Стратегический ракетоносец Ту-160

В столице Татарстана могут заново развернуть производство стратегических ракетоносцев Ту-160. Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Туполеву» и Казанскому авиазаводу поручено просчитать возможность восстановить производство Ту-160 — части ядерной триады России. По оценкам экспертов, в нынешних условиях такой перезапуск обойдется в десятки, если не в сотни миллиардов рублей и равнозначен подвигу. Но выхода нет: для эффективного боевого дежурства стране нужны еще минимум 15 «стратегов», стоимость которых оценивается в 15 — 20 млрд. рублей за самолет.

Авиазавод с «блэк-джеком»

О возможном возобновлении производства на Казанском авиационном заводе (КАЗ) ракетоносцев Ту-160 (по классификации НАТО — Blackjack) в авиастроительной отрасли заговорили примерно месяц назад. Это можно было бы счесть фантастическими слухами, но 7 марта телеканал «Звезда» вдруг, без всякого оперативного повода, выдал занятный сюжет под заголовком «Казанский авиазавод модернизирует бомбардировщик Ту-160».

Стратегический ракетоносец Ту-160

Материал прошел незамеченным, и, похоже, именно для этого его и поставили на вечер выходного дня, снабдив нейтральным названием. Но, думается, запрятанное в нем «послание» достигло «кого надо». «В Казани рассматривают возможность начать выпускать новые Ту-160», — будничным тоном сообщает журналист сенсационную новость. «На сегодня этот вопрос прорабатывается, — комментирует директор КАЗа по производству Андрей Лядов. — Есть трудности, конечно, но основной технологический состав находится здесь, на заводе, и, в принципе, возобновить его возможность есть».

«БИЗНЕС Online» предложил КАЗу более подробно рассказать о перспективах по Ту-160, но на момент выхода материала ответа на запрос не получил. Зато кое-что рассказали наши источники в авиастроительной отрасли. «Судя по видимым движениям, вариант с перезапуском производства Ту-160 прорабатывается интенсивно», — сообщил один.

«Думаю, пока речь идет о проработке вопроса, — рассказал другой. — Оценят состояние технической документации, стапелей, оборудования, скажут, насколько реально возобновление производства, и, если да, то в какие сроки. Но настрой очень серьезный».

Пятнадцать Ту-160? Это несерьезно

Почему возникла идея о возобновлении производства? Один из источников увязывает идею с нынешним состоянием программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА):

«Для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? Можно десятилетиями возиться, но времени, похоже, уже нет. А производство модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить, и парк стратегической авиации пополнить. И сроки для решения, думаю, жесткие, поскольку вопрос насущный. Что такое 15 имеющихся сегодня Ту-160, из которых летают максимум 5? Это несерьезно. Думаю, новый Ту-160 должен стать промежуточной машиной до появления ПАК ДА. Да, быстро развернуть производство нереально, но ведь и ПАК ДА еще и в чертежах нет».

Схожей точки зрения придерживается и главный редактор портала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Думаю, смысл в возобновлении производства есть, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Модернизированная версия Ту-160 — это очень современный самолет. И в любом случае его постройка обойдется гораздо дешевле, чем разработка и строительство ПАК ДА, до появления которого к тому же надо чем-то закрывать существующую дырку».

А, по мнению Мураховского, «заткнуть» ее необходимо: «Нынешнего количества Ту-160 явно недостаточно, чтобы нести боевое дежурство по советскому образцу — постоянно держать в воздухе на важнейших стратегических направлениях хотя бы 3-4 таких бомбардировщика».

Плюс, по мнению Мураховского, Ту-160 выгодны: «По договору о стратегических наступательных вооружениях, можно построить сколько угодно Ту-160. Каждый засчитывается за один носитель и одну боеголовку. В этом смысле для нас выгодны такие бомбардировщики, потому что, как мы знаем, они могут нести гораздо большее количество средств поражения с ядерными зарядами».

Средство воздействия на сознание западных партнеров

Наверное, на планы военных по Ту-160 повлияла и нынешняя международная обстановка, при которой патрульные стратегические ракетоносцы в международном воздушном пространстве — довольно эффективное средство воздействия на сознание западных «партнеров». Сегодня они то и дело предъявляют претензии в связи с жалобами лидеров европейских государств на участившиеся полеты российских стратегов. В Минобороны РФ на это стандартно отвечают, что полеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами над нейтральными водами.

«Безусловно, это инструмент политики, причем как внешней, так и внутренней, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Плюс потенциальный противник вынужден затрачивать ресурсы на обнаружение, перехваты, сопровождение и так далее». По данным НАТО, в 2014 году ее истребители 400 раз поднимались на перехват российских самолетов — вдвое больше, чем в 2013-м.

А осенью прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что дальняя авиация будет патрулировать не только вдоль границ России, над акваторией Северного Ледовитого, в западной части Атлантического и в восточной части Тихого океанов, но и в акватории Карибского бассейна и Мексиканского залива. Тогда же командование сил НАТО в Европе заявило, что российская авиация явно активизировалась, стала использовать большее число машин и залетать дальше, чем обычно.

Читайте также  «Золотая игрушка» США: причины краха программы F-35

2 марта Шойгу заверил, что стратегические бомбардировщики в будущем освоят новые районы боевого патрулирования с учетом сотрудничества с союзниками. Можно предположить, что речь идет прежде всего о Венесуэле и Никарагуа, на аэродромы которых наши ракетоносцы недавно нанесли визиты. Базы в этих странах позволят «стратегам» находиться возле США постоянно, а не несколько часов, как сейчас. И американцы это понимают.

Также Фролов отметил еще один важный фактор: «рутинную учебу» экипажей, и подытожил: с учетом того, что часть Ту-160 находится в ремонте и на обслуживании, имеющихся полутора десятков таких самолетов, наверное, недостаточно.

Давняя мечта Казанского авиазавода

Для понимания масштаба затеи надо сделать лирический экскурс в историю. Постановление правительства о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 было подписано 26 июня 1974 года. Главным конструктором назначили Валентина Близнюка, до этого работавшего по теме сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Через три года были готовы эскизный проект и макет. Три прототипа собирались с 1977 года в Москве (фюзеляжи делали в Казани, крылья и мотоотсеки — в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве).

Одновременно в Казани началась подготовка к серийному производству машины (по слухам, изначально местом выпуска предполагали сделать Ульяновск). Среди прочего пришлось вдвое увеличить площади завода, научиться сваривать титан и освоить другие уникальные технологии. Интересно, что главными кураторами темы были люди, так или иначе связанные с Казанью: министр авиационной промышленности (1965 — 1977) СССР Петр Дементьев родился в селе Уби (с 1930 года — в составе Дрожжановского района ТАССР), а его преемник (1981 — 1985) Иван Силаев — выпускник КАИ. 18 декабря 1981 года в Жуковском экипаж Бориса Веремея поднял машину в первый полет. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984-го.

Всего должны были построить сотню Ту-160, но в 1992 году, на «отметке» в 34 самолета, Россия решила прекратить производство — вроде как США больше не враг (в этом же году стратегическая авиация России перестала патрулировать удаленные регионы планеты). Причем после развала СССР 19 машин остались на Украине, где была одна из баз «стратегов». 8 бомбардировщиков после длительных переговоров украинцы вернули в счет нефтегазовых долгов, 1 оставили в музее в Прилуках, а 10 разрезали, причем на американские деньги…

В 1997-м производство в Казани решили восстановить, но намерение вылилось лишь в достройку двух заделов — одну машину сдали в 2000-м, вторую — в 2008-м. Любопытно, что ближе к завершению строительства крайнего самолета военные и руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) вновь заявили о возобновлении программы Ту-160: КАПО им. Горбунова (так назывался КАЗ) должно было выпускать по одному Ту-160 в два года и в итоге довести их группировку до 30 (это заявление совпало с возобновлением регулярных полетов стратегической авиации России на патрулирование отдаленных районов мира). Но вновь никакого продолжения.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководивший предприятием в 2008 году Васил Каюмов, завод был готов хотя бы достроить две машины из советских заделов, но нового контракта не последовало: «Минобороны тогда решило все силы бросить на восстановление и обслуживание украинских машин» (кстати, как отмечает Фролов, достройка упомянутых двух заделов — давняя мечта КАЗа, и каждый из этих самолетов мог бы «потянуть» на 15 — 20 млрд. рублей).

А на церемонии передачи военным крайнего самолета президент ОАК Алексей Федоров, казалось, и вовсе поставил точку в истории строительства Ту-160. Выразив уверенность в том, что новые стратегические бомбардировщики будут производить на КАПО, он заявил, что это будет не Ту-160, а новый «стратег», то есть ПАК ДА. Ту-160 же решили радикально модернизировать — эту программу планировали завершить в 2015 году, но, насколько известно, на сегодня до стандарта, который в СМИ часто называют Ту-160М, доведен в лучшем случае один самолет.

В конце 2014 года КАЗ передал военным один Ту-160 после «капитального ремонта с модернизацией». Впрочем, та ли это модернизация, непонятно. Как сообщает пресс-служба предприятия, «Ту-160 проходят модернизацию первой очереди, при этом заменяется практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование».

Подвиг или утопия?

Насколько реально сегодня провести титаническую работу по перезапуску производства Ту-160? «Это трудновыполнимая задача», — пессимистичен источник «БИЗНЕС Online». «С одной стороны, это утопия, — не добавил оптимизма второй источник, — с другой, раз военные поставили задачу, надо ее выполнять. Не с нуля же, в конце концов, будем стартовать, есть опыт модернизации, в конце концов, на заводе остаются заделы двух машин, с которых можно начать».

Источники и эксперты схематично обрисовали ударные направления фронта работ.

Первое: оцифровка документации. «Сейчас в плазово-шаблонном методе самолет не сделаешь — надо в цифру переводить, — отметил один из источников. — А это, если по серьезному, года на четыре работы». «Это труд для 500 человек года на три, — уточнил другой источник. — Где 500 специалистов по оцифровке набрать?!»

Читайте также  Индия: нелёгкий путь становления новой сверхдержавы

Второе: кадры. «Работа предстоит очень ответственная, и в первую очередь по кадрам, потому что их на сегодня нет, — категоричен источник. — Специалистов, которые Ту-160 когда-то занимались, — единицы». «Все стоит либо денег, либо больших денег, либо очень больших денег, однако это решаемо, а вот человеческий ресурс… — указывает Каюмов. — Инженеры и конструкторы где-то еще есть, к тому же большая надежда на тех, кто сегодня занимается глубоким капремонтом, но что касается рабочих, будет сложнее».

Третье: деньги. Фролов отметил, что инвестиции в производственные мощности и стоимость самолетов выльются в колоссальные суммы. Он опасается, что программа строительства Ту-160 пойдет в ущерб финансированию строительства тактической авиации, «которая все же России более необходима». При этом Фролов выразил уверенность, что производство будет штучным, и было бы оптимальным довести количество Ту-160 до 30 единиц.

Четвертое: восстановление былого опыта и освоение нового. «Что потребуется восстановить для производства Ту-160? Да все! — уверен источник. — Например, сложнейшую вакуумную сварку титановых конструкций».

«С восстановлением установки для сварки титана и с поиском специалистов под нее будет сложно, — предупреждает Каюмов. — Когда я пришел на завод, она уже была в плачевном состоянии. Да, подобные аппараты где-то есть, но предназначены они для работы с изделиями меньших размеров, у Ту-160 — это же 13-метровая титановая балка!» «Некоторых агрегатов для Ту-160 в Казани никогда не делали: производство крыла, мотогондол, оперения придется осваивать», — говорит другой источник.

Пятое: комплектующие. «Раньше по Ту-160 было много украинских поставщиков, — напомнил источник — Как быть с этим?» Такие же сомнения выразил и Каюмов. Он отметил, что в 2008 году о перезапуске производства Ту-160 было сложно говорить еще и по причине сложной ситуации у комплектаторов: «Ведь военные мониторили обстановку не только на головном заводе, но и у контрагентов и прекрасно знали их состояние — были очень серьезные проблемы. Но, может, сегодня замену уже нашли?»

Мураховский уверен, что кооперацию по Ту-160 реально организовать исключительно российскую, и, возможно, наладить ее будет даже проще, чем в СССР: «Понятно, что придется провести серьезную работу по воссозданию цепочек кооперации, а это несколько сотен предприятий! Но, возможно, сейчас это сделать даже проще, чем в СССР: созданы мощные холдинги, вроде концерна «Радиоэлектронные технологии», Объединенной двигателестроительной корпорации, которые уже могут решать серьезные задачи».

Кстати, отметим и решение о возобновлении производства предназначенных для Ту-160 двигателей НК-32, серию которых остановили примерно тогда же, когда и выпуск самолета, в 1993-м. Установочную партию модернизированных движков должны выпустить на самарской фирме «Кузнецов» в 2016 году.

Как большой плюс Мураховский подчеркнул и то, что сегодня у России есть опыт восстановления строительства больших самолетов: «Опыт по перезапуску серии транспортного Ил-76 оказался успешным (новое название — Ил-76МД-90А, неофициальное — Ил-476 — прим. авт.). Так что, если решение по Ту-160 примут и выделят деньги, все реально. Когда производство Ил-76 только начинали переносить из Ташкента (решение об этом приняли в 2006 году, проектирование Ил-476 закончили в 2009-м, первый полет состоялся 22 сентября 2012-го — прим. авт.), тоже мало кто верил, что это удастся».

Одной фразой масштаб работ по строительству нового поколения Ту-160 оценил Каюмов: «Придется подвиг совершать».

Наша справка

Стратегический бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Размах крыла — 55,7/35,6 м (стреловидность может меняться в диапазоне 20 — 65 градусов), длина — 54,1 м, высота — 13,1 метра. Экипаж — 4 человека.

Двигатели — четыре НК-32. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. Максимальная взлетная масса — 275 000 кг, масса пустого самолета — 110 000 кг, нормальная боевая нагрузка — 9 000 кг, максимальная боевая нагрузка — 40 000 кг. Максимальная скорость на большой высоте — 2200 км/ч (но ограничена 2000 км/ч в целях сохранения ресурса), максимальная скорость у земли — 1030 км/ч, потолок — 16 000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой — 13 200 км, с максимальной нагрузкой — 10 500 км.

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных пусковых установках барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты (24 единицы на четырех пусковых установках). Какими будут характеристики модернизированного Ту-160, неизвестно.

/Тимур Латыпов, business-gazeta/

41 КОММЕНТАРИИ

  1. Ну вот, парировать по теме нечем, докапываемся до грамматики, как того требует американо-бандерлоговская инструкция.
    Эй, кунурэйка 144я, а ну ка посочиняй, как ты по аэродрому в Энгельсе гуляешь и считаешь, какие ТУ-160 летают, а какие нет.
    Так что, тебя летающего, учить без толку, по причине отсутствия мозгов. (Только идиот, полный, будет утверждать в инете, что владеет секретной инфой).
    Так что лучше тебе, 144й кунурэйке, слиться.

    • Коментаторы, а вам никого не напоминает КОТ-333? Правильный ход мыслей. ТРОРК-перилицевавшийся КОТ-333. Перестал употреблять в своей писанине-галиматье заглавные буквы, заполняет текст скобками, восклицательными знаками и т д. Думает замаскировался, но ведь душонку хама и грубияна не спрячешь.

  2. Нужно ещё кукурузники расконсервировать — реальный стелс между прочим. И не дорого. А если ещё и производство стелс-кукурузников возобновить — враги убоятся и сдадутся без боя. У будут русские править миром. И заживут наконец как люди, т.е. как все остальные люди. Ибо если править остальными будут русские, то всем наступят духовные скрепы и удобства во дворе.

    • Вы человек абсолютно необразованный в этой тематике. Не надо нести ерунду. Называть ТУ-160 кукурузником…… может человек недалекого ума, ну или очень обиженный на Россию. Я думаю если бы в живую увидели красоту этого самолета, то вы бы так не рассуждали. ту -160 это пожалуй самый лучший в своем классе самолет, так считаю я и так считаю очень многие мировые эксперты, да я даже и не знаю, с чем можно сравнивать это чудо самолетостроения, без преувеличения.

      • Артём, не обращайте внимание на этого Анонима, оно с рождения тупое, а к ущербным нужно относится благосклонно, пущай тявкает, с ними как-то веселее и чмырить есть кого.

  3. По большому счету ТУ-160 только для больших понтов. В разработке ПАК-ДА он никак не поможет, только деньги распылять. Стоимость 20 млрд. и еще неизвестно когда восстановят производство. В то же время АПЛ «Борей» стоит 23 млрд. и выпускать мы их можем сейчас.

  4. Интересная точка зрения: Российский ТУ-160 для понтов, а амерский В-1, который практически аналогичен ТУ, для дела.
    Интересно, а «Борей» так же летает, как и ТУ-160?

    • В середине 1990-х годов МО США приняло решение о выводе самолетов В-1В из состава стратегических ядерных сил, и ВВС США приступили к их переоснащению неядерным оружием. То есть он был признан неэффективным как «стратег» и какой из него «тактик» тоже неизвестно. В-2 тоже не оправдывает надежд. В целом стратегическая авиация, как часть ядерной триады самая бесполезная.

  5. Да нет, B-1 совсем на Ту-160 не похож, да и концепция применения другая. А в плане помощи, или не помощи, ПАК ДА, то поможет, ещё как поможет. Обновится оборудование, подготовятся кадры, сформируется кооперация поставщиков.

    • Лейтмотив моего комментария от 25.03.2015 в 12:20;ТУ-160 создан не для понтов.
      А похож ТУ-160 на В-1,или нет,и какая у них концепция,дело десятое.

      • То что не для понтов создавался это понятно. Хороши понты с двенадцатью крылатыми ракетами.

          • Серый Wolf, Как же глупо сравнивать крылатые ракеты и межконтинентальные…. Вам так не кажется? Или Вам лишь бы ляпнуть? Утверждение о том, что воздушная часть триады бесполезная………….. бл… как же я устал такое читать, приведите обоснования своему утверждению, или вы где-то вычитали это и теперь несете эту чушь на всех источниках?

  6. Подлетное время ТУ-160 до района пуска 5 часов + 3 часа полет ракеты. И практически. все это время они будут находиться в зоне действия ПВО противника — наземной и морской (иджис). Так что это не пистолет в руке, а золотая зубочистка.

    • А сколько времени нужно «Борею»на разогрев,выход в акваторию на точку,которая кишит противолодочными средствами.
      Так что не стоит идеализировать одно и опускать ниже плинтуса другое.

    • Открою Вам тайну, короче есть такая вещь как постоянное патрулирование. В 2007 году было возобновлено постоянное патрулирование стратегической авиацией ВВС.

  7. Серый Волк, вы зелёное с мокрым сравниваете. Бомбардировщик имеет свои плюсы и минусы, подлодка свои. Они дополняют друг друга, а не конкурируют.

  8. Ракеты с АПЛ можно запустить даже с места базирования, с «холодным» реактором, в отсутствие экипажа и дальности ракет хватит. К тому же АПЛ могут большую часть времени находиться в океане. Самолеты на 1 час полета требуют 64 человеко-часа работ на земле. ТУ-160 не может находится в постоянной готовности длительное время. После 20-часового полета вокруг Кубы самолет чуть ли не на неделю становится на тех.обслуживание и профилактику. Кстати 1 час полета стоит около 600000 руб. в ценах 2008 года.
    Поэтому разок слетали до Венесуэлы и деньги на понты кончились.

    • Вы прям как Хрущёв рассуждаете. Тогда тоже самолёты, корабли, артиллерию порезали, подлодки и ракеты, типа справятся. Ан нет пришлось потом опять всё заново разрабатывать, строить да на вооружение ставить.

    • Ну ежели с места базирования……то на кой нужны эти лодки, нарыли щелей для ПУ, на месте базирования,и всё в ажуре.
      Серый, данными системами оружия и взаимодействия между ними, занимаются не дураки.
      Так что не вам судить,что является пистолетом, а что золотой зубочисткой.
      И по поводу понтов вокруг Южной Америки, о том что они закончились, вам лично Шойгу доложил ?

  9. Да я не против ТУ-160. Просто это оружие первого удара. А если бы х-90 до ума довели вообще бы хорошо было. В настоящее время наша стратегическая авиация выполняет роль парадного оружия, типа кортика — при случае и им прирезать можно. Но в случае серьезной заварушки лучше иметь что-то простое, эффективное и надежное. Оглоблю, например, или лом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя