25 июня 2015 года исполнится ровно 18 лет со дня, когда в небо впервые поднялся опытный экземпляр отечественного многоцелевого ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор». Представляя собой глубоко усовершенствованную модификацию одноместного вертолёта Ка-50 «Чёрная Акула», «Аллигатор» сохранил в себе большую часть лётно-технических показателей и значительно приумножил боевые характеристики.
Так, боевая эффективность новой винтокрылой машины стала выше и за счёт введения в экипаж второго пилота, который располагается в двухместной кабине бок о бок с первым.
Конструктивно новый ударный вертолёт на 85% унифицирован с Ка-50 «Чёрная Акула», единые узлы – крыло, шасси, середина и хвост фюзеляжа, оперение, силовая установка, а также соосная схема расположения несущих винтов. Пилоты располагаются в современных катапультируемых креслах К-37-800.
Кабина немного похожа на кокпит Су-34, и кишит продвинутыми электронными системами, в ней установлено 6 средних МФИ для вывода тактической, технической и навигационной информации, у главного пилота также имеется ИЛС, ручки управления машиной и у первого и у второго пилотов, на приборной панели практически не наблюдается «будильников», кроме основных резервных механического альтиметра, авиагоризонта, измерителя скорости.
Прямо над задней частью кабины экипажа, перед механизмом несущих винтов устанавливалась гиростабилизированная оптико-электронная станция «Самшит-Э», которая заключена в специальный шаровидный контейнер диаметром 0,64 м. Позже оптико-электронный комплекс перенесли вниз, под носовую часть фюзеляжа, чтобы повысить углы эффективного обзора системы, для чего пришлось сдвинуть нишу переднего шасси немного назад. В её составе находится дневная ТВ-камера, ночной тепловизионный канал, лазерный дальномер-целеуказатель и обнаружитель лазерного пятна для наведения ракет с полуактивной лазерной головкой самонаведения.
Два несущих трёхлопастных винта в совокупности с двумя мощными турбовальными двигателями ВК-2500 мощностью по 2700 л.с. на чрезвычайном режиме и 1750 л.с. – на крейсерском, позволяют вертолёту совершать просто немыслимые акробатические манёвры в воздухе даже с вооружением на подвесках. При этом вооружение может быть в любой момент манёвра применено против внезапного, либо заранее известного противника. Особенно это касается ракетного вооружения класса «воздух-воздух»: Ка-52 может использовать в целях самообороны (ближнего воздушного боя) ракеты малой дальности Р-73 и «Игла-В».
В носовом радиопрозрачном обтекателе скрывается бортовой радиолокационный комплекс «Арбалет», который обладает достаточно уникальными для вертолётной авиации техническими характеристиками. В интервью для газеты «Красная Звезда», главный конструктор вертолётных РЛС «Корпорации Фазатрон-НИИР» Виктор Кустов рассказывал, что РЛС «Арбалет» способна обнаруживать типовые воздушные цели на расстоянии 15 км, малоразмерные ЗУР ПЗРК – 5 км, железнодорожные мосты – 32 км, а также движущуюся на малой скорости автомобильную технику – 16 км. Т.е. станция позволяет даже в самых трудных погодных условиях вести вертолёту боевые действия с наземным и воздушным противником.
Наверное самым серьёзным недостатком вертолёта можно считать расположение «Арбалета» не в надвтулочном обтекателе, а именно в носовом: чтобы задействовать РЛС против наземных целей, находящихся за возвышенностью, вертолёт необходимо поднять над ней, и тогда для противника вскроется собственная позиция, что есть весьма рискованный шаг конструктора.
Максимальная скорость вертолёта примерно 310 км/ч (350 км/ч – в пикировании), боевой радиус действия около 450 км, а перегоночная дальность до 1110 км, что без труда позволяет выполнять тактические операции в оперативной глубине территории противника, динамический потолок 5500 м, статический 4000 м, перегрузка при манёврах может составлять до 3,5 ед.
Максимальная взлётная масса вертолёта Ка-52 около 12,2 тонны, внутреннего топлива 1487 кг + ещё 1732 в четырёх 500-литровых ПТБ. Боевая нагрузка на 6 точках подвески может достигать 2000 кг, а поэтому её номенклатура может быть самой разнообразной.
Самое популярное вооружение – противотанковый ракетный комплекс с лазерно-лучевой системой наведения 9К121 «Вихрь». Его максимальная дальность составляет 10 км, а управляемая ракета 9А4172 имеет скорость до 2200 км/ч и достигает цели в 2 раза быстрей, чем американский аналог – ракета AGM-114 «Hellfire», тем самым защищая экипаж и вертолёт от продолжительного пребывания на линии ответного огня противника, что свойственно американскому «Апачу» с блоками медленных «Хэлфайеров».
Помимо высокой скорости, эта ракета имеет ещё и маленький диаметр корпуса, а также совершает полёт по крутой спиралевидной траектории (ввиду наличия одной рулевой машинки аэродинамической системы), что делает вообще невозможным её перехват современными средствами ПВО; ещё один пример достоинств простоты и изящества конструкции перед сложной системой, способной принести много «сюрпризов». Время полёта на максимальную дальность составляет 28 секунд.
БЧ осколочно-фугасно-кумулятивная с массой 12 кг, лидирующий заряд кумулятивный. Данная боевая часть имеет бронепробиваемость не менее 1000 мм стального эквивалента, а поэтому может с одного попадания уничтожать любой современный танк и БМП стран НАТО. Ка-52 способен нести 4х6 блока (24 ПТУР) комплекса «Вихрь». Также вертолёт оснащается неуправляемым вооружением: 80 80-мм НУРС С-8 в 4 направляющих, либо 20 130-мм НУРС С-13 в 4 направляющих для работы по площадям. Но это ещё не все сюрпризы, заготовленные нашими инженерами для западных военных.
19 февраля, на выставке «Aero India — 2015» генконструктор «Фазатрона» Юрий Гуськов сообщил о перспективе дооснащения морской версии «Аллигатора» Ка-52К новыми БРЛС с введением сантиметрового Х-диапазона для автономной работы по морским целям. Такое решение было принято в силу необходимости расширения ударных возможностей корабельной группы во главе с вертолётоносцем «Владивосток» класса «Мистраль», поскольку сейчас ситуация по выполнению контракта всё ещё «висит в воздухе» из-за неблагонадёжности западной стороны, аргументирующей задержки ситуацией вокруг войны за Новороссию.
Данное решение позволит применять с борта Ка-52 противокорабельные ракеты Х-35У «Уран» и Х-31А/АД. Максимальная дальность этих ракет 50-260 км, а поэтому вертолёт почти не будет уступать многоцелевым истребителям типа МиГ-29КУБ в противокорабельном плане, Ка-52К сможет брать на подвески либо 4 ракеты Х-35У, либо 2 ракеты Х-31А/АД, а звено из 4-х вертолётов сможет взять 8-16 ПКР, а это вполне боеспособный ударный эшелон, который сможет отправиться на любой американский «Иджис-Эсминец».
Впервые в истории в серийном производстве появляется фронтовой ударный вертолёт, способный выполнять стратегические задачи «воздух-море». Ещё в самом рассвете программы AH-64 «Apache» на рассмотрение продвигался дополнительный проект морской версии ударного вертолёта AH-64 «Sea Going Apache», которая предусматривала унификацию с вертолётом ПКР «Гарпун» и «Penquin», но все работы были сочтены нецелесообразными и закрыты на этапе разработки.
Российский же «Фазатрон-НИИР» подошел к вопросу более, чем серьёзно, и намерен довести программу морского вертолёта «Камова» до должного результата. Если ПКР Х-35У, ракета аналогичная американской «Гарпун», дозвуковая, имеющая большую дальность, то Х-31, при меньшей дальности, ракета 3-Маховая, которая очень напоминает уменьшенную модификацию Х-41 «Москит».
Ракета имеет БЧ весом 100 кг и сможет на громадной скорости преодолевать ПВО корабельных групп НАТО и уничтожать корабли соединения, данная ракета – ужас для НАТО, особенно после её установки на вертолётные носители. Заранее обнаружить в прибрежной зоне, за возвышенностью или искусственным препятствием, такой вертолёт будет практически невозможно. А вертолёт, получая команды и целеуказание с таких источников, как Ту-142М или Ил-38, дождётся подходящего момента, выйдет из-за препятствия, выпустит ракеты и снова «спрячется», это будет для НАТОВских флотов настоящая смертельная игра на изнурение.
Вот что смогут делать наши «Алигаторы» в морском снаряжении; так что, чтобы Запад не предпринимал нам в ущерб, обернётся ему это гораздо худшими последствиями, как это произошло в случае с затяжкой по «Мистралям» и появлением улучшенной версии Ка-52К.
/Евгений Даманцев/
(Самое популярное вооружение – противотанковый ракетный комплекс с лазерно-лучевой системой наведения 9К121 «Вихрь». Его максимальная дальность составляет 10 км, а управляемая ракета 9А4172 имеет скорость до 2200 км/ч и достигает цели в 2 раза быстрей, чем американский аналог – ракета AGM-114 «Hellfire», тем самым защищая экипаж и вертолёт от продолжительного пребывания на линии ответного огня противника, что свойственно американскому «Апачу» с блоками медленных «Хэлфайеров».)——автор, на кого расчитан этот бред? Ракеты Хэлфайер наводятся по системе: выстрелил и забыл! Т.е. после выстрела, вертолет сразу же уходит с линии огня противника! В отличии от «Вихря»!
Уважаемый error, откуда вы взяли информацию что все модификации AGM-114 «Hellfire» выполнены по схеме «Выстрелил и забыл»? Если с википедии, то вы глубоко ошибаетесь.
В реальности имеется больше 15 модификаций AGM-114 «Hellfire» и только одна модификации имеет схему наведения «Выстелил забыл», это AGM-114L которая есть модификация AGM-114K с радиолокационной ГСН. А вот ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ наводятся по старинке, т.е. нужно подсвечивать цель до момента поражения.
Про «Вихрь», тут таже история что и с «Hellfire», есть модификации с классическим наведением, есть с «выстрелил забыл» и т.п.
Уважаемый Проход мимо, все AH-64D Apache Longbow вооружены AGM-114L Longbow Hellfire ракетой, соответствующей принципу «выстрелил и забыл». Ah-64d находится на вооружении США в большем количестве, чем ah-64a(которые в свою очередь в быстрых темпах модернизируют до уровня Ah-64d).Отсюда делаю вывод, что корректнее сравнивать наши вертолеты с AH-64D.
Ни «Вихрь», ни «атака» не работают по принципу выстрелил и забыл. И модификаций этих ракет, работающих по такому принципу, не существует!
Когда на вооружение поступит Гермес-а ( в нем по обещания разроботчиков будет реализован этот принцип) никто не знает, т.к ракета еще на стадии разработки!
К слову что нет «вихрей» с системой выстрелил забыл. А это тогда что за ракеты 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2, 9М227М2?
Но весь этот дурацкий спор вообще бесполезен ибо как я слышал «Вихрь» сняли с вооружения, и используют старые добрые «Атаки».
Да, error — ошибка природы, заявляя такие дебилизмы в комментариях, а автор абсолютно правильно написал, что вертолёт с Вихрем меньше находится в состоянии подсвета, и на прямой видимости с целью, так как ПТУРС 9А4172 достигнет её ровно в 2 раза быстрей
, чем Хэлфайр, ну а если будет использоваться активное радиолокационное самонаведение, то наша ракета всё равно в преимущественном положении по скорости полёта
Дебилизм-это то, что ты написал! Кому нужно преимущество в скорости полета, если ah-64d после пуска ракеты, сразу уйдет с линии ответного огня. А наши вертолеты, ка-52 и ми-28н продолжат находиться на линии ответного огня, т.к. им надо держать лазерный луч на цели! И шансы быть уничтоженным у наших вертолетов больше!
Error абсолютно прав. Концепция выстрелил-забыл более выигрышная, поскольку стреляющий не находится под ударом. Ракета с самонаведением способна самостоятельно преследовать цель и поднявшись в вверх от нее уже трудно уйти атакуемому.
У нас почему-то какой то перекос в концепции авиа-вооружения, все средства вкладывают в первоклассные носители а вооружения 80-х годов. Пиндосы наоборот, на модернизированных платформах 80-х, ставят современное и умное вооружение. Мне кажется это более трезвый подход, воевать должна электроника, а не человек.
У наших же до сих пор, с ВОВ концепция дешевого и массового оружия. Мол воют не только армии, но и экономики. Думаю это устаревший и ошибочный подход. В реальной заварушке с США или НАТО ни одного завода ни у них ни у нас не останется (даже без применения ядерного оружия) и воевать мы будем только на запасах. Так что получается, что воевать будут довоенные экономики. Вот тут будет выигрывать тот у кого запасы более технологически продвинутого оборудования и вооружения.
+1 к Error. На вооружении американских вертушек ПТУР с АРГСН. У Ка-52- наведение полуактивное, хоть лазерное, хоть радиолуч. Если мы отстаем в перевооружении, опасно вот так просто взять, надуть губки и повторять, как дурачок, что «наши круче». Теоретически, у полуактивного наведения выше помехоустойчивость и дальность при аналогичном уровне элементной базы. (если на то пошло, и цена за штуку значительно ниже). Поэтому у нас по сей день принято использовать и в сухопутных войсках и в армейской авиации внешнее целеуказание для ПТУР.
Т.е., пусть используется хоть активное радиолокационное наведение(«выстрелил-забыл»), хоть лазерно-лучевой (с подсветом), скорость нашей ракеты один хрен выше..
Вот смотри расклад.
Встречаются 2 вертолета, их и наш.
Их ракета летит 15 сек, наша 7 сек. В 2 раза быстрее.
Оба одновременно выстрелили. Их вертушка сразу прячется через 2-3 сек. Наш теряет цель, и нечего подсвечивать, он тоже прячется. Наша ракета уходит в молоко, а их продолжает преследовать и сбивает наш, поскольку практически выходит на выгодную высоту и атакует сверху.
Вот и получается, наш с нашей быстрой ракетой не попал, а их целится уже в следующую цель.
давай более оптимистично . Оба одновременно выстрелили. Их вертушка сразу прячется через 2-3 сек. но от нашего оператора не спрячешься и вихрь быстро делает свое черное дело , но и хелфаер выпущенный с уже не существующего аппача , как выстрел из прошлого , находит свою жертву … все довольны , аплодисменты .
Выстрел из прошлого, равнозначен мечте нанайца, переспать с японкой, это признали и производители хелфаера.
выстрелил и забыл , это медицина . нужно выстрелил и попал !
Про медицину и попадание-сильное высказывание.
Дополню. Наш вертолёт ставит помехи и херфаер летит в белый свет как в копеечку.
Оппа, извините за мой французский. Оговорочка по Фрейду.
Вот, вот, пожалуйста, еще один фактор не в их пользу, и он далеко не последний…
такой вертолет можно и на фрегате разместить
Народ…
Есть скорость полёта, а есть скорость подлёта.
И концепция-выстрелил забыл- актуальна с тех пор и по сей день.
А актуальна концепция «выстрелил забыл», потому что,выстрелил-но не забыл. И так у всех.
Ребята, победит тот, кто первым обнаружит. Вероятность взаимного одновременного обнаружения конечно есть, но это сравнительно небольшая вероятность в реале.
P.S Естественно, это справедливо только в данном, упрощенном случае типа «вертолет-вертолет», когда нет ни у кого спутников, сторонних РЛС, и тд. и тп; короче, все уже умерли, и какого-то хрена воюют не зная зачем последние два вертолета на Земле, видимо, пока один летчик спал, другой у него последнюю незараженную банку тушенки из НЗ спер:)))
Обнаружил, РЭБ врубил, выжег вражью электронику, какие ракеты? Просто упал супостат, вместе с ракетами.
Василий, молодец, прошаренный!
«Рычаг», «Президент-С» и т.д. , читайте дети больше.
К автору второго по счёту комментария. По-оригинальнее не мог псевдоним придумать? а-то потом за ваши умоизлияния не хочется отвечать.
Зачем им против вертолета использовать ПТУР?Они могут нести ракеты воздух-воздух!