Причины «резвости» ближневосточного рынка вооружений

Ближний Восток всегда был достаточно «горячим» регионом мира. Отличающийся постоянными территориальными спорами, религиозными разногласиями, внедрениями американского политического и военных аппаратов в политический строй и суверенитет арабских государств, Ближний Восток продолжал, продолжает и будет продолжать наращивание вооружений, которое многие считают гонкой вооружений в регионе. И, собственно, не случайно.

В конце февраля «defenseworld.net» опубликовал новость, подтверждающую стабильность данного сектора экономики, на который не смог повлиять даже резкий обвал цен на нефть. Известно, что наибольшими военными контрактами отличились такие государства, как Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Руководство этих нефтедобывающих гигантов живёт в «шоколаде» именно за счёт продажи колоссальных объёмов углеводородов, которых в недрах этих государств просто не счесть. Такие ресурсы необходимо чем-то оборонять.

Так, Саудовская Аравия, отличившаяся закупками наибольшего количества американской и европейской военной техники, включая более, чем 500 ед. ОБТ M1A2 «Abrams» и контракта на 72 многоцелевых истребителя EF-2000 «Eurofighter Typhoon» и перспективные ракеты воздушного боя MBDA «Meteor», не поскупилась и на более экзотические системы вооружения – баллистические ракеты средней дальности DF-3 и DF-21, которые закупила у КНР в период с 1987 по 2007.

Причины «резвости» ближневосточного рынка вооруженийКитайские БРСД DF-21 формируют наиболее современную компоненту РВСН Саудовской Аравии, это вторая страна Ближнего Востока, после Ирана, обладающая баллистическим ракетным оружием средней дальности

Внешнеполитически страна полностью подчинена США, поэтому данный контракт выполнялся также с американского согласия, о чем говорится в источниках ЦРУ.

Данное государство единственное на Ближнем Востоке, помимо Израиля, имеющее в авиапарке 5 самолётов ДРЛО E-3A, благодаря чему ВВС способны к ведению воздушного боя на наиболее современном уровне.

Причины «резвости» ближневосточного рынка вооруженийСамолёт ДРЛОиУ системы «АВАКС» Е-3А ВВС Саудовской Аравии, на вооружении находится 5 самолётов

Объединённым Арабским Эмиратам более приглянулись американские F-16C/D Block 60, а также глубоко усовершенствованные французские истребители «Mirage-2000-9», которые по уровню электронной начинки уже практически сравнялись с «Рафалем». В качестве основного танка был выбран французский «Леклерк» (388 танков), боевой машины пехоты – российская БМП-3 (415 машин), системы мобильной ПВО-ПРО – «Панцирь-С1» (50 комплексов).

Так что ВС ОАЭ одни из немногих, которые гармонично сочетают современнейшую российскую технику с западной. БМП-3 в какой-то мере можно считать лёгким танком, также большое внимание привлекает хорошая защищённость лобовой проекции корпуса, защищающей от 30-мм БП снарядов с дистанций менее 300 метров. Подвижность данной машины полностью отвечает характеристикам французского «Леклерка» и по скорости (70 км/ч) и по удельной мощности (26,7 л.с./т).

Благодаря использованию ПТРК 9К116 «Кастет», 100-мм нарезной пушки 2А70, и спаренной с ней 30-мм 2А72 БМП-3 может быть применена в прикрывающем 2-м эшелоне для танков «Леклерк», т.е. на подобии БМП-Т.

Читайте также  Многоцелевой фрегат класса FREMM

ВС Кувейта отличаются большим дисбалансом состава в сторону сухопутных вооружений. Около 370 танков: 218 М1А2, 150 М-84; 450 БМП: 254 MCW-80 «Desert Warrior», 120 БМП-3, 76 БМП-2, 320 БТР, около 30 РСЗО БМ-30 «Смерч», а также 118 ПУ ПТРК «TOW».

В это же время на вооружении ВВС находится всего 38 ед. современного вооружения: 32 многоцелевых истребителя F/A-18C/D «Hornet» и 6 ударных вертолётов AH-64D «Apache».

Территория государства всего 17,82 тыс. км2, граничит Кувейт с Саудовской Аравией, поэтому ВВС не нуждаются в большом количестве современной техники, полностью опираясь на мощные ВВС страны-соседа.

Если данные государства закупают такие объёмы военной техники в основном для защиты своих нефтегазовых ресурсов в случае возможных региональных военных конфликтов, то есть и такие страны, которые вооружаются с целью сохранения своего стратегического влияния в Средиземноморье и Средней Азии. К ним можно отнести Египет, Сирию и Иран.

Сирия и Иран больше придерживаются стратегического партнёрства с Российской Федерацией, а также опираются на собственные разработки, особенно это относится к Ирану. На геостратегической арене их главными противниками считаются такие государства как Израиль и, в определённой степени, Иордания и Турция.

Турция продолжает вести достаточно сложную игру. Ведя борьбу с террористической организацией «ИГИЛ», турецкое руководство продолжает проявлять неподдельный интерес к сирийским землям, что не может не вызывать доли обеспокоенности. При этом с «ИГИЛ» ведут противостояние правительственные войска Сирии, Ирака, Ирана, Иордании, а также курдские формирования этих государств. Это единственный вопрос, который немного объединяет государства Ближнего Востока.

Турция является здесь настоящим «дирижером», пытается достичь условного равновесия между ЕС, НАТО и Россией, но «дирижирует» она пока очень неумело, а поэтому за очень короткий срок были испорчен отношение со многими государствами Ближнего Востока. Так, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган является ярым почитателем «Братьев мусульман», которые в течении последних лет успели превратиться из международной религиозно-политической ассоциации в очередную террористическую структуру, а в Сирии даже стать весомым крылом «Аль-Каеды».

«Братья мусульмане» «прославились» своей деятельностью и в Египте, поэтому с ним у Турции также натянутые отношения. Учитывая, что «ИГИЛ» является союзником и «ХАМАСу» и «Братьям-мусульманам», то Эрдоган, поддерживая последних, ведёт сложную двойную игру, с помощью которой хочет заработать авторитет борца с терроризмом, одновременно его же и подкармливая, подыскивая поводы мимолётных вторжений на чужие территории.

Так, совсем недавно, ВС Турции использовали противостояние с «ИГИЛ» исключительно в своих интересах: части СВ Турции зашли не территорию соседней Сирии в район города Кобани в 30 км от границы для эвакуации своего анклава – усыпальницы Сулеймана Шаха, который был дедом султана Османа I; согласно Анкарскому договору 1921 года этот анклав охранялся несколькими турецкими военными, но выгодно сложившаяся ситуация позволила вывезти его в Турцию.

Читайте также  Морская авиация Китая: настоящее и будущее

Не очень хорошие отношении у Турции и с Арменией, которая в 1921 году лишилась г. Арарат, кстати, именно этот вопрос больше всего Турцию и напрягает. Вооруженные силы страны хоть и мощные, но не настолько, чтобы противостоять государству, входящему в состав ОДКБ, а в Армении огромное количество вполне обоснованных мнений о желании пересмотра границ с Турецкой Республикой.

Причины «резвости» ближневосточного рынка вооруженийСВ Турции выдвинулись на территорию Сирии для эвакуации своего этнического анклава – усыпальницы Сулеймана Шаха. В операции было задействовано 40 танков и не менее 60 бронетранспортёров и боевых машин пехоты, а также 700 турецких военных. Это один из примеров, как Турция умело использует двойную игру с радикальными исламскими политическими силами в свою пользу

Турция также всяческими методами пытается убрать факт геноцида армян в 1915 году, чем вызывает негодование армянской стороны. Т.е. Турция уже очень давно ведёт достаточно «грязную игру» на территории Ближнего Востока, что также серьёзно дестабилизирует обстановку. Это и вызывает цепную реакцию милитаризации региона.

Более-менее адекватную позицию на сегодня имеет Египет. Президент Египта, фельдмаршал Абдул Ас-Сиси выстроил внешнюю политику с вектором стратегического партнёрства с РФ, избавил страну от влияния «Братьев мусульман» и «ИГИЛ». Также Ас-Сиси весьма удачно сотрудничает и с западным лагерем.

Совсем недавно был подписан достаточно крупный контракт с компанией «Дассо» на поставку 24 многофункциональных истребителей «Рафаль», ранее, после визита Владимира Путина, появились данные о других оборонных контрактах, включающих даже более совершенные российские МиГ-35. Совсем недавно Египет успел обзавестись двумя дивизионами С-300ВМ «Антей-2500».

Многие уже успели объявить Ас-Сиси тираном, жаждущим авторитета по аналогии с Эрдоганом в Турции, но у него все приоритеты расставлены более, чем чётко. Фельдмаршал Ас-Сиси не разбивает ближневосточных исламистов на умеренную и радикальную категории, а объявил войну всем этим течениям, спонсируемым турками и американцами, и поэтому позицию Египта можно рассматривать, как, например, позицию Сирийской Арабской Республики, которая действует не в финансовых и политических интересах верхушки и ЦРУ, а в интересах арабского народа.

Ближний Восток, со стороны военно-политического анализа, — дело тонкое, и чтобы более-менее прояснить обстановку в этом регионе, необходимо взглянуть на него с абсолютно разных направлений – российского, турецкого, американского и израильского, и даже тогда не все секреты будут разгаданы.

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя