Авиация в Пятидневной войне

4
5303

Как правило действия российской авиации в данном конфликте большинство оценивает очень низко, говоря о «неоправданно высоких потерях», «тупом командовании» и как правило всегда делается сравнение с действиями авиации НАТО. Попробуем разобраться, насколько всё это соответствует истине.

К началу войны в Южной Осетии ВВС Северо-Кавказского военного округа были одним из ключевых элементов, обеспечивающих военное превосходство армии РФ над грузинской армией. Имевшиеся у России в тогда ещё потенциальной зоне конфликта войска не имели существенного численного превосходства над грузинской армией, кроме того в случае войны им предстояло выдвигаться в зону боевых действий к крайне тяжёлых природных и географических условиях. В планах на случай войны с Грузией, авиации РФ отводилась одна из решающих ролей, особенно на первых порах. Предполагалось, что наступление грузинских войск должно было сдерживаться в первый день преимущественно авиацией.

На лето 2008-го ВВС СКВО состояли из 4-й воздушной армии, насчитывавшей около 200 самолётов — 2 полка Су-27, 2 МиГ-29, 3 полка штурмовиков Су-25 и 2 бомбардировочных полка на Су-24М. Лётчики этой армии имели пожалуй, наилучшую подготовку среди остальных авиачастей армии РФ, также данная воздушная армия отличалась наибольшей степенью исправности авиатехники — 70-75%.
ВВС Грузии были ничтожными и сколь либо серьёзно на ход боевых действий повлиять не могли.

Основу ВВС Грузии составляли 12 штурмовиков Су-25КМ «Скорпион» — модернизированные израильской фирмой «Ebit Systems» Су-25, остальная часть представляла свалку из всякого говна типа L-29, L-39, а также «солянки» из чуть более 10 различных вертолётов — Ми-24, Ми-8, а также американские старички UH-1, переданные американцами и возраст которых на тот момент уже значительно превышал 30 лет.


Несмотря на абсолютную никчёмность авиации, Грузия располагала достаточно мощной для своей армии системой ПВО. В её состав входили две РЛС 36Д6(украинского производства, обычно придаются дивизиону ЗРК С-300ПС), дивизион ЗРК «Бук-М1″(продан Украиной из «резервов», предворительно прошёл капитальный ремонт и был приведён в работоспособное состояние), 5 ЗРК «Оса», а также свыше 40 ПЗРК различных типов — «Стрела-2», «Игла», «Гром», что весьма много для такой армии, как грузинская. Также Грузией был приобретён у Израиля ЗРК «Спайдер», но на его счету сбитых самолётов нет. По некоторым данным он впоследствии был захвачен российскими войсками.

Ночью 8 августа грузинская авиация совершила свой первый и единственный боевой вылет, пытаясь разбомбить Гуфтинский мост(мост рядом с селом Джава), однако вылет оказался безрезультатным. Стоит заметить, что не смотря на наличие высокоточного оружия(у Грузии имелись ракеты Х-25МЛ и Х-29Л), а также весьма неплохой уровень подготовки в данном вылете грузинские штурмовики использовали обычные свободнопадающие бомбы. После того как утром в небе появились российские истребители, грузины рассредоточили свою авиацию и больше в небо она так и не поднималась.

Утром 8 августа российская авиация приступила к решению следующих задач — противодействие наступлению грузинских войск, изоляция поля боя, а также нанесение ударов по объектам в тылу на непосредственно территории Грузии. Уже в 10.30 Су-24 нанесли первые удары по непосредственно грузинской территории, и подвергли бомбардировке пункт сбора резервистов в Вазиани.

Несмотря на достаточно высокие результаты (наиболее известный из которых это единовременное уничтожение 42 солдат 4-й грузинской пехотной бригады в роще на подступах к Цхинвалу, что сильно деморализовало грузинских солдат, и даже по некоторым источникам создало кратковременную панику), в первый день войны авиация РФ понесла первые потери — по ошибке был сбит свой же Су-25. 9 августа российские ВВС понесли наиболее тяжёлые потери – всего за несколько часов были сбиты сразу три самолёта.

Ту-22М3 из Шайковки, Су-24 и Су-25СМ. Потеря бомбардировщика Ту-22М3 стала наиболее чувствительной и «резонансной”. Скорее всего данный самолёт в составе группы бомбардировщиков осуществлял ковровые бомбардировки Кодорского ущелья. Учитывая, что грузинские войска очень быстро ушли от туда и это ущелье было беспрепятственно захвачено абхазскими войсками, такая версия выглядит наиболее правдоподобной.

Многие задаются вопросом — зачем он действовал как бомбардировщик, а не ракетоносец? Как правило в подобных конфликтах применение стратегических бомбардировщиков по своему самому прямому назначению является весьма оправданным, к примеру в «Буре в Пустыне», операции против Югославии, а также во время боевых действий в Ливии ВВС США привлекали бомбардировщики В-52 и В-1 для решения бомбардировочных задач.

После выполнения бомбардировки, группа Ту-22М3 сделала «крюк” через грузинскую территорию, видимо имелись какие-то второстепенные цели. И пролетая над Сачхерским районом Грузии группа попала в так называемую «ракетную засаду”. Суть её в следующем – ЗРК находится в «выключенном” режиме, не выдавая себя работой РЛС, цель при этом обнаруживается другими РЛС или пассивными средствами, например оптико-телевизионным визиром. Когда цель входит в глубину зоны поражения, ЗРК быстро включает РЛС, осуществляет «захват” цели и пуск ракет. Именно так и был сбит Ту-22М3, грузинским ЗРК «Бук-М1”. По самолёту было выпущено по разным данным от 4 до 6 ракет, из которых две поразили цель, а остальные были уведены средствами РЭБ (крайне мощными на таких самолётах). Эта потеря привела к тому, что стратегическая авиация прекратила дальнейшие вылеты в ходе войны.

Буквально сразу же после уничтожения Ту-22М3, в районе грузинского города Шиндиси был сбит бомбардировщик Су-24М. Спустя ещё час был сбит Су-25СМ командира 368-го штурмового авиаполка, полковника Сергея Кобылаша, уже в Южной Осетии. Он был подбит при атаке грузинской колонны и «потянул” на базу, но уже над Цхинвалом по ошибке сбит осетинами, принявших его за грузинский Су-25. Лётчик успешно катапультировался и через несколько минут был эвакуирован прибывшим спасательным вертолётом. Около 15 часов дня был сбит ещё один Су-25, снова по ошибке.

Помимо собственно сбитых самолётов сопоставимое число получили повреждения, преимущественно от огня грузинских ПЗРК. Понеся достаточно ощутимые потери, на третий день войны российские ВВС сменили тактику. Ударные самолёты начали действовать под прикрытием самолётов-помехопостановщиков Ан-12ПП, вертолётов РЭБ Ми-8ПП, а также приступили к активному подавлению грузинской системы ПВО. В бой вступили несколько новейших бомбардировщиков Су-34. Ими были успешно уничтожены обе РЛС 36Д6(были опробованы новые противорадиолокационные ракеты Х-31П), а также было осуществлено радиоэлектронное подавление «Бука». В последние 2 дня российская авиация потерь уже не имела.

Результаты действий ВВС России следующие:

— В целом российская авиация справилась с поставленными задачами, нанеся существенный ущерб грузинским войскам, а также уничтожив большинство объектов грузинской военной инфрастуктуры. Были уничтожены ВПП практически все грузинские аэродромы, включая взлётную полосу Тбилисского авиазавода. Не бомбилась только ВПП аэропорта в Тбилиси. Практически все военные базы и военные объекты грузии подверглись бомбардировкам, большая часть военной инфраструктуры Грузии была уничтожена. Несмотря на достаточно высокие результаты, грузинской системе ПВО абсолютно не удалось хоть как то воспрепятствовать эффективному выполнению задач российской авиацией.

— Суммарно ВВС РФ, включая транпортную авиацию совершили около 2,5 тыс. вылетов. В первые три дня войны фронтовая авиация совершала в среднем 3 полковых самолётовылета в сутки, в последние 2 дня — по 2. Потеряно 6 самолётов по разным оценкам — 1 Ту-22М3, 4 Су-25, 1-2 Су-24М. Стоит заметить, что данный уровень потерь весьма далёк от критического.

— Значительная часть потерь пришлась на «дружественный огонь”. К сожалению, российскими ВВС не применялись какие-либо знаки «быстрого опознавания”(например в израильских ВВС во время боевых действий на кили самолётов наносят специальные яркие полосы). А учитывая, что Грузия располагала такими же штурмовиками, имеющие аналогичный камуфляж, в неразберихе боя это приводило к столь трагичным последствиям.

В целом результаты действий в ВВС РФ в Пятидневной войне можно признать удовлетворительными.

Теперь насчёт сравнения эффективности ВВС России с ВВС НАТО, что многие очень любят делать. Во-первых, это не совсем корректно, т.к. ВВС НАТО в войнах последних десятилетий и ВВС РФ решали несколько разные задачи. Основной задачей ВВС НАТО было уничтожение гражданской и военной инфраструктуры противника. Во время «Бури в пустыне» сухопутному наступлению войск Коалиции предшествовал месяц интенсивнейших бомбардировок Ирака, после чего сухопутным войскам оставалось лишь добить дезорганизованные иракские войска.

Во время операции НАТО против Югославии, удары наносились практически исключительно по объектам гражданской инфраструктуры. Во время Пятидневной войны ВВС России решали задачи поддержки сухопутных войск и вступали в непосредственное соприкосновение с войсками противника, находясь в зоне поражения ПЗРК и ЗРК малой дальности. Кроме того, «плотность» ПЗРК в армии Ирака была многократно меньше, чем в грузинской, при полном отсутствии каких-либо хотя бы относительно современных ЗРК СВ.

— ВВС РФ столкнулись со средствами ПВО «своего» уровня. ВВС НАТО не встречали серьёзного противодействия со стороны средств ПВО. Все средства ПВО которыми располагали их противники были по сути музейными экспонатами, давно снятые в развитых странах с вооружения, и которые абсолютно не способны бороться с современной авиацией.

Ну и на счёт “тупости” командования. В странах НАТО тоже “умеют” воевать, мягко говоря, не идеально. К примеру во время «Бури в пустыне» англичане в первую же неделю войны крупно “облажались” потеряв 6 «Торнадо», в течении всего 300 самолётовылетов. А это критический уровень потерь – 2% на самолётовылет. Критический уровень потерь британской авиации был обеспечен следующими средствами — ЗРК С-75, ЗСУ-57-2, ЗСУ-23 «Шилка», а также “доисторическими” зенитными орудиями С-60 и КС-19(100-мм зенитка образца 1947-го).

Во время вторжения в Ирак значительная часть потерь сил НАТО в том числе и в авиации была потеряна от «дружественного огня». Например американский ЗРК «Пэтриот» сбил британский «Торнадо»(расчёт принял его за тактическую ракету «Скад»(!!!)).

Во время войны в Южной Осетии, можно выделить следующие недостатки ВВС РФ:

— Сосредоточение в первые дня всех усилий исключительно на нанесении ударов по противнику и пренебрежением борьбой со средствами ПВО Грузии.

— Недооценка возможностей грузинских средств ПВО.

— Недостаточный уровень взаимодействия между сухопутными войсками и авиацией. По сути и сухопутные войска, и ВВС вели «свою» войну.

— На тот момент очень низкий уровень оснащения ВВС новыми и модернизированными самолётами(в последние годы данные недостатки активно устраняются).

— Штурмовая авиация РФ не располагает эффективными высокоточными средствами(например ПТУР) для борьбы с бронетехникой противника, что вынуждает применять свободнопадающие боеприпасы, что вынуждает входить в зону эффективного поражения ПЗРК противника. Также для штурмовиков Су-25 очень актуально отвратительное БРЭО(бортовое радиоэлектронное оборудование). На Су-25СМ с этим делом всё значительно получше.

Как видно данная война показала как множество недостатков российских ВВС, так и показала что они более чем «живые» и способны весьма эффективно решать поставленные задачи.

/Павел Румянцев, voenpolit.su/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Петька

    как можно своих сбить, чего то скрывают, надеюсь теперь научены тому , что без РЭБ ПВО не подавить без потерь

    • Артём

      (: Дали оружие в руки аборигенов абхазских, вот и получили нежданную пулю в спину. Обидно конечно, но такое бывает и не редкость, особенно, когда боевые действия ведет войсковая коалиция, от неорганизованности и недостаточной информированности. У НАТОвцев таких случаев тоже не мало, просто многие умалчиваются.
      А про не подавленное ПВО, да за такое надо жестко наказывать, не была произведена разведка или просто положили болт, считая, что «I’m super star» и мне ракеты не по чем. Обычная безалаберность, которая привела к таким потерям.

  2. Dmitriy

    После этой войны сделали выводы и были выделены огромные деньги на перевооружение. Помните программу до 2020г., это и есть работа над ошибками.
    Сейчас уже Су-25см3 стали поступать на вооружение.
    Ну а на счёт ПТУР для таких современных самолетов… нет их. Будем надеяться что Гермес-А всё же доведут до серийного производства.
    Почему то этому, в том числе и переносным ПТРК, у нас уделяется мало внимания. Не понятно почему.

  3. Аноним

    Главной ошибкой считаю недооценка противника. Хорошо что очень быстро взялись за ум, что в свою очередь показывает умение командования мгновенно подстраиваться под сложившуюся ситуацию.
    А сравнивать с авиацией пиндосов вообще не корректно. Все что написали в статье по этому поводу поддерживаю.