Эскадра теряет ход

Газета «Деловой Петербург» сообщила, что на верфях Северо-Запада под угрозой срыва строительство сразу 17 боевых кораблей для нашего Военно-Морского флота на общую сумму 227 млрд. рублей. Конкретнее: восьми корветов и девяти фрегатов на заводах «Янтарь» (Калининград) и «Северная верфь» (Санкт-Петербург).

Основная причина одна – отсутствие газотурбинных и дизельных двигателей.

Силовые агрегаты для пяти фрегатов проекта 11356, которые ускоренно делает «Янтарь» для Черноморского флота, а также для восьми кораблей того же класса проекта 22350 (ими загружены верфи в Питере) должно было поставить украинское госпредприятие газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект. Все шло по плану. Три установки ушли в Калининград. Еще две оплачены Россией и даже изготовлены. Но, увы, пылятся на складе в украинском городе Николаеве. Потому что вспыхнула гражданская война в Донбассе. И Киев минувшим летом разорвал всякое военно-техническое сотрудничество с нашей страной.

Эскадра теряет ход

Таким образом, все же полученные калининградцами двигатели позволяют своевременно сдать флоту лишь три из пяти фрегатов проекта 11356. Головной – «Адмирал Григорович» — завершил процесс размагничивания и проходит заводские испытания. На второй – «Адмирал Эссен» — на плаву завершают устанавливать оборудование и вооружение, он вот-вот выйдет в море. Третий – «Адмирал Макаров» — готовится к спуску.

Очень похоже, что дальше на «Янтаре» может возникнуть внеплановая пауза. Потому что для уже заложенных фрегатов «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» силовых агрегатов пока нет.

В Петербург, на «Северную верфь», николаевцы успели отправить лишь два агрегата. И это для восьми запланированных фрегатов проекта 22350. Но с этими двигателями вообще случилась незадача. На головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» в конце минувшего года во время испытаний у причальной стенки случилось возгорание. Причина – сбой в системе управления двигателем. Скорее всего, имел место конструкторский просчет. Как утверждают специалисты, произошел помпаж, турбину залило маслом, она загорелась. Лопатки вышли из строя. Турбину демонтировали и отправили на ремонт в Рыбинск.

Поскольку строительство «Адмирала Горшкова» и так уже затянулось до неприличия (он был заложен без малого десятилетие назад — еще в 2006 году), решено было не ждать обнадеживающих вестей из Рыбинска, а срочно загрузить на этот корабль последний имеющийся у питерцев украинский двигатель – тот, что предназначался для второго фрегата этой серии, «Адмирала Касатонова». А как быть с «Касатоновым»? Ему, говорят, придется дожидаться возвращения к жизни сгоревшей турбины. И уже с ней поднимать пары.

А с продолжением строительства и этой серии тоже туман. Спуск на воду третьего фрегата – «Адмирала Головко» из-за отсутствия двигателей отложен пока как минимум на год.

Читайте также  Орбитальная группировка должна стать основой системы разведки ВМФ РФ

Не менее сложно дело обстоит и со строительством корветов проектов 20385. Этих кораблей ближней морской зоны на «Северной верфи запланировано построить, как уже сказано, восемь. Они должны по многим показателям превзойти своих предшественников типа «Стерегущий» (проект 20380), которых в боевом строю уже четыре. Все – на Балтийском флоте.

Надо сказать, многоцелевые корабли проекта 20385 обещали получиться хоть и до зубов вооруженными, но весьма дорогими. С усиленным ударным, зенитно-ракетным и противолодочным вооружением, которое позволяло бы действовать не только в ближней, но и в дальней морской зоне. Каждый примерно по 10 млрд. рублей. Или на четверть дороже корветов проекта 20380.

Одним из коренных отличий новых корветов, как предполагалось, будет более совершенная двигательная дизельная установка. Возможно, это решение Главного штаба ВМФ стало результатом опыта недолгой пока эксплуатации «Стерегущего». Он вошел в боевой состав флота сравнительно недавно – в 2008 году. Но за эти годы его главная энергетическая установка, изготовленная в Коломне, дважды выходила из строя.

В итоге вместо отечественных дизельных двигателей ДДА12000 российские военные моряки собрались обзавестись германскими агрегатами фирмы MTU. Такие уже ставят в Турции на серийные корветы по программе Milgem. И на австралийские фрегаты типа Anzac. И там они почему-то не ломаются столь часто.

Война в Донбассе и эту затею, возможно, погубила. ВМФ России к 2020 году рассчитывает получить одиннадцать корветов проекта 20385, восемь из которых собиралась построить «Северная верфь». Остальные – должны были достаться Амурскому судостроительному заводу.

Дело не заладилось в самом начале. Германия минувшим летом присоединилась к экономическим санкциям против России. Как следствие, законопослушная фирма MTU так и не начала отгрузку нам своих дизелей для корветов.

Первые два корвета проекта 20385 получили названия «Гремящий» и «Проворный». Они уже строятся в Питере. Головной – с 2012 года, первый серийный – с 2013-го. В нынешнем году «Гремящим» собирались пополнить Северный флот, «Проворным» — Черноморский. Ничего теперь с адмиральским графиком не получится. У обоих кораблей нет «сердец». И когда появятся – не знает никто.

Так ведь и это еще не все беды. Те самые германские двигатели мы приспособились ставить и на малые ракетные корабли проекта 21631 типа «Буян-М», которые строят в Зеленодольске. Три «Буяна» уже переданы Каспийской флотилии, пять на стапелях и у заводской стенки в различной степени готовности. Для каждого ли из них у зеленодольцев запасены двигатели фирмы MTU? Хорошо если так. Однако по плану пора приступать к девятому «Буяну-М». Ему уже и название придумали – «Грайворон». В том, что и для «Грайворона» припасены чудо-дизели очень сомнительно.

Читайте также  Система «Vampir NG» для российских УДК «Мистраль»

Правда, руководство отечественного ВПК излучает казенный оптимизм. По словам замминистра обороны России по вооружению Юрия Борисова, по крайней мере, проблема с фрегатами скоро будет решена. Уже идет техническое перевооружение на НПО «Сатурн» в Рыбинске, которое специализируется на двигателях для авиации и Военно-Морского флота. Задача: за два с половиной года развернуть там полный цикл производства морских газотурбинных двигателей для российских боевых кораблей дальней морской зоны.

А теперь давайте считать. Два с половиной года – это 2017-й. Допустим, все будет исполнено неукоснительно, и к новогодним елочкам 2018-го первый новенький рыбинский двигатель поедет в Калининград или в Питер. На заждавшийся такого подарка, допустим, фрегат «Адмирал Бутаков» его поставят в лучшем случае к лету того же года. Потом заводские и ходовые испытания. Когда же «Адмирал Бутаков» появится на флоте? В 2019-м? Это при самых благоприятных раскладах. А по плану должен уже в нынешнем году. То же самое и с фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

Впрочем, скорее всего, дела обстоят еще хуже. Откуда у замминистра обороны Борисова столь непоколебимая уверенность, что рыбинцы вовремя справятся с важнейшим правительственным заданием? Ситуация со срывом поставок оборонной продукции, по меньшей мере, с Украины прогнозировалась давно. И именно НПО «Сатурн» еще в начале 2000 годов была поставлена задача подготовиться к импортозамещению в области корабельного двигателестроения. И что? А ничего. Производство важнейшей продукции в Рыбинске так пока и не освоено.

Не создан даже испытательный стенд для корабельных газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов, на который теперь экстренно выделено 6 млрд. рублей. На территории бывшего СССР такой стенд пока существует в единственном экземпляре. Все в том же украинском Николаеве.

Более того. Когда-то высокий профессиональный и кадровый потенциал завода в значительной степени утерян. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить ситуацию с созданием двигателей для авиалайнера «Суперджет». Разрабатывать его «Сатурну» предстояло совместно с французской компанией «Снекма». После долгих мучений, французы от совместной работы отказались. Из-за низкой, как они заявили, квалификации рыбинских партнеров.

Что, с той поры в НПО произошли волшебные перемены к лучшему? С чего бы это? Вряд ли много лучше ситуация у двигателестроителей из Коломны. Иначе с чего бы несчастья так преследовали «Стерегущий»?

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

46 КОММЕНТАРИИ

  1. Это ситуация характерна не только для флота: тут двигатели сегодня, завтра начинка для зенитных ракет, благо процессоры для них выпускаются на Тайване, послезавтра еще что нибудь.

  2. Я нанайцев завоёвывать не собираюсь и национализму не подвержен(это на тему-шовинист).
    Слышь пиндосёнок 555й, когда следующий комментарий писать будешь, найди кого ни будь по умнее, чем Псаки.

  3. Кстати, а чего это ты родные импортные слова,с ошибками пишешь? Хозяева могут не понять. А вообще то,пиндосовская шестёрка, для пиндосов, должна быть тупой и….ещё тупее.

  4. Скажу так: слухи о нашей смерти сильно преувеличены. Как показывает история, если мы сами себе не напакостим, то никто не сможет, а сейчас не тот случай. Так-что не дождётесь.

    • Случай тот самый. Это традиция. Высокодуховная. Замешанная на скрепах. Короче — Фатум.

          • Знаете, уважаемый, идите на цензор и там войте, а мне с вами кусаться безинтересно.

          • Виталий, этот Аноним вспомнил о погребе по одной простой причине, оно в этом погребе живёт, так в погребе удобно прятаться от вонкома, ну порой бегает в нужник, нет не справлять нужду, нужду он справляет в погребе на буряки, он бегает что бы нырнуть, так его все 100%, военком не найдёт и на Донбасс не отправит.

  5. Ну что поделаешь, такая судьба России — преодолевать трудности и вытаскивать из дерьма братьев меньших.

    • Теперь Россию вытаскивать из дерьма будет старшая сестра — Китайская Народная Республика.

  6. А Аноним и его мисто,с своей любимой гейропой и папой Обамой, будет плавать и захлёбываться в дерме,вечно.

  7. Автор сгущает обильно краски. С двигателями, действительно, есть проблемы и их две: первая, это — изменчивые производители; и вторая, это — качество этих украинских двигателей. Понятно, что флот не устраивают эти обе проблемы, поэтому они готовы в чем-то потерпеть, но гарантированно полностью закольцевать производство энергетических систем в России и создать полностью автономную отрасль. Тем более, речь не идет о производстве всех систем, которые потребуют новой индустриализации. По ГТД украинского производства необходимо решить проблему редукторных систем, в иных необходимы компрессорные установки. И только. Однако, основная задержка вызвана планами Рыбинских Моторов освоить проектирование двигателей на новом стенде, который был создан Советским Союзом в Николаеве. С вводом отечественного стенда в Рыбинске в 2016 году предложение николаевских моторостроителей не переживет даже ретроспективу. Дизельные двигатели Коломенского завода с каждым новым месяцем «мучений» на Стерегущем становятся надежнее и лучше, потому что они востребованы. К тому же, Коломенский завод успешно провел тесты нового двигателя Д500 на полностью автономной отечественной элементной базе управления. Булава, как вы помните, также вызывала скепсис в среде журналистов «Свободной Прессы». Однако, после известных решений о локализации производства компонентной базы и прекращения сотрудничества с Южмаш (Украина) ракета встала на боевое дежурство и мягко охлаждает затылок нашим стратегическим партнерам в океанах. И эта проблема была решена за полтора года.

    • Думаю что комментариев больше не будет, потому что к комментарию Ковалёва Александра- не добавить, не убавить.
      Ну может какой нибудь подпиндосник, попытается вставить свои пять копеек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя