Главная Вооружение и техника

Тактическая ракета «Talon» становится ещё опаснее

0
1510

Всего 15 лет назад никто и подумать не мог, как могут быть усовершенствованы стандартные виды неуправляемого авиационного ракетного вооружения, какую новую тактику их использования возможно будет освоить, и как она отразится на театрах военных действий будущего в целом.

В нашей стране авиационный комплекс управляемого вооружения появился в 1999 году, когда на МАКС-99 АО «АМАТЕХ» показало посетителям комплекс с многообещающим названием «Угроза» (на Западе – RCIC — «Russian Concept of Impulse Correction»). Комплекс «Угроза» предполагает использование лишь с воздушных носителей, ракеты комплекса разработаны на базе НУРС С-5, С-8 и С-13 с установленной системой полуактивного лазерного самонаведения, а также рулевыми машинками, позволяющими маневрировать для поражения целей.

Точность стрельбы (КВО) данной системы — +/-1,8 м, дальность стрельбы 2,5 – 9 км. Система отличается простотой конструкции и дешевизной ракет С-5(8, 13)Кор. О данном отечественном комплексе мы более подробно рассказывали в одной из предыдущих публикаций.

Тройной аэродинамический руль с узкими складными плоскостями большого удлинения позволяет ракете иметь высокую маневренность, и при этом не повышать радиолокационную заметность за счёт их узкой конструкции

Сегодня же познакомимся с аналогичным западным изделием, которое начало проектироваться в американском городе Тусон ещё в 2008 году. Работы по данной программе были начаты американской компанией «Raytheon» и эмиратской «Emirates Advanced Instruments» («EAI»). Новый проект был назван «Talon LGR» («Laser-Guided Rocket»). Производитель решил пойти также самым простым путём, чтобы получить простую, дешёвую и эффективную систему управляемого вооружения, которая должна пользоваться немалым спросом на рынке вооружений.

В качестве конструктивной базы была выбрана самая многочисленная западная НУР «Hydra-70», которая успешно применяется с любых типов тактической авиации. Для разгона неуправляемой ракеты до скорости 2520 км/ч используется твердотопливный заряд массой 6,2 кг, который позволяет ракете достигать эффективной дальности 8000 м.

Ракета «Hydra-70» (будущая «Talon LGR») оснащается специальным навигационно-управляющим блоком, как и ракеты отечественного комплекса «Угроза», для маневрирования в полёте на ракету «Гидра-70» монтируют блок из трёх складных аэродинамических рулей, а также приводных рулевых машинок для них. Многоцелевая ракета «Talon LGR» оснащается полуактивной лазерной ГСН, в основе которой лежит идентификатор лазерного пятна; данная модификация не отвечает концепции «пустил-забыл», но является значительно более быстрой, чем ракеты «Хэлфайер», независимо от их модификации.

Проведенные в 2009 году испытания ракеты с включенным полуактивным каналом ГСН подтвердили высочайшие возможности на дистанции 3700 – 5000 м: были поражены наземные объекты с поперечником не более полутора метров, т.е. по точности данная ракета нисколько не уступает нашим корректируемым НУРСам комплекса «Угроза», и это при том, что о применении системы «Угроза» в ВВС России (в составе вооружения ударных вертолётов) пока ничего не слышно. Ракеты «Talon LGR» уже разрешены к боевому применению в составе вооружения вертолётов «Апач» и многих других видов армейской авиации.

Применение управляемой ракеты «Talon LGR» может выполняться в самых разнообразных тактических приёмах. Самым интересным и сложным является тот, когда вертолёт-носитель осуществляет пуск ракеты в сторону цели вне прямой видимости, находясь за холмом, ракета выходит на маршевый участок траектории по условно рассчитанному алгоритму, поднявшись над оврагом полуактивная лазерная ГСН визирует лазерное пятно на цели, подсветку осуществлял либо оператор с лазерным целеуказателем из хорошо защищённой позиции, либо БПЛА. Подсвет может осуществляться от нескольких до всего 1 с, что в случае отсутствия КАЗ не даст противнику шансов на уход.

Уже летом 2014 года ракету испытали с борта вертолёта ВВС ОАЭ MD-530G, по успешности результатов ракету рекомендуют для применения на вооружении ВВС ОАЭ. Собственно говоря, именно ОАЭ с самого начала пути проекта уделяли изделию большое внимание, так как больше, чем американцы, хотели получить в войска такое простое и эффективное тактическое вооружение.

6 марта, от ресурса «Army Recjognition» стало известно о планах «Raytheon» и «Nimr Automobive» разместить ракеты «Talon LGR» на 6×6 шасси бронеавтомобилей Nimr. Данная платформа наиболее приемлема для охраны границ, защиты стратегически важных объектов, проведения штурмовых операций против противника с хорошо укреплёнными бронетехникой опорными пунктами. Данная платформа может использовать как собственные средства обнаружения и подсветки, смонтированные на длинной штанге автомобиля Nimr, так и иные средства, находящиеся на определённом удалении от цели и пусковой установки.

С использованием колёсных бронеавтомобилей в качестве платформы, скрытность применения «Talon LGR» возрастёт на порядок, так как данный носитель будет намного тише вертолётной или самолётной платформы. Использование БТР Nimr будет очень перспективно при проведении внезапных и быстрых спецопераций, где имеют место быть заложники, для жизни которых важна каждая минута, особенно после осведомления противником о начинающемся штурме.

Бронеавтомобиль Nimr с ПУ комплекса «Talon LGR»

Бронеавтомобиль Nimr, который используется в качестве наземной ПУ комплекса «Talon LGR», заслуживает отдельного мини-обзора. Автомобиль с колёсной формулой 6х6 имеет отличный клиренс в 0,4 м, бронезащиту 3 класса от снарядов калибром 7,62-мм.

Внедорожник имеет снаряжённую массу около 5800 кг и грузоподъёмность свыше 1500 кг. Может штурмовать подъёмы с крутизной до 45 град и уклоном до 30 град, преодолевается брод до 1,2 м; максимальная скорость машины – 135 км/ч, запас топлива примерно на 700 км хода.

Ходовая часть имеет независимую подвеску на сдвоенных поперечных рычагах. Известно об установке двигателя Cummins ISBe300 Turbo, либо  MTU 6R 106 с мощностью до 325 л.с. По сути, бронеавтомобиль Nimr является ещё одним ярким представителем отечественного оборонного автопрома.

Изначально Иордания намеревалась получить многоцелевую бронированную машину, её Король заказал у эмиратской компании BJG (Bin Jabr Group Ltd) проект нового бронеавтомобиля, та в свою очередь обратилась за помощью в российскую компанию Промышленные компьютерные технологии (ПКТ),- дочернее предприятие «ГАЗа», затем опытные образцы  «Tiger HMTV» отлично дебютировали на выставке в Абу-Даби, но заказчик разорвал отношения с российской компанией; техническая документация осталась как у ГАЗа, так и у BJG, после чего, начиная с 2005 года на новом иорданском предприятии началось серийное производство внедорожника под названием Nimr

Очень важной особенностью ракеты «Talon LGR» можно считать её миниатюрную радиолокационную сигнатуру, что в совокупности со скоростью полёта 2,2М позволит даже небольшому залпу из нескольких ракет прорывать имеющиеся и перспективные системы ПВО, оставляя им на реакцию минимум времени. Ракета имеет диаметр 70 мм и длину примерно 1,74 м. Для применения ракеты «Talon LGR» могут быть использованы стандартные направляющие ПУ М-260 (7 направляющих) и М-261 (19 направляющих), пустой массой 14,4 и 14,6 кг соответственно.

Перед Вами 2 наиболее популярных американских блока направляющих НУРС (слева направо) М-261 и М-260. Корректируемый реактивный снаряд «Talon LGR», полностью подходя под калибр этих установок, абсолютно не имеет ограничений по носителеям

Очень смешанные чувства, вплоть до тревоги, вызывает развитие таких систем в западном лагере в то время, когда наша разработка находится в режиме «тишины». Будем надеяться, что хотя бы противотанковый комплекс «Гермес» сможет придать окончательный толчок к развитию тактического армейского высокоточного оружия в России.

/Евгений Даманцев/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ