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-Э/НК» с антиторпедой и другие. Инициируются работы по использованию ракеты Х-35УЭ в варианте морского базирования и адаптации ее к комплексам типа «Уран» и «Бал».

– Можно чуть подробнее сказать об уникальности этих и других разработок, названия которых массовому читателю мало что говорят?

– Прежде всего, отмечу наши новые противорадиолокационные ракеты (Х-31ПД и Х-38УШКЭ), которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят большинство современных западных образцов.

То же самое можно сказать о новой ракете РВВ-БД, предназначенной для поражения любых воздушных целей на дальности до 200 километров.

Предприятия корпорации создают и поставляют ряд корабельных комплексов и таких известных противокорабельных ракет, как «Яхонт», ЗМ-80Е комплекса «Москит» и Х-35Э – «Уран-Э».

Мощные сверхзвуковые ракеты оперативно-тактического класса – ЗМ-80Е, «Яхонт» способны поразить самые крупные защищенные морские цели. Противокорабельные ракеты Х-35Э, Х-35УЭ и Х-31АД относятся к тактическому классу и в основном предназначены для борьбы с наиболее массовыми морскими целями малого и среднего тоннажа.

Отмечу, что авиационная скоростная Х-31АД является единственной в мире сверхзвуковой противокорабельной ракетой подобного класса.

Стоит отметить наши мобильные береговые ракетные комплексы: «Бастион» на базе ракеты «Яхонт» и «Бал-Э» на базе Х-35Э. Эти береговые системы при совместном комплексном использовании способны надежно защитить морские рубежи России. Подобных систем не имеет ни одна страна в мире.

Все наши разработки пользуются широким спросом и на мировых рынках вооружений.

– Корпорации «ТРВ» отведена головная роль в программе освоения гиперзвука. Здесь вы по каким направлениям сотрудничаете с научными организациями страны?

– Мы проводим совместные работы по решению актуальных научно-практических проблем с целым рядом ведущих научных центров, включая институты РАН. По тематике гиперзвука сотрудничаем с ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и другими. Я неоднократно подчеркивал, что освоение гиперзвука предполагает решение большого комплекса сложных разноплановых проблем, объединяемых общим замыслом.

Возьмем вопросы выбора аэродинамической компоновки летательного аппарата (ЛА). Современные технологии определения параметров летательных аппаратов в процессе своего проектирования базируются на сочетании экспериментальных и расчетных методов определения аэродинамических характеристик, которые позволяют выбрать рациональные параметры компоновки ЛА и уже на этапе проектирования рассчитать траектории его полета в предполагаемых условиях. Область гиперзвукового полета характеризуется особыми газодинамическими характеристиками обтекания ЛА, и потому имеющиеся методы оценки аэродинамических сил, применяемые в области полета на умеренных сверхзвуковых скоростях, здесь не годятся. Нужны новые технологии, которые уже реализуются.

Так, в ЦАГИ создается новый гиперзвуковой комплекс с большой аэродинамической трубой, предназначенной для экспериментов с натурными моделями гиперзвуковых летательных аппаратов, в том числе в компоновке с работающим двигателем.

Кроме того, в соответствии с проектом будут введены в строй специализированные аэродинамические установки для изучения вопросов аэротермодинамики гиперзвукового полета и испытаний систем теплозащиты ЛА.

При определении рациональных параметров аэродинамической компоновки ЛА, в том числе для условий гиперзвукового полета, кроме экспериментальных методов находят применение и методы математического моделирования реальных процессов. Получил широкое распространение программный американский комплекс ANSYS, который прошел апробацию на широком классе дозвуковых и сверхзвуковых ЛА.

В настоящее время становится актуальной задача разработки специализированных отечественных компьютерных программ моделирования аэротермодинамических и аэрофизических процессов в гиперзвуковом полете ЛА.

В связи с этим в марте 2015 года холдинг «Тактическое ракетное вооружение» заключил с Агентством перспективных разработок договор, касающийся данной тематики. К работе подключены как академические институты, так и ведущие центры – ЦИАМ, ЦАГИ, ряд других. Созданная продукция будет востребована как у нас, так и у других предприятий-финалистов.

– В этом году в Московском регионе ожидаются крупные выставки. В Кубинке – международный военно-технический форум «Армия-2015», организуемый Министерством обороны РФ. В подмосковном Жуковском – Международный авиакосмический салон (МАКС-2015). В каких выставках будут участвовать предприятия корпорации? Следует ли ожидать появления на них новинок ВВТ?

– Мы готовимся к участию в международных выставках: «Армия-2015» (Кубинка, 16–19 июня), военно-морском салоне «МВМС-2015» (Санкт-Петербург, 1–5 июля), авиационно-космическом салоне «МАКС-2015» (Жуковский, 25–30 августа), Выставке вооружения, военной техники и боеприпасов (Нижний Тагил, 9–12 сентября).

Как обычно, постараемся показать всю номенклатуру своей продукции, включая и те направления, которые в корпорации появились в последний период. На морском салоне, например, у нас будет единая экспозиция с концерном «Морское подводное оружие – Гидроприбор», на салоне в Жуковском – с корпорацией «НПО машиностроения». Постараемся продемонстрировать наши общие достижения в области авиационных и морских средств поражения, прорывные технологии в ракетостроении и космической технике.

По сложившейся традиции новинки в обязательном порядке будут. Но для сохранения интриги позвольте подробную информацию об этом пока не оглашать. Приглашаю посетить наши экспозиции, где гости, уверен, сделают для себя целый ряд неожиданных открытий, узнают много нового о жизни и деятельности корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Особо хочу обратить внимание на международный форум «Армия-2015», для которого корпорацией готовится специальный раздел экспозиции, предназначенный для специалистов, где будут демонстрироваться наши самые последние разработки.

/Борис Обносов, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ