В последние годы все большую актуальность приобретают комплексы класса C-RAM. В локальных конфликтах последнего времени некоторые стороны, не имеющие возможности противодействовать противнику в открытом бою, вынуждены использовать атаки из засад и неожиданные обстрелы с использованием артиллерии, ракетного и минометного вооружения. Как следствие, появляется необходимость в создании, производстве и эксплуатации систем защиты от подобных атак.
На протяжении нескольких последних лет в ведущих странах мира появился ряд проектов систем класса C-RAM (Counter Rocket, Artillery and Mortar – «Противодействие ракетам, артиллерии и минометам»). Создаются комплексы, состоящие из различных средств, предназначенные для своевременного обнаружения и перехвата подлетающих боеприпасов противника. Сравнительно недавно свой вариант подобной системы представила немецкая компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW). Ее комплекс C-RAM получил название Smart Camp Defence («Умная защита лагеря»).
В состав системы Smart Camp Defence входит набор различных средств, предназначенных для обнаружения потенциально опасных объектов, аппаратура управления и артиллерийские системы для уничтожения выбранных целей. Утверждается, что предложенная архитектура комплекса обеспечивает наивысшую эффективность боевой работы, позволяя засекать вражеские боеприпасы и определять их траекторию, а также выдавать целеуказание на артиллерийские установки.
По имеющимся данным, основой комплекса KMW Smart Camp Defence является радиолокационная станция и система обработки сигналов. Кроме того, в состав комплекса входят от четырех до шести артиллерийских установок с орудиями калибра 155 мм. Все элементы комплекса предлагается монтировать на самоходных колесных или гусеничных шасси. С их помощью должна обеспечиваться требуемая мобильность комплекса с возможностью быстрой переброски и развертывания в нужном районе.
По информации разработчика, перспективный комплекс C-RAM имеет следующие особенности. В качестве средства поражения предлагается использовать артиллерийские установки калибра 155 мм и длиной ствола порядка 50-52 калибров, оснащенные автоматикой заряжания и механизированной укладкой не менее чем на 30 снарядов. Подобные компоненты комплекса должны обеспечивать приемлемую дальность поражения обнаруженных целей. Максимальная автоматизация артиллерийских систем предлагается для сокращения времени реакции за счет ускорения основных процессов подготовки к стрельбе при помощи сокращения участия человека.
На данный момент в качестве средства уничтожения обнаруженных целей предлагается самоходная гаубица PzH 2000, состоящая на вооружении Германии и других государств. На данный момент эта САУ считается одним из лучших представителей своего класса в мире, что должно соответствующим образом сказаться на характеристиках комплекса Smart Camp Defence.
САУ PzH 2000 оснащается 155-мм орудием с длиной ствола 55 калибра и перевозит в укладках боевого отделения 60 снарядов. В зависимости от типа используемого боеприпаса такая самоходка может уничтожать наземные цели на дальностях до 55-57 км. В номенклатуру боеприпасов установки входят различные, в том числе управляемые снаряды.
Кроме того, в составе комплекса KMW Smart Camp Defence в будущем могут быть задействованы перспективные артиллерийские системы, такие как автоматизированный модуль AGM, разрабатываемый в настоящее время. Артиллерийский модуль AGM имеет некоторое сходство с существующими САУ PzH 2000, однако за счет использования нового оборудования планируется повысить некоторые его характеристики.
При использовании в системе противодействия ракетам, артиллерии и минометам основным боеприпасом артиллерийской установки должен быть осколочно-фугасный снаряд с дистанционным взрывателем. По мнению специалистов KMW, наиболее эффективным способом уничтожения вражеского боеприпаса будет поражение облаком осколков, образующихся при подрыве 155-мм снаряда на заданной точке траектории.
По имеющимся данным, методика боевой работы комплекса KMW Smart Camp Defence выглядит следующим образом. Все средства комплекса размещаются на одной площадке или распределены на некоторой территории, находясь в состоянии полной боевой готовности и поддерживая связь друг с другом. РЛС обнаружения и сопровождения целей следит за воздушной обстановкой в окружающем пространстве и ожидает появления летящих боеприпасов противника в своей зоне ответственности.
При появлении в поле зрения ракеты, снаряда или мины противника РЛС обнаружения переходит в режим сопровождения и отслеживает траекторию полета найденной цели. Далее автоматика, используя полученные данные, прогнозирует дальнейшую траекторию полета вражеского боеприпаса и точку его падения. На основе этих данных вырабатываются команды для артиллерийских установок, которые сразу передаются им.
Получив команду, артиллерийский модуль (модули) выполняет программирование взрывателя снаряда, наводит орудие и производит выстрел. За счет правильного расчета углов наведения и настройки взрывателя подрыв снаряда производится в непосредственной близости от летящей цели. Под действием ударной волны и осколков 155-мм снаряда вражеский боеприпас разрушается, в том числе с детонацией собственной боевой части. На землю падают только обломки, а не полноценное средство поражения.
Кроме того, в некоторых случаях разрушение вражеского снаряда не является обязательным: при определенном изменении траектории полета под действием ударной волны боеприпас может упасть за пределами охраняемой зоны.
По некоторым данным, комплекс KMW Smart Camp Defence может работать в режиме контрбатарейной стрельбы. В таком случае автоматика рассчитывает не только траекторию полета вражеского снаряда, но и определяет точку его старта. После этого часть артиллерийских установок используется для поражения обнаруженной летящей цели, а остальные получают целеуказание для удара по месту ее старта. В таком случае уничтожается летящий объект, а также орудие или ракетная установка, запустившая его.
Имеются сведения о некоторых особенностях работы перспективного комплекса C-RAM. Любопытное ноу-хау было заимствовано из израильского проекта тактической противоракетной системы «Кипат барзель». Так, при обнаружении летящего боеприпаса автоматика комплекса должна определять предполагаемое место падения снаряда и сверять его с имеющейся картой местности. Если точка падения находится за пределами защищаемых районов (базы, города и т.д.), то комплекс продолжает работать в режиме слежения за ситуацией. Режим атаки цели и тревога объявляются только если обнаруженная цель угрожает охраняемым объектам.
Тем не менее, есть основания полагать, что при обнаружении «безопасной» цели не активируется только зенитный режим работы, а возможность поражения вражеского орудия, миномета или ракетной установки сохраняется. Более того, в таком случае для поражения наземной цели могут использоваться все имеющиеся орудия, без выделения установки или установок на поражение летящего боеприпаса.
Предлагаемый вариант комплекса KMW Smart Camp Defence подразумевает использование орудий калибра 155 мм, установленных на артиллерийских системах PzH 2000 или AGM. Подобное оружие позволяет работать как по воздушным, так и по наземным целям. Тем не менее, 155-мм орудия не лишены недостатков, из-за чего немецкие специалисты вынуждены разрабатывать новый вариант проекта. Имеются сведения о создании новой версии комплекса класса C-RAM, использующего иное оружие.
В некоторых случаях характеристики 155-мм снарядов могут быть недостаточными. Если речь идет о поражении неуправляемых ракет или снарядов, то скорость и могущество подобного боеприпаса с дистанционным взрывателем достаточны для своевременного уничтожения цели. Однако в случае с управляемым вооружением или беспилотными летательными аппаратами существующие гаубицы могут быть неэффективны, поскольку за время полета снаряда цель может сменить курс, что приведет к необходимости новых выстрелов.
Для этих целей в настоящее время разрабатывается проект комплекса Smart Camp Defence, в котором функции средств поражения обнаруженного объекта возлагаются на автоматические пушки Oerlikon GDF калибра 35 мм. Такая замена огневых средств комплексов приведет к значительному сокращению дальности эффективного огня (до 4 км), однако позволит повысить скорость реакции при атаке маневрирующей цели. В остальном принципы работы, в целом, остаются прежними. Как и ранее, РЛС обнаружения будет следить за обстановкой, а специальная автоматика станет обрабатывать данные и выдавать целеуказание на артиллерийские системы. При этом теряется возможность огневого налета на точку старта вражеского боеприпаса.
В будущем в состав комплекса KMW Smart Camp Defence могут войти и иные орудия или системы поражения воздушных целей. По некоторым данным, сейчас ведутся работы по интеграции в состав комплекса итальянского зенитного боевого модуля OTO Melara Draco с орудием калибра 76 мм и снарядами DART. Кроме того, в будущем в состав существующего комплекса или его перспективных версий может быть включено лазерное оружие.
Проект комплекса Smart Camp Defence компании Krauss-Maffei Wegmann на данный момент находится на стадии разработки. Информация о строительстве и испытаниях опытного образца пока отсутствует. Вполне возможно, что первые новости об этом появятся в течение нескольких следующих месяцев или лет. Перспективы комплекса так же до конца не ясны. Он представляет определенный интерес для различных армий, но точный список потенциальных заказчиков пока не определен. Скорее всего, стартовым заказчиком таких систем станет Бундесвер.
Исходя из имеющихся сведений о комплексе Smart Camp Defence, можно представить его тактическую роль и некоторые особенности применения. Главной задачей этого комплекса является борьба с летящими снарядами, ракетами и минами, выпущенными противником. Кроме того, обеспечивается возможность уничтожения вражеского орудия, ведущего обстрел. При этом, однако, количество сопровождаемых и перехватываемых целей сравнительно невелико.
По предполагаемой тактической нише комплекс KMW Smart Camp Defence сильно напоминает противоракетные системы Израиля. На протяжении многих лет группировки Палестины и сектора Газа регулярно запускают неуправляемые ракеты в сторону израильской территории. Для защиты от этого оружия были созданы несколько специализированных противоракетных комплексов, принцип работы которых схож с алгоритмами, предлагаемыми немецкой компанией. Тем не менее, имеются и серьезные отличия. К примеру, уже упоминавшийся комплекс «Кипат барзель» атакует опасную цель при помощи специальной ракеты-перехватчика.
Таким образом, можно предположить, что новая разработка компании Krauss-Maffei Wegmann предназначается в первую очередь для боевой работы во время т.н. конфликтов малой интенсивности. По всей видимости, комплекс Smart Camp Defence не сможет справиться с массированным обстрелом полноценных артиллерийских батарей, но в состоянии отразить единичные или малочисленные атаки. Таким образом, этот комплекс можно считать средством защиты от оружия различных вооруженных группировок, использующих тактику постоянных, но немногочисленных атак с применением артиллерии и ракет.
Пока трудно говорить, в каких именно войнах будет применяться перспективная система, если ее доведут до серийного производства и примут на вооружение. Тем не менее, нельзя не отметить, что появление комплекса KMW Smart Camp Defence является своевременным и интересным решением назревшей проблемы. С учетом особенностей последних локальных конфликтов подобные комплексы становятся все более актуальными, что способствует появлению новых и новых проектов систем защиты от ракет, артиллерии и минометов.
/Рябов Кирилл, topwar.ru/
ну молодцы конечно, пусть радуются что успеют стрельнуть в ответ по позиции БМ-21 отправившей за 20 сек пакет подарков к ним в лагерь. При стрельбе с 10-12 км полетное время гаубичного снаряда около 20сек. т.е. если система даже с первой ракеты сможет определить координаты и траекторию Град успевает отправить весь пакет до уничтожения. А учитывая что у града имеется возможность ведения огня с выносного пульта то расчет может обеспечить себе выживаемость. Как результат размен одной пустой машины БМ-21 на кучу ништяков в лагере. Для атаки лагеря минометами достаточно выбрать позицию за высоким укрытием например многоэтажным домом или скалой с таким расчетом что бы траектория гаубичного снаряда не позволяла бы поразить позицию за преградой. (Крутизна траектории минометов все же круче.)
Так же решением будет использование автоматических систем типа 2Б9 «Василёк» который относительно легко монтируется на различные транспортные средства стреляет из кассет по 4е мины с максимальной прицельной дальностью в 4км. Время полета гаубичного снаряда на 4 км никак не меньше 6 сек. + время на реакцию системы как то обнаружение летящих мин вычисление и передача координат разворот башен и подъем орудий самих ПЗХ2000. Реальное время после залпа из Василька и до получения ответки никак не меньше 10 сек. чего вполне достаточно чтобы отъехать в укрытие.
Против папуасов с одним миномётом хорошо, а если батарея Мста-С в полном составе отработает то ловить такому лагерю нечего.
Пишут, наших обстреляли в Сирии из минометов и семь самолетов накрылось, народ конечно разбежался по щелям. И ни какой защиты от таких мини-бомб у нас похоже нет. Нет даже системы раннего обнаружения, пока первая мина не рванет на территории никто и не почешится. Плохо.