Злободневным вопросом по-прежнему остаётся угроза стратегического «быстрого глобального удара» со стороны ВС США по группировкам ВС России, важнейшим промышленным/экономическим объектам государства и наших ближайших союзников. В данный момент оборонительные возможности российской ПВО – ПРО в значительной мере опережают западные СВН, и, в случаи эскалации конфликта, способны сохранить нам более-менее чистое небо над головой.

Но всегда имеется определённый процент вероятности, что часть прорвавшегося в наше воздушное пространство высокоточного вооружения может достигнуть промышленно-экономической и военной инфраструктуры.

В публикациях минувшего года мы не раз рассматривали вопросы, связанные с ослабленным потенциалом ПВО Северо-Восточного ВН, где в связи с экстремальными погодными условиями Арктики осложнено развёртывание необходимого количества систем ПВО-ПРО дальнего радиуса действия; огромные просторы Сибири прикрыты всего 3 полками С-300ПС, а Дальний Восток – шестью полками, в которых состоят дивизионы С-300В/ПС и несколько С-400.

Этого достаточно лишь для прикрытия непосредственных стратегических центров, военных баз и федеральных центров, а большая удалённость полков друг от друга позволяет малозаметным СВН противника совершать серьёзные тактические манёвры в многочисленных секторах воздушного пространства, не просматриваемых радиолокационными средствами ЗРК, особо актуален этот вопрос для низковысотных рубежей, где способность РТВ более низкая.

Польская РСЗО WR-300 "Омар". В ближайшее время планируется её поступление в Войско Польское. Отмечен факт возможности применения с установки американской баллистической ракеты малой дальности комлекса "ATACMS, дальность действия позваляет вести огонь по западным областям РФ, что не может не вызывать опасений
Польская РСЗО WR-300 «Омар». В ближайшее время планируется её поступление в Войско Польское. Отмечен факт возможности применения с установки американской баллистической ракеты малой дальности комлекса «ATACMS, дальность действия позваляет вести огонь по западным областям РФ, что не может не вызывать опасений

Рассматривалась также проблема «польской угрозы» (для Прибалтийского ОН этот термин приобрёл символическое значение). Агрессивно настроенная европейская страна большими темпами скупает ударное вооружение: из последних контрактов наиболее выделяется закупка 40 тактических КР большой дальности «воздух-земля» AGM-158A “JASSM” с дальностью до 500 км, а также грядущий контракт на обновление парка реактивной артиллерии, где будут закуплены современные РСЗО «WR-300 Homar», которые являются также ПУ для американских ОТБР MGM-140B (дальность 300 км). Ракеты «JASSM» имеют меньшую высоту полёта и радиолокационную сигнатуру, чем «Томагавк», благодаря чему способны прорывать ослабленные участки ПВО.

Два этих факта заставили Минобороны действовать быстро. 9 апреля стало известно, что российский ОПК уже в этом году утроит темпы производства ЗУР-перехватчиков для всех типов зенитно-ракетных систем, источник из Минобороны заявил, что «речь идёт о тысячах ракет». Что это значит?

Читайте также  Минобороны РФ провело испытания квадроциклов

1369758490_1

Большие запасы ракетных арсеналов затормозят быстрое обеднение боекомплектов ЗРК во время вероятного отражения ракетного удара противника, что обеспечит лучшую живучесть войск ПВО, также будут сформированы резервы ракетного вооружения наперёд, — для применения в составе расконсервированных ЗРК и новых комплексов.

Также планируется наращивание элементов ПВО-ПРО в Крыму и Арктике.

Если с Крымом всё предельно ясно: группировка ПВО на полуострове уже имеет беспрецедентную оборонительную способность на десятилетие вперёд и продолжает усиливаться комплексами С-300ПМУ-1 и С-300ПС, т.к. его маленькая площадь позволила в считанные месяцы построить полноценную эшелонированную оборону, то с бескрайней Арктикой, протянувшейся от Кольского полуострова до Чукотки всё гораздо более сложней.

При создании «Арктических сил» вряд ли удастся построить группировку лишь на системах ПВО наземного базирования, поскольку их материально-техническое обеспечение будет затруднённым погодными условиями, а полная защита от американских КР может быть обеспечена только расположением каждого дивизиона на удалении не более 50 км друг от друга (максимальная дальность перехвата низковысотных целей).

Основную роль ВКО в Арктике будет выполнять авиация ПВО, прикрывающая дальние рубежи в Северном Ледовитом океане и закрывающая тысячекилометровые «дыры» между зенитно-ракетными полками. С данной целью сейчас восстанавливается воздушная гавань «Тикси».

Говоря о живучести дальнобойных ЗРК в условиях массированного применения различных средств воздушного нападения, следует отметить серьёзность и объёмы работ, проводимые военными специалистами. Самое главное здесь – перекрытие «мёртвой зоны» главного ЗРК – расстояния от ПУ до минимальной дальности поражения цели, у С-300/400 это 2-5 км, а также «дострел» прорвавшихся к батарее уцелевших и наиболее сложных вражеских элементов ВТО.

В рамках этих работ, в марте 2015 года, специалисты ОАО «КБП» отработали тактику перехвата высокоскоростной баллистической цели на полигоне Ашулук с помощью нескольких БМ ЗРАК «Панцирь-С1» в условиях пересечённой местности.

Читайте также  В России появится кадровый мобилизационный резерв
Зенитно-ракетный самоходный комплекс Тор-М1, несмотря на относительно немолодой срок жизни, по-прежнему соответствует самым современным критериям "умной" войны: применение ФАР и аппаратуры системной увязки посредствам телекодового радиоканала тактической связи позволяют вести борьбу с воздушным противником и автономно и в дивизионном/полковом звене, оптические средства позволяют в пассивном режиме отслеживать действия противника, а также производить анализ произведённого поражения цели
Зенитно-ракетный самоходный комплекс Тор-М1, несмотря на относительно немолодой срок жизни, по-прежнему соответствует самым современным критериям «умной» войны: применение ФАР и аппаратуры системной увязки посредствам телекодового радиоканала тактической связи позволяют вести борьбу с воздушным противником и автономно и в дивизионном/полковом звене, оптические средства позволяют в пассивном режиме отслеживать действия противника, а также производить анализ произведённого поражения цели

Сложнейшие учения проводятся и с использованием зенитно-ракетных самоходных комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2». Ещё в ранней версии комплекса «Тор-М1» были заложены способности интеграции в дивизионное или полковое звено с участием разных типов ЗРС, а также развитые возможности огневой и информационной взаимоподдержки межу БМ в составе войсковой ПВО. Возможным это стало благодаря внедрению в СУО комплекса системы оперативно-командной телекодовой радиосвязи, представленной модемом сопряжения с батарейным пунктом боевого управления «Ранжир» или «Поляна-Д4М1»: на МФИ операторов может выводится тактическая информация, полученная радиолокационными станциями комплексов С-300 и самолётами ДРЛО А-50.

Система телекодовой радиосвязи «Тора» имеет и второе назначение. В случаях, если вышестоящие информационные источники в локальной сети выведены из строя, аппаратура тактической радиосвязи переходит на режим сопряжения с другими БМ «Тор-М1»; в этом случае ЗРСК, обнаруживший цель заранее, может оповещать другие ЗРСК, находящиеся вне радиуса обзора, о приближении как одиночной, так и групповой воздушной угрозы и операторы всех комплексов могут на упреждение согласовать и распределить боевую работу в зависимости от степени угрозы и положения всех атакующих средств.

Данные способности автономности российских самоходных ЗРК имеют принципиальное значение при взаимодействии как с системой воздушно-космической обороны, так и в армейских соединениях, существенно повышая возможности ведения боевых действий на современном ТВД.

mig_31-1572043

После полного введения в эксплуатацию военного аэродрома близ Тикси, задача по прикрытию северных и северо-восточных воздушных рубежей России в какой-то мере будет разрешена. В этой зоне воздушное пространство будет на постоянной основе патрулироваться перехватчиками МиГ-31БМ и многоцелевыми истребителями Су-35С, поэтому проникновение всяческих стратегических «дронов» и прочих разведывательных аппаратов ВВС США будет практически неосуществимым делом. А в три раза большие темпы производства ракет для передовых систем ПВО «дадут фору» любым вероятным попыткам Запада начать воздушную операцию против ОДКБ в обозримом и необозримом будущем.

/Евгений Даманцев/

8 КОММЕНТАРИИ

  1. В Сибири не так много целей, которые могут достать обычные КР. С Дальним Востоком сложнее, только там и расположение защищаемых объектов компактнее. Автор, конечно, хватил с «необозримым будущим», но хочется надеяться.

  2. В Сибири целей хватает. Ангарский каскад ГЭС чего стоит, алюминиевые заводы, нефтехимия, авиазаводы.

  3. Вы карту видели? До «Ангарского каскада» можно только баллистической ракетой достать. Мы говорим о ПВО, которое сейчас защищает локальные объекты вблизи границы. Даже если их обойти, дальности КР и обычной авиации не хватит, чтобы достать цели в глубине территории. Это могут сделать стратегические бомбардировщики, но тут нам поможет авиационное прикрытие.

  4. Ну сомневаюсь, что тактическая или авианосная авиация вообще может с севера появится. Только стратеги. По поводу целей: Норильск, Ямал. Тоже немало. Да и шельф прикрывать надо. Согласен: на севере за авиацией приоритет.

  5. Мне интересно…….

    F-22 и F-35(ракета-перехватчик влезит то в него?) без дозаправки радиус б.применения ~1000-1200км (если они не смертники), об дозаправке в этой миссии(на нашы зауральские територии) можно не мечтать. Полёт у земли на скорости 600-850км радиус б.применения сократит километров до 600-800км(около часа над нашей территорией). Взлетать(или снижаться) и идти низом для скрытности им надо к нашим границам километров за 150-300. И то 450-550км вглубь по нашей территории. Их преспективная ракета-перехватчик с болших высот иметь будет дальность ~500-600км, но от земли она будет скорей всего не эффективна на этих дистанцыях (реально от земли может получится до 200-250км), соответственно стелсам прейдётся делать горку до >10км осмотретья(датчики ИК, найти и распределить цели и т.д.) и совершить пуск ракет. На этой высоте они очень даже мишенями будут… Итог — до 1000км от наших границ они могут перехватить что либо, а ещё и за пол часа до ответного удара массово подкрасться к целям (к нашим ракетам, да зная где они и когда их ответка, а перед миссией им нужно где-то сконцетрироваться, +аваксы с дозаправщиками будут интенсивно нарезать круги у наших границ — сильно сомневаюсь что эту всю движуху можно проспать) и ещё попасть под свой удар если применят яо(например связь как будет себя чувствовать)…………. . О какой то бред… нужо хорошо травы накуриться, чтоб такое завертеть. С лодками ещё та история — что-то мне подсказывает что КР с северных морей летит не так далеко как например на 45широте, инерцыальное наведение менее точное(у гироскопов большая погрешность при движении от полюса на юга, по звёздам позицыонироваться лодки умеют, а КР у земли — нет), GPS ещё тот иван сусанин на северах………… В форточку не попадёшь, дай бог чтоб погрешность в 200м набежала бы и ни каких обычных ВВ, а это только для — яо……

    Ну разве что 5колона маячки с хохлами за деньги и идею поставят — вот это наиболее вероятно…..

  6. никаких — пишется слитно, позицИонировать. С русским языком проблема, патриот? Слава, займитесь русским языком, а то за Вас стыдно…

  7. инерцыальное, дистанцыях, колона — Вы очумели? Проверьте по словарю, грамотей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя