Не успев выйти на этап крупносерийного производства для «лагеря» ВВС стран ориентированных на Запад, «суперперспективная» модификация истребителя F-35A начинает сталкиваться с серьёзными разногласиями относительно совершенства машины, как авиационного комплекса следующего поколения, а поэтому все разговоры о улучшениях до «5+» вообще остаются в тени.
Такой однозначный вывод можно сделать по итогам интервью генерала Дджеффри Харригана, который сейчас возглавляет 1,3-трилионной программу «JSF». Харриган намекнул на возможность оснащения самолёта улучшенными системами авионики, боевой лазерной установкой, а также более экономным ТРДДФ следующего поколения. Аргументировал он это несоответствием БРЭО F-35 технологическим новинкам и реалиям, которые могут появиться в обозримом будущем. Данное заявление имеет достаточно глубокие корни, ведущие во времена проектирования многоцелевого истребителя.
Программа «JSF» предусматривала производство перспективного малозаметного многоцелевого истребителя 5-го поколения в трёх модификациях F-35A CTOL (для ВВС США и на экспорт), F-35B STOVL (КМП США и Королевский ВМФ Великобритании, УВП) и F-35C CV (палубный истребитель для ВМС и КМП США). Изначально разработка боевой машины абсолютно не предусматривала каких-либо сверхманевренных возможностей, всё внимание было уделено «подгонке» тактических качеств F-35 под условия воздушного боя средней и большой дальности, а также скрытного нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника.
На разработку трёх версий истребителя были внесены огромные средства на сумму более 1300 млрд. долларов, при этом стоимость модификаций A/B/C приобрела «скачкообразную» тенденцию в пределах 70 – 108 млн. долларов за единицу. F-35 был наделён способностью летать на сверхзвуковой крейсерской скорости, но она составляет лишь 1,2М при полной нагрузке отсеков вооружения и полных топливных баках, что не даёт ему практически никаких оперативных достоинств перед современными истребителями поколения 4++ типа «МиГ-35», «Рафаль» и тем более Су-35С. Максимальная скорость тоже не превышает 1950 км/ч из-за специализированной угловатой геометрии воздухозаборника, направленной на уменьшение радиолокационной сигнатуры.
Маневренность F-35A и F-35B держится на уровне старых F-4E, причём у более тяжёлого F-35B она ещё ниже из-за установленного редуктора и вентилятора для реализации укороченного взлёта и вертикальной посадки. Экспортируемая модификация F-35A имеет низкие характеристики ближнего боя и радиус действия 1080 км, у F-35B радиус не превышает 850 км. И это у истребителей 5-го поколения. Такие параметры просто неприемлемы для внешнего рынка вооружений, из-за чего контракты на эти самолёты были заключены лишь с государствами, где влияние проамериканских лобби наиболее сильное: Норвегия, Турция, Канада, Австралия и т.д. Остальные же страны делают выбор в сторону более совершенных, маневренных российских и европейских боевых машин.
При этом самой боеспособной версией «JSF» остаётся F-35C CV, предназначенный лишь для американского флота и КМП. Данная версия, при сохранении БРЭО и фюзеляжа предыдущих, получила значительное большие площадь и размах крыла(увеличены с 10,67 м – у F-35A/B до 13,11 у F-35C, и от 42,7 м2 до 58,3 м2 соответственно). Это улучшило подъёмные качества истребителя, уменьшило нагрузку на крыло на 20% и увеличило скорость разворота и общую маневренность. Увеличенная ёмкость топливных баков позволила брать на борт 8960 кг топлива (на 700 литров больше, чем у F-35A), а поэтому F-35C имеет боевой радиус действия около 1220 км.
Правда скороподъёмность на уровне 240 м/с не позволяет быстро выходить на требуемые высотные рубежи пуска ракет AIM-120C-8 по дальним целям. Малозаметность F-35 осталась худшей, чем у «Раптора» (0,3 м2 против 0,07 – 0,1 м2). Именно поэтому пилоты, летавшие на F-22A и ознакомившиеся с возможностями F-15SE “Silent Eagle”, с большой неприязнью восприняли новость о возможной замене этих самолётов «сырым», медленным и неповоротливым F-35A.
В это же время, очень скептически оценивается и возможность усовершенствования F-35 новыми двигателями и боевым лазером, т.к. это усовершенствование никоим образом не поднимет ЛТХ самолёта, а стоимость программы вырастет почти до 2 трлн. Долларов. Да и для противостояния боевому лазеру существует множество методов противодействия: применение в различных ракетах инфракрасных аэрозолей и вращающихся на маршевом участке жаропрочных ступеней.
Китайская программа тактического истребителя J-20, напротив, идёт более сбалансированно и преследует чёткую цель – тактический ударный истребитель-перехватчик, самолёт прорыва ПВО. Завоевание господства в воздухе не является основной его задачей.
Сегодня в испытаниях участвует 6 опытных образцов тяжёлого ударного истребителя 5-го поколения J-20, программа разработки которого идёт нога в ногу с отечественным Т-50 ПАК-ФА. А уже в 2017 году самолёт начнёт поступать в ВВС небольшими сериями. При проектировании данного самолёта, специалисты компании «Ченгду» ориентировались на повышенный ударный потенциал, солидную массу ракетного вооружения и достаточный радиус действия, поэтому J-20 получил массо-габаритные параметры Су-34.
Экспериментальная бортовая РЛС истребителя проходила испытания на летающей лаборатории – самолёте Ту-204-120С, примечательно что, БРЛС Ш-141 (Б004) «Хищник» ударного тактического истребителя Су-34 также проходило на платформе «Туполева» — Ту-134Ш. Предполагается, что новая китайская РЛС с АФАР будет состоять из 2000ППМ, что превышает количество модулей РЛС AN/APG-81 (F-35). Т.е., в энергетическом плане, радар будет мощнее нашей Н011М «Барс» и будет обладать большей пропускной способностью и помехозащищённостью, а дальность действия будет на ровне с «Ирбисом». ЭПР J-20 соответствует 0,5 м2.
При прорыве ПВО в режиме следования рельефу местности, истребитель будет очень трудно обнаруживаем корабельными средствами ПВО-ПРО Японии, США и Индии, а большая номенклатура вооружения сделает возможным нанесение массированных ракетных ударов по АУГ ВМС США в радиусе 1500км (ведь самолёт несёт 11100 кг топлива). Большие размеры планера и несущих плоскостей (площадь крыла – 73м2) позволяют приспособить J-20 в качестве носителя очень неприятного для США «сюрприза».
Ещё на авиавыставке «Air Show China 2008», российская сторона предлагала КНР ракету «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172С-1 (AAM-L) экспортной версии с дальностью 300 км, российская версия имеет дальность 400 км. Ракета-перехватчик должна была войти в арсенал перспективной версии Су-35МКК и применяться для уничтожения высотных баллистических целей, самолётов ДРЛО и других важных воздушных целей. Разработанное ОКБ «Новатор» изделие – доработанная ЗУР 9М83, известная нам в составе противоракетного ЗРК С-300В.
Имея большой недостаток, связанный с размером КС-172 (длина – 7,4 м и масса – 750 кг), ракета имела превосходные скоростные и маневренные качества. Максимальная её скорость доходила до 5М, а скорость поражаемых целей до 4500 км/ч, максимальная перегрузка поражаемой цели – до 12 ед., аналогичная ракета Р-37 (на вооружении МиГ-31БМ) способна перехватить цель лишь с перегрузкой до 8ед. Органы управления представлены плоскими аэродинамическими рулями боевой ступени и решётчатыми аэродинамическими рулями ступени-твердотопливного ускорителя.
Система наведения – активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М-350, которая реализует режим «пустил-забыл» с дистанции 50 км (осуществляется «захват цели» типа F-15C). Ничего подобного на миниатюрном борту F-35 не может размещаться в принципе. Более мощная РЛС позволит китайскому J-20 превосходить F-35 в бое большой дальности и по возможностям перехвата высотных целей, а больший радиус действия – успешнее решать задачи атаки морских объектов, что впоследствии определит успешность программы компании «Ченгду». Задачи же завоевания господства в воздухе будут целиком возложены на малозаметные истребители 5-го поколения J-31, J-10B, Су-30МКК и новые J-15S.
Создавая J-20, китайцы стремились получить боеспособный и практичный ударный самолёт 5-го поколения без всяческих излишеств «напичкивания» лазеров и всего подряд, а американцы поступили противоположно, поэтому нынешний облик этих самолётов – «герой Звёздных войн» и «боец тактического звена».
/Евгений Даманцев/
У Китайского истребителя J-20 схема «бесзхвостка» с ПГО. Ох и не сладко им Китайским товарищам придётся. ПГО всему виной. Тенденция к клевку называется. Будет много проблем.
Говорят Китайсы тоже хотят боевые лазеры. Придурки. Они надо думать не знают о кол-ве проблем с лазерами? И хотят установить как раз на J-20. Как бы им боком не вышла излишняя самоуверенность.
Китайцы просто вечно плодят подобные химеры. Достаточно лишь присмотреться к обводам ихнего «истребителя», что бы понять с каких истребителей всё «в тупую слизано». Не говоря уж о том, у кого они пойдут клянчить «набивку», для их супер-пупер пепелаца….