БПЛА Х-47В

Где и когда стоит ждать появления ударных БПЛА ОВВС НАТО? На этот, казалось бы, простой вопрос далеко не всегда найдётся чёткий и аргументированный ответ. Такие тактические ударные БПЛА для непосредственной поддержки войск, как «Predator», либо стратегические разведывательные MQ-1B «Global Hawk» уже имеют немалый опыт применения в таких регионах как Афганистан, Ирак, где использовались лишь против слабо оснащённых террористических военизированных формирований, таких как «Талибы», «Аль-Каида» и «Игил». И даже в этой антитеррористической компании имела место потеря нескольких ДПЛА «Predator» и «Global Hawk» по предположительной версии выхода из строя систем навигации и авионики.

БПЛА Х-47В
БПЛА Х-47В

Актуальность «Предатора» падает чуть-ли не каждый день, так как практически все современные военные формирования имеют на вооружении ПЗРК советского/китайского/американского производства «Игла», «Стрела-2», «Stinger» и FN-6, которые боевики «ИГИЛ» заполучали в качестве трофеев в некоторых успешных боях против СВ Сирии, а также непосредственно от американских и других западных кураторов, это вооружение уже способно противостоять «Предатору». И такие «гостинцы» от Запада своему противнику имеют военно-тактическую подоплёку.

Так 19 апреля, начальник Генштаба ВС Ирана Хасан Фирузабади сделал очень тревожное заявление о регулярных полётах военно-транспортной авиации ВВС США на аэродромах, контролируемых боевиками «Исламского государства». Позже к обвинениям присоединился и комитет Госдумы РФ по обороне, назвав отношения США и «ИГИЛ» не иначе как «флирт», но флирт этот очень непростой. Снабжая «ИГИЛ» оружием, Пентагон намеренно поднял боевой потенциал террористической организации для того, чтобы:

— во-первых, борьба с ней с помощью стандартных ударных вертолётов и БПЛА стала контрпродуктивной, и ВВС США разработали аргумент для применения более серьезного ударного вооружения (F-22A, F/A-18E, авиация целеуказания и разведки и т. д.), которое может быть применено с целью постоянного присутствия на Ближнем Востоке и воздушной радиотехнической/радиоэлектронной разведки объектов ПВО Сирии, Ирана и т.д.,

— во-вторых, для поддержания возможности управления «ИГИЛом», с целью организации террористических и подрывных операций в государствах-союзниках России с нестабильной военной обстановкой (Сирия), а также воссоздания регулярной напряжённости на южных границах ОДКБ. При этом, командование ОВВС НАТО, зная дислокацию формирований «ИГИЛ» в том или ином регионе Ближнего Востока и Средней Азии, специально не наносит сильного ущерба боевикам, дабы их действия позволяли манипулировать ситуацией в пользу Запада.

Итак, рано или поздно настанет момент, когда в военных конфликтах в ход пойдёт и перспективная малозаметная беспилотная ударная авиация НАТО, которая на данном этапе проходит активную фазу испытательных полётов в США, а также в Италии. Американский экспериментальный палубный ударный БПЛА X-47B “Salty Dog 502″ (проект «Unmanned Carrier Launched Surveillance and Strike» или “UCLASS”) уже выполнил 16 апреля автоматическую дозаправку в воздухе от дозаправщика Boeing 707 “Omega”.

А в Италии, 15 апреля, к завершающему этапу воздушных полётов приступил демонстратор аналогичного европейского беспилотника «nEUROn», как сообщили агентства «The Aviatioist» и «Theaviationist.com». Это говорит о том, что аппараты уже имеют начальную боевую готовность применения на малом и среднем боевых радиусах. В то же время, точная информация относительно множества технических характеристик этих аппаратов остаётся под грифом «секретно».

Отодвигая «завесу» секретности, пришлось проанализировать информацию из многих военно-аналитических источников и сделать предварительные выводы относительно будущей методики применения западных «дронов».

Читайте также  Мини и микро беспилотные летательные аппараты

Начало проектных работ по ударному БПЛА X-47B стартовало в 2006 году, а 4 февраля 2011 года первый образец X-57B был поднят в воздух. Данный БПЛА разрабатывался непосредственной для применения с палубы американских авианосцев для осуществления скрытных ударных операций по морским и наземным объектам противника, в частности, в тыловой зоне. Поэтому специалисты компании «Нортроп» опирались на максимальное увеличение дальности беспилотного самолёта с сохранением компактности для хранения в ангарах американских авианосце.

X-47B имеет складное крыло с раскрытым размахом 18,92 м и сложенным – 9,41 м, его длина 11,63 м (планер-«летающее крыло»), для создания максимальной подъёмной силы и экономии топлива, площадь крыла доведи до 88 м2, при этом топливные баки могут взять не менее 11865 кг топлива, что выражается в практической дальности 3890 км при полётах на высотном профиле полёта, радиус действия в таком случае составит до 1850 км, с одной дозаправкой – 7780 и 3700 км соответственно (показатели вполне стратегические).

Но такой профиль полёта, да ещё и с дозаправкой может быть осуществлён только на подлёте к государству, у которых нет достойных ВВС и ПВО, которые могут разделаться с Х-47B ещё на дальних рубежах, в случае с сильным противовоздушным и истребительным потенциалом противника профиль полёта Х-47В будет проходить в высотном режиме «большая-низкая-большая», причём протяжённость «низковысотной» составляющей будет зависеть от действий авиации ПВО противника и совершенства разведанных самолётом RC-135V/W «Rivet Joint» наземных ЗРК.

В этом случае радиус действия X-47B может варьироваться не более 925 – 1300 км без дозаправки или (что маловероятно) 1500 – 2000 км с дозаправкой. Деятельность самолётов-танкеров в условиях применения Су-30СМ и МиГ-31БМ, а также С-300ПС практически невозможна, кстати, та же ситуация складывается и с Ираном, после подписания «болезненного» для Запада контракта по С-300. Теперь попробуем проработать тактику применения Х-47В при максимально допустимом радиусе 1300 км.

Максимальная скорость этого БПЛА не превышает 950 км/ч, а крейсерская – 870 км/ч; по оценкам «Paralay», его ЭПР в 0,4-0,5 м2 достаточно большая из-за крупных размеров планера, поэтому он будет куда более уязвим для всех современных ЗРК даже при применении активных РЭП. В жертву большому запасу топлива пришлось принести и максимальную нагрузку вооружением – 2000 кг.

Х-47В может взять в отсек вооружения до двух управляемых авиабомб со спутниковым наведением ОФ GBU-31(V)1/2 (893 кг) или проникающих GBU-34 (1020 кг), также есть возможность адаптации под противорадиолокационные ракеты AGM-88 «HARM». Но их количество явно не позволит нанести серьёзный ущерб для современной ПВО, в составе которой есть хотя-бы комплексы «Тор-М1», «Панцирь-С1» и ранние версии С-300ПС.

Х-47B, в прямом смысле этого слова, должен будет «протискиваться» через «непросматриваемые» радиолокационными НВО 76Н6 зоны, используя способствующий рельеф местности с холмами и низменностями, чего на практике может и не быть. А присутствие неподалёку от проводимой операции самолётов ДРЛО вообще сведёт деятельность данного аппарата на нет. Поэтому отвечая на вопрос возможных мест появления данного беспилотника, смотрим на технику РТВ и ПВО противостоящей стороны.

Х-47В будет оперировать в «слепых зонах» радиолокационного покрытия территории, а также исключительно в низковысотном профиле полёта. Х-47В имеет множество датчиков СПО, из оборудования наблюдения – МРЛС с режимом картографирования местности и прицеливания по наземным объектам, не исключено использование антенной решётки с синтезированной апертурой, данное оборудование включено в комплекс высокоточного наведения авиабомб JDAM SAR/GMTI, также присутствует оптико-электронная станция с тепловизионным и ТВ-каналами.

Читайте также  Становление китайской беспилотной авиации
Изображение с РЛС AN/APG-76 (представитель системы GMTI/SAR) в режиме обзора земной поверхности
Изображение с РЛС AN/APG-76 (представитель системы GMTI/SAR) в режиме обзора земной поверхности

Ударный БПЛА Х-47B можно считать «скрывающимся хищником», который наносит удар в спину, его средняя ЭПР и низкая скорость обуславливают такую методику применения. Особую опасность он может нести в сильно рельефной местности, особенно если дальнобойный ЗРК не имеет прикрытия «мёртвой зоны» с помощью специализированных зенитно-ракетных комплексов малой дальности для молниеносного перехвата внезапно подлетающих ПРЛР и управляемых авиабомб, так как первые могут запускать вне пределов радиолокационной видимости с самых малых дистанций по траектории «горка» с помощью внешнего целеуказания.

Рецепт борьбы с ним – больше прикрывающих ЗРК малой дальности и установка пассивных тепловизионных комплексов наблюдения и РЛС в наиболее скрытых участках рельефа, все они должны быть увязаны в дивизионное звено с С-300 и другими системами с помощью универсальных ПБУ «Поляна-ДМ» или «Ранжир». Цена Х-47В в 25 млн. долларов делает его вполне позволительной для американской казны радиоуправляемой боевой «игрушкой» без возможных потерь личного состава ВВС, поэтому серийное производство, планирующееся на 2019 год может стать большим.

Европейцы более скромно подошли к проектированию своего ударного «дрона» «nEUROn». Разработанный компанией «Дассо» беспилотный летательный аппарат на текущем этапе также является демонстратором технологий. В его совершенствовании принимают участие европейские компании EAB, EADS CASA, Saab AB, Alenia и RUAG Aerospace. БПЛА имеет более скромные габариты: длина — 9,5 м, размах крыла — 12,5 м, масса пустого аппарата – 3,5 т, максимальная взлётная – около 6 т. То есть, на топливо и вооружение приходится не более 2500 кг.

БПЛА "nEUROn"
БПЛА «nEUROn»

Заявлено, что “nEUROn” сможет нести в 2-х отсеках вооружения до 2-х управляемых малогабаритных авиабомб JDAM и другое высокоточное вооружение массой до 500-600 кг. ТРДД Turbomeca/Rolls-Royce Adour Mk 951 имеет тягу до 2950 кг, что в 2,5 раза меньше, чем у двигателя F-100-PW-220U, при этом, количество топлива на этом БПЛА в 5,9 раза меньше, чем на Х-47B, что выказывает более низкий радиус действия, который в низкопрофильном режиме не превысит 450-600 км.

Такое маленькое количество вооружения не даёт права на «ошибку» при выполнении ударной операции, поэтому для большей эффективности пульты управления беспилотником будут размещаться как на наземных юнитах, так и в кабинах европейских истребителей «Еврофайтер», «Рафаль» и «Грипен».

Отдельным плюсом можно считать меньшую ЭПР БПЛА, около 0,3 м2 из-за меньших размеров планера, что сделает аппарат более скрытным, правда техника его применения не измениться, кроме момента с необходимостью размещения аппарата на близком расстоянии к ТВД из-за малой дальности, это может потребовать обеспечения подавляющего превосходства западных ВВС в районе боевых действий, что против нашего и другого мощного государства маловероятно.

Появления этих ударных машин стоит ждать лишь в спорных участках ТВД, где средства оборонительной ПВО будут построены несовершенно.

/Евгений Даманцев/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Современные ПЗРК не способны бороться с «Предаторами». Последним нет нужды приближаться к противнику ближе, чем на десять километров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя