После появления в российских военных кругах и СМИ первых же слухов о возможном возобновлении серийного производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 «Белый Лебедь, которые появились еще за пару недель до указа министра обороны Сергея Шойгу, американские ВВС без промедлений ответили на грядущие события переводом 63 имеющихся стратегических бомбардировщиков B-1B «Lancer» из обычного авиационного командования в структуру 8-й воздушной армии Глобального ударного командования, которая является стратегическим воздушным активом ядерной триады ВС США.
Несколько раз мы уже описывалих летно-технические и стратегические характеристики B-1B, делающие этот самолет главным инструментом военно-стратегической части «большой игры». Самолет имеет ЭПР в пределах 7-8 м2, благодаря чему выглядит на индикаторах РЛС как обычный истребитель с подвеской типа «воздух-воздух», при этом способен преодолевать ПВО противника на высоте всего 60-80 метров в режиме «следования рельефу местности» на скорости до 1200 км/ч.
Но низкая максимальная скорость в 1400 км/ч не позволяет столь оперативно, как Ту-160, достигать заданных рубежей пуска СКРВБ AGM-86B «ALACM», и здесь американцы решили пойти совершенно другим путем.
Пожертвовав максимальной скоростью, предпочтение было отдано повышению технологического совершенства бортового радиолокационного прицельного комплекса. Один, и самый главный, этап усовершенствования предусматривает смену имеющейся БРЛС AN/APQ-164, которая имеет достаточно посредственные стрельбовые качества по обнаружению малоразмерных наземных целей в сложном рельефе местности и их «захвате», на более совершенную РЛС «SABR-GS», которая также оснащена АФАР, но помимо стандартного обзора земной поверхности имеет синтезированную апертуру, благодаря которой пилоты бомбардировщика способны получать цифровое изображение местности и всех объектов фотографического качества, кроме того, обнаруживаются и распознаются малоразмерные движущиеся цели.
О таком шаге стало известно 25 мая от ресурса «Govconwire.com». Название «SABR-GS» расшифровывается как «Scalable Agile Beam Radar — Global Strike» (рус. — «радар с сиетезированной апертурой — глобальный удар»). Т.е., данный РЛК предусматривает применение в вероятном «быстром неядерном глобальном ударе», концепция которого разрабатывается уже не один десяток лет.
Наиболее интересным моментом является закономерное применение в качестве эталонной БРЛС для «подгонки» под БРЭО «Лансера» РЛС, предназначающихся изначально для различных модификаций многоцелевого истребителя F-16. Для версии БРЛС AN/APQ-164 это была РЛС AN/APG-66, а для теперешней станции «глобального удара» «SABR-GS» это более перспективная AN/APG-83, которая победила в тендере 2013-го года на модернизацию тайваньских истребителей F-16.
Данные станции отличаются достаточной компактностью и легкостью конструкции, которая главным образом влияет на стратегическую дальность полета ракетоносцев, а также отличным быстродействием и способность выводить на МФИ пилотов подвижную карту местности с разрешением до 20-15 (и менее) метров. Модернизированная РЛС AN/APG-83 до уровня «GS» способна обнаруживать крупные и средние наземные цели типа «группа танков» или «ПУ ОТРК» на удалении до 150-200 км, «мост», «эсминец» — свыше 350 км с большой высоты, и способна будет обнаружить и «захватить» цель вне эффективного радиуса действия таких прикрывающих ЗРК, как например первые версии С-300ПС (практический радиус действия до 100 км), и данной системе уже придется поражать не носитель B-1B, а его средства воздушного нападения, которых будет в 24 раза больше («Лансер» несет до 24х СКР «ALACM»).
Этот пример показывает способности автономного применения обновленного B-1B, когда обнаружение и наведение будет производиться лишь бортовыми средствами, когда противник развертывается оперативно, в крупных сетецентрических конфликтах целеуказание будет производится в основном внешними воздушно-космическими средствами разведки.
Очень важной частью для летного состава ВВС продолжает оставаться программная унификация символов, маркеров и др. графических элементов ПО станции с бортовыми РЛС AN/APG-81 и AN/APG-77 (истребители 5-го поколения F-22A и F-35A); таким образом, пилоты тактической авиации могут быстро адаптироваться к службе на стратегическом B-1B. В данный момент лишь очень небольшое количество боевых самолетов разных классов имеет на борту РЛС с синтезированной апертурой. Но уже сейчас выделяются наиболее важные преимущества этой технологии перед обычными РЛС.
Данный режим позволяет не только более точно классифицировать малоразмерные наземные цели и детали ландшафта, но и делать это более быстро; это, в совокупности с другими радиоэлектронными средствами разведки и предупреждения, поможет самолету быстро определять степень опасности объекта в плане ПВО, и при надобности своевременно менять траекторию полета в обход угрозе.
БРЭО наших «стратегов» Ту-160 также будет получать «начинку» ХХI века. Пока ничего подробного по поводу применения технологии «SABR» не сообщается, но точно известно, что обновленный РЛК будет базироватся на ФАР, а боевой потенциал возрастет примерно в 2 раза. Постройка еще 10 усовершенствованных самолетов Ту-160 должна, в общем счете, уровнять ударный потенциал наших сверхзвуковых стратегических ракетоносцев с американскими.
Тактические возможности БРЛС «SABR-GS» способны временно обеспечить преимущества авиакрыла из 63 американских ракетоносцев B-1B за счёт применения технологии синтезирования апертуры и более «навороченного» бортового радиоэлектронного и индикационного, поскольку модернизация новыми радиолокаторами занимает значительно меньше времени и средств, нежели постройка полутора-двух десятков «Белых Лебедей». Но такое превосходство продержится очень недолго.
Стандартная версия Ту-160 оснащается мощным и надёжным РЛК «Обзор-К», который обнаруживает наземные цели с большой ЭПР типа «крейсер» на удалении до 700 км, а «ПУ ОТРК», либо крупные скопления техники около 400 км. Данный комплекс пока не такой точный, как «Global Strike» и не способен, в прямом смысле слова, «фотографировать» СМ-волнами земную поверхность, но со своей задачей превосходно справляется.
В дополнение имеется мощный оптико-электронный прицел ТВ-канала ОПБ-15Т «Гроза» для точного бомбометания в дневных условиях и условиях низкой освещённости, что говорит о качественной просветлённой оптике и светочувствительной матрице камеры. Даже при достройке ещё 15 машин со старым комплект-набором БРЭО, 31 Ту-160, с его скоростью, более высокими показателями дальности перспективных КР на базе Х-55, полностью уровняются с B-1B, а их дооснощение новой РЛС позволит обогнать американцев, как минимум в 1,5-1,8 раза.
В данный момент 16 стратегических ракетоносцев находятся на вооружении 121-го гв. тяжёлого бомбардировочного авиаполка и ждут скорого пополнения. Новые самолёты будут иметь полностью сетецентрическое БРЭО, позволяющее на многие годы «перекрыть» недостатки ядерной триады России из-за отсутствия быстрого продвижения проекта ПАК-ДА.
/Евгений Даманцев/
Ага, при всей моей любви к ту-160, я что-то сомневаюсь, что они будут эффективнее 63 B-1B «Lancer» и фраза «качество берет количество» здесь не совсем уместно, ибо B-1B «Lancer» тоже не кусок фанеры.
Кстати новость о переводе в структуру 8-й воздушной армии Глобального ударного командования, появилась еще к начале года, задолго до огласки возобновления производства ту-160, так что еще не известно кто и на что среагировал.
пока амеры будут пялиться в монитор искать БУКи на черно-белом фоне, БУКи уничтожит их по тепло-телевизионному визиру не включая РЛС, а если ещё рэб будет работать, тогда вообще ничего не увидят амеры
Специалист
Безусловно что современные комплексы ПВО представляют угрозу для любых лита тельных средств но не стоит и забывать что при атаке всего одного бомбардировщика В-1В. С его мощным радаром оборонительным и наступательным комплексом если учесть что ему будут помогать безпилотники спутники всевозможные средства наземного обеспечения. То скорее всего перед тем как самолету такого класса атаковать наземные цели у самолета уже будут достаточно координат целей и координаторов для атаки и отступления. И нельзя упускать из внимания самолеты основной группы это F-16 и F-18 всевозможных модификаций самолетов радиоэлектронной разведки и борьбы. И в данном случае сбить при такой поддержки самолет данного класса будит не так уж и просто. К то муже современные радиолокаторы Антенны решетки способны самостоятельно пробиваться сквозь помехи и так же применять шумовые помехи по атакующим целям.
фантастическая грамотность!
Почитайте малость про подвесной контейнер «Sniper». Если увидите там что-то чёрно-белое, сообщите.
Вот здесь пишут мол «Белый лебедь» тоже будут модернизировать, только КТО будет его модернизировать??? ОКБ Туполева превратили в «живой труп» (жизнь там еле-еле теплица), всемирно известный менеджер Погосян сделал всё возможное и невозможное для того, чтобы никто кроме Сухого не летал. Он почти завершил свой омерзительный план. Так что прежде чем писать, о том что у нас будет лучше в 1,8 раза подумай КТО ЭТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ!!! Мать вашу. Да к тому же «фанатики» которые остались в осиротевшем КБ Туполева вынуждены «дорабатывать» «летающее крыло» там работы тоже немало. А если на опытной машине «летающее крыло» проблемы обнаружат??? Всех «перегонят» на устранение этих проблем. Более того, Ту 160 летает с 1981 года, это много. Его надо МЕНЯТЬ на малозаметное неуклюжее но нужное для страны «летающее крыло» так как другого большого бомбардировщика нет.
Специалист
Безусловно согласен что самолет Ту-160 на сегодняшний день устарел и выполнять на нем современные тактические высокоточные задачи по выявлению и подавлению хорошо защищенных точечных современных целей практически невозможно. При установки радиолокаторов начало 1990 г с тем оборудованием которое у него на сегодняшний день установлено уже слабо защищено против современных средств подавления и противодействия им. Не смотря что часть самолетов модернизируется и дорабатывается с установкой замены аналоговых преобразователей на установку цифровой базы безусловно значительно повышает его использование и еще сможет выполнять современные задачи. Однако модернизация всего парка ведется явно вяло и требует значительных вложений.
Ещё один житель палаты, к которому лично Шойгу приходит и докладывает что устарело, а сколько вкладывается.
Да причём здесь Шойгу? Пошевелите мозгами, на уровне таблицы умножения, и всё станет на свои места. Более того, планируется выпустить 50 штук Ту 160, так сказать для «паритета», АФАР нужна, но доводка этой АФАР в копеечку выйдет. Были в Сша планы превратить B-1B в дальний перехватчик, но отказались, манёвренности в нём нет решительно никакой. При проектировании B-1B была допущена фатальная конструктивная ошибка: Три отсека, друг за другом, большие крылатые ракеты в него не запихнешь, вообче никак. Смысл его модернизации? Очередная трата бабла, тем более будут и в России иные системы ПВО/ПРО С-500. Она этого «ленсера» за тысячу километров обнаружит, и на расстоянии до 800 км превратит в сказочно дорогой металлолом. Америка попуасов готовится бомбить? Чудны твои дела, господи боже.
Белому лебедю заменят Авионику на 100% это данные из СМИ. Дополнят авиационные средства поражения, если добавят в АСП ПРЛР ракеты то и вовсе чудно будет. Любой радар уничтожить противорадиолокационной ракетой (такой же как на ПАК ФА Т-50) как дважды два. И РВВ-СД и РВВ-БД дополнить против истребителей противника, и напоследок оснастят технологией STEALTH для ещё более уверенного преодоления систем ПВО. Вот приблизительно так должны модернизировать Ту 160 до уровня Ту 160 М2
Сколько модификаций самолетов В1В «Лансера» вам известна, хотелось бы у вас узнать?
А так же какие оборонительные системы на самолетах разных серий были установлены, и что находится на вооружении.