Смелая гипотеза или попытка заглянуть в будущее? Когда единственным боеготовым истребителем пятого поколения остается “Рэптор”, а большинство задач в современных войнах успешно решаются авиатехникой поколения 4, насколько своевременны мечты о поколении 6? У нас нет ни четких представлений об облике “самолета будущего”, ни ясной концепции его применения.
“Желтые” СМИ периодически пугают боевой фантастикой, приводя обрывки фраз высокопоставленных лиц МО России и Пентагона о начале работ по созданию истребителя будущего. Гиперзвук, беспилотники и лучевое оружие. Несмотря на сплошную футуристику и кажущуюся неуместность таких проектов, уже сейчас можно сделать определенные выводы о вероятном облике истребителя шестого поколения.
Пилотируемый или беспилотный — вопрос не главный. Главные изменения ожидаются в компоновочной схеме летательного аппарата (ЛА).
Назревает отказ от вертикального оперения. С точки зрения ЭПР, вертикальный стабилизатор — не подарок. Гораздо серьезнее другой момент: при маневрировании на больших углах атаки, эффективность классического вертикального оперения снижается до нуля. Вертикальные стабилизаторы — анахронизм, плохо сочетающийся со сверхманевренностью и малозаметностью, главными трендами современной авиации.
В общем случае, киль необходим ЛА для курсовой стабилизации в полете. В то время, как основным режимом для сверхманевренных истребителей все больше становятся критические и закритические углы атаки (статическая неустойчивость, запредельная тяга двигателей с УВТ). Вертикальное оперение всякий раз оказывается в аэродинамической тени. А если так — зачем оно вообще нужно?
Существует немало реальных примеров ЛА, построенных по схеме “летающее крыло”. Самый знаменитый — стелс-бомбовоз B-2 “Спирит”. Вопреки слухам о плохой управляемости, “летающие крылья” не уступают классическим ЛА, построенным по нормальной аэродинамической схеме. Доказательством служат экспериментальные американские истребители и бомбардировщики эпохи ВМВ, летавшие без помощи пресловутой электроники.
Реактивный стратегический бомбардировщик “Нортроп” YB-49 (1947 год). Экипаж 7 чел. Макс. взлетная масса 87 т
Летающее крыло — прошлый век. В наши дни специалисты-аэродинамики готовы предложить сразу несколько “ненормальных” компоновочных схем, сочетающих в себе элементы различных типов ЛА. Главное, что объединяет всех — отсутствие классического оперения.
В 1996 году на обложках авиационных журналов мелькнула “Хищная Птица”. Прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика, построенного по схеме “утка”, однако, без использования ПГО, роль которого выполняет несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей. Одновременно с этим “Bird of Prey” является волнолетом, опирающимся в сверхзвуковом полете непосредственно на скачок уплотнения с помощью своего V-образного крыла (типа “чайка”).
Обладая главным преимуществом аэродинамической схемы “утка” (отсутствие потерь на балансировку, т.к. направление подъемной силы ПГО совпадает по направлению с подъемной силой крыла), “Хищная птица” лишена всех её недостатков (ограничение обзора из кабины и склонность к самоубийственному “клевку”). Строго говоря, в компоновочной схеме “Птицы” вообще нельзя усмотреть недостатки. Одни преимущества. Новая эпоха в авиации.
Неизвестно, чем вдохновлялись конструкторы “Боинга” во время работы над проектом, но стоит отдать им должное за новаторство.
Впрочем, решайте сами.
“Хищная птица” совершила 38 испытательных полетов. По словам испытателей, она, будучи статически устойчивой по всем трем осям, управлялась вручную без помощи ЭСДУ. А в её конструкции были использованы узлы обычных серийных самолетов. К примеру, в качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель “Пратт&Уитни JT15D”, устанавливаемый на УТС и бизнес-джетах.
Работы по “Птице” не прошли даром. Черты “Bird of Prey” теперь можно видеть в разведывательно-ударном беспилотнике X-47B.
Разумеется, то был лишь наглый взгляд в будущее, доказавший, что настолько экзотический ЛА способен уверенно держатся в воздухе. Реальный истребитель-бомбардировщик, имеющий схожую аэродинамическую схему, мог бы быть выполнен статически неустойчивым в нескольких каналах. С учетом абсолютной интегральной компоновкой “Хищной птицы”, её хищного, обтекаемого силуэта без вертикальных килей, двигателя с УВТ и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей, формируемых носовой частью ЛА — такой истребитель задал бы жару в ближнем бою.
Так же, как в своё время задавал жару HiMAT. “Шестикрылый восьмихвост”, в чьей конструкции применялось аэроупругое крыло, способное прогибаться под действием перегрузок на 5,5°. Дифференцированный прогиб дополнялся нестандартной компоновкой с размещением двигателя в районе ЦТ, статической неустойчивостью ЛА, а также максимальной механизацией крыла и ПГО. В результате концепт HiMAT на околозвуковых скоростях мог выполнять разворот с перегрузкой 8g (у обычных истребителей четвертого поколения этот показатель не превышал 4g).
Радиус виража HiMAT в сравнении с F-16 и «Фантомом»
Похожие работы велись в Советском Союзе. Еще в 1963 году учеными ЦАГИ было предложено использовать для управления по крену дифференцированно отклоняемые аэроэластичные носки крыла, названные ими “предэлероны”.
Смелые идеи надолго опередили свое время. Проекты по созданию экстремально маневренного ЛА подтвердили гипотезу о том, что “классическая” истребительная компоновка (высокоплан с крылом среднего удлинения, двукилевым оперением и ковшеобразными боковыми воздухозаборниками) не является единственно верным решением. Истребители четвертого и пятого поколения могут быстро утратить превосходство в воздухе, при появлении ЛА нетрадиционной схемы.
Одновременно с “Хищной Птицей” в 1997 году совершил первый полет X-36 (“Макдоннел-Даглас”/НАСА). Модель перспективного стелс-истребителя, выполненная в масштабе 1:4, также эксплуатирующая тему отказа от вертикального оперения и использования нетрадиционных аэродинамических схем.
Настоящий реквизит для голливудского боевика, в чьем облике можно разглядеть “утку” (балансировочная схема с ПГО), двигатели с управляемым вектором тяги, черты поздней технологии “стелс” (ориентация всех граней и кромок исключительно в двух направлениях), а также расщепляющиеся элероны для управления по углу крена и углу рыскания.
По словам разработчиков, реальный X-36 был бы статически неустойчив в продольном и путевом каналах, что, при наличии УВТ, сделало бы такой самолет предельно опасным противником в ближнем воздушном бою. В то время, как беспрецедентные меры по снижению заметности, сделали бы такой истребитель малоуязвимым на больших дистанциях.
Малозаметность — главный критерий выживаемости над полем боя. С появлением зенитных ракет авиация была вынуждена уйти на предельно малые высоты. Где стала великолепной мишенью для ствольной зенитной артиллерии. Вопреки распространенным спорам “МиГ против Фантома”, причиной 3/4 всех потерь ВВС США во Вьетнаме были ДШК и мелкокалиберные зенитки партизан. Жаркое небо Афганистана лишь подтвердило печальную статистику: пулеметный огонь с земли опаснее любого “Стингера”.
Единственное спасение — бегство на средние и большие высоты. Именно потому становятся так важны экстремальные меры по снижению заметности, реализованные в конструкции X-36 и “Bird of Prey”.
Упоминание про ЗРК и огонь с земли неслучайно. Всякий истребитель — высокоманевренный ударный самолет. “Фантомы” с напалмом. Сушки и МиГи над афганскими горами. Высотный трехмаховый МиГ-25 с гроздьями бомб…
Реактивная тяга обеспечивала им боевую нагрузку на уровне “Летающих крепостей” времен ВМВ. При несопоставимых возможностях прицельно-навигационного оборудования.
Впрочем, у всех “классических” истребителей-бомбардировщиков есть одна малозаметная особенность, доставляющая хлопот пилотам и техническому составу. Изначально создававшиеся как маневренные истребители, все эти “Страйк Иглы” с крылом среднего удлинения спроектированы так, чтобы иметь низкую нагрузку на крыло. В то время как для бомбардировщика в идеальном случае это значение должно быть максимально большим.
Для обеспечения жесткости крыла и снижения лобового сопротивления при совершении сверхзвуковых бросков, успешного выхода из атаки и отрыва от преследования. В общем случае, низкое значение удельной нагрузки — не самое большое, но неприятное врожденное заболевание всех многоцелевых истребителей.
Истребители пятого поколения — новый класс боевой техники. Они ИДЕАЛЬНЫЕ перехватчики и тактические ударные самолеты. Короткое трапециевидное крыло с большой стреловидностью передней кромки обладает достаточной жесткостью и позволяет бороться с турбулентностью при полетах на малых высотах. При этом, лишившись бомбовой нагрузки, они способны выполнять эффективные противоракетные маневры. В то время, как сумасшедшая тяговооруженность, вкупе с высокой степенью интеграции крыла и фюзеляжа делает их непревзойденными воздушными бойцами.
Именно по этой причине F-35 так уверенно теснит все другие типы авиатехники: истребители, штурмовики, ударные машины. Ситуацию дополняет совершенный прицельный комплекс, на основе радара с активной ФАР. Одинаково эффективный для сопровождения как воздушных, так и наземных целей.
Многофункциональность — третий тренд современной авиации. Нет никаких сомнений в том, что разработчики истребителя шестого поколения будут придерживаться той же линии. Облик и характеристики всех описанных в начале статьи концептов целиком подтверждают данный тезис.
Парой абзацев выше мы коснулись темы БРЭО. Какие изменения произойдут в авионике “истребителей будущего”? Раньше пилот видел лишь точечную отметку на радаре. Современные высокочувствительные РЛС с АФАР с соответствующим ПО позволяют реконструировать внешний вид цели с разрешением менее одного метра.
Радарные аэрофотоснимки, выполненные РЛС истребителя F-35
Следующий этап — создание математического аппарата для трехмерной модели радиолокации. При взгляде из стратосферы отличить военный джип от обычной автомашины… Вооруженного человека от невооруженного… Боевая фантастика? Едва ли.
Вооружение «истребителя будущего»: 100% переход на управляемые боеприпасы. Ракеты класса “воздух — воздух” с кинетической боевой частью (меньшие габариты — больший боекомплект), что особенно важно в условиях ограниченных объемов внутренних отсеков вооружений.
Интересный вопрос: понадобится ли живой пилот? Человек слишком хрупок и ненадежен. Целая кабина с кислородной системой, приборной доской и катапультным креслом. В то время, когда компьютеры способны производить триллионы операций в секунду, превзойдя по уровню комплексной обработки информации человеческий мозг.
Сбой в электронике — вероятность такого события меньше, чем если за штурвалом, волею случая, окажется невыспавшийся, уставший или плохо подготовленный пилот. Который, ко всему, склонен испытывать страх. Да, и вообще, по выносливости никуда не годится.
В целом вопрос требует более тщательного рассмотрения.
Но кое-что сделано уже сегодня. Например, британский ударный БПЛА “Таранис”. В отличие от других беспилотников, являющихся большими радиоуправляемыми игрушками, этот демон способен сам выбирать цель и открывать огонь БЕЗ подтверждения оператора.
Все это лишь эскизы истребителя будущего. Насколько будут оправданы ожидания? И, вообще, как скоро появится необходимость в таких машинах?
Что ж, при наличии соответствующих условий (новая “холодная война” или противостояние США и Китая), приказ о начале создания истребителя шестого поколения может быть отдан уже в начале следующего десятилетий.
Точный облик “истребителя будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти ЛА будут революционным прорывом в будущее. Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.
Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.
И тогда начнется самое интересное…
/Олег Капцов, topwar.ru/
Виталий напишите мне хоть один сайт где ПАНИКУ РАЗВОДЯТ. Только не подумайте что я вместе с ними идиотами буду паниковать. Хоть раз в год надо лицом ткнуть в материал, где говориться, что над Су 50 продолжается работа.
А что, есть материал , в котором говорится, что над СУ-50 работа не продолжается?
Комменты свои почитайте.
ЭДСУ
«Хоть раз в год надо лицом ткнуть в материал, где говориться, что над Су 50 продолжается работа.»
— Информацыи не будет ни где, всё.
Коственно только. Я не зря ссылаюсь на Сигнал, причём на оффицыальный источник.
Эта тема будет доведена до конца, похоже даже более быстрыми темпами. А темпы по Сигналу 1,3милиарда в 13г. до 6 в 15-16 капвложений.
Су Т-50 это дерьмо на палочке. Исправлять ошибки долго, дорого, в общем полный пиз….ц. Я не выдумал проблэмы, они легко доступны. Разочарование.
Хоть одну назовите.
Ваш необоснованный комментарий » это дерьмо на палочке». очередной засланец. ну или безмозглый дурачек.
УУУУ… Славик тут ошибок хоть топор вешай. Коственно только. Я не зря ссылаюсь на Сигнал, причём на оффицыальный источник. Дешифратор требуется.
Виталий
Июн 30, 2015 at 14:56
Хоть одну назовите. Есть в авиации такое понятие как Кессон. Это фактически «скилет» или силовая структура, всего самолёта. Этот «скилет» рассчитывается на перегрузку 10G, так вот ещё в 2010 году ПАК ФА летал на испытаниях со скоростью не более 550км/ч, по причине……. низкой жёсткости конструкции (Титановый Кессон рассчитан с ошибками), это трудно скрыть. По той же причине (низкая жёсткость конструкции) прототипу под обозначением Т-50-1 не разрешали летать под «перегрузками» более 6G, на фюзеляже обнаружены трещины (довольно не приятно). Далее «помпаж» двигателей (Непосредственной вины инженеров Сухого здесь нет, но ОГРАНИЧИТЬ ТЯГУ ОПЫТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ. «Незаметность реализована плохо». Это 100% ошибка ОКБ Сухого. Как они там рассчитывали, никто не знает. В районе двигателей специалисты по аэродинамике нашли ещё ошибку, не хватает «подъёмной силы». Далее крылья истребителя сильно «срезаны» назад, для экономичности, но в ущерб аэродинамике, кроме того, профиль крыла (толщина) выбраны предельно тонкими, но что будет если вес «внешней подвески» под крылом Т-50 превысит 3 000 кг??? На первом образце Т-50-1 стояли французские компьютеры, как же импортозамещение???. Во внутренние отсеки не влезают ракеты «Калибр» «Оникс», а так же авиабомбы КАБ 1500. Есть вопросы к эффективности машины как «истребитель-перехватчик» (часть вооружения находится на испытаниях) кроме того, истребитель-перехватчик вынужден увеличивать скорость, дабы быстрее выйти на точку отстрела ракеты, и для того чтобы увеличить дальность стрельбы ракеты, так вот у Т-50 баки текут, объём баков рассчитан на 8700 литров, но если скорость более 2 000 км/ч, топливо расходуется со скоростью более 2 тонн в час, не надолго ему горючки хватит. АФАР цель «видит» но не «захватывает». (Как ракете цель указать???). Можно ещё перечислять, но толку то, люди «Зомбированы» это же Сухой, для меня машина потеряла всякие перспективы. За 5 лет можно было бы решить проблемы (они решались), или например при тестировании БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование обнаружено более 300 ошибок), на этапе ЭСКИЗНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПУЩЕНО СЛИШКОМ МНОГО ОШИБОК.
Это тебе после какого препарата такое привиделось? Случаем не мескалинчиком балуетесь? Говорят он чудеса творит, после него ты видишь и знаешь то, что не видят и не знают генералы МО РФ.
Так, ну вот теперь я отпишусь. Начну с того, что всяко-разные фейки опровергать достаточно сложно. Скажем я стану утверждать, что у вас энурез, как вы докажете обратное? Каждое утро фото постели в инет выкладывать будете? Ну да ладно, попробую.
Про кессон не очень понятно. Кессон крыла? Центроплана? Впрочем я знаю откуда ветер дует. Была в своё время статейка, в которой утверждалось, что задний отсек слишком длинный и последний шпангоут, якобы, не достаточно прочный. Объясняю: у Т-50 основную нагрузку воспринимает центроплан, а тот самый шпангоут несущим не является.
Дальше. Причина введения на испытаниях каких-либо ограничений это неисследованность каких-то режимов, а не недостатки машины. Или вы хотите сразу тапку в пол, волосы назад и полетели?
Дальше. Помпаж. Он был один раз по причине сбоя датчика. В нете много видео с Т-50, на различных режимах, в плоть до сверхманевренности, применения вооружения и везде силовая установка работает устойчиво .
Незаметность. Величина ЭПР это как бы секретная информация. Откуда вам известно, что она реализована плохо? Во сне привиделось?
Дальше, » не хватает «подъёмной силы»». Это как? Не досыпали? » для экономичности, но в ущерб аэродинамике». Вам известно такое понятие как «качество», та самая экономичность. Так вот величина этого качества и есть главный критерий совершенства аэродинамики. Даже очень тонкий профиль при длине корневой хорды как у Т-50 будет иметь очень приличную строительную высоту. На любую подвеску хватит.
Про «баки текут» источник пожалуйста, а так голословно. К стати, объём баков Т-50 11100 кг, а 8700 кг у F-22. Вот и разделите 11 тонн на 2 получите 5,5 и умножьте на 2000 км/ч, получаем 11000 км. Что-то вы тут намудрили.
Не влазят «Оникс» и «Калибр». Ну ФАБ-8000 тоже не влазит, печалька.
Учите мат. часть и не пишите бреда сивой лани.
За несколько месяцев до парада на Красной площади шла речь о том, что флагманом воздушной его части будет «не имеющий аналогов» истребитель пятого поколения — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Однако Т-50 был исключен из летной программы парада, что говорит о неуверенности военных в его надежности. Вся существенная информация о характеристиках изделия засекречена. Главком ВВС Виктор Бондаренко еще в июле 2012 года обещал, что в 2013 году ВВС получат первые 14 серийных Т-50, а в 2015 году начнутся плановые серийные поставки. Однако самолет все еще находится на стадии испытаний, в наличии лишь восемь летных прототипов этой машины, и для войсковых испытаний еще не выпущено ни одной машины. Более того, представители Министерства обороны уже заявили, что вместо запланированных 52 истребителей Т-50 будет произведено лишь 12. Как полагают эксперты, помимо чисто финансовых проблем это связано с неудовлетворенностью военных характеристиками ПАК ФА с двигателями «первого этапа», и иных технических проблем так что если Т-50 и появится в войсках, то не ранее 2020 года.
«Т-50-1 стояли французские компьютеры» — А я полагал Индийский…
Пару лет здесь же кто-то укакивался — нет у нас углепластиков — это я про прочность крыла.
Чуднный — Танк «СРАМАТА» — как ты думаешь
https://youtu.be/vVQuiwOrpJ4
https://youtu.be/P8BoX2mQw5g
и прям картонный? Блинчик только чего стоит! Все 9G может быть даже на этой киношке. «не более 550км/ч и не разрешали летать под «перегрузками» более 6G»
Ты участвавал в комиссия по разбору причин отказов и недоработок. Ты Шойгу на докладе у Путина(здесь попахивает гос.тайной)? Ты ведущий конструктор-технолог или рядовой разработчик? Ты главный конструктор? Начальник цеха? Лётчик-испытатель? Военпред-полковник? Слесарь сборщик бака в крыле? Подписку о неразглашении давал. Отчёт об этапе испытаний, изделия такой важности, имеет гриф секретности не ниже сов.секретно… Фразу скажы из отчёта и суд с нарами замаячат(не вой 5колона подымит), проще ДТП с летальным исходом… «у него во внутренние отсеки не влезают ракеты «Калибр» «Оникс»» — кудыж им с их почти 8 метровым ростом.
Ты просто ТРОЛЬ ДИВАННЫЙ по имени и фамилии ВСЁ ПРОПАЛО.
Или житель палаты, в которой лечатся наполеоны, прокуроры, энштэйны, к которым Путин с Шойгу с докладами приходят.
https://www.youtube.com/watch?v=uFmPcpxUICY&feature=player_detailpage
30мин про шлем
Вертикальное оперение, сдается мне, можно сделать и выдвижным, (по аналогии с крыльями на некоторых самолетах) с хорошей жесткостью, (так, к слову).
Вот ты кот-333 и лечись, а то хуже тебе будет, не перегрейся на солнышке
По своим диагнозам судишь, перегретый ты наш.