Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Смелая гипотеза или попытка заглянуть в будущее? Когда единственным боеготовым истребителем пятого поколения остается “Рэптор”, а большинство задач в современных войнах успешно решаются авиатехникой поколения 4, насколько своевременны мечты о поколении 6? У нас нет ни четких представлений об облике “самолета будущего”, ни ясной концепции его применения.

“Желтые” СМИ периодически пугают боевой фантастикой, приводя обрывки фраз высокопоставленных лиц МО России и Пентагона о начале работ по созданию истребителя будущего. Гиперзвук, беспилотники и лучевое оружие. Несмотря на сплошную футуристику и кажущуюся неуместность таких проектов, уже сейчас можно сделать определенные выводы о вероятном облике истребителя шестого поколения.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Пилотируемый или беспилотный — вопрос не главный. Главные изменения ожидаются в компоновочной схеме летательного аппарата (ЛА).

Назревает отказ от вертикального оперения. С точки зрения ЭПР, вертикальный стабилизатор — не подарок. Гораздо серьезнее другой момент: при маневрировании на больших углах атаки, эффективность классического вертикального оперения снижается до нуля. Вертикальные стабилизаторы — анахронизм, плохо сочетающийся со сверхманевренностью и малозаметностью, главными трендами современной авиации.

В общем случае, киль необходим ЛА для курсовой стабилизации в полете. В то время, как основным режимом для сверхманевренных истребителей все больше становятся критические и закритические углы атаки (статическая неустойчивость, запредельная тяга двигателей с УВТ). Вертикальное оперение всякий раз оказывается в аэродинамической тени. А если так — зачем оно вообще нужно?

Существует немало реальных примеров ЛА, построенных по схеме “летающее крыло”. Самый знаменитый — стелс-бомбовоз B-2 “Спирит”. Вопреки слухам о плохой управляемости, “летающие крылья” не уступают классическим ЛА, построенным по нормальной аэродинамической схеме. Доказательством служат экспериментальные американские истребители и бомбардировщики эпохи ВМВ, летавшие без помощи пресловутой электроники.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФАРеактивный стратегический бомбардировщик “Нортроп” YB-49 (1947 год). Экипаж 7 чел. Макс. взлетная масса 87 т

Летающее крыло — прошлый век. В наши дни специалисты-аэродинамики готовы предложить сразу несколько “ненормальных” компоновочных схем, сочетающих в себе элементы различных типов ЛА. Главное, что объединяет всех — отсутствие классического оперения.

В 1996 году на обложках авиационных журналов мелькнула “Хищная Птица”. Прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика, построенного по схеме “утка”, однако, без использования ПГО, роль которого выполняет несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей. Одновременно с этим “Bird of Prey” является волнолетом, опирающимся в сверхзвуковом полете непосредственно на скачок уплотнения с помощью своего V-образного крыла (типа “чайка”).

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Обладая главным преимуществом аэродинамической схемы “утка” (отсутствие потерь на балансировку, т.к. направление подъемной силы ПГО совпадает по направлению с подъемной силой крыла), “Хищная птица” лишена всех её недостатков (ограничение обзора из кабины и склонность к самоубийственному “клевку”). Строго говоря, в компоновочной схеме “Птицы” вообще нельзя усмотреть недостатки. Одни преимущества. Новая эпоха в авиации.

Неизвестно, чем вдохновлялись конструкторы “Боинга” во время работы над проектом, но стоит отдать им должное за новаторство.

Впрочем, решайте сами.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФАСовсем не игрушечный макет.

“Хищная птица” совершила 38 испытательных полетов. По словам испытателей, она, будучи статически устойчивой по всем трем осям, управлялась вручную без помощи ЭСДУ. А в её конструкции были использованы узлы обычных серийных самолетов. К примеру, в качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель “Пратт&Уитни JT15D”, устанавливаемый на УТС и бизнес-джетах.

Работы по “Птице” не прошли даром. Черты “Bird of Prey” теперь можно видеть в разведывательно-ударном беспилотнике X-47B.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Разумеется, то был лишь наглый взгляд в будущее, доказавший, что настолько экзотический ЛА способен уверенно держатся в воздухе. Реальный истребитель-бомбардировщик, имеющий схожую аэродинамическую схему, мог бы быть выполнен статически неустойчивым в нескольких каналах. С учетом абсолютной интегральной компоновкой “Хищной птицы”, её хищного, обтекаемого силуэта без вертикальных килей, двигателя с УВТ и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей, формируемых носовой частью ЛА — такой истребитель задал бы жару в ближнем бою.

Читайте также  Су-12: наш ответ немецкой «Раме»

Так же, как в своё время задавал жару HiMAT. “Шестикрылый восьмихвост”, в чьей конструкции применялось аэроупругое крыло, способное прогибаться под действием перегрузок на 5,5°. Дифференцированный прогиб дополнялся нестандартной компоновкой с размещением двигателя в районе ЦТ, статической неустойчивостью ЛА, а также максимальной механизацией крыла и ПГО. В результате концепт HiMAT на околозвуковых скоростях мог выполнять разворот с перегрузкой 8g (у обычных истребителей четвертого поколения этот показатель не превышал 4g).

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА
Истребитель шестого поколения против ПАК ФАРадиус виража HiMAT в сравнении с F-16 и «Фантомом»

Похожие работы велись в Советском Союзе. Еще в 1963 году учеными ЦАГИ было предложено использовать для управления по крену дифференцированно отклоняемые аэроэластичные носки крыла, названные ими “предэлероны”.

Смелые идеи надолго опередили свое время. Проекты по созданию экстремально маневренного ЛА подтвердили гипотезу о том, что “классическая” истребительная компоновка (высокоплан с крылом среднего удлинения, двукилевым оперением и ковшеобразными боковыми воздухозаборниками) не является единственно верным решением. Истребители четвертого и пятого поколения могут быстро утратить превосходство в воздухе, при появлении ЛА нетрадиционной схемы.

Одновременно с “Хищной Птицей” в 1997 году совершил первый полет X-36 (“Макдоннел-Даглас”/НАСА). Модель перспективного стелс-истребителя, выполненная в масштабе 1:4, также эксплуатирующая тему отказа от вертикального оперения и использования нетрадиционных аэродинамических схем.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Настоящий реквизит для голливудского боевика, в чьем облике можно разглядеть “утку” (балансировочная схема с ПГО), двигатели с управляемым вектором тяги, черты поздней технологии “стелс” (ориентация всех граней и кромок исключительно в двух направлениях), а также расщепляющиеся элероны для управления по углу крена и углу рыскания.

По словам разработчиков, реальный X-36 был бы статически неустойчив в продольном и путевом каналах, что, при наличии УВТ, сделало бы такой самолет предельно опасным противником в ближнем воздушном бою. В то время, как беспрецедентные меры по снижению заметности, сделали бы такой истребитель малоуязвимым на больших дистанциях.

Малозаметность — главный критерий выживаемости над полем боя. С появлением зенитных ракет авиация была вынуждена уйти на предельно малые высоты. Где стала великолепной мишенью для ствольной зенитной артиллерии. Вопреки распространенным спорам “МиГ против Фантома”, причиной 3/4 всех потерь ВВС США во Вьетнаме были ДШК и мелкокалиберные зенитки партизан. Жаркое небо Афганистана лишь подтвердило печальную статистику: пулеметный огонь с земли опаснее любого “Стингера”.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Единственное спасение — бегство на средние и большие высоты. Именно потому становятся так важны экстремальные меры по снижению заметности, реализованные в конструкции X-36 и “Bird of Prey”.

Упоминание про ЗРК и огонь с земли неслучайно. Всякий истребитель — высокоманевренный ударный самолет. “Фантомы” с напалмом. Сушки и МиГи над афганскими горами. Высотный трехмаховый МиГ-25 с гроздьями бомб…

Реактивная тяга обеспечивала им боевую нагрузку на уровне “Летающих крепостей” времен ВМВ. При несопоставимых возможностях прицельно-навигационного оборудования.

Впрочем, у всех “классических” истребителей-бомбардировщиков есть одна малозаметная особенность, доставляющая хлопот пилотам и техническому составу. Изначально создававшиеся как маневренные истребители, все эти “Страйк Иглы” с крылом среднего удлинения спроектированы так, чтобы иметь низкую нагрузку на крыло. В то время как для бомбардировщика в идеальном случае это значение должно быть максимально большим.

Для обеспечения жесткости крыла и снижения лобового сопротивления при совершении сверхзвуковых бросков, успешного выхода из атаки и отрыва от преследования. В общем случае, низкое значение удельной нагрузки — не самое большое, но неприятное врожденное заболевание всех многоцелевых истребителей.

Читайте также  Крылатая гордость России: ракетоносец Ту-160

Истребители пятого поколения — новый класс боевой техники. Они ИДЕАЛЬНЫЕ перехватчики и тактические ударные самолеты. Короткое трапециевидное крыло с большой стреловидностью передней кромки обладает достаточной жесткостью и позволяет бороться с турбулентностью при полетах на малых высотах. При этом, лишившись бомбовой нагрузки, они способны выполнять эффективные противоракетные маневры. В то время, как сумасшедшая тяговооруженность, вкупе с высокой степенью интеграции крыла и фюзеляжа делает их непревзойденными воздушными бойцами.

Именно по этой причине F-35 так уверенно теснит все другие типы авиатехники: истребители, штурмовики, ударные машины. Ситуацию дополняет совершенный прицельный комплекс, на основе радара с активной ФАР. Одинаково эффективный для сопровождения как воздушных, так и наземных целей.

Многофункциональность — третий тренд современной авиации. Нет никаких сомнений в том, что разработчики истребителя шестого поколения будут придерживаться той же линии. Облик и характеристики всех описанных в начале статьи концептов целиком подтверждают данный тезис.

Парой абзацев выше мы коснулись темы БРЭО. Какие изменения произойдут в авионике “истребителей будущего”? Раньше пилот видел лишь точечную отметку на радаре. Современные высокочувствительные РЛС с АФАР с соответствующим ПО позволяют реконструировать внешний вид цели с разрешением менее одного метра.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФАРадарные аэрофотоснимки, выполненные РЛС истребителя F-35

Следующий этап — создание математического аппарата для трехмерной модели радиолокации. При взгляде из стратосферы отличить военный джип от обычной автомашины… Вооруженного человека от невооруженного… Боевая фантастика? Едва ли.

Вооружение «истребителя будущего»: 100% переход на управляемые боеприпасы. Ракеты класса “воздух — воздух” с кинетической боевой частью (меньшие габариты — больший боекомплект), что особенно важно в условиях ограниченных объемов внутренних отсеков вооружений.

Интересный вопрос: понадобится ли живой пилот? Человек слишком хрупок и ненадежен. Целая кабина с кислородной системой, приборной доской и катапультным креслом. В то время, когда компьютеры способны производить триллионы операций в секунду, превзойдя по уровню комплексной обработки информации человеческий мозг.

Сбой в электронике — вероятность такого события меньше, чем если за штурвалом, волею случая, окажется невыспавшийся, уставший или плохо подготовленный пилот. Который, ко всему, склонен испытывать страх. Да, и вообще, по выносливости никуда не годится.

В целом вопрос требует более тщательного рассмотрения.

Но кое-что сделано уже сегодня. Например, британский ударный БПЛА “Таранис”. В отличие от других беспилотников, являющихся большими радиоуправляемыми игрушками, этот демон способен сам выбирать цель и открывать огонь БЕЗ подтверждения оператора.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФАБритиш Аэроспейс Таранис

Все это лишь эскизы истребителя будущего. Насколько будут оправданы ожидания? И, вообще, как скоро появится необходимость в таких машинах?

Что ж, при наличии соответствующих условий (новая “холодная война” или противостояние США и Китая), приказ о начале создания истребителя шестого поколения может быть отдан уже в начале следующего десятилетий.

Точный облик “истребителя будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти ЛА будут революционным прорывом в будущее. Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.

Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.

И тогда начнется самое интересное…

/Олег Капцов, topwar.ru/

145 КОММЕНТАРИИ

  1. Для error Каждую секунду он увеличивается на несколько тысяч долларов. Внешний долг США увеличивается именно на 10 000 долларов каждую секунду. Здесь нет ошибки. 10 000 умножайте на 86400 (секунд в 24 часах) получаем $864 000 000 каждые 24 часа увеличивается внешний долг США.

  2. Для Славы. Электромагнитное излучение бывает разной мощности: Если вы разработали «передатчик» мощностью 1 ВТ, то естественно, если «внутренности» ПАК ФА «защищены», то есть уверенность в том, что всё будет OK. Но если у вас в 6 поколении истребителей «передатчик» мощностью 10 ВТ, 100% уверенности, в «защищённости» этого ПА ФА СУ Т-50 (5 поколение) уже нет, хотя я не спорю, если авионику СПРЯТАТЬ в (пластиковые коробки), провода «экранировать в 6 слоёв» тогда может и пронесёт, но вылезает другая проблема (места мало, очень мало места). А если передатчик засунут в 6 поколение истребителей мощностью 150 ВТ, что тогда-то будет??? Там хоть коробки применяй, изолируй провода для 5 поколения (это ни к чему хорошему не приведёт) контакты микросхем, микропроцессоров «расплавятся» и привет 5 поколению. Правда есть надежда на системы «дублирования» и «кворумирования» и «электронный пилот», но сработают ли эти системы? Вот в чём вопрос???. Из-за того, что Су Т-50 явно поздно появится в виде серийного образца, его трудно будет «адаптировать» под все технические инновации 6 поколения. Ранее его «адаптировали» под другие задачи, кроме того у 6 поколения планер будет «адаптирован» под дополнительную авионику.

  3. Мотогондола у Вас какой уровень компетентности в электронике? А конкретно в ФАР(например: щелевые современные по дальности делают АФАР) или АФАР. Что лучше? Сечас и секретность похоже поднята на приличную высоту. Армаду делают — только дагадки, предположения и сплетни из инета? По Т50 — аналогично. Вам кто-то давал чертежи схемы и описания(и этого ведь мало — нужно задумку в в полном объёме понять), случился у Т50 на показе возможно банальнай помпаж(на земле он так будет выглядеть — даже пажарка может подьехать) — весь интернет гадает двигатель плох, бак течет, от возгорания титан повело и ваобше наше гавно. Так, да! Но пару месяцев назад с F35 аналогичное происходит, срывается показ(Англия вродибы не помню) — тишина, у священного пепелаца пиндасов такого не могет быть! У Т50 очень много места для электроники — электроника компактная сейчас по сравнению спрежней(30летней).
    ФАР или АФАР все передающие модули(их там > 1000, передатчики у тех и тех аналогичные по структуре — приёмники разные) укаждого на выходе по 10-20вт. Это не 10-20Кват сумарная мощность, а сфазированная пиковая импульсная в одном луче в разы больше(если не на порядок). О каких 10 ватах ваших?

  4. Вам кто-то давал чертежи схемы и описания(и этого ведь мало — нужно задумку в в полном объёме понять), мне никто никаких «ЧЕРТЕЖЕЙ НЕ ДАВАЛ» Без особого ТРУДА можно «РЫТЬСЯ И ИНТЕРНЕТЕ (ЕСТЬ СЕТЬ ТАКАЯ) И НАХОДИТЬ ВСЁ ЧТО НУЖНО. ЗАЩИТИТЬ 5 поколение от ЭМИ (передатчиков установленных на 6 поколение истребителей крайне ПРОБЛЕМАТИЧНО, но я не утверждаю, что это НЕВОЗМОЖНО), остальное читайте выше. Двигатели у Т-50 явно НЕДОРАБОТАННЫЕ, АФАР явно НЕДОРАБОТАННАЯ. КОМПОНОВКА у Т-50 очень ПЛОТНАЯ. Вы же не учитываете баки 11 000 литров, воздуховоды которые ВНУТРИ ФЮЗЕЛЯЖА, те самые системы «дублирования» «резервирования», электронный пилот (очень сложная в понимании и исполнении штука), чего это я вам должен ДОКАЗЫВАТЬ. Вы 30 лет назад свою работу делали, так я вам скажу за 30 лет количество «функций» у истребителя УВЕЛИЧИЛОСЬ. ТАК Т-50 должен выполнять задачи: 1.Истребитель-перехватчик 2. Истребитель-бомбардировщик 3. Фронтовой бомбардировщик 4. Малозаметный разведчик 5. Хотели и прикрытие для войск на него нахлобучить, типа замена для МиГ29, но потом выясняется, замена для МиГ 29 будет отдельная никак не связанная с Су Т-50. Вообще то действительно микроэлектроника заметно уменьшила размеры, но появилась необходимость лететь на расстояние до 5500 км, для этого БАКИ нужны, появилась необходимость ракеты ВНУТРИ ФЮЗЕЛЯЖА ТАСКАТЬ, а это ОТНИМАЕТ ОБЪЁМ ФЮЗЕЛЯЖА. Кроме того начали Т -50 разрабатывать в 1999 году, а 6 поколение в 2013 году (почувствуйте разницу), и АВИОНИКА у них ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНАЯ БУДЕТ, И ФЮЗЕЛЯЖ РАЗНЫЙ БУДЕТ, И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПУШКИ НА БОРТУ 6 ПОКОЛЕНИЯ (МОЖЕТ БУДУТ, МОЖЕТ НЕТ). Я ВАМ ПИСАЛ О ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПУШКЕ!!!!! МОЩНОСТЬ КОТОРОЙ УСЛОВНО ГОВОРЯ 10 ВАТТ. (УСЛОВНО ГОВОРЯ). Так что ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЗМУЩАТЬСЯ.

  5. Основные проблемы при проектировании ПАК ФА это 1. Спешка 2. Нехватка денег 3. Нехватка людей
    4. Стремление «показать миру что мы типа по прежнему самые крутые». 5. Надежда на продажу «за границу более 1 000 штук», теперь это под ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ ВОПРОСОМ. Интересно «получить комментарии Погосяна», ну этому врёт как дышит, он 300 раз на день врёт, не краснеет. Если двигатели второго этапа будут «проблемными» это подрежет всю идеологию превосходства Сухого над всеми остальными. Это пожалуй последний шанс для «проектировщиков» мы то знаем, что проблемы у Су 34, Су 35С, мы тоже читали о проблемах опытного первого Т-10, который на куски в небе рассыпался. Теперь судьбу Т-10 повторяет Т-50, но только вот М.П Симонова уже нет в живых, кто теперь «будет тащить Сухой, со всеми разработками»???.

  6. Ну всё пропало.

    Запомните раз и на всегда — поищем в интернете — равносильно соберём все фейки по военке докучи, чтоб свой написать и не более того. Вашим источником информацыи должен стать РОСТЕХ http://rostec.ru/. Что-то мне говорит вольница с секретами кончилась. С нового года и по сей день вы ненайдёте на сайтах предприятий, например http://rostec.ru/ > КРЭТ, данных об выпускаемой ими военной продукции и движуха эта началась с осени. Например на их http://rostec.ru/ > КРЭТ писалось — с завода Сигнал г.Ставрополь отгрузили первые комплекты Гималаев на Т50, а на сайте завода как в старые добрые советские времена делаем гусеварки и приёмннички цыфр. TV, и так всего помелочи. Два года назад там их продукцыю можно было с картинками почти всю увидеть.

    о Сигнале:
    http://rostec.ru/news/4513271
    http://rostec.ru/news/4514134
    http://rostec.ru/news/4513276
    http://rostec.ru/news/3292

    о деньгах ещё:
    http://rostec.ru/news/4516783

    Так что господа Мотогондола и Автопилот промышленность не щщи лаптем хлебает и вы вообще непонимаете, что пишете и о чём.

    «Основные проблемы при проектировании ПАК ФА это 1. Спешка 2. Нехватка денег 3. Нехватка людей
    4. Стремление «показать миру что мы типа по прежнему самые крутые». 5. Надежда на продажу «за границу».

    Особой спешки нет — при изготовлении первых образцов время всегда берётся с запасом учитываются возникающие задержки (всякое может случится — доработки и изменения + что-то возможно координально переделывается и средства обязательно в проэкте на это закладывают ещё на стадии проработки). Людей хватает — производство новое-штучное народу много и не надо. Как раньше говорили — на эксперементальный участок бросаются лучшие и опытные силы. Стремление и мотивацыя — выжыть стране. Ненадо фейки плодить.

    В сети мелькали картинки сборки крыла ПАК ФА — за передней кромкой, между ланжеронами, в один ряд вдоль всего крыла небольшие блоки размером чуть больше кирпича. Антены (5 радаров АФАР), не считая большой в носу, плёночные гибкие интегрированные в обшывку (оборонный комплекс Гималаи возможно своих не имет но использует, как сказать общие радары, посколько он так-же устройство с АФАР). И ещё ЯК130 и ПАК ФА самолёты без гидравлики в управлении крыла — это отсутствие большого количества железа с ней свазанного — электроприводы!…

    Ненадо фейки плодить… отвечать не буду, говорить о разном не интересно

  7. Блииин, такой мегасрач пропустил! А если серьёзно, то в последнем комменте Слава дело пишет, тут всё вертится как надо.

  8. Всё пропало Американский шеф, Русские чертовски устойчивые черти. Но так и хочется сказать: Пойдите на форум где говорят о перспективах (вернее бесперспективном положении НПО САТУРН) которое позорные двигатели слепило для ПАК ФА. Там настроения просто ужас. Там нет вообще никаких ПЕРСПЕКТИВ. Это НПО «держится» за счёт господдержки последние лет 15. Если государство не будет поддерживать эту лавочку усё будет мегасрач. Гос-ву не очень то и хочется тянуть эту лямку, но нет иного выхода. Особой спешки нет? М.А Погосян спешил: Ведь надо же показать товар лицом: Ну правда то была летающая лаборатория, ну кого это волнует. По прошествии 5 лет это так и осталась летающая лаборатория, ни дать ни отнять. Спецы меня поймут. Летающая лаборатория это «пустой» самолёт не предназначенный для вообще никаких боевых действий. Ну щас мне напишут: Сделают апгрейд, ну пусть, делают на здоровье. Я вам о другом: У нас промышленность в очень глубокой депрессии. То что умник сайт ростеха указал, да это так и должно быть, но сможет ли ростех это дело до конца осилить??? Или другие осилят??? А если серьёзно, то в последнем комменте Слава дело пишет, тут всё вертится как надо. А вы уверены что там всё вертится??? Если была бы 100% уверенность, затоптали бы меня одного, ну тут даже 50% уверенности нет что на ВСЕХ предприятиях ВСЁ ВЕРТИТСЯ.

    • То, что вертится как надо я уверен. И я вам туеву хучу найду и сайтов и форумов где воют «аааа всё пропало!!!!!». А Т-50 разрабатывается не медленнее, чем другие истребители.

  9. Хватит нервы тратить: Вот продадут это изделие «за границу» вот тогда и будут точные отзывы о проекте Т-50. Пока там проблем хватает. Время покажет. Хотелось бы «продолжения истории с Су 27», но работать там нужно ещё лет 8 (Самая большая проблэма ДВИГАТЕЛИ: ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО И ДОРОГО И ДОЛГО ПО ВРЕМЕНИ).

  10. КРЭТ писалось — с завода Сигнал г.Ставрополь отгрузили первые комплекты Гималаев на Т50 http://rostec.ru/news/4514847

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя