Главная Армия России

«Арктическая» зенитно-ракетная система: решение задач ПВО в Заполярье

2
382

Интереснейшей и актуальнейшей на сегодняшний день темой, которая «засела» в умах энтузиастов и военных специалистов в Минобороны России, является осуществление эффективной ПВО-ПРО на обширных территориях Заполярья, где уже сейчас нашим и американским флотами и ВВС  развёртывается мощнейшая сложноструктурированная военная инфраструктура, которая уже в обозримом будущем, в течении, как минимум, одного – двух столетий, погрузит ВМС северных стран, да и не только, в долгую «арктическую гонку» — величайшее геостратегическое противостояние за иссякающие энергетические ресурсы ХХI века, которое по масштабам можно условно приравнять к возможной Третьей мировой.

Как известно, площади территорий, находящихся за полярным кругом, просто громадные, из-за чего контролировать их с помощью зенитно-ракетной техники стандартной концепции, построенной на базе нескольких РЛС (радиолокационный обнаружитель, низковысотный обнаружитель, МРЛС и дополнительная РЛС-ДРЛО), будет очень сложно, так как такие территории требуют активного дозора более оперативными самолетами ДРЛО и авиацией ПВО, в противном случае ПВО будет иметь множество «дыр» и  непросматриваемых РЛ-средствами зон: та же проблема, что до сих пор не решена в Северной Сибири и на Дальнем Востоке.

ПУ ЗРК С-300ПМУ-2 5П85Т- для применения в арктической зоне нуждается в модернизации шасси

В данный момент практически все российские производители вооружения вовлечены в формирование «арктических сил», причём данная тема занимает первые места в долгосрочной стратегии корпораций, работающих в ВПК. Включился а «арктическую гонку» и лучший из лучших производителей техники ПВО-ПРО – мегаконцерн «Алмаз-Антей», включая АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», который снискал славу такими отличными изделиями как ЗРСК «Тор-М1», «Тор-М2Э». Кроме этого, предприятие занимается совершенствованием устаревающих «Оса-АКМ» и производством комплектующих БРЭО различных зенитных ракет.

Сам «Амаз-Антей» специализируется на более дальнобойных системах, но начинается всё с малого. Годовой отчёт предприятия, представленный 1 июня, где говорится о модернизации ЗРК малой дальности  «Тор-М2Э» для применения в полярных и морских условиях. Полярный вариант должен базироваться на специальном шасси «болотоход», которое должно оказывать минимальное давление на снежные покровы для уверенного передвижения комплекса.

Относительно морской модификации, видимо имеется в виду модернизация КЗРК малой дальности «Кинжал», который благодаря своим небольшим габаритам (масса и размеры ПУ 4С95 и антенных постов К-12-1 значительно меньше, чем у С-300Ф) может устанавливаться на самые различные типы кораблей с водоизмещением более 800-900 тонн, т.е. даже на корабли снабжения и различные классы ледоколов, ведущих КУГ российского флота через толстые льды Северного Ледовитого океана.

В северных условиях, наряду с дальнобойными ЗРК, именно развитие небольших компактных систем ПВО корабельного базирование имеет свои преимущества, связанные с лёгкостью, малыми размерами и большим боекомплектом ЗУР, поскольку способствует большей лёгкости и оперативности подвоза необходимого количества боекомплекта, а также скорейшей перезарядке комплексов в экстремальных метеорологических условия. О воссоздании в Заполярье дальних систем ПВО речь пойдёт ниже.

«Тор-М2Э» «болотоход», а также его корабельный собрат «Кинжал», для надёжного функционирования в полярных условиях, в перспективе модернизации должны будут получить более защищённые от внешних воздействий антенные посты, защищённые радиопрозрачными обтекателями из композиционных материалов по типу, который был применён в антенном посту МРЛС 3Р41 «Волна» ЗРК С-300Ф «Форт». Вероятно, что будут использованы более многоканальные и разнотипные системы дублирования связи антенного поста, ПБУ (операторской), а также ПУ с применением оптико-волоконных кабелей и шифрованных радиоканалов связи, первый тип получил распространение в БРЭО японских противолодочных самолётов P-1.

ЗРК «Тор-М2Э» и «Кинжал» обеспечат надёжную оборону ближнего рубежа российской арктической инфраструктуры от возможных массированных ударов американских средств воздушного нападения, таких как новая ПКР большой дальности «LRASM-A», а также её базовая версия – тактическая крылатая ракета большой дальности AGM-158 “JASSM-ER”. В составе вооружения надводных кораблей и МАПЛ ВМС США именно такой тип ракет будет рассматриваться в качестве вооружения, сменяющего менее дальнобойную ПКР RGM-84 «Гарпун», последние модификации которых дальше 300 км не летят, а для более гибкого применения во льдах протяжённостью в сотни километров необходимы ракеты с дальностью более 500-600 км.

Если с обеспечением ближней ПВО (ПВО-самообороны) всё более-менее ясно, то обеспечение ПВО большой дальности, а также ПРО на севере — гораздо более трудная задача и требует сочетания сразу нескольких составляющих Военно-воздушных сил и ВКО.

Представление о действиях Войск ПВО и ВВС на континентальной части России имеют некоторые отличия от того, что вероятно будет создаваться за Полярным кругом. Первое, что можно утверждать, ПВО арктической зоны будет на 60-80% осуществляться истребительной авиацией ПВО, основу которой составят дальние перехватчики МиГ-31БМ, истребители ПВО и завоевания господства в воздухе Су-30СМ и  Су-35С, а также некоторое количество истребителей 5-го поколения ПАК-ФА (2-3 эскадрильи).

Остальные Т-50 будут более востребованы на Западном и Восточном ОН, а производство пока находится на зараждающемся этапе. Будущая роль авиации в «арктических силах» видна на ускоренных темпах строительства военного аэродрома в Тикси. Итак, что же может представлять собой наземная («налёдная») ПВО на арктических просторах?

Самолёты А-50У и другие многофункциональные воздушные пункты займут первоочередную роль в авиации ПВО «арктических сил»

Поскольку площадь и протяжённость льдов на этих территориях достаточно велика, для надёжной защиты российской части континентального шельфа потребуется значительное количество стандартных и модернизированных батарей ЗРС С-300ПМУ-2 и С-400, которые будут равномерно и в несколько рубежей распределены по широтам от Северного полюса по типу «сетки», чтобы исключить возможных неприкрываемых зон. Потребуется около сотни различных ЗРК средней и большой дальности.

Сложность задачи состоит и в уменьшенной дальности поражения низковысотных СВН (стратегических КРВБ и бомбардировщиков B-1B, дальность поражения стандартными средствами которых ограничивается 35-40 км), для чего обычных РПН не хватит и потребуются специальные воздушные многофункциональные МРЛС целеукащания и подсвета, работающие в сантиметровом и дециметровом диапазонах волн. Вопрос такого целеуказания может решаться за счёт перспективных самолётов ДРЛОиУ А-100 «Премьер», модернизированных А-50У, а также дирижаблей РЛ-дозора, на борту которых будут установлены РЛС целеуказания Х-диапазона. Такие воздушные средства будут в 2-3 раза повышать боевые возможности систем С-300 И С-400 против низколетящих целей.

Такие способы позволят отказаться от обязательного применения в составе ЗРК радиолокаторов 30Н6Е и 92Н6Е2, оставляя на заснеженных ледяных равнинах только модифицированные пусквые установки типа 5П85ТЕ или 5П85СЕ с ЗУР 48Н6Е3 и 40Н6, а также оборудование для обмена данными и получения команд о пуске с воздушных ПБУ. Такие ПУ также могут оснащаться шасси типа «болотоход», иметь  радиокомандное управление и не требовать экипажа. Доставка может производиться средствами военно-транспортной авиации. Главное достоинство – автономность огневых средств, отсутствие необходимости отправлять в неблагоприятные северные условия большого количества личного состава (в нашем случае — операторского расчёта и механиков-водителей).

Размещение таких пусковых комплексов будет протягиваться примерно от зоны ответственности Норвегии до ледяных рубежей Аляски. Очень важно также увязать в связку ПВО истребительную авиацию с этими наземными установками, чтобы практически каждый перехватчик имел возможность осуществлять наведение ЗУР наземного базирования на воздушные цели, т.е. должна наблюдаться полная унификация и взаимозаменяемость всех единиц (воздушных и наземных) , входящих в ВВС.

В местах, где нужна не только оборона рубежей арктической зоны, но и дополнительная ответственная задача прикрытия будущей инфраструктуры добывающих отраслей, которые имеют прямое отношение к экономике и благосостоянию нашей страны, необходим более сильный узел ПРО, который будет включать несколько типов ЗРС средней и большой дальности, включая такие системы как «Бук-М3», С-350 «Витязь» и «Панцирь-С1». Данные системы имеет наибольшую живучесть при массированых ракетних ударах, поскольку применяют перспективный тип ПУ с большим количеством ТПК и ЗУР (одна только ПУ «Бук-М3» способна нести до 12 ЗУР 9М317М).

Есть конечно в Арктике и много участков с открытыми водними зонами. Здесь все задачи ПВО лягут на плечи корабельных ЗРК, по этой причине строительство тяжёлых ЭМ ПВО «Шквал» и СК пр. 22350 должно предусматривать двух-трёхкратное увеличение серии.

Объёмы работ, направленных на формирование будущих сил в Арктике обойдутся российскому бюджету в сотни миллиардов рублей, но такие затраты будут вполне оправданы, а затем и окуплены будущим экономическим процветанием государства.

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Сергей Кончаков

    «Интереснейшей и актуальнейшей на сегодняшний день темой, которая «засела» в умах энтузиастов и военных специалистов в Минобороны России, является осуществление эффективной ПВО-ПРО на обширных территориях Заполярья, где уже сейчас нашим и американским флотами и ВВС развёртывается мощнейшая сложноструктурированная военная инфраструктура»
    Так на хрена нужно было эту самую, уже функционирующую систему уничтожать???
    Практически ВСЁ, перечисленное в статье, разумеется кроме дирижабля, уже существовало в СССР.