Помнится, как в июне 2013 года ВМФ России провели очень успешную операцию по оперативному развертыванию в водах восточного Средиземноморья и на побережье Сирии, когда требовалось воспрепятствовать проведению МРАУ ОВМС НАТО по стратегическим объектам Сирии, в частности — военно-морскому порту-базе Тартус, являющемуся базой материально-технического обеспечения нашего ВМС. В той операции были задействованы практически все военные структуры Минобороны РФ, включая Службу Внешней Разведки, ВМС и даже ВВС, которые перекинули к побережью САР ЗРК ПРО С-300ВМ «Антей-2500» для предотвращения ракетного удара.
Для того, чтобы не дать путей подхода к сирийским берегам мощных транспортно-десантных кораблей-доков «San Antonio», способных доставить к берегам Сирии морскую пехоту и плавающую технику, в Сирию был доставлен один из самых совершенных российских ПКРК «Бал-Э» с ПКР Х-35У (дальность стрельбы 250 км), этот шаг заставил американцев отойти от сирийских берегов более, чем на 400 км.
ЗРК «Антей-2500» и корабельные РЛК общего обнаружения и сопровождения СК «Неустрашимый» «Фрегат-МА» ограничили возможности по нарушению воздушного пространства Сирии израильскими тактическими истребителями F-16 и F-15I, экипажи которых также готовились к операции по подавлению ПВО Сирии. ВС России провели эту операцию блестяще, но ничего не стоит на месте, угрозы увеличиваются с каждым днем, что заставляет прибегать к еще более «дерзким» и показательным мероприятиям.
2 мая стало известно о проведении крупных противолодочных маневров ОВМС НАТО вблизи берегов Норвегии, участие в них примут свыше 5 тыс. человек личного состава ВМС НАТО. Будут задействованы окло 20 надводных кораблей, противолодочные вертолеты и самолеты, а также несколько ДЭПЛ.
В наших прошлых статьях мы не раз делали обзоры НАТОвских противолодочных систем, установленных на корабли, подлодки и самолеты.. системы данного типа, как бы неприятно это не звучало, сейчас превосходят наши комплексы благодаря сетецентрическим возможностям по системной увязке между носителями и интеграцию в БИУС «Иджис», что реализовано и в норвежских фрегатах «Фритьеф Нансен».
Наш «конек» — противокорабельная компонента, тихоходность и индивидуальные характеристики ГАК отдельных МАПЛ и ДЭПЛ типа «Ясень» или «Варшавянка». Данные учения ВМС Норвегии в кооперации с военно-морскими силами других участников альянса показывают нам главные «страхи» НАТО, связанные с уникальными «противоавианосными» особенностями МАПЛ класса «Антей» (пр. 949А) и АПЛ «Ясень». Данные маневры пройдут с 4 по 13 мая близ норвежского побережья.
Ответ Минобороны России на этот шаг не заставил себя долго ждать. Днем ранее, представитель китайского военного ведомства Гэн Яньшен заявил о подготовке совместных военных учений между китайским и российским флотами, которые получили название «Морское взаимодействие — 2015». Данные маневры пройдут в середине мая, сразу после НАТОвских учений. Но больший интерес к этим учениям вызывает место их проведения — Средиземноморье.
Это уникальный, с точки зрения военной практики, случай, когда ВМС восточно-азиатского государства проводят крупные военные учения на территории Европы. Как заявил Яньшэн, в учениях будет принимать участие 9 кораблей, которые отработают тактику обороны и эскортирования судов, ПВО и ПЛО корабельного ордера от ударов с воздуха и из-под воды.
Учитывая, что это первые маневры китайского флота в Средиземном море, КНР выражает таким образом «солидарность» с Россией по основным геополитическим вопросам и показывает, что готова к совместным действиям по защите внешнеполитических интересов двух государств. Для Запада данные учения должны стать действительно знаковыми. Отсутствие комментариев от российского Минобороны делает ситуцию вокруг учений еще куда более интересней.
С тактической точки зрения, «Морское взаимодействие — 2015» пойдет на пользу как ВМФ России, так и ВМС Китая. Возможно, что в недалеком будущем вооруженным силам потребуется кооперация в противостоянии Западу в любом возможном регионе мира, при этом оперирование китайского надводного и подводного флота в водах Тихого и Индийского океанов, а также Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей определяют недостаточный опыт наблюдения за сложной смешанной корабельной группировкой ОВМС нескольких десятков государств противника.
В АТР ВМС Китая сталкиваются лишь с американскими, японскими, индонезийскими, вьетнамскими и индийскими военными кораблями, а для технологической осведомленности о флотах участников НАТО необходимо присутствие в непосредственной близости от их территориальных вод («прощупывание» гидроакустических сигналов европейских ГАК и РГБ и т. д.). ВМФ России как бы «поднатаскивает» китайские ВМС к грядущим конфликтам с участием НАТО и азиатских государств, в ту же очередь ВМС КНР, обладающие неплохой корабельной ПВО, помогают российским морякам адаптироваться к совместным действиям с экипажами китайских кораблей, а также условной интеграции корабельных ЗРК и ПКРК.
Несомненно, эти учения являются главным знаком к зарождению нового азиатского военного альянса в противовоес НАТО, участниками которого будут Россия, КНР, Иран, члены ОДКБ. Впереди предстоит трудная дорога к сетецентрическому объединению всех родов войск будущего блока в один, хорошо действующий, боевой «организм», способный оперативно реагировать в самых отдаленных участках планеты.
Самой важной, на мой взгляд, задачей на текущий момент является создание общей перспективной цифровой системы управления ТВД (на подобии «Линк-11/16»), которой на текущий момент нет ни у одной, ни у другой стороны. На данный момент в ВС России имеются лишь системы тактического управления полем боя меду «родственными» войсками, например: ВВС/ПВО/РТВ/РЭБ. Которые объединены в систему такими многофункциональными УПБУ как «Поляна-ДМ», авиационными комплексами связи С-103 (Су-34), С-108 (Су-35С) и С-111-Н (ПАК-ФА) (построены на базе комплекса связи «К-ДлАЭ» ).
Но отсутствует единая система связи и радиокоррекции, позволяющая вести управление чуть-ли не каждым средством воздушного нападения с любого «юнита», присутствующего на ТВД и имеющего подобную систему связи. У КНР в этом плане собственные достижения — скопированная система «Линк-16», получившая название JSIDLS (Joint Service Integrated Data Link System), пока ничего неизвестно о подробных характеристиках данной системы связи, но ясно одно — она способна связывать между собой все крупнейшие надводные корабли ВМС Китая, где основными являются ЭМ УРО «Тип 052D».
Основная задача ВС России и Китая — создание общего высокоскоростного и зашифрованного канала данных на базе всех лучших разработок в области радиоэлектроники. Причем пример должен браться не с американских «Линк-11/16», где существует фактор иерархического подчинения «юнитов», а со шведского стандарта, установленной на истребители «Грипен» КСС CDL-39.
Пока неизвестно о точных типах кораблей, которые будут принимать участие в российско-китайских учениях, но уже ясно, что они вызовут большой интерес у военных ведомств и спецлужб стран НАТО в Европе, Израиля и США, а проведены будут на «закуску» к Параду Победы 9 мая в Минске.
/Евгений Дпманцев/