Эсминец DD-964: настоящий корабль-призрак

Грозный военный корабль идет по волнам Тихого океана. Ощерились орудийные башни, киль рассекает воду, сверкают на солнце белые цифры 964 на борту. Только людей не видно. Ни матросов, ни офицеров, ни капитана — никакого движения. А корабль-призрак все движется вперед, и не стоит обычным кораблям встречаться в открытом море с этим «летучим голландцем». Плохая примета.

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призрак

Когда-то эскадренный миноносец DD-964 Paul F. Foster имел и капитана, и команду. В состав флота он вошел в 1976 году и стал одним из самых совершенных кораблей своего времени, вторым эсминцем нового типа «Спрюэнс». Всего на верфи в Паскагуле, штат Миссисипи, был построен 31 подобный корабль.

«Спрюэнсы» были очень хорошо вооружены — одни «Томагавки» чего стоили, не говоря уже о зенитной артиллерии, ракетах «Гарпун», торпедах, минах и авиационной группе из вертолетов Sikorsky SH-60 Seahawk. Эти корабли дали начало нескольким новым классам — ракетным крейсерам типа «Тикондерога», эсминцам типов «Кидд» и «Арли Берк».

Но время «Спрюэнсов» уходило. Последний представитель класса — USS Cushing — был выведен из состава флота 21 сентября 2005 года. Большую часть кораблей — 25 экземпляров — затопили, использовав в качестве мишеней; еще четыре были разрезаны на металл. На данный момент на плаву находятся лишь два «Спрюэнса», причем один из них, эсминец Arthur W. Radford, просто ждет своей очереди стать искусственным рифом.

А вот у «Пола Фостера» другая судьба. Он не только находится в строю, но и активно используется ВВС США. Правда, в очень своеобразном ключе. Да, DD-964 действительно стал официальным кораблем-призраком. Бывает и так.

Легкая мишень

Аббревиатура SDTS означает Self Defense Test Ship, то есть испытательное судно систем самообороны. Это отдельная армейская единица — она не относится ни к эскадренным миноносцам, ни к крейсерам, ни к какому-либо другому типу кораблей. Это SDTS, и на флоте все знают, о чем идет речь.

SDTS — это «продвинутая» разновидность корабля-мишени. Такие цели активно используются всеми странами мира для испытаний крылатых ракет, артиллерийских орудий, бомб, торпед. Обычно кораблем-мишенью служит списанное армейское судно, которое ставится на прикол в заданном квадрате, а затем безжалостно расстреливается из испытуемых типов орудий. Цели испытаний могут быть самыми разными — как проверка новой разновидности ракет, так и простая тренировка артиллерийского расчета.

Обычная подготовка корабля-мишени заключается в полном избавлении его от веществ и материалов, способных ускорить уничтожение судна или загрязнить окружающую среду. Удаляется все топливо, асбестовые и прочие вредные для океана элементы.

Иногда, когда после затопления корабль должен стать искусственным рифом, лежащим на небольшой глубине, в его корпусе и надстройках прорезают маленькие отверстия для рыб или даже побольше — для дайверов. В последнее время появилась тенденция стирать идентификационные марки — надписи, гравировки, названия и цифры — и затапливать суда анонимно, из уважения к тем, кто плавал на них «при жизни».

Кое-что на корабли-мишени устанавливается — например, датчики, фиксирующие крен и повреждения при успешных попаданиях и передающие эту информацию командованию. В качестве базовых кораблей используются суда самых разных классов, поскольку во время войны приходится топить и грузовые транспорты, и небольшие торпедные катера.

Методика использования отслуживших свое кораблей в качестве тренировочных снарядов известна как минимум с первой половины XIX века. Но вплоть до 1990-х годов мишени функционировали как обездвиженные, беспомощные баржи, попасть по которым было не так и сложно, не говоря уж о полном отсутствии какого-либо отпора. А на рубеже 1990-х ВМФ США разработало новую концепцию корабля-мишени, который мало того что может передвигаться, уходя от атаки, но ко всему прочему оборудован системами активной защиты. Так появился первый SDTS — бывший DD-936, или USS Decatur.

Трудная мишень

SDTS — это самая большая в мире радиоуправляемая игрушка. На борту испытательного судна, находящегося «при исполнении», действительно нет ни одного человека, как и на обычном корабле-мишени, но в отличие от последнего испытательное судно имеет на борту топливо, его двигатели работают в штатном режиме, а системы противоракетной обороны функционируют в полной мере. Более того, SDTS регулярно модернизируется, поскольку используется не только для испытаний ракет и торпед, но и для проверки новых систем защиты.

Читайте также  Иран разработал новую ракетную ПУ для ВМС

USS Decatur, эсминец типа «Форрест Шерман», служил в составе ВМФ США с 1956 по 1983 год. Судам этого типа повезло больше, чем «Спрюэнсам»: из 18 построенных эсминцев четыре стали кораблями-музеями, а упомянутый DD-936 дал начало новому классу кораблей. При этом изначально его ждала печальная участь собратьев — быть проданным на металл или потопленным в качестве корабля-цели. Но проект SDTS изменил его судьбу: именно Decatur оказался наиболее подходящим для переоборудования в испытательный стенд. Он получил маркировку EDDG-31 и в 1994 году приступил к новым обязанностям.

В ходе переоборудования корабль приобрел дистанционное управление, а также целый ряд оборонительных систем. Среди последних были, в частности зенитно-ракетный комплекс Mk 57, оснащенный управляемыми ракетами «корабль — воздух» RIM-7 Sea Sparrow; система обнаружения цели Mk 23; система радиоэлектронной борьбы SLQ-32 (V)3, способная создавать активные помехи как самонаводящимся головкам, так и бортовым РЛС.

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призрак
Эсминец DD-964: настоящий корабль-призрак

В целом переоборудованный эсминец мог отбить нападение, сымитировав поведение реального корабля при вражеской атаке. При этом методика эксплуатации подразумевала, что часть атак будет производиться не по самому кораблю, а по специальной барже, расположенной в 45 м позади SDTS. Это позволяло значительно увеличить срок службы испытательного судна, поскольку часть ракет и снарядов так или иначе попадали в цель, и после каждого «захода» бывший эсминец требовал ремонта. При этом его оборонительные системы точно так же могли защищать баржу, как и его самого. Именно с помощью SDTS испытывались модернизации зенитно-ракетного комплекса RIM-116 Rolling Airframe Missile (в частности, система наведения Block 1).

И хотя проект собрал целый ряд престижных правительственных наград и считался успешным, время к EDDG-31 было беспощадно. Никакая модернизация не могла спасти спущенный на воду в 1950-х эсминец. В 1999 году защитные системы не справились со своей функцией в полной мере, и корабль был поврежден так серьезно, что встал вопрос о замене его более современным.

Очень трудная мишень

Выведенный из состава флота весной 2003 года USS Paul Foster стал идеальным судном-заменителем. Сама методика испытаний не претерпела изменений: корабль на радиоуправлении выходит из порта приписки Вайними (Калифорния), становится на позицию, а за ним устанавливается баржа-мишень. Управление навигацией ведется с военно-морской базы Пойнт-Мугу неподалеку от Вайними.

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призрак

Основным вооружением нового корабля стала противоракетная установка вертикального пуска Mk 41, пригодная для запуска различных ракет, а универсальность вооружения — одно из важнейших качеств SDTS. К слову, установка, как и большая часть радиолокационных систем, была частью корабля еще до конвертации (в 1987—1988 годах USS Paul Foster пережил мощную модернизацию, в ходе которой получил целый ряд современных систем вооружения). Этот фактор сильно удешевил и упростил перестройку корабля — в принципе, его противоракетные установки на базовом уровне соответствовали используемым на других судах ВМФ и потому не требовали демонтажа и модернизации.

Замена базового судна позволила значительно расширить возможности программы SDTS. Основным назначением осталось, безусловно, тестирование и демонстрация систем атаки и защиты, но у программы появились и новые, инженерные направления. На бывший эсминец постоянно устанавливаются какие-то новые узлы, в том числе и не имеющие отношения к военному делу, — судно превратилось в полноценную плавучую лабораторию. На нем отрабатываются также технологии дистанционного управления, различная корабельная электроника, механика и т. д.

Одним из интересных проектов стало переоборудование SDTS для работы… на биотопливе. В обычном режиме биотопливо — это удел транспортных и пассажирских судов, и попытка применить современные топливные технологии в военной отрасли выглядит как минимум интересно. В 2011 году эсминец совершил 17-часовое путешествие вдоль береговой линии Калифорнии (из Сан-Диего в Вайними), используя в качестве топлива субстанцию на основе водорослей. Топливная смесь на 50% состояла из обычного горючего и на 50% — из водорослевого масла, разработанного компанией Solazyme.

Читайте также  Зачем Черноморскому флоту 6 патрульных кораблей дальней морской зоны?

Силовая установка DD-964 представляет собой газотурбинный двигатель General Electric LM2500, работающий в сцепке с двумя электрогенераторами Allison 501 K17, — в какой-то мере это напоминает силовую установку парома Viking Grace. Испытания прошли успешно — команда не почувствовала никакой разницы («мирные» испытания ведутся в обычном, а не дистанционном режиме).

Эти испытания стали первой ласточкой проекта GGF (Great Green Fleet, «Большой зеленый флот»), в рамках которого большую часть военных кораблей и самолетов США планируется перевести на экологически безопасные виды топлива, минимизировав количество используемой нефти. Сегодня топливо из водорослей активно испытывается на других классах судов, но USS Paul Foster остается крупнейшей из исследовательских платформ этого направления.

Впрочем, основное назначение SDTS — это по-прежнему испытания военных систем. Последним интересным проектом стала установка на корабль боевого лазера, разработанного компанией Northrop Grumman и известного как MLD (Maritime Laser Demonstrator, Морской демонстрационный лазер).

Твердотельный высокоэнергетический лазер мощностью 30 кВт за четыре месяца работы на SDTS — с сентября по декабрь 2014 года — не допустил ни одного промаха по беспилотным мишеням, успешно показав себя в том числе в условиях плохой видимости и в штормовую погоду. Параллельно с лазером на тестовом судне исследовали свойства нового радара TRS-3D/16-ES и ряда других систем мониторинга и обнаружения.

Предшественник нынешнего SDTS, старичок Decatur, завершил свой жизненный цикл в качестве обычного судна-цели, беспилотной баржи, потопленной точными ракетными ударами. Но Paul Foster, судя по всему, прослужит еще достаточно долго. Мало того, что это последний плавающий «Спрюэнс» и после окончательного списания он, видимо, станет кораблем-музеем. Значительно важнее то, что по степени технического оснащения он превосходит многие современные корабли, поскольку именно на нем в первую очередь тестируются новаторские подходы и концептуальное оружие.

Это вам не дряхлый «Летучий голландец» морского дьявола Дэйви Джонса. Это современный корабль-призрак — быстрый, вооруженный и очень опасный.

Испытательная платформа

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призракMLD (Maritime Laser Demonstrator), одна из защитных систем, протестированных на SDTS. Управление лазером велось вручную — оператор играл в подобие компьютерной игры, ловя беспилотники в перекрестье прицела. У лазерной системы обнаружились как плюсы (очень низкая себестоимость выстрела — лазер не использует ничего, кроме электричества, отбираемого у корабельных генераторов), так и минусы — хрупкость конструкции, повредить которую можно даже из обычного огнестрельного оружия.

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призракПуск ракеты RIM-7 Sea Sparrow.

Обычные корабли-цели

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призракКорабль-цель немецкого флота «Гессен» построен как броненосец в 1902 году, а в 1930-х превратился в лишенную всяких отличий баржу-мишень.

Эсминец DD-964: настоящий корабль-призракНемецкий корабль-цель «Зеебург», переделанный из транспортного корабля, в маскировочной окраске.

Проект SDTS в принципе уникален — другие страны мира не модернизировали корабли-цели на таком уровне. До 1950-х годов в СССР корабли-цели использовались эпизодически, в основном это были трофейные суда, с которых просто снимали все ценное. Плановое создание целей началось с ликвидации эскадренных миноносцев проектов 7 и 7-У, то есть так называемой сталинской серии.

Большая часть эсминцев 1936—1939 годов к 1950-м значительно устарела, и корабли начали постепенно, по мере вывода из состава флота, переоборудовать в цели серии ЦЛ. Им давали последовательную нумерацию от единицы; когда цель окончательно уничтожалась во время очередных учений или испытаний, ее номер присваивался следующему выведенному из состава флота кораблю. Из-за этого многие корабли имели одинаковые индексы. В частности, в ЦЛ были перестроены 13 кораблей серий 7 и 7-У, а также единственный эсминец серии 30 «Огневой».

Аналогичные принципы оборудования кораблей-целей использовались практически во всем мире. В этой трагической роли завершили свои славные пути многие известные корабли, например, знаменитый крейсер русско-японской войны «Цусима» (он стал японским кораблем-целью Hai Kan No. 10 незадолго до Первой мировой).

/По материалам popmech.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Это вам не дряхлый Летучий голландец морского дьявола Дэйви Джонса. Это современный корабль-призрак быстрый, вооруженный и очень опасный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя