Уже не один раз мы публиковали обзоры, связанные с американской БИУС «Иджис», которая является многоканальной и унифицированной по носителям системой группового боя на морском театре военных действий. У нас корабельная система «Иджис» чаще ассоциируется с её противовоздушной и противоракетной составляющей, которая построена на базе дециметровой МРЛС AN/SPY-1 и её модификаций.

Как известно, система наведения для ЗРК “Standard Missile – 2,3” имеет серьёзные изъяны, связанные с радиолокационными средствами подсвета РЛ-прожекторами, число которых (3-4 штуки на каждом ЭМ/Кр УРО) и определяют низкую одновременную канальность по воздушным целям. Это не позволяет зачислить «Aegis» к самым способным корабельным средствам ПВО.

ПБУ ГАК AN/SQQ-89 (V) 15 эсминца УРО DDG-92 "Momsen"
ПБУ ГАК AN/SQQ-89 (V) 15 эсминца УРО DDG-92 «Momsen»

Но «Иджис» — это не только система ПВО американского флота, это комплексная система, которая также управляет и «подводной стороной айсберга» ВМС США – противолодочной обороной. Если множественные недостатки «Иджиса» в противовоздушной компоненте обуславливают целый ряд тактических ходов, с помощью которых можно нанести противокорабельный МРАУ по АУГ ВМС США/НАТО, то противолодочная компонента – есть сильная сторона системы, взломать которую не так то просто. На чем же основана современная ПЛО корабельных группировок НАТО и каковы её дальнейшие перспективы?

В конце 80-х – начале 90-х гг. предыдущего века возможности подводного флота Советского Союза и КНР сделали резкий скачок вперёд, затем в «игру» включились и ВМС Индии. Было разработано множество проектов перспективных малошумных ДЭПЛ, ДСЭПЛ, а также МАПЛ проектов «Варшавянка», «Лада», «Scorpene», проекты 945 «Барракуда» и 971 «Щука», не стояли на месте и усовершенствования, связанные с понижениям шумности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: в результате появились такие подлодки как пр. 667БДРМ «Дельфин», а затем и «Борей».

Отличаясь своей уникальной тихоходностью, все эти субмарины стали способны эффективно действовать даже на минимальных расстояниях от КУГ ОВМС НАТО, впрочем часть этих способностей сохранилась и по сей день, но с начала 2000-х годов всё стало кардинально меняться.

После разработки в 1975 гидроакустической станции AN/SQS-53, а также глубокой модернизации СУ противолодочным оружием Mk 116, пассивной ГАС с буксируемой антенной решёткой, а также средств связи и подачи данных от радиогидроакустически буёв (РГБ) AN/SQQ-28, специалисты ВМС США приступили к программе создания единого ГАК на базе вышеперечисленных систем. За основу СУ ПЛО брался перспективный вычислительный комплекс WAP (“Weapons Alternate Processor”), который позволял более качественно обрабатывать всю поступающую от РГБ и ГАС информацию. Mk 116 была значительно улучшена.

Новый универсальный ГАК получил название AN/SQQ-89 (V), и сейчас присутствует в разных модификациях в основе ПЛО абсолютно всех надводных кораблей ВМС США. В его состав включены: пассивная ГАС AN/SQR-19(V) с буксируемой антенной решёткой, носовая ГАС AN/SQS-53B/C/D, а также оборудование получения и анализа гидроакустической информации AN/SQQ-28, которое способно обрабатывать информацию от 4 направленных и 8 ненаправленных РГБ. Предпоследние модификации ГАК SQQ-89(V)4, 6 и 7 оснащаются 6 пультами управления, что позволяет наиболее точно отслеживать подводную обстановку на том или ином участке моря.

Читайте также  ВМФ США собирается удивить мир эсминцем Zumwalt

Практически все известные версии SQQ-89(V) имеют отдельный аналитический пульт для определения дальности действия всех ГАС в зависимости от волнения, глубины участка и донного рельефа, это позволяет более точно определять координаты подводных средств противника. Но ГАК AN/SQQ-89(V) вплоть до 14 версии имеет свои недостатки: определены низкие возможности по обнаружению и точному измерению координат подводных лодок противника в мелководных прибрежных зонах, а также неспособность к выявлению перспективных тихоходных субмарин на дальностях, позволяющих осуществить по американской АУГ торпедный удар.

18

С этой целью начался очередной этап совершенствования ГАК AN/SQQ-89(V) 14, после чего появилась версия (V)15, где появился цифровой классификатор ETC 2.0, позволяющий формировать более чёткое изображение подводного объекта в условиях сильных эхо-отражений от дна на мелководье. В этой модификации комплекса предусмотрено применение радиоуправляемого аппарата-минного тральщика.

В течении проведенных работ по усовершенствованию комплекса AN/SQQ-89(V) в 2000-х годах, были улучшены способности носовой ГАС AN/SQS-53/56 и на других версиях AN/SQQ-89, помимо (V)15, возможности ЦВМ комплекса в прибрежных водах были значительно расширены. Самым важным этапом совершенствования ГАК стали этапы «Block 3, 4». В их ходе смогли добиться полной системной увязки и распределения применения активных носовых ГАС при управлении целой группой ГАК AN/SQQ-89(V)5, установленных на несколько НК в составе военно-морской группировки, это позволило избежать получения неверной информации о положении подводного противника из-за путаницы отраженного эхо-сигнала от нескольких кораблей с активным режимом ГАС, поскольку корабли находятся на определённой дистанции друг от друга.

Самые важные изменения претерпела носовая ГАС AN/SQS-53C, до 2000-х годов она имела аналоговую систему активного режима излучения акустических сигналов, теперь система заменялась на цифровую, это позволило ей обнаруживать и отслеживать одновременно 100 подводных эхо-отражающих объектов на удалении 70 – 140 км (второй дальней зоне акустической освещённости); двукратная разница дальности этой зоны объясняется гидрологическими свойствами воды, глубиной и рельефом морского дна.

Усовершенствования коснулись и буксируемой ГАС. Так, в модификации пассивной AN/SQR-19B применена 12-метровая антенная решётка, состоящая из 16 модулей, 12 из которых отвечают за сверхнизкие (8) и низкие (12) частоты, такое решение определило увеличение пассивных обнаружительных возможностей ГАК на расстоянии 35-140 км (в первой и второй ДЗАО).

В данный момент наиболее совершенные версии комплекса (AN/SQQ-89 (V)4-6, 10-15) установлены в основном на эсминцы УРО «Арлей Бёрк», а также на РКр ПВО класса «Тикондерога» CG 62, 65, 68-73.

Читайте также  Возможности ВМФ Китая по борьбе с АУГ. Часть 1

Гидроакустический комплекс AN/SQQ-89(V) интегрируется в боевую информационно-управляющую систему «Иджис», благодаря чему открывается многоканальная связь с противолодочными вертолётами, самолётами типа P-3C «Орион» и P-8 «Посейдон», многоцелевыми АПЛ и ПЛАРБ, а также и другими разведывательными средствами.

Причём в последнее 10-летие данная тактическая связь была значительно усовершенствована: на смену устаревшим системам обмена данными типа «Link-4A» и «Link-11» приходит более перспективная «Link-16» (J-TIDS, MIDS), она абсолютно не нуждается в центральном ПБУ (передаваемая и обновляемая тактическая информация сохраняется в накопителе ЦВМ каждого участника сети и система не теряет боеспособности при потере одного из участников), имеет возможность координации группового боя, высокую помехозащищённость и шифровку радиоканала благодаря произвольному частотному перебору с частотой смены канала 77,8 кГц, всего используется 51 канал связи.

Наиболее распространённым оружием ПЛО ВМС США является противолодочный ракетный комплекс «Asroc-VLA», по ТТХ эта ракета значительно уступает отечественной 91РЭ2 комплекса «Калибр-НКЭ»: дальность «Асрока» около 15 км, а 91РЭ2 – 50 км, скорость нашей ракеты также более высокая (до 2600 км/ч в надводном режиме). Но унификационные возможности ГАК AN/SQQ-89 (V) под управлением системы «Иджис» вместе с использованием противолодочных торпедных вертолётов наподобие NH-90 самолётов ПЛО, увязанных в единую сеть «Линк-16», делают американскую КУГ более, чем опасной.

Наша БИУС, управляющая противолодочным «Калибром» «Требование-М» также очень эффективна в поиске и уничтожении ПЛ противника даже на большем удалении, но её более слабая пропускная способность, обусловленная совместным применением лишь с одного или нескольких бортов, требует скорейших технологических решений..

3 апреля, на ресурсе «foxtrotalpha.jalopnik.com» снова был сделан акцент на усиление ПЛО ВМС США, связанный с быстрым развитием перспективных анаэробных ДЭСПЛ, появляющихся даже на вооружении небольших развивающихся государств.

Управление военно-морскими операциями США и агентство DARPA приступили к очередному этапу совершенствования флота. Программа необитаемого противолодочного корабля ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) будет называться «Морской охотник». В соответствии с ней будет разработан 52-метровое малозаметное судно (на вид — миниатюрный «Zumwalt»), которое будет нести в арсенале перспективные ГАК нового поколения, оптико-электронные всеракурсные системы наблюдения за морской гладью для обнаружения возможных поднятий перископов и вынужденных всплытий, а также радиолокационные системы для этой же цели, но в сложных погодных условиях.

 

Американское необитаемое разведывательное судно ПЛО, реализуемое по программе ACTUV ("Sea Hunter")
Американское необитаемое разведывательное судно ПЛО, реализуемое по программе ACTUV («Sea Hunter»)

Система «Sea Hunter» также будет связаны с «Иджисами» посредствам «Линк-16», а поэтому система станет ещё эффективней и опасней, став на определённый момент самой передовой в Мире..задача ВМФ России в этом случае частично выполнена: есть «Ясень», «Лада», «Борей», есть и «Калибр-ПЛЭ», необходима лишь информационная координация всех элементов флота, которой по-прежнему так не хватает.

/Евгений Даманцев/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Асрок бьет на 60 км. Согласен, что наша брус требует увязки всех систем корабля, флота, спутниковой группировки. Брус=биус

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя