Смелая гипотеза или попытка заглянуть в будущее? Когда единственным боеготовым истребителем пятого поколения остается “Рэптор”, а большинство задач в современных войнах успешно решаются авиатехникой поколения 4, насколько своевременны мечты о поколении 6? У нас нет ни четких представлений об облике “самолета будущего”, ни ясной концепции его применения.
“Желтые” СМИ периодически пугают боевой фантастикой, приводя обрывки фраз высокопоставленных лиц МО России и Пентагона о начале работ по созданию истребителя будущего. Гиперзвук, беспилотники и лучевое оружие. Несмотря на сплошную футуристику и кажущуюся неуместность таких проектов, уже сейчас можно сделать определенные выводы о вероятном облике истребителя шестого поколения.
Пилотируемый или беспилотный — вопрос не главный. Главные изменения ожидаются в компоновочной схеме летательного аппарата (ЛА).
Назревает отказ от вертикального оперения. С точки зрения ЭПР, вертикальный стабилизатор — не подарок. Гораздо серьезнее другой момент: при маневрировании на больших углах атаки, эффективность классического вертикального оперения снижается до нуля. Вертикальные стабилизаторы — анахронизм, плохо сочетающийся со сверхманевренностью и малозаметностью, главными трендами современной авиации.
В общем случае, киль необходим ЛА для курсовой стабилизации в полете. В то время, как основным режимом для сверхманевренных истребителей все больше становятся критические и закритические углы атаки (статическая неустойчивость, запредельная тяга двигателей с УВТ). Вертикальное оперение всякий раз оказывается в аэродинамической тени. А если так — зачем оно вообще нужно?
Существует немало реальных примеров ЛА, построенных по схеме “летающее крыло”. Самый знаменитый — стелс-бомбовоз B-2 “Спирит”. Вопреки слухам о плохой управляемости, “летающие крылья” не уступают классическим ЛА, построенным по нормальной аэродинамической схеме. Доказательством служат экспериментальные американские истребители и бомбардировщики эпохи ВМВ, летавшие без помощи пресловутой электроники.
Реактивный стратегический бомбардировщик “Нортроп” YB-49 (1947 год). Экипаж 7 чел. Макс. взлетная масса 87 т
Летающее крыло — прошлый век. В наши дни специалисты-аэродинамики готовы предложить сразу несколько “ненормальных” компоновочных схем, сочетающих в себе элементы различных типов ЛА. Главное, что объединяет всех — отсутствие классического оперения.
В 1996 году на обложках авиационных журналов мелькнула “Хищная Птица”. Прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика, построенного по схеме “утка”, однако, без использования ПГО, роль которого выполняет несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей. Одновременно с этим “Bird of Prey” является волнолетом, опирающимся в сверхзвуковом полете непосредственно на скачок уплотнения с помощью своего V-образного крыла (типа “чайка”).
Обладая главным преимуществом аэродинамической схемы “утка” (отсутствие потерь на балансировку, т.к. направление подъемной силы ПГО совпадает по направлению с подъемной силой крыла), “Хищная птица” лишена всех её недостатков (ограничение обзора из кабины и склонность к самоубийственному “клевку”). Строго говоря, в компоновочной схеме “Птицы” вообще нельзя усмотреть недостатки. Одни преимущества. Новая эпоха в авиации.
Неизвестно, чем вдохновлялись конструкторы “Боинга” во время работы над проектом, но стоит отдать им должное за новаторство.
Впрочем, решайте сами.
“Хищная птица” совершила 38 испытательных полетов. По словам испытателей, она, будучи статически устойчивой по всем трем осям, управлялась вручную без помощи ЭСДУ. А в её конструкции были использованы узлы обычных серийных самолетов. К примеру, в качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель “Пратт&Уитни JT15D”, устанавливаемый на УТС и бизнес-джетах.
Работы по “Птице” не прошли даром. Черты “Bird of Prey” теперь можно видеть в разведывательно-ударном беспилотнике X-47B.
Разумеется, то был лишь наглый взгляд в будущее, доказавший, что настолько экзотический ЛА способен уверенно держатся в воздухе. Реальный истребитель-бомбардировщик, имеющий схожую аэродинамическую схему, мог бы быть выполнен статически неустойчивым в нескольких каналах. С учетом абсолютной интегральной компоновкой “Хищной птицы”, её хищного, обтекаемого силуэта без вертикальных килей, двигателя с УВТ и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей, формируемых носовой частью ЛА — такой истребитель задал бы жару в ближнем бою.
Так же, как в своё время задавал жару HiMAT. “Шестикрылый восьмихвост”, в чьей конструкции применялось аэроупругое крыло, способное прогибаться под действием перегрузок на 5,5°. Дифференцированный прогиб дополнялся нестандартной компоновкой с размещением двигателя в районе ЦТ, статической неустойчивостью ЛА, а также максимальной механизацией крыла и ПГО. В результате концепт HiMAT на околозвуковых скоростях мог выполнять разворот с перегрузкой 8g (у обычных истребителей четвертого поколения этот показатель не превышал 4g).
Радиус виража HiMAT в сравнении с F-16 и «Фантомом»
Похожие работы велись в Советском Союзе. Еще в 1963 году учеными ЦАГИ было предложено использовать для управления по крену дифференцированно отклоняемые аэроэластичные носки крыла, названные ими “предэлероны”.
Смелые идеи надолго опередили свое время. Проекты по созданию экстремально маневренного ЛА подтвердили гипотезу о том, что “классическая” истребительная компоновка (высокоплан с крылом среднего удлинения, двукилевым оперением и ковшеобразными боковыми воздухозаборниками) не является единственно верным решением. Истребители четвертого и пятого поколения могут быстро утратить превосходство в воздухе, при появлении ЛА нетрадиционной схемы.
Одновременно с “Хищной Птицей” в 1997 году совершил первый полет X-36 (“Макдоннел-Даглас”/НАСА). Модель перспективного стелс-истребителя, выполненная в масштабе 1:4, также эксплуатирующая тему отказа от вертикального оперения и использования нетрадиционных аэродинамических схем.
Настоящий реквизит для голливудского боевика, в чьем облике можно разглядеть “утку” (балансировочная схема с ПГО), двигатели с управляемым вектором тяги, черты поздней технологии “стелс” (ориентация всех граней и кромок исключительно в двух направлениях), а также расщепляющиеся элероны для управления по углу крена и углу рыскания.
По словам разработчиков, реальный X-36 был бы статически неустойчив в продольном и путевом каналах, что, при наличии УВТ, сделало бы такой самолет предельно опасным противником в ближнем воздушном бою. В то время, как беспрецедентные меры по снижению заметности, сделали бы такой истребитель малоуязвимым на больших дистанциях.
Малозаметность — главный критерий выживаемости над полем боя. С появлением зенитных ракет авиация была вынуждена уйти на предельно малые высоты. Где стала великолепной мишенью для ствольной зенитной артиллерии. Вопреки распространенным спорам “МиГ против Фантома”, причиной 3/4 всех потерь ВВС США во Вьетнаме были ДШК и мелкокалиберные зенитки партизан. Жаркое небо Афганистана лишь подтвердило печальную статистику: пулеметный огонь с земли опаснее любого “Стингера”.
Единственное спасение — бегство на средние и большие высоты. Именно потому становятся так важны экстремальные меры по снижению заметности, реализованные в конструкции X-36 и “Bird of Prey”.
Упоминание про ЗРК и огонь с земли неслучайно. Всякий истребитель — высокоманевренный ударный самолет. “Фантомы” с напалмом. Сушки и МиГи над афганскими горами. Высотный трехмаховый МиГ-25 с гроздьями бомб…
Реактивная тяга обеспечивала им боевую нагрузку на уровне “Летающих крепостей” времен ВМВ. При несопоставимых возможностях прицельно-навигационного оборудования.
Впрочем, у всех “классических” истребителей-бомбардировщиков есть одна малозаметная особенность, доставляющая хлопот пилотам и техническому составу. Изначально создававшиеся как маневренные истребители, все эти “Страйк Иглы” с крылом среднего удлинения спроектированы так, чтобы иметь низкую нагрузку на крыло. В то время как для бомбардировщика в идеальном случае это значение должно быть максимально большим.
Для обеспечения жесткости крыла и снижения лобового сопротивления при совершении сверхзвуковых бросков, успешного выхода из атаки и отрыва от преследования. В общем случае, низкое значение удельной нагрузки — не самое большое, но неприятное врожденное заболевание всех многоцелевых истребителей.
Истребители пятого поколения — новый класс боевой техники. Они ИДЕАЛЬНЫЕ перехватчики и тактические ударные самолеты. Короткое трапециевидное крыло с большой стреловидностью передней кромки обладает достаточной жесткостью и позволяет бороться с турбулентностью при полетах на малых высотах. При этом, лишившись бомбовой нагрузки, они способны выполнять эффективные противоракетные маневры. В то время, как сумасшедшая тяговооруженность, вкупе с высокой степенью интеграции крыла и фюзеляжа делает их непревзойденными воздушными бойцами.
Именно по этой причине F-35 так уверенно теснит все другие типы авиатехники: истребители, штурмовики, ударные машины. Ситуацию дополняет совершенный прицельный комплекс, на основе радара с активной ФАР. Одинаково эффективный для сопровождения как воздушных, так и наземных целей.
Многофункциональность — третий тренд современной авиации. Нет никаких сомнений в том, что разработчики истребителя шестого поколения будут придерживаться той же линии. Облик и характеристики всех описанных в начале статьи концептов целиком подтверждают данный тезис.
Парой абзацев выше мы коснулись темы БРЭО. Какие изменения произойдут в авионике “истребителей будущего”? Раньше пилот видел лишь точечную отметку на радаре. Современные высокочувствительные РЛС с АФАР с соответствующим ПО позволяют реконструировать внешний вид цели с разрешением менее одного метра.
Радарные аэрофотоснимки, выполненные РЛС истребителя F-35
Следующий этап — создание математического аппарата для трехмерной модели радиолокации. При взгляде из стратосферы отличить военный джип от обычной автомашины… Вооруженного человека от невооруженного… Боевая фантастика? Едва ли.
Вооружение «истребителя будущего»: 100% переход на управляемые боеприпасы. Ракеты класса “воздух — воздух” с кинетической боевой частью (меньшие габариты — больший боекомплект), что особенно важно в условиях ограниченных объемов внутренних отсеков вооружений.
Интересный вопрос: понадобится ли живой пилот? Человек слишком хрупок и ненадежен. Целая кабина с кислородной системой, приборной доской и катапультным креслом. В то время, когда компьютеры способны производить триллионы операций в секунду, превзойдя по уровню комплексной обработки информации человеческий мозг.
Сбой в электронике — вероятность такого события меньше, чем если за штурвалом, волею случая, окажется невыспавшийся, уставший или плохо подготовленный пилот. Который, ко всему, склонен испытывать страх. Да, и вообще, по выносливости никуда не годится.
В целом вопрос требует более тщательного рассмотрения.
Но кое-что сделано уже сегодня. Например, британский ударный БПЛА “Таранис”. В отличие от других беспилотников, являющихся большими радиоуправляемыми игрушками, этот демон способен сам выбирать цель и открывать огонь БЕЗ подтверждения оператора.
Все это лишь эскизы истребителя будущего. Насколько будут оправданы ожидания? И, вообще, как скоро появится необходимость в таких машинах?
Что ж, при наличии соответствующих условий (новая “холодная война” или противостояние США и Китая), приказ о начале создания истребителя шестого поколения может быть отдан уже в начале следующего десятилетий.
Точный облик “истребителя будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти ЛА будут революционным прорывом в будущее. Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.
Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.
И тогда начнется самое интересное…
/Олег Капцов, topwar.ru/
Военный бюджет США 610млрд дол. И это всего 3.5% от их ВВП.
Военный бюджет Рф 85 млрд дол. И это 5% от ВВП.
Те кто ждут, что США когда-нибудь обанкротится, устанете ждать)))
Вы прям как Леонтьев)) он с 2000 года КАЖДЫЙ ГОД все кричит «однако здравствуйте, доллару как и США остались считанные дни» ! Только почему-то прошло 15 лет а доллар только растет))
Есть древняя мудрость: Сядь на берегу реки, и жди пока по реке не проплывёт труп твоего врага!!!. То что США «банкрот» это не новость: Их суммарный долг превышает $ 60 000 000 000 000 (ТРИЛЛИОНОВ) долларов. На планете «Земля» нет такой «экономики» которая лет за 30 смогла бы «погасить» все долги этого государства. А Путин говорил что военный бюджет РФ $ 50 000 000 000. Кому верить??? США очень сильно помогает то, что их «долговые» бумаги (ТРЕЖЕРИС) покупают все кому не лень, и то бюджет США «трещит по швам». А если очень резко «сократить» скупку (ТРЕЖЕРИС), вот тогда и наступит коллапс. Первые «звонки» для США уже есть-де долларизация.
Ооо опять этот миф про долг!!
В абсолютных цифрах у США большой госдолг — более $18 трлн , каждую секунду он увеличивается на несколько тысяч долларов. Однако оценивать задолженность государств правильнее не в абсолютных цифрах, а в привязке к ВВП — чем больше экономика страны, тем легче ей оплачивать долги. По данным Всемирного банка, долг США составляет 96,1% ВВП. Это также существенная цифра, хотя многие страны десятилетиями живут и с большим долгом — например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%.
Сам по себе высокий внешний долг не может быть причиной дефолта — дефолт может произойти, если государство не сможет взять новых кредитов на покрытие старых. С этим у США проблем нет — облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире, причем во время глобального кризиса 2008–2009 годов доверие к ним только укрепилось.
Все эти «долги» — это по сути инвестиции, которые всем приносят дивиденты, поэтому никто не будет распродавать американские облигации, чтобы обрушить экономику США. Кредиты дают только тем, у кого много денег и они могут своевременно их выплачивать, а не когда бабла нет и кредитный рейтинг мусорный.
Если распил бабла происходит под патронажем сша-то это благо, а ежели в другой эпостаси-то вред.
К чему этот комментарий? При чем здесь распил? Долг США это показатель того , что в них инвестируют бабки! Это как в банке если ты бомж тебе ни кто не даст кредит! А если состоятельный человек то дадут!
К тому что доллар всего лишь резервная валюта, и только. Которая штампуется практически без контрольно, сша пользуются этим, то есть штампует баксы и само себе даёт в долг,эти же баксы. То есть занимается банальным распилом бабла.
Да Сухие вы Пиарщики великолепные. Вам «сказки» сочинять, не было бы равных. 5 поколение говорите вы??? Наступит 2020 год, потом «за бугор» продадите вашу ПАК ФУ, вот тогда и «посмотрим» на отклики «зарубежных покупателей». Сейчас «вскрылось» много недоработок. Но мы же в вас верим: У вас опыт… зашибись. Мы верим в то, что будут машины 5 поколения ПАК ФА, ПАК ША, ПАК ДП, БЕСПИЛОТНИК «ОХОТНИК», потом 6 поколение «созреет», мы верим… ТОЛЬКО ВОТ НЕДОРАБОТОК, ХОТЬ ПЯТОЙ ТОЧКОЙ ЕШЬ, ЭТО ДА. Вы думаете лётчики не заметят эти недоработки, или «промолчат», но это не так. На каждый роток, не накинешь платок. Особенно меня поразило 6 поколение от вашей уважаемой конторы. Тех задания нет, двигателей 6 поколения нет, авионики для БЕСПИЛОТНОГО ВАРИАНТА 6 ПОКОЛЕНИЯ нет, вооружения для 6 поколения нет. Вы правильной дорогой идёте господа, главное не споткнуться, и в «обрыв» не «спикировать». Удачи вам господа конструкторы.
Ещё один любитель глюков.
Ну Вы мужики, блин. Я сослался на википедию не просто так. F22 после 2008г. заказ(в штуках) сократили в два раза. Это в могучей америке с их громадным бюджетом(всего то один банк списали). В октябре-декабре США возможно поболее колбаснёт, чем в 2008г. F22 без модернизации и после очередного кризиса прочно бросят якорь в пустыне рядом с супер лазерным самолётом (5милиардов уже просто раскурочили):
https://cloud.mail.ru/public/Eare/FnZJ3uUyV
https://cloud.mail.ru/public/5GD8/knj17Aq8x
https://cloud.mail.ru/public/6AY3/smCDTFP4J
С F35 они ошибку свою же повторили 30 летней давности — наштамповали(поспешили) сырцов, им бы все доработки и доводки делать на 5-10штуках, а они погнали коней. Наши правельно Т50 делают. Теперь надо каждый раз рихтовать все выпущенные — это дико дорого и трудозатратно. Полный тупик!
F35 если ещё 500шт(а мечтали о 4000шт) сделают причём подняв его цену лямов на 60-70 на штуку (на экспорт — заказы надо выполнять, если не хватет свои продаут) — это их подвигом будет. А потом скажут пришла эра 6 поколения умываем руки, а сами пепелацы в пустыню.
Я более 30 лет назад, в студенческие времена делал курсовую — защита определённого устройства от ЭМИ. Это я о чём — во всех наших стандартах на военку в изделиях обязаны учитывать сей фактор, без него ни-ни, причём в самом его жёстком проявлении — ЯВ. Это бронирование кабелей питания, фильтры с разрядниками, хорошее заземление, все устройства в металических ящиках, схемотехнические решения (например 65-130 нанометры, в самих микросхемах, более толстые слои излирующие от подложки, дополнительные защитные элементы по входам, золотая разводка и точечная сварка чип->вывод, проверки чётности в памяти и резервные ячейки самой памяти и т.д. и т. п. — это целая наука, ей занимались целые инстипуты, люди зашищались по данной тематике — это не пропало ни куда — учебники, научные работы, сама 70летня работа +опыт всего человечества, формулы, расчёты и методики борьбы с проблемой….).
Ведь если-бы этого не было, то как бы самолёты выдержывали попадание молний. Она и есть ЭМИ. Молния пожалуй помощьнее лубого созданного человеком ЭМИ устройства(оружия), кроме ЯО. Правда у данного оружыя энергия воздействует в более узком спектре — более адресно. Данный тип вооружения в первую очередь направлен на уничтожение незащишённых устройств, оружия вверенного недисцыплинированным военным(землю невкрупили где-то и прибор контроля не сработал и не доложили), изготовители или создатели изделия лоханулись(или съэкономили), а военная приёмка недоглядела. Единственное что всегда треожит даже при правельном исполнении всего — приёмные устройства, при близком назовем разрывном-воздействии ЭМИ возможно их поражение. Но оно будет локальным, но ни как аж до горизонта ВСЁ ПОВЫЖЖЕМ. Так что нессыте. Лишится боец своего неуставного сартфона — это только благо, себе и своим товарищам по окопу жызнь сбережёт. Мелкие дроны погорят — так они расходный материал……………………………………..
плохо правки нет, буквы пропускаю, или с клавой что-то…. Извените за ошибки.
НЕУДЕРЖУСЬ(аж уссусь-шутка)
«error
Июн 26, 2015 at 14:37
ЭПР СУ-35 от 0.5-2м² -это и есть заниженная видемость! Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР. И для 4 поколения это вполне нормальный показатель! Но на ракеты -это не действуе! ракета дает 1м²! Не меньше! Т.е. су-35 с полным боекомплектом-это где-то 12м².
Указывая ЭПР ф-22 от 0,0001 до 0,3—0,4 я брал эту информация с разных источников! Но для принятия на вооружения военные устанавливали рамки в 0.1м² и так как самолет был принят на вооружение логично думать, что его ЭПР не более 0.1м²»
Это с какой проэкцыи смотеть. С боку ракета большая, спереди маленькая, так и F22 с какогото ракурса все 12мхм выдаст. А ещё есть маленький секрет — у 5 поколения спереди через воздухозаборники горячих лопаток турбин в ИК невидно(или почти) — изгибают воздуховоды спецально. Что мешает ракету малозаметной сделать и ведь делают!
Уже сколько раз говорили что максимум ЭПР ф-22 равен от 0.1 до 0.4 в зависимости от разных источников!
Малоинформативная статья с изложением отрывочных сведений без комплексного подхода к вопросу о поколении 6. Самый главный вопрос — двигатель, проигнорирован полностью. Перспективы развития уро не описаны, а ведь от него зависит и необходимость присутствия пилота, конструкция планера, тактика ведения боя. Может вообще не надо заморачиваться с перегрузками если можно сбить противника издалека, либо отбиться противоракетами от него.
дефолт может произойти, если государство не сможет взять новых кредитов на покрытие старых. А если резко «сократить скупку Трежерис». Пока это крайне НЕВЫГОДНО КИТАЮ. КИТАЙ КРУПНЕЙШИЙ КРЕДИТОР США. ЕСЛИ КИТАЙ РЕЗКО СОКРАТИТ СКУПКУ ТРЕЖЕРИС, ВОТ ТОГДА УСЁ ГУДБАЙ США СО ВСЕМИ $60 000 000 000 000 (триллионами долларов). Но самому Китаю это НЕ ВЫГОДНО, вот в чём проблема, хотя Китай начал «диверсификацию» своих активов. Всё меньше будут скупать ТРЕЖЕРИС все страны БРИКС, и это правда., так что посмотрим, что будет с США в 2025 году.
Тоже, что и сейчас!
Поживём увидим, что будет.
Указывая ЭПР ф-22 от 0,0001 до 0,3—0,4 я брал эту информация с разных источников! Но для принятия на вооружения военные устанавливали рамки в 0.1м² и так как самолет был принят на вооружение логично думать, что его ЭПР не более 0.1м²» Никогда не будет ЭПР ф-22 от 0,0001, НИКОГДА. Тем более лопатки турбин первой ступени компрессора «фонят» и их может «спокойно» обнаружить АФАР (рабочий АФАР, а не то дерьмо что у Т-50)
Мужики дайте ответы на вопросы: Как может КБ «Сухой» дорабатывать проект Т-50 если других дел завались: ПАК ФА, (ДОРАБОТАННЫЙ) ПАК ША, (ШТУРМОВИК) ПАК ДП, (ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ 30 МЕТРОВЫЙ ПЕРЕХВАТЧИК), БЕСПИЛОТНИК, ПРОЕКТ 6 ПОКОЛЕНИЯ, когда «дорабатывать» 5 поколение Т-50???. Тут обнаружились проблемы у Су 35С, проблемы у Су 34. ВОПРОС: СКОЛЬКО НАДО НА ЭТО ВРЕМЕНИ. ВОПРОС: СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ??? ЖДУ ВАШИ ОТВЕТЫ.