Весной 1975 года, Министерство обороны Великобритании стало более внимательно присматриваться к разработке британской компании “Hawker Sideley” – проекту палубного истребителя-штурмовика P.1184 «Maritime Harrier», который был разработан к 1972 году. Десятью годами ранее в английских военных ведомствах бытовало мнение, что для Королевских ВМС Великобритании более целесообразным было бы приобретение крупной партии тяжёлых палубных многоцелевых истребителей F-4B/J «Phanton-II», имеющих скорость в 2,1М, практический потолок порядка 18200 м и хорошие перспективы по модернизации авионики и БРЭО, а первыми модификациями «Harrier GR.1/3», поступившими в ВВС в конце 60-х гг., планировалось оснащать только в ВВС.
Но после ознакомления с воздушной частью войны во Вьетнаме, военное руководство стало быстро менять своё мнение. Войска ПВО Северного Вьетнама получили на вооружение мощнейшие на то время ЗРК С-75, которые, действуя совместно с МиГ-17 и МиГ-21, прекрасно справлялись с менее маневренными тяжёлыми палубными «Фантомами», несмотря на их более совершенное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, включая мощную и информативную СПО.
Британским ВМС требовалась более компактная палубная боевая машина, которая могла бы удобно управляться при полёте на сверхнизких высотах для преодоления ПВО, а также подниматься в воздух и приземляться на совершенно неподготовленных площадках, что обеспечивало бы тактическую внезапность появления самолётов с непредсказуемого направления. При этом машина должна была иметь высокую полётную надёжность и лёгкость в обслуживании в условиях большой удалённости от британских берегов.
И концепция будущего палубного самолёта «Sea Hurrier FRS.1» была готова. Закупленные же в США и переделанные для британских ВВС F-4M «Phantom FGR. Mk2» и палубные «Phantom FGR. Mk1», входящие в состав 892-эскадрильи палубной авиации до 1978 года, были переведены в состав ВВС. В этом году в английском флоте закончилась эпоха палубной авиации со стандартным методом взлёта и посадки.
Первый полёт СВВП «Си Харриер» палубной модификации «FRS.1» состоялся 20 августа 1978 года, самолёт пробыл в воздухе около получаса и испытания были признаны успешными, а модификация “FRS.1” пошла в серийное производство. В реальности, вертикальный взлёт осуществлялся только тогда, когда самолёт был практически без вооружения и не более, чем с 500-1000 кг топлива, в остальных случаях взлёт осуществлялся с коротким разбегом, а посадка вертикально, поэтому самолёт более относится к типу «STOVL» (Short Take off/Vertical Landing), который сейчас применяется в малозаметном многоцелевом истребителе F-35B. По этой причине для авианосцев ВМС Великобритании был разработан небольшой трамплин для укороченного взлёта.
Первая эскадрилья (800-я) «Харриеров FRS.1» была образована уже в конце 1979 года; она базировалась на борту авианосца “Invincible”. Именно она принимала участие в воздушном противостоянии за Фолклендские острова. Во время конфликта подтвердились отличные ЛТХ в ближнем воздушном бою с противником, не имеющим совершенных ракет «воздух-воздух» с качественными ИК/ПАРГСН, а также должных систем дальнего радиолокационного обнаружения воздушного базирования.
В 1988 году «British Aerospace», в состав которой теперь входила “Hawker Sideley”, разработала очередную универсальную версию палубного истребителя-штурмовика «Sea Harrier FA.2». В этом самолёте были значительно увеличены противовоздушные способности и даже появилось оборудование для обмена тактической информацией(первый образец сетецентрических устройств связи на ТВД) : установлена БРЛС «Blue Vixen» и станция тактической навигации AD2770 “Tacan ” (фирмы Marconi) и MADGE Microwave фирмы “Thomson”. Самолёт получил возможность применения ракет «воздух-воздух» с АРГСН AIM-120 «AMRAAM» и противорадиолокационных ракет ALARM. «Sea Harrier FA.2» мог обеспечивать ближнюю ПВО АУГ британского флота, а также подавить прибрежную ПВО противника в радиусе 350-400 км. Этим всё и ограничивалось.
Роль завоевания господства в воздухе выполняли дальние сверхзвуковые перехватчики «Tornado F.2ADV» (скорость достигает 2340 км/ч), «Харриер» — не более 1090 км/ч. Именно низкая околозвуковая скорость стала главным препятствием в продвижении «Харриеров» как истребителей авиации ПВО, и в ХХI век они перешли уже исключительно в качестве многоцелевых штурмовиков, а возможность использования вооружения класса «воздух-воздух» сохранилась исключительно в целях самообороны. «British Aerospace» или “McDonnell Douglas” могли восстановить производство улучшенной версии “Sea Harrier” и в наши дни, оснастив их более мощными БРЛС типа AN/APG-79/83 и ракетами MBDA «Meteor» для выполнения задач перехвата на расстоянии более 100-120 км, но в условиях появления таких серьёзных противников поколения 4++ как МиГ-35 и Су-30СМ, а в будущем ПАК-ФА и J-31, надобность в медлительном «Харриере»-истребителе отпала полностью.
Уже в середине 80-х гг. Корпус морской пехоты США начал получение 328 штурмовиков AV-8B «Harrier II», которые в Англии получили название «Harrier Gr.Mk5». Новые самолёты получили более перспективное вооружение, американская модификация – тепловизионный оптико-электронный прицельный комплекс для обзора ППС, а также синхронизированную с ним нашлемную систему целеуказания.
Известен и более интересный вариант, который сейчас находится на вооружении ВМС Испании, — AV-8B «Harrier II +». “Плюс” – единственная стоящая на вооружении модификация «Харриера», оснащённая БРЛС AN/APG-65, которая известна в составе РЛПК палубного многоцелевого истребителя F/A-18C. Дальность обнаружения истребителя составляет 65 км, «Харриер II+» по сей день не утеряли способностей ПВО, но их количество всего 13 штук.
Около 20 самолётов на данный момент остаются и в ВМС Италии. Но если во флотах стран Старого света «Харриеры» скорее «доживают последние годы» до перевооружения на более современные, высокоскоростные и малозаметные F-35A/B, то в КМП США планируется более долгосрочное использование оставшихся машин AV-8B.
Ещё в 2012 году Командование военно-морских авиасистем “NAVAIR” сделало заявление относительно продления сроков службы палубных штурмовиков «Харриер II» вплоть до 2030. Сроки, действительно, не маленькие. Дело в том, что даже после появления в КМП США F-35B, специализация которого будет сводится на воздушных боях и высокоточных ударах УАБ и ракетным вооружением по наземным и морским целям, «Харриеры» остануться более приемлемыми боевыми машинами-штурмовиками для низковысотных полётов и борьбы бронетанковой техникой, а также с различными модификациями армейских ЗРК сухопутных войск. F-35B – менее подходящий, и уж точно, непомерно дорогостоящий для этих целей аппарат. А для замены AV-8B каким либо более совершенным самолётом, тем более с КВВП, кандидатур пока что не предвидится.
Самолёты имеют достаточно солидный срок службы (около 30 лет), а поэтому очень остро становится вопрос запчастей, для приобретения которых американцам пришлось обращаться за помощью к Великобритании: у «Бритиш Аэроспейс» было закуплено 72 самолёта «Harrier GR.9», запчасти которого практически по всем узлам унифицированы с AV-8B.
Самая последняя новость о будущем американских «Харриеров» пришла 28 мая от ресурса «Asdnews.com». Говориться о начале третьего этапа модернизации ПО AV-8B, который проводится компанией «General Dynamics» для КМП США. Новое ПО, которое будет устанавливаться в БЦВМ «Харриеров», имеет открытую архитектуру, которая позволит быстро модернизировать БРЭО в дальнейшем, а также более быстро производить диагностику летных и боевых систем самолёта. «Харриеры» останутся на вооружении КМП ещё 15-20 лет, прослужат вместе с F-35B, и не исключено, что будут оснащены обзорными и боевыми системами нового поколения.
/Евгений Даманцев/
Пожалуй самый удачный самолет вертикального взлёта и посадки, да и самый удачный для британии после второй мировой войны…