Для человека осведомлённого и разбирающегося во всех тонкостях ракетных и радиолокационных технологий слово «Трёхсотка» ассоциируется с чем-то большим, чем просто система ПВО дальнего радиуса действия и предстаёт настоящим и полноценным гарантом безопасности и чистого неба над головой,- признанным «Фаворитом» и асом своего дела. Это и неудивительно, лучший в Мире дальнобойный зенитно-ракетный комплекс в различных модификациях стоит на защите наших воздушно-космических рубежей уже 40 лет. Сейчас на вооружении войсковой ПВО и ВВС страны состоит 4 модификации «нестареющей» системы: С-300ПС, С-300ПМУ-1/ПМУ-2 и С-300В(и более совершенная С-300В4 с ярко выраженными противоракетными возможностями). Все без исключения версии комплекса по сей день обладают выдающимся противовоздушным и противоракетным потенциалами, реализованными благодаря применению уникального радиолокационного и радиоэлектронного оборудования, позволяющих отдельным дивизионам интегрироваться в эшелонированные системы ПВО и ПРО и действовать в связке с самолётами ДРЛОиУ и авиацией ПВО, а также мощнейших ЗУР-перехватчиков, которые с самых первых модификаций и до сегодняшнего дня сохранили и преумножили передовые характеристики.
Но как известно, любая военная техника имеет небезграничный потенциал, соответствующий тому или иному отрезку времени и характерным ему угрозам. Так происходит и с «Трёхсоткой». 1 апреля «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» официально приступает к серийному производству нового зенитно-ракетного комплекса под названием «Витязь» или С-350. Сообщается, что комплекс должен заменить все существующие ЗРК С-300ПС, а также армейские ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М1». Но насколько адекватным будет этот шаг в нынешнее время, нам и предстоит узнать.
Тактико-технические характеристики ЗРК С-350 «Витязь» позволяют причислить его к наиболее перспективным системам ПВО современности, таким как С-400 «Триумф», корабельным ЗРК «Редут», европейскому ЗРК «SAMP-T» и «PAAMS», а также американскому «Patriot PAC-3». Этот комплекс по основным характеристикам превосходит западные аналоги, это объясняется его элементной базой, построенной вокруг ракетной элементной базы «второго калибра», взятой у ЗРК С-400. Комплекс С-350, разрабатываемый с 1991 года, имеет предположительный арсенал из ЗУР средней дальности 9М96Е и большой дальности 9М96Е2, также прорабатывается версия с ракетой 9М100 от корабельного ЗРК «Полимент-Редут». Комплекс отличается оригинальным устройством пусковой установки 50П6А, которая представлена 12 направляющими ТПК, приспособленными для вертикального пуска. Благодаря большей компактности ракет 9М96Е2, комплекс витязь может нести в 3 раза больший арсенал ракет, что обеспечивает большую живучесть в условиях массированных ударов ВТО противника, чем к примеру С-300ПС. Ракеты 9М96Е2 являются совершенными ракетами, в которых в полной мере реализован принцип кинетического поражения цели «hit to kill», что обеспечивается газодинамическими ДПУ с поперечным моноимпульсным управлением, также газодинамическая система управления, увеличивающая маневренность ракеты с перегрузкой до 60ед. у земли, позволила уменьшит «мёртвую зону» комплекса до 1-1,5 км, т.е. в 3 раза лучше, чем у С-300ПС(5 км) и в 2 раза, чем у С-300ПМУ-2 (3 км). Показатели «мёртвой зоны» ЗРК могут быть решающими в случае, когда часть эшелона СВН противника прорывает средний и ближний рубежи и приближается к системе на 5-7 км; С-350 «Витязь» практически не нуждается в перспективных позиционных ЗРАК типа «Панцирь-С1» или ЗРК «Тор-М2». Дальности ракет 9М96Е и 9М96Е2 составляют 50 и 120-140 км соответственно, что примерно соответствует характеристикам предпоследней версии «Трёхсотки» С-300ПМУ-1 (150км). Это семейство ракет оснащается АРГСН, что обеспечивает значительную разгрузку компьютеризированных систем ПБУ 50К6А, а также многофункциональной РЛС наведения 50Н6А, реализовывая на конечном участке полёта принцип «пустил-забыл». Ракеты сконструированы по схеме «утка» с вращающимися аэродинамическими рулями большой площади. Что касается ракеты 9M100, то она имеет раскладывающиеся решётчатые аэродинамические рули и ОВТ, использована ИКГСН с инерциальной и радиокомандной коррекцией, что также разгружает электронику наземных средств наведения.
МРЛС 50Н6А имеет на 25% большую огневую производительность, нежели штатный РПН комплексов С-300 – 30Н6Е(обеспечен одновременный «захват» 8 аэродинамических и 6 баллистических целей), 30Н6Е «захватывает» одновременно не более 6 целей. Но «обзорные» способности данного радиолокатора в 2 раза меньше, чем у «Трёхсотовского»(50Н6А – сопровождение 48 целей «на проходе», 30Н6Е – 100 целей).
МРЛС 50Н6А имеет преимущества перед 30Н6Е. Благодаря использованию в ракетах активного радиолокационного канала наведения, в программу управления МРЛС введено 2 режима работы – секторный (как у С-300 и С-400) и круговой(всеракурсный), знакомые нам в корабельных ЗРК «PAAMS» и «Sylver» под управлением МРЛС «Samson» и «EMPAR». Антенный пост МРЛС 50Н6А во всеракурсном режиме вращается со скоростью до 40 об./мин. Он имеет преимущества перед западными радарами – рабочая частота Х-диапазона позволяет не только давать целеуказание по цели, но и брать её на точное автосопровождение, чем S-диапазонные РЛС похвастаться не могут, поэтому в секторном режиме обеспечен непрерывный подсвет цели, который так необходим при перехвате сложной и малоразмерной баллистической цели. Если подтвердится информация о применении в составе 50Н6А АФАР, то более высокая помехозащищённость комплекса сделает его более приоритетным для работы сложной помеховой обстановке. Ведь АФАР отличается уникальной частотной гибкостью применения за счёт установки индивидуального генератора на каждом ППМ, это позволяет производить перестройку частот в соответствии с частотами помех, поставляемыми средствами РЭБ противника.
Эффективность АФАР полностью зависит от мощности вычислительных средств радиолокационного комплекса, в то время, как в ПФАР большое значение имеет тип антенной решётки и апертуры. Весь комплекс базируется на шасси БАЗ-6909 (Брянского автозавода). Ранее шасси БАЗ-6402-015 были выбраны в качестве ходовой части для элементов ЗРК С-400 «Триумф».
Но что же ставит под большой вопрос полную замену «Трёхсотых» на С-350 «Витязь»?
Сейчас настал век гиперзвуковых скоростей, и огромного спектра высот применяемого противником высокоточного оружия, включая сверхнизкую до 10 метров, а поэтому списывать С-300 со счетов ещё очень рано. Зенитно-ракетный комплекс С-300ПС «Волхов М6» (75Р6) – система разработанная для борьбы с наиболее высокоскоростными воздушными целями как на встречных курсах в переднюю полусферу, так и вдогон – заднюю полусферу. Данные возможности реализованы в этом комплексе на все сто процентов.
В качестве перехватчика применена высокоскоростная зенитная ракета 5В55Р (В-500Р); хоть она и имеет лишь аэродинамическую систему управления в виде небольших подвижных элеронов, её маневренность остаётся на очень высоком уровне и позволяет маневрировать с перегрузками до 27ед., возможным это стало благодаря огромным скоростям полёта ракеты (до 6,25М = около 6600 км/ч), для сравнения ракета 9М96Е2 имеет максимальную скорость около 3,5М(1000 м/с), что не позволит комплексу С-350 «Витязь» вылавливать высокоскоростные цели в дальней зоне радиуса поражения (70-140 км), которые следуют не на цели, обороняемы комплексом, а на другие удалённые объекты, т.е. из-за ощутимо меньших скоростных характеристик ракеты 9М96Е2, «Витязь» имеет значительно меньшую площадь эффективно прикрываемой территории от ВТО, имеющего скорость 800-1200 м/с. С-300ПС, имея куда меньший радиус действия, такого недостатка не имеет.
Кроме того, текущий состав дивизиона ЗРК С-350 «Витязь» не предусматривает наличия низковысотного обнаружителя (НВО) и специальной вышки 40В6М для подъёма МРЛС 50Н6А на высоту, позволяющую вести обнаружение и перехват крылатых ракет, вертолётов и ударных БПЛА, которые сейчас представляют куда большую угрозу, нежели в 80-х гг. С-300ПС имеет все средства для этого: МРЛС 30Н6Е поднимается на высоту 25м на вышеуказанной вышке, а для многочасового обзора применён НВО 5Н66М, поднимаемый на такой же универсальной вышке, его антенный модуль Ф52М имеет высокие скорость вращения и темп обновления информации.
Также в составе системы есть придаваемый комплексу радиолокационный обнаружитель 36Д6-М или 64Н6Е, что позволяет максимально разгрузить радиолокатор наведения и оптимально использовать все элементы зенитно-ракетной системы. Все свойства данного комплекса являются уникальными даже сегодня, они нашли своё место и стали ещё лучше в ЗРК С-400, но их количество пока не позволяет ВВС России полностью вывести из эксплуатации С-300ПС, заменив ещё недоработанным до совершенства С-350. Реально заменять этим комплексом можно только «Буки», а С-300 должны продолжать службу в ПВО наряду с «Витязями», дополняя их всё ещё нереализованные возможности.
Весь смысл этой заказной статьи, «Удавить» конкурирующую с «Алмаз-Антей» перспективную систему «БУК», и «отжать» очень «жирный» рынок сбыта — «Войсковую ПВО» Сухопутных Войск.
Вся аргументация автора, с точки зрения ТАКТИКИ боевого применения ПВО (и «объектовой» и «войсковой»), увы, безсовестно «за уши натянута», с «подтасовками», «подменами понятий» и «откровенной манипуляцией».
Перлы про «чудо-НВО», и «дозарезу-необходимой» стрельбы в «ЗПС» (в догон), — умиляют своей хамской малограмотностью в вопросах боевого применения ВПВО.
Самый БОЕВОЙ наш старик С-75М3 «Волхов» (+ ещё и ТВК) мог сбивать даже SR-71, который находился в пределах ЗП 28 сек, причём по ПС С-75М3 — очередью из 3-х ЗУР (12 сек на запуск), а для всех НЛЦ имел под ЗП, так называемый «чемодан», в котором мог уничтожать даже наземные радиолокационно наблюдаемые цели. На Ближнем Востоке м-р Лаврик впервые именно с этого комплекса (экспортный вариант) руководил стрельбой по надводной цели (ракетный катер)
Мой расчёт стрелял по ПМ6, сброшенной с 10 км, в условиях нераскрывшегося парашюта мишени, причём последнюю ракету в очереди наводили по методу ТТ+exp (в качестве эксперимента)
Все цели по которым стрелял с этого ЗРК были уничтожены 1-ой ракетой!!! Две последующие (по ПС) наводились либо по самому крупному фрагменту, либо с подрывом по К3.
При всём при этом с паяльником и штатной АВОшкой или личной Цшкой его можно было перебрать заново, а имея генераторы НЧ и ВЧ + осциллограф можно было даже выполнить настройки, которые проводились (по идее) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в заводских условиях.
Могут ли этим похвастать современные ЗРК? Что-то я даже не встречал такой характеристики как время наработки на ОТКАЗ.
Да ещё, извиняюсь за назойливость, один интересный момент из жизни 75-го. При проведении стрельбы по РМ (ракета того же 75-го), мишень была уничтожена на встречном курсе, причём только после запуска РМ-ки, выяснилось что на ней НЕТ уголковых отражателей!!! Фактически стрельба в лоб по конусу диаметром 35 см!!! Цель была уничтожена с ПЕРВОЙ ракеты, две последующие пришлось подрывать, что бы не заработать НИОВ.