Как известно, противолодочная морская авиация является главными «ушами и глазами» военно-морских сил в целом, также она является и ударной силой, превосходно дополняя оперативные возможности корабельных и авианосных ударных группировок в самых удаленных участках мирового океана.
Современные противолодочные самолеты являются технологически сложнейшими боевыми машинами, радиоэлектронное оборудование которых должно справляться с обработкой огромного количества гидроакустических данных, получаемых одновременно более, чем с сотни РГБ, разбросанных в различных участках обозреваемой морской зоны. Причем данные эти не всегда поступают в «удобоваримом» и очищенном от звуковых помех моря виде и нуждаются в дальнейшей фильтрацие и анализе на компьютеризированном радиоэлектронном комплексе самолета и рабочих местах операторов ПЛО.
Исходя из совокупности всех технических и тактических характеристик современной противолодочной авиации, на первый план выходят такие совершенные самолеты как Ту-142М3 ВМФ России, Р-8 «Poseidon» ВМС США, P-1 ВМС Японии, нереализованный проект «Nimrod-2000» британских ВМС, старые и хорошо зарекомендовавшие себя в морской авиации модернизированные Ил-38Н и P-3C “Orion”. Все эти морские самолеты предназначены для дальнего патрулирования морских оперативных рубежей нашей и западной сфер стратегического присутствия от несанкционированного приближения вражеских многоцелевых и стратегических атомных субмарин — носителей БРПЛ и КР/ПКР.
Ту-142М3 отличается самым большим радиусом действия, который составляет 6500 км при полете в одну целевую точку и возврате, либо 5500 км — при одноразовом патрулировании участка 1000 км в поперечнике и возврата на базу (это без дозаправки). Все Ту-142М3 пройдут в ближайшие 2-3 года глубокую модернизацию с целью увеличения пропускной способности по количеству РГБ и пеленгуемых каналов; по количеству РГБ мы имеем сейчас существенное отставание от западных «противолодочников», которое нуждается в скорейшей ликвидации.
Японский P-1 отличается более продвинутыми шинами «связи» БРЭО и ЭДСУ, построенными на основе оптоволоконных кабелей, имеющих повышенную помехозащищнность и скорость передачи данных. P-8, а возможно и Р-1 имеют в составе БРЭО БРЛС с АФАР, которая имеет встроенный режим синтезированной апертуры (на Р-8 «Посейдон» — это AN/APS-137D(V)5), позволяющий обнаруживать самые мелкие надводные объекты (от буев до перископов ПЛ и катеров). Имеются станции РТР, оптико-электронные системы визирования, газоанализаторы датчики геомагнитных аномалий и т. д. Все самолеты большим набором качеств, позволяющих оказывать флоту первостепенную поддержку.
Но мало кто знает об усовершенствованной версии французского противолодочного патрульного самолета дальней морской зоны Atlantique III ATL3, который появился в ходе модернизации машин Atlantique I ATL1 и II ATL2. Семейство морских противолодочных самолтов семейства «Атлантик» бирет свое начало в первой половине 60-х гг., когда стратегическая подводная компонента ядерной триады ВМФ СССР начала свое активное развитие и боевое дежурство в непосредственной близости от ведущих европейских стран НАТО, а также североамериканского побережья.
Первый образец семейства самолетов Br.1150 «Атлантик I ATL1» разработан фирмой “Breguet” еще в 1959 году, а в 1961 году поднялся в воздух. Разработана машина была в короткие сроки, благодаря совместной работе нескольких европейских предприятий («Breguet», «Фоккер», «Ролс-Ройс», «Дорнье», «Испано-Сьюиза» и т. д.). Самолет изначально разрабатывался с «чистого листа» и не являлся модернизационным проектом гражданских воздушных суден, как в то время часто делалось в наших и американских военных проектах. С самого начала в «Атлантик I» были заложены незаурядные патрульные характеристики, которые нисколько не изменились в ходе появления двух последующих модификаций ATL2 и ATL3.
Все противолодочные самолты «Атлантик» оснащены 2 типами турбовинтовых двигателей, которых у каждого самолета 2: «SNECMA Rolls-Royce» Tyne RTy.20 Mk.21 мощностью 6150 л.с. (ATL1/2) и Rolls Royce Allison AE2100H мощностью 6700 л.с. (ATL3), эти двигатели позволяют самолету развивать максимальную скорость 650 км/ч, крейсерскую — около 550 км/ч и иметь радиус действия 4400 км при патрулировании от места базирования до курсовой точки и обратно, что на 15% превосходит показатели «Ориона» и немного уступает «Нимроду».
«Атлантики» обладают одним из лучших показателей продолжительности полета (до 18 часов), практический потолок составляет 9200 метров. Экипаж самолта «Atlantique III» ATL3 составляет 10 человек (2 летчика и 8 операторов систем ПЛО). Данная модификация — воплащение наиболее прогрессивных европейских взглядов относительно многоцелевой дальней морской авиации ВМС европейских государств.
Суммарная боевая нагрузка ATL3 составляет 9 тонн, 5,5 из которых могут быть размещены в отсеке вооружения, а 3,5 т — на 4-х внешних точках подвески. Номенклатура вооружения включает в себя не толко известные виды противокорабельного, противолодочного ракетного вооружения, но и достатчно продвинутый спектр оборонительного ракетного вооружения класса «воздух-воздух»; противолодочные способности воплощены в акустическом бортовом комплексе «Thomson-CSF Sadang» и комплексе обнаружения магнитных аномалий «Sextant Avionique », первый способен обрабатывать акустическую информацию одновременно от 200 РГБ и 70 маркеров.
Но это еще далеко не весь список выполняемых операций. «Атлантик III» имеет аппаратную и программную возможность применения: противолодочных торпед, противокорабельных ракет AM.39 “Exocet”, AGM-84D “Harpoon”, различных версий ракеты AGM-65 “Maveric”, противорадиолокационной ракеты AGM-88 “HARM”, оборонительных ракет «воздух-воздух» AIM-9L “Sidewinder”, “Magic” и даже ракеты «воздух-воздух» средней дальности «MICA»… об этом подробнее.
“Атлантик III” — единственный из противолодочных самолетов, способный применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности, которые предназначены для истребительной авиации ПВО (Mirage-2000-5, “Rafale”) и имеют сложный бортовой компьютер с модулем радиокоррекции и инерциального наведения, а также АРГСН. Известно, что современные бортовые поисковые РЛС противолодочных самолетов способны, помимо надводных целей, обнаруживать и сопровождать множество типов воздушных целей.
Такой принцип реализован в радиолокационном комплексе «Новелла» самолета ПЛО Ил-38Н, который видит типовые воздушные цели на дальности до 90 км. Не исключение и французская БРЛС «Thomson-CSF Iguane», установленная на «Атлантик III». Она способна обнаруживать и давать целеуказание высокоманевренным ракетам «MICA» по воздушным целям, находящимся в 50-70 км от самолета, благодаря чему ATL3 способен отбиваться от истребителей противника в случае, если эскортирование потеряно, либо дружественная авиация находится достаточно далеко.
Также применяется модификация «MICA-IR» c ИК ГСН, которая способна функционировать на протяжении 10 часов за счет хорошей системы охлаждения, что позволяет держать ракету в боевом режиме на протяжении самого самолетоопасного участка полета. Ракеты «MICA» сопрягаются с БРЭО НАТОвских самолетов по шине данных стандарта MIL-STD-1553. Применение в противолодочной авиации дальнобойных и высокоманевренных, оснащенных отклоняемым вектором тяги, ракет «MICA» для эффективного воздушного боя в очередной раз показывает большие амбиции ВВС и ВМС Франции в проведении воздушных операций в дали от собственных берегов (в ВМС США, к примеру, не замечена установка ракет «AMRAAM» на самолеты «Орион»).
Учитывая, что самолет «ATL3» оснащен стандартом тактической связи «Линк-16», он может быть использован и в качестве воздушного командного пункта, либо авиационного комплекса ПВО, получая более детальную информацию от РЛС AN/TPY-2 самолетов E-3F “AWACS” и других радиолокационных средств. Может данный самолет и поражать слабо развитые системы ПВО противника на суше ракетой «HARM».
Данный противолодочный самолет является одной из самых совершенных и многофункциональных машин, способных работать по земле, морю и воздуху. Ситуация с «продвижением» последней модификации «ATL3» пока не очень ясна, но судя по настроениям, все версии «Atlantique II» ATL2, состоящие на вооружении ВМС Италии, Нидерландов и Франции, будут доведены до 3-го поколения «ATL3».
/Евгений Даманцев/
«в дали» от собственных берегов могут писать только малограмотные