Очень хорошо известно, что новейшая универсальная бронеплатформа «Армата» является совершенно новым изделием, которое не является модифицированным вариантом давно освоенных ходовых частей танков Т-72 или Т-80, на базе которых разрабатываются наиболее современные ОБТ Т-80У и Т-90СМ. ТГУП (тяжёлая гусеничная унифицированная платформа) «Армата» начала воплощаться на «бумаге» более 25 лет назад в КБ «Уралвагонзавода», и за это время превратилась в наиболее перспективный образец российского танкостроения.
Изначально предназначавшаяся для танка «Объект 195» платформа с 7-катковой подвеской активного типа стала универсальной базой для двух основных типов бронетехники СВ России: ОБТ Т-14 «Армата» и БМП Т-15 «Армата». Данная платформа является более совершенной во многих смыслах, одним из которых является конструктивная унификация перспективного танка и БМП, благодаря чему в боевых условиях обе машины, входящие в тактическое объединение, могут более быстро и оперативно проходить ремонт, за счёт отсутствия надобности в разных типах основных деталей МТО и подвески. «Армата» является воплощением всего того, что мы когда-либо видели на базе «старых добрых» Т-64 и Т-72 и имеет ещё ряд «секретов», которые приоткроются для нас позднее…
Сегодня предлагаю рассмотреть наиболее заметные «плюсы» танка Т-14, которые стали известны после недавнего «сброса чехлов» с «Арматы в период подготовки к Параду Победы 9 мая.
Т-14 «Армата» приготовил воистину ошеломляющий арсенал инноваций российского тяжелого военного машиностроения, который до недавних пор укладывался лишь в умах романтиков и самых «продуманных» российских и зарубежных военных специалистов. И первое, на что хотелось бы обратить внимание – это, естественно, защищённость новой машины.
Т-14 предусматривает наиболее прогрессивную концепцию безопасности экипажа и основного стрельбового оборудования по сравнению с предыдущими отечественными танками. Необитаемая башня «Арматы» является главным достоинством этого танка, которое определяет его перспективность перед всеми западными и азиатскими машинами.
Во-первых, эта башня, ввиду своей «необитаемости» (отсутствия лишних объёмов для обустройства мест командира и наводчика) для обеспечения хорошей бронезащиты от кумулятивных и бронебойных снарядов вовсе не нуждается в «радикальном» увеличении физических размеров, так как весь забронированный объём необходим лишь для установки компактных оптико- и радиоэлектронных средств наблюдения и управления огнём, а также для размещения автомата заряжания. Поэтому профиль у этой башни гораздо меньший, а бронестойкость компактных лобовых бронеплит, установленных под углами 30-50о к продольной оси ствола не чуть не меньшая, чем у танка Т-90МС или британского «Challenger 2». Глядя на эту башню, может показаться, что она достаточно высокая, и делает танк более заметным и уязвимым на местности, но всё не так просто.
Если взглянуть на фотографии лобовой проекции танка, отчетливо видно, что крыша башни на 300-350 мм превышает «маску» пушки с цапфами крепления, что указывает на акцент в повышении уровня бронестойкости верхней бронеплиты башни Т-14 до 260-300 мм, причём при самых минимальных углах подлёта снарядов противника к нормали. Такая бронезащита является последним рубежом при обстреле из ПТРК «Javelin», при подлете ПТУРС FGM-148 под углами 30 – 60 град. к нормали, и совместно с установленной ДЗ, способна предотвратить пробитие верхнего бронелиста башни. У ОБТ Т-90С/МС, Т-80У и других броня верхнего бронелиста значительно меньше, поэтому защититься эти танки от «Джавелина» могут лишь благодаря КАЗ «Арена».
Многое можно сказать и по фотографии Т-14 при виде сверху (см. ниже). Механизм крепления цапф 125-мм пушки 2А82-1М вынесен далеко вперёд и защищается специальной маской пушки, закреплённой в основу единого лобового «бронещитка», который обеспечивает значительно более высокий уровень стойкости амбразуры главного орудия в отличии от амбразур танков семейств Т-64 и Т-72, где на месте «хлипкой маски» пушки стойкость от БОПС чуть-ли не 2 раза ниже, чем в районе «скуловых» бронеплит башни, что по сей день считается главной «хворью» наших серийных ОБТ.
Единственным ослабленным местом башни можно считать лишь глубокую нишу с установленной бронестворкой визирного прибора наводчика (также предполагаемая амбразура для установки 30-мм АП). Далее переходим к бронированию корпуса Т-14 – платформе «Армата».
Корпус имеет завидное, в сравнении со всеми известными танками, бронирование. Особое внимание вызывают установленные в передней и центральной частях корпуса модульные ПКЭ, противокумулятивные решётки в районе двигательного отсека и бронирование кормовой проекции корпуса.
В данном танке именно от бронезащиты корпуса зависит общая живучесть боевой машины, так как весь экипаж располагается в корпусе «Арматы», и по этому расположению можно очень многое сказать. Расположен он на 100-150 мм дальше от передней части ВЛД, чем в предыдущих танках, причём находится в специальной бронированной капсуле из пока засекреченного материала. Сама верхняя лобовая деталь, защищающая капсулу экипажа, представляет собой многослойную комбинированную бронеплиту с эквивалентной бронезащитой от БОПС порядка 900-950 мм. Обеспечивается это и тем, что выполнена она по трёхплоскостной схеме: сварена из трёх сегментов с разными наклонами (первая – порядка 68о, вторая -75о и третья – почти горизонтальная), это способствует высочайшей защите как от БОПС, так и от КС (как известно, стойкость ВЛД Т-90С с единым наклоном 68 град. составляет около 830 мм).
При оценке бронезащиты экипажа в углах безопасного маневрирования +/- 15-20 град. вместе с «секретной» бронекапсулой, получается примерно 1000-1100 мм от БОПС и 1200-1400 мм от КС эквивалента стальной плиты,- действительно,- один из лучших показателей в мировой практике. А что же вне углов безопасного маневрирования?
Бронекапсула экипажа на трёх человек занимает практически всю ширину корпуса танка Т-14 «Армата», а поэтому при углах маневрирования 20-30 и более градусов, важную бронезащитную роль начинают играть боротовые листы корпуса и противокумулятивные экраны, а также их снаряжение. Да, действительно, здесь физический габарит брони бортов значительно меньший, и, учитывая углы, не превышает 400-500 мм.
Именно с целью усиления этой проекции передняя часть бортов корпуса снабжается дополнительными модульными элементами ДЗ, которые протягиваются вплоть до задних противокумулятивных решёток. Бронезащита увеличивается до 700-750 мм и способна защитить экипаж от самого массового американского БОПС М829А2, лоб корпуса в безопасных углах маневрирования способен защитить от наиболее совершенного БОПС М829А3.
Из особенностей новой брони отмечается применение новой броневой марки стали 44С-СВ-Ш, листы и плиты из которой на 15% прочнее рядовых марок, что позволяет, первое – снизить толщину и массу бронелистов при аналогичных параметрах стойкости, второе, нарастить бронирование на те же 15% с увеличением стойкости при будущей модернизации танка, тем более, что новая активная подвеска с гидрообъёмной передачей и двигатель с возможностью «радикализации» мощности позволяют дальнейшее увеличение массы с 48 до 52-55 тонн.
Но защищённость этого танка обеспечивается не только лишь выдающимися показателями бронезащищённости, но и перспективными системами активного противодействия, которые, впервые, способны противостоять не только подлетающим противотанковым ракетам и противотанковым гранатам, но и сердечникам БПС.
Танк «Армата» впервые в истории оснащён ТИУС, построенной вокруг всеракурсного тактического РЛК миллиметрового диапазона (Ka, 26500 – 40000 МГц), представленного 4-я АФАР по типу ЗРК «Полимент-Редут», установленными по краям «необитаемой» башни. Этот комплекс может одновременно сопровождать на проходе около 60 целей, из которых 25 – воздушные, в список целей входят любые, попадающие в радиус действия артиллерийские боеприпасы, включая НУРС РСЗО, мины, ОФ-снаряды, суббоеприпасы кассетных бомб, свободнопадающие бомбы, УАБ.
Возглавляя тактическое звено, танк может обеспечивать неплохую позиционную ПРО в радиусе нескольких десятков метров. В качестве перехватчиков используются компактные реактивные снаряды-перехватчики КАЗ «Афганит», установленные в 2-х нишах по обеим сторонам «скул» башни Т-14 в количестве 10 «противоснарядов» (по 5 штук на каждой «скуле» башни). Сообщается, что максимальная скорость поражаемых на подлете целей – до 3600 км/ч, т.е. перехвачены могут быть даже НУРСы РСЗО «Град». Подобной системы ещё нет ни на одном западном танке.
Что же касается огневых качеств нового танка, здесь всё внимание к новой пушке 2А82-1М, которая имеет на 17% большую дульную энергию, нежели немецкая Rh-120L-55. Данная пушка имеет хромирование, а поэтому её ресурс будет увеличен по сравнению с пушками семейства 2А46М. Бронепробиваемость снарядами ЗБМ-60 «Свинец-2» должна возрасти с 750 до 850-900 мм, что позволит поражать танки M1A2 и «Leopard-2A6» с первого выстрела с вероятностью около 60%.
Помимо увеличенной дульной энергии, удлинения ствола до 7000 мм, за счёт чего скорость нового БОПС «Вакуум-1» может составить около 1800 м/с, был проведён ряд мероприятий по модернизации люльки орудия, цапф пушки. Крепление цапф выполнено обратным клином, горловина люльки имеет значительно увеличенную жесткость, причём её длина на 16 см больше, чем у остальных пушек 2А46М. Это позволило улучшить кучность стрельбы не менее, чем на 15-17% со всеми известными танковыми пушками, включая 2А46М-5, имеющуюся на вооружении танков Т-90МС «Тагил», а также Т-72Б «Рогатка».
Баллистические характеристики пушки 2А82-1М впервые вырываются вперёд по сравнению с французской «CN-120-26»(L52, ОБТ «Леклерк») и немецкой «Rh-120L-55». Как и полагается, по применяемому боекомплекту это орудие унифицировано под широкий спектр имеющихся на вооружении танковых управляемых ракет «Рефлекс» и перспективных снарядов. АЗ имеет в обойме 32 снаряда, ещё 13 хранятся в дополнительных магазинах. Весь боекомплект находится в наиболее защищённой проекции танка, а также отделён от экипажа специальной бронестенкой, в разы повышающей его безопасность, а также общую живучесть танка.
Имеется спаренный 7,62-мм ПКТМ 6П7К, который устанавливается в отдельном огневом модуле на крыше башни, который находится в одной надстройке с панорамным прицелом. Также на крыше может монтироваться 12,7-мм пулемёт «Корд», который имеет угол возвышения до +70о, и может использоваться для борьбы с пехотой противника в городских условиях, где преобладают высотные постройки, а также с легкобронированной техникой на дистанциях 700-1000 м. 6П7К и 6П49 «Корд» имеют боезапас 2000 и 600 патронов соответственно.
Современная система управления огнём представлена ИК-ТВ-визиром наводчика, имеющим лазерный дальномер-целеуказатель, а также лазерный канал управления танковым ракетным комплексом и универсальным панорамным прицелом командира, также оснащённым лазерным дальномером. Главным достоинством этих систем можно считать одинаковые способности телевизионного и тепловизионного каналов, а также на 2-2,5 км увеличенную дальность работы лазерного дальномера.
Идентичность дальностных характеристик приборов командира и наводчика повышает общие возможности по обнаружению и распознаванию экипажем удалённых целей с низкой ИК и ТВ сигнатурой. Причём все визиры и камеры высокого разрешения для вождения танка механиком водителем и освещения обстановки в непосредственной близости с танком объединены в общую ТИУС, чего в предыдущих российских танках ещё не реализовалось.
Дальность работы дневного ТВ-канала – 5-6 км (по цели типа «танк»), ИК-канала в ночных условиях – до 6 км (обнаружение), 4 км (классификации) с подсветом , а лазерного дальномера — 7,5 км. Т.е., возможности по обнаружению целей у командира танка полностью уравниваются с возможностями наводчика (в танке Т-90С перископический наблюдательный прибор командира ТКН-4С «Агат-С» имеет значительно худшие обнаружительные способности активного ИК-канала, всего около 1100 метров, в то время, как ИК/перископический прицел наводчика ТПН4-49-23 «Агава-2» имеет дальность в активном режиме до 3000 метров).
В таком случае, даже интеграция приборов в ТИУС, с дальнейшим выводом изображения «Агава-2», сосредоточенного на одной цели, на индикатор командира, не компенсирует более низкие возможности командирского «Агата-С», который может упустить из «виду» вторую, более опасную и приоритетную цель ввиду дальности всего в 1 км. Как видите, «Армата» лишён этого недостатка также.
Подвижность Т-14 «Армата» сохраняет все традиции динамических качеств предыдущих отечественных танков, но наиболее она схожа с показателями Т-80У. Танк массой 48 тонн оснащается 4-хтактным Х-образным 12-цилиндровым дизелем с ГТН и воздушным охлаждением мощностью 1200 л.с., с возможностью увеличения до 1500 л.с. Таким образом, удельная мощность «Арматы» в пределах 25-29 л.с./тонну. По этому показателю он превосходит практически все западные танки при 1200 л.с., при «разгоне» до 1500 или более лошадиных сил, превосходство устанавливается даже над газотурбинным Т-80У.
Двигатель А-85-3А челябинского «Трансдизеля» имеет запас вращающего момента около 25%, а поэтому танк способен выходить из критических ситуаций в самой сложной и неподготовленной местности (болота, грязь и пески). Дизель имеет лучшую ремонтную способность в полевых условиях, а также большую переносимость запылённости и песков и значительно лучшую экономичность перед «прожорливыми» ГТД-1000ТФ и ГТД-1250. По информации источников, Т-14 способен развивать по шоссе свыше 90 км/ч (как и Т-80У), но расход топлива двигателя А-85-3А при этом сохраняется на уровне 160 г/л.с.*ч, у ГТД-1250 он на 29% больше и составляет 225 г/л.с.*ч. Запас хода танка – более 500 км, имеется дополнительная силовая установка для работы БРЭО и вооружения с выключенным основным двигателем.
Танк Т-14 «Армата», без всякого преувеличения, можно считать лучшим изделием в мировой практике танкостроения. Несомненно, новая машина была рождена в условиях новых вызовов и опасностей очередного витка «холодной войны» XXI века. Благодаря новому двигателю с возможностью «форсирования» до 1800 л.с. и более прочной и развитой 7-катковой подвеске новой платформы «Армата», танк имеет невероятно большой модернизационный задел и является достойным ответом для тех, кто более 15 лет твердил об «отсталости, зашоренности и зацикленности» «72-й» базы «Уралвагонзавода», применяемой в новейших версиях Т-90С.
/Евгений Даманцев/
Не знаю как другим, но мне этот танк понравился.
Я нормальный человек который не рассказывает об выдуманных характеристиках , потому что есть факты и реальная жизнь , и не называю всех кто говорит о сказочных машинах -пиндосами и т.д.
А справку о том что ты нормальное, тебе проктолог выписал? И кто тебе сказал что ты нормальное ? А энциклопедию Маева почитал ? А сказочные машины это Абрамс и Леопард ?
Причем сдесь абрам или леопард??? Сказочные машины это о которых ты рассказываешь!!!!
Прочитай свой комментарии, где ты упоминаешь Абрамс и Леопард.
А как на счёт энциклопедии Маева?
Ищешь но не можешь найти? Это тебе не по помойкам шарахаться и у проктолога справки клянчить, тут нужно с литературой уметь работать и думать головой, а не прямой кишкой как у вас пиндосо-гейропейцев делается.
ты сам ответил упоминаю)))) и что? Я там хвалил их или что? К тому же абрамс который я кстате считаю хуже т90мс ( специально для кота помойного, а то при нем не дай бог упомянуть буржуйские названия Русь процветай и славься!!! )))) Мы сдесь для того что обсуждать и сравнивать , а не только хвалить ,в любой технике есть преимущества , а есть и недостатки….ну про помойки тебе ли не знать…. да не нашел и что ? Прочитал молодец , ну если так умен выкинь вырезки из книги… и что еще важно , сколько в процентах от бронирования несет твой ящик??))) От общей толщины???суть то в том что это обослютно не меняет ситуации..если снаряд пробьет основную броню ящик не спасет…. а по другим вопросам там тоже написано? Про всякие новые неизвестные миру бронирования??? И т.д. и кстате с литературой уметь работать и в чем умение??? В том что ты нашел книгу и прочитал???))))) Памятник себе на помойке поставь))))) а мне не чем больше заняться кроме как искать не интересующую меня книгу которой даже по запросу не найти ,что бы доказать что то коту помойному…
Упоминают по разному, например от твоих упоминаний сквозит подпиндосным смрадом.
Не обязательно хвалить на прямую, можно прогнутся и как бы за между прочим.
Ну всем известно что книг на твоей любимой, часто тобой упоминаемой помойке, нет. Книги есть в библиотеке, или в книжном магазине.
Ящики предназначенные для укладки дополнительного оборудования, находятся с наружной стороны, а не с внутренней.
Ты элементарно книгу найти не можешь, а требуешь что бы тебе про проценты рассказывали ? Ты хоть знаешь что такое проценты?
Книга тебя не интересует,но это и не мудрено, для любителя помоек.
Я так и не понял — у Арматы нет спаренного с пушкой пулемёта, а только 1 дистанционно управляемый модуль на крыше башни?
Да, пока так. Слева на башне есть ниша, есть предположение, что там может быть установлен там модуль с Кордом. Кстати, была идея использовать ПКТМ в КАЗ. Не знаю, смогли ли реализовать.
Всё возможно.
«Кстати, была идея использовать ПКТМ в КАЗ.»—— по подробней об этой идее???? Пктм хотели птуры сбивать, или что??? Я не догоняю!?
Кстати да, интересно.
Да. Зенитные автоматы давно известны. Там, конечно, скорострельность выше, но у ПТУР и скорость поменьше. Так что кто знает, получилось или нет. Только слухи пока.
По моему всё равно не достаточно.
Многопульные патроны может быть.
Согласен.
Это супертанк,не имеет аналогов в мире.Он очень защищенный хорошое вооружение,электроника
и самое главное,его невероятно высокая скорость 80-90км/ч.
Скорость не показатель.
ОТВЕТ АНОНИМУ
Нет-нет,уважаемый Аноним!Реальные возможности Т-14 ни Вам,ни мне и никому другому не нужны:это военная тайна.А вот о Т-55 говорить можно.В нашем колледже мы недавно принимали бывших танкистов,тэпятьдесятпятников,командира танка,наводчика и механика-водителя.Как танкист №1 нашего колледжа я спросил,надежен ли был стабилизатор Т-55.Командир сказал:танк идет по пересеченной местности,а пушка смотрит неподвижно в цель.В конце 60-х годов основным противником Т-55 был Леопард-1.Командир Т-55 имел приспособление,позволяашее видеть,что происходит впереди танка,сзади и по бокам.Он мог отключить наводчика от управления пушкой и самому сделать выстрел,если видел,что сбоку или сзади появился противник.
Наводчик сказал,что Т-55 имел ТВН и прекрасный оптический прицел стоимостью 50 тысяч рублей.На втором году службы наводчики и почти все командиры танков поражали цели сходу с первого выстрела.
Механик-водитель добавил,что Т-55 имел противоатомную защиту,запас хода 550 км/без дозаправки-больше,чем у любого современного западного танка/, и что если бы можно было выбирать,на каком танке воевать:Т-55 или Леопарде-!,то он выбрал бы Т-55.Если установить на этом танке современное оборудование,он и сейчас будет одним из лучших в мире.
Так этоо Т-55.А что можем мы с Вами сказать о Т-14?Здесь надо рассуждать логически.Когда появились Абрамс,Леопард-2?30 лет назад.Это старые танки.Т-14 появился в этм году.Это новый танк.А какой танк лучше:старый или новаый.Конечно,новый.Значит,Т-14 лучше,и намного,и Абрамса,и Леопарда-2.Надо использовать умозаключения,если нет фактов,цифр.