Хорошо известно, что помимо активно развивающихся военно-морской, авиационной и зенитно-ракетной оборонных сфер Китайской Народной Республики, не осталось в стороне и танковое направление. Появление таких основных боевых танков, как Type-99A2 и MBT-3000 заставило взглянуть на КНР совсем с другой стороны.
Данные танки удостоились широчайшего внимания российских и западных специалистов. Построены они по классической компоновочной схеме, имеют боевую массу 52-54 тонны, оснащаются гладкоствольными 125-мм пушками ZPT-98, которые отвечают характеристикам предпоследних российских образцов 2А46М-4. Танки имеют экипаж из 3-х человек, как и на российских танках. Бронезащита китайских танков находится на уровне отечественного Т-80У (порядка 800 мм — от БОПС и 1200 мм – от кумулятивных БЧ). Компьютеризированные СУО отвечают последним мировым разработкам.
Но любая мировая танковая кузница, несомненно, должна осваивать и налаживать производство противотанковых ракетных систем и комплексов, которые обычно оказываются основным оружием войны в городских условиях, а также условиях сложной горной местности, которой Китай, как известно, не обделён. Как подтвердило множество военных конфликтов, важность применения ПТРК продолжает возрастать буквально с каждым днём.
Использование ВС Новороссии на Донбассе ПТРК «Метис-М», «Фагот», «Малютка» внесло огромный вклад в вытеснение войск киевской хунты в летний период 2014 года, когда количество трофейных танков, БМП, САУ и РСЗО у ополчения было очень невелико, ВСУ на тот момент имели превосходство по любому из видов бронетехники. Но противотанковые системы позволили не только сохранить ВСН, как самостоятельную армию, но и увеличить её боевой потенциал до, скажем СВ Италии, и продолжить сопротивление. Теперь Вы видите всю важность лёгкой противотанковой техники в боевых условиях.
Что касается Китая, то они не стали «далеко ходить в лес» и остановились на двух вариантах современных противотанковых ракетных комплексов: HJ-9 («Red Arrow-9») и HJ-12 («Red Arrow-12»), которые сейчас являются основными лёгкими перспективными сухопутными системами для уничтожения тяжёлой бронетехники и опорных пунктов вероятного противника.
На фото запечатлён пуск ПТУРС самоходного комплекса HJ-9, видно начало работы маршевого двигателя (с 4-х косонаправленных сопел вырываются продукты горения), ракета имеет те же параметры, что и американская BGM-71 «TOW»
В первом случае, китайский лидер в области тяжёлой военной техники «NORINCO» сосредоточился на производстве тяжёлого армейского ПТРК для оснащения частей Народно-освободительной армии Китая. HJ-9 разрабатывался с 80-х годов на протяжении более 10 лет. За основу были использованы наработки, проводимые по проекту ПТРК HJ-8 и американского комплекса BGM-71F «TOW-2», что очень хорошо видно по контурам ракеты HJ-9 (форма головной части ракеты, передний пояс аэродинамического оперения, где на законцовках плоскостей чётко видны небольшие задние скосы-зазубрены, точно как и у американской ракеты BGM-71).
Изначально специалисты «NORINCO» остановились на беспроводной системе управления ракетой через лазерный луч с приёмником на фюзеляже, как это сделано на российском ПТРК «Корнет-Э», затем вышла и более интересная модификация с управлением ракеты через миллиметровый радиоканал сопровождения HJ-9A, как у ещё одного российского ПТРК 9К123 «Хризантема» (в таком режиме вскрытие позиции оператора менее вероятно, так как отсутствует момент непрерывного лазерного излучения в момент коррекции полёта ракеты к цели).
Собственно и лазерный метод управления ракеты не является полуактивным, т.е. лучом подсвечивается не цель, а специальный приёмник в ракете, из-за чего также снижается вероятность быть обнаруженным средствами противника, сигнализирующими о лазерном облучении. Система управления HJ-9 полуавтоматическая с ТВ- или ИК-каналами сопровождения ракеты. Сам лазерный излучатель в первой версии комплекса работает на дальность 5500 метров, а тепловизионный канал на 4000 метров, с возможностью идентифицировать цель уже с 3 км.
Маршевый твердотопливный двигатель находится в центральной части ракеты и создаёт тягу через 4 овальных косонаправленных сопла в фюзеляже ракеты. Ракета является достаточно тяжёлым изделием, и вместе с транспортно-пусковым контейнером весит 37 кг (вес ПТУРС 9М113Ф-1 «Корнет» в ТПК – всего 29 кг). Калибр ракеты – 152 мм. Боевая часть ракеты комплекса HJ-9 кумулятивная, с тандемным типом расположения зарядов, по китайским сведениям, ракета способна поражать любой танк с вероятностью не менее 0,9.
Бронепробиваемость за динамической защитой составляет 1200 мм, из чего следует, что комплекс ничем не хуже российских, израильских, французских и американских образцов и способен уничтожить любой западный танк с первого же выстрела.
Из оборудования прицельной системы ПТРК можно отметить: оптический ИК-визир, ТВ-гониометр, лазерный излучатель(для HJ-9), и передатчик радиокомандной линии, работающий в мм-диапазоне (HJ-9A). Скорость полёта ракеты дозвуковая (около 250 м/с). Данный недостаток присущ многим видам современных ПТРК.
Под углом 70 к нормали ракета способна пробивать до 320 мм эквивалента гомогенной стальной бронеплиты. HJ-9/9A можно считать триумфом китайского противотанкового оружия, так как комплекс обеспечивает полную гибкость применения на поле боя и даёт возможность борьбы не только с имеющейся бронетехникой, но и с её дальнейшим развитием.
Следующая «прорывная» разработка никак не может дать покоя американскому техасскому предприятию «Javelin Joint Venture». Новейший лёгкий китайский переносной ПТРК HJ-12 «Red Arrow-12», представленный в ходе французской выставки «Eurosatory-2014», концептуально полностью повторяет американскую разработку ПТРК FGM-148 «Javelin». Это стало большой и очень непрятной неожиданностью для американцев, учитывая, что, начиная с 1986 года на всю программу «Javelin» было потрачено свыше 5 млрд. долларов.
По информации от китайского производителя, комплекс HJ-12 оснащается двумя типами ГСН – телевизионной (исключительно для дневного применения) и тепловизионной (и в ночное, и в дневное время суток), причём ТВ-матрица дневного канала имеет более высокое разрешение и позволяет ракете захватывать и уничтожать цель на удалении 4000 м (тепловизионная действует лишь на 2000 м, как и у заокеанского аналога).
В боевой программе полёта ракеты заложен принцип «пустил-забыл», а также две траектории полёта ракеты – навесная (для уничтожения целей в верхнюю, наиболее ослабленную полусферу) и прямой наводкой (для поражения в основные проекции). Отмечается значительно более высокий пробивной потенциал ракеты HJ-12 благодаря более мощной БЧ с пробиваемостью 1100 мм гомогенной стальной брони. Такая высокая цифра присутствует для противотанковых систем с ИКГСН впервые (у «Джавелин» это всего 750-мм) и заставляет считать HJ-12 наиболее перспективным вооружением своего класса во всём мире.
Концепция «пустил-забыл» используется в дополнение к специальному оптико-электронному алгоритму, позволяющему в момент захвата цели ГСН ещё в ТПК запоминать её образ, что позволяет ракете в полёте реализовать высокую помехозащищённость, ориентируясь лишь на сигнатуру знакомого силуэта, отвергая все оптические помехи, искажения и аномалии.
Но, как и у любого другого семейства ракет, использующих лучевой и оптический метод наведения ракеты HJ-12 имеют один очень серьёзный недостаток: огромные сложности применения в густом тумане, а также при использовании противником систем постановки густой дымовой завесы или оптико-электронных помех, радиокомандный же метод, особенно при использовании в дополнение портативных контрбатарейных РЛС типа «Аистёнок» или американских AN/TPQ-48, полностью исключает такие проблемы и позволяет справиться с поставленной задачей даже в визуальную слепую.
На фото представлены ТПК с системами наведения и штативом, а также и сам ПТУРС комплекса HJ-12 «Red Arrow-12»
Противотанковый комплекс HJ-12 является очень лёгкой системой. Масса ракеты в ТПК не превышает 17,5 кг, а вместе с поисковым и прицельным оборудованием – не более 22 кг, что в 2 раза меньше, чем у модификации HJ-9A. Вместе с пассивной системой наведения лёгкость конструкции позволяет свести расчёт комплекса лишь до 1 человека, что помогает избежать лишних перемещений, а значит и больших потерь.
На сегодняшний день комплекс HJ-9 унифицирован уже под огромное количество носителей (от самоходных бронетехнических гусеничных и колёсных до вертолётных). А HJ-12 в ближайшее время вообще поступит лишь на вооружение НОАК, поскольку уровень технологий изготовления и боевых качеств комплекса ставит его в ряд оперативно-стратегических вооружений ближнего боя, способных в прямом смысле слова сдерживать танковое наступление противника.
/Евгений Даманцев/
В случае большой войны понадобиться массовое оружие, то есть такая ПТУР, которую можно делать десятками тысяч штук, которой можно и пулеметную точку уничтожить и БТР. В реальном бою, когда припрет, все равно будут бить из ПТРК и по БТРам и по пулеметным гнездам, не задумываясь, что сколько стоит, не до того будет, когда все в тебя летит.
Скажу парадоксальную вещь: нужен простой и дешевый проводной переносной ПТРК типа «Метиса-М» а может и еще проще, но массовый, ракеты для которого можно поставить на конвейер и штамповать сотнями тысяч штук. Вот это будет сила! Лучше три «Метиса», чем один «Джавелин»