Программа строительства новых кораблей для российского военно-морского флота столкнулась с серьезными проблемами. Одним из результатов украинского кризиса стало прекращение военно-технического сотрудничества с Украиной, в том числе в области корабельных энергетических установок. Из-за отсутствия требуемых агрегатов может быть сорвано строительство сразу нескольких новых кораблей двух проектов.
20 мая РИА Новости сообщило, что завод «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) вынужден свернуть строительство новых корветов проекта 20385. По словам директора по маркетингу Леонида Кузьмина, причиной для такого решения стали проблемы с поставкой ряда важных комплектующих. В проекте 20385 используется некоторое оборудование, которое планировалось закупать у зарубежных компаний. Из-за последних событий на международной арене поставки нужных изделий остановились.
В настоящее время на «Северной верфи» ведется строительство двух корветов проекта 20385. Ввиду необходимости завершения строительства ведется поиск необходимого оборудования отечественного производства.
Л. Кузьмин отметил, что замена импортных комплектующих будет неравноценной. Кроме того, имеются некоторые вопросы, которые предстоит решить. Результатом сложившейся ситуации может стать сокращение серии. Руководство «Северной верфи» полагает, что строящиеся корветы «Гремящий» и «Проворный» могут оказаться последними представителями серии. Их достроят с использованием имеющегося запаса импортных комплектующих и отечественных изделий, тогда как судьба остальных кораблей заказа будет иной.
По имеющимся данным, изначально планировалось построить восемь корветов проекта 20385. В связи с существующими проблемами строительство подобных кораблей будет прекращено. Тем не менее, флот не останется без новых корветов. Утверждается, что новые корабли будут строиться по проекту 20380. Такие корабли имеют ряд отличий от «Гремящего» и «Проворного», причем основное отличие заключается в использовании только отечественных комплектующих.
21 мая РИА Новости опубликовало интервью генерального директора судостроительного завода «Янтарь» Олега Шумакова. Из этого материала стали известны некоторые подробности текущей ситуации в военном кораблестроении, а также состояние проекта 11356. В настоящее время завод «Янтарь» занимается строительством шести фрегатов проекта 11356 в интересах Черноморского флота. В силу политических причин этот проект тоже столкнулся с недостатком необходимых комплектующих.
По словам О. Шумакова, ситуация с фрегатами выглядит следующим образом. Завод «Янтарь» завершает работы в рамках строительства головного корабля серии. Фрегат «Адмирал Григорович» вышел на испытания. Если работы не столкнутся с серьезными трудностями, то в августе корабль передадут флоту. Второй корабль, «Адмирал Эссен», сейчас проходит швартовные испытания. Его планируется передать заказчику в конце года. «Адмирал Макаров» по плану должен быть передан ВМФ в марте следующего года, однако его строительство столкнулось с некоторыми проблемами, связанными с поставками оборудования.
Ситуация с четвертым, пятым и шестым кораблями серии гораздо сложнее. Завод «Янтарь» в настоящее время не располагает необходимым комплектом агрегатов, прежде всего двигателями. По этой причине строительство трех фрегатов, вероятно, займет больше времени. При этом О.Шумаков отметил, что украинское предприятие «Зоря-Машпроект» уже построило необходимые агрегаты для четвертого корабля проекта 11356, однако по политическим причинам не может передать их заказчику.
Для разрешения ситуации завод «Янтарь» подготовил пакет документов для предъявления иска. Украинское предприятие, в свою очередь, уведомило российских партнеров о невозможности продолжения выполнения контракта по причинам форс-мажора. В результате контракт на поставку двигателей не расторгнут, но его исполнение пока приостановлено на неопределенный срок.
В связи с текущей обстановкой в области кораблестроения и курсом на импортозамещение проводятся некоторые работы на отечественных предприятиях. По словам гендиректора «Янтаря», разработкой новых газотурбинных двигателей для кораблей может заняться НПО «Сатурн», имеющее большой опыт в этой сфере. Тем не менее, на создание проекта и налаживание производства уйдет некоторое время. Задержку в сдаче кораблей О. Шумаков оценил примерно в два года.
В последних числах мая проблемы со строительством новых кораблей были подтверждены вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Он напомнил о невозможности получения корабельных двигателей, производящихся на предприятиях Украины. При этом вице-премьер отметил, что в настоящее время реализуется программа импортозамещения, целью которой является освоение производства всех необходимых комплектующих на российских предприятиях. Так, в случае с комплектующими украинского производства речь идет о 186 видах продукции, которые теперь придется изготавливать самостоятельно.
В настоящее время в рамках текущей программы импортозамещения российские предприятия готовятся осваивать производство газотурбинных силовых установок для кораблей. В соответствии с текущими планами к концу 2017 года начнется производство таких изделий, а в 18-м промышленность перейдет на полноценный серийный выпуск новых двигателей.
3 июня Д.Рогозин уточнил, что проблемы с поставками импортных изделий касаются только некоторых кораблей. Строительство остальной техники для военно-морского флота продолжается в соответствии с планами. Вице-премьер в первую очередь имел в виду фрегаты проекта 11356. При этом, как теперь известно, политические разногласия ударили и по строительству корветов проекта 20385.
Следует отметить, уже известны некоторые подробности оснащения строящихся кораблей двигателями российского производства. Еще в начале мая главный конструктор Коломенского завода Валерий Рыжков в интервью порталу Flotprom раскрыл некоторые подробности грядущего импортозамещения. По словам В. Рыжкова, предприятие занимается адаптацией своих разработок для использования на кораблях проекта 20385. Таким образом, корветы «Гремящий» и «Проворный», а также планируемые к строительству корабли проекта 20380 получат отечественные двигатели коломенского производства.
Позже стало известно, что «Северная верфь» заказала Коломенскому заводу восемь главных энергетических установок типа 1ДДА-12000. Эти изделия построены по схеме CODAD (дизель-дизельный агрегат) и оснащены двумя двигателями 16Д49 мощностью по 6 тыс. л.с. Кроме того, в состав установки входят реверс-редукторные передачи РРД-12000 и ряд другого оборудования. Новые корабли проектов 20385 и 20380 будут получать по две такие установки.
Главные энергетические установки коломенского производства должны будут заменить агрегаты, заказывавшиеся у немецкой компании MTU. В связи с введением санкций в отношении России подобный заказ стал невозможным. Выходом из такой ситуации стал заказ отечественных агрегатов.
Имеются сведения о применении коломенских изделий. По две установки 1ДДА-12000 будет установлено на корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» (заводские номера 1005 и 1006 соответственно). Оставшиеся агрегаты будут использованы при строительстве кораблей проекта 20380 «Ретивый» (№1007) и «Строгий» (№1008). Строительство всех четырех корветов ведется заводом «Северная верфь».
Согласно имеющимся планам, все необходимые агрегаты будут поставлены в 2016-17 годах. В 3 квартале следующего года Коломенский завод сдаст установки для корабля «Гремящий», в 4 квартале – для «Ретивого». В июне 2017 года будут поставлены двигатели для заказа №1008, а «Проворному» придется ждать силовую установку до сентября 17-го.
Таким образом, строительство кораблей проекта 20385/20380 заметно затянется, однако флот все же получит их. Какими будут последствия подобной замены главных энергоустановок – пока неизвестно. Нельзя исключать, что использование новых двигателей скажется на различных характеристиках корветов. Тем не менее, в таком случае ВМФ России все же получит новые корабли, пусть даже и с менее высокими характеристиками. Альтернативой в данной ситуации является полная остановка строительства и, как следствие, отсутствие новых кораблей в составе флота.
Ситуация с отсутствием необходимых зарубежных двигателей для корветов проектов 20385 и 20380 частично решена, хотя на производство собственных энергетических установок понадобится некоторое время. Ситуация с силовыми установкам для фрегатов проекта 11356 на данный момент выглядит гораздо сложнее. Отечественные газотурбинные двигатели для таких кораблей появятся не ранее 2017 года, что приведет к заметному смещению сроков их сдачи флоту. Следует отметить, строительство четвертого и пятого кораблей ведется в соответствии с графиком. Таким образом, новым фрегатам, скорее всего, предстоит несколько лет простаивать без дела в недостроенном виде.
Четвертый фрегат проекта 11356, «Адмирал Бутаков», был заложен 12 июля 2013 года. К концу прошлого года завершилось строительство корпуса и его оснащение различными узлами и системами. Насколько можно судить по имеющейся информации, в настоящее время продолжению строительства мешает только отсутствие энергоустановки. Поставка необходимых изделий украинского производства срывается, из-за чего примерные сроки продолжения работ и спуска корабля на воду еще не определены.
Пятым кораблем серии должен стать «Адмирал Истомин», заложенный 15 ноября 2013 года. Уже завершено строительство корпуса и ведется его насыщение. В апреле появилась информация о приостановке работ в машинном отделении. Монтаж различных агрегатов в машинном отделении сможет начаться только после того, как будет решена проблема с главной энергетической установкой. Для продолжения работ требуется знать, какие агрегаты будут монтироваться в машинном отделении, уточнить их габариты и т.д. Таким образом, строительство «Адмирала Истомина» в обозримом будущем может остановиться ввиду проблем с машинным отделением.
Шестой фрегат проекта 11356 пока не закладывался. Тем не менее, уже полным ходом идет подготовка к строительству. Кроме того, достоянием общественности стало имя корабля – «Адмирал Корнилов». Ввиду проблем с поставкой импортных комплектующих заказчик в лице министерства обороны принял решение приостановить строительство шестого корабля серии. Подготовленные агрегаты и конструкции временно законсервированы из-за невозможности начала строительства.
Из последних сообщений предприятий, министерства обороны и прессы следует, что строительство новых кораблей двух типов, зависящее от поставок зарубежных комплектующих, скорее всего, будет приостановлено на некоторое время. Проблему с двигателями для кораблей проектов 20385 и 20380 удалось частично решить за счет энергоустановок коломенского производства. Теперь требуется разобраться с проблемами фрегатов проекта 11356. В контексте последних на данный момент упоминаются только возможные сроки поставки требуемых агрегатов отечественного производства.
Сложившаяся в военном кораблестроении ситуация выглядит крайне плохо. Но она может выглядеть еще хуже в свете предложений прошлых лет. Еще в 2009 году была начата программа локализации производства корабельных энергетических установок. Успешная реализация такой программы позволяла к середине десятых годов отказаться от закупок двигателей и других агрегатов зарубежного производства. Тем не менее, выполнение планов было связано с массой проблем. Как следствие, на данный момент судостроительные заводы по-прежнему зависят от зарубежных поставщиков, а строительство некоторых типов кораблей может полностью остановиться на неопределенный срок.
Если все обновленные планы удастся реализовать в установленные сроки, то новые корабли нескольких типов, которые будут служить в составе Северного, Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов, смогут начать службу только в 2017-18 годах. Тем не менее, и в такой печальной ситуации можно найти положительные моменты. Во-первых, ВМФ России, пусть и с задержкой, получит новые корабли.
Второй плюс ситуации состоит в том, что она является прекрасным стимулом для промышленности. Для выполнения всех имеющихся заказов российским предприятиям придется наверстать упущенное и освоить производство необходимых энергоустановок. Таким образом, все еще есть повод для оптимизма, но итоги нынешней ситуации станут известны только через несколько лет.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
да уж… печальная ситуация. сколько же времени понадобится, на альтернативную замену….
Думаю не так уж и много.
НАРОД — который имеет дело с постройкой движков в России, оставьте комментарии. Расскажите как обстоят дела в этой отрасли.
а что нельзя схему дизель-генератор- электродвигатель установить
В свое время наши руководители (прежде всего Хрущев) были полнейшими дебилами. Мало того, что взял и Крым подарил хохлам, так еще и стратегические заводы построил в Николаеве. Единственный вариант такой же как в Крыму провести в Николаеве и Одессе. Там самые пророссийские настроения. Заодно решится проблема Приднестровья. НПО Сатурн уже несколько лет морочит голову своими морскими ГТУ, а их как не было, так и нет.
Ты там живёшь, чтобы знать какие там настроения у людей?
Кроме пары пенсов советской закваски, больше никто поддерживать очередной маразм политтехнологов московии не будет. Достаточно уже натворили делов на луганде и даунбасе.
Всегда считал что двигательные установки для современных военных кораблей это основа, которую надо изготавливать самим. Рассчитывать на Украину а тем более на немцев, это преступная халатность. У нас большая академия наук, там много академиков, членов-корреспондентов и т. п.. Надо посадить этих специалистов перед президентом РФ и пускай расскажут какие 186 двигателей они считают установить на военные корабли. Думаю после этого вопрос с академией, решился автоматически. Уважать стариков надо, но только в доме престарелых. А на работе работать надо, тем более на оборону, надо работать 28 часов в сутки. Не поверю что русские мастера спасуют перед этой проблемой. На Джакаре камазы только что не летают по воздуху. Конечно в академии есть несколько толковых ребят, но в основном там дипломаты приспособленцы, один из них в восьмидесятые обещал управляемый термоядерный синтез в 2005 году. Уже шах свалил, скоро Нассредин свалит а ишак так и не говорит.
Ну да Камазы летают с дизелем Каминс , коробкой ZF , мостами MAN. От серийного Камаза только эмблема. Кабина клееная из углепластика, даже стёкла и щётки из германии .Светотехника HELLA .Резина MISHELIN и т.д.