Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.
Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного оружия была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).
Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.
Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.
ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.
Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.
При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.
В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.
Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.
В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.
ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.
Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.
Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.
За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.
Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.
Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.
Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».
В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.
Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.
Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.
В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.
В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.
Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.
Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.
В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.
В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.
Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.
В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.
Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э
На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.
В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.
Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели.
145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.
Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.
Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.
Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.
Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.
Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/