Наверняка многие интересующиеся военной историей знают, что в так называемой Туркменской или Ахалтекинской экспедиции 1880-81 годов успешно применялись митральезы. Экспедиционному корпусу под командованием генерала Скобелева был придан морской артиллерийский отряд лейтенанта Шемана, вооруженный двумя 44-миллиметровыми скорострельными пушками Энгстрёма и четырьмя митральезами винтовочного калибра, которые у нас называли картечницами.
Однако вряд ли многим известно, что это были не широко распространенные во многих странах митральезы Гатлинга, Гарднера или Норденфельта, а гораздо более редкие, можно даже сказать уникальные орудия, разработанные Де Виттом Клинтоном Фаррингтоном и не применявшиеся в боях нигде, кроме России. Более того, Россия была единственной в мире страной, принявшей эту систему на вооружение.
Фаррингтон, работавший на оружейном заводе «Лоуэлл Мэньюфэкчуринг Компании» в штате Массачусетс (из-за чего его разработку иногда называют «системой Лоуэлл»), задался целью создать максимально простую, дешевую, надежную и безотказную митральезу, превосходящую по всем этим параметрам известную револьверную скорострелку Гатлинга. И надо сказать, что ему это удалось.
Митральеза Фаррингтона внешне похожа на «Гатлинг» и имеет четыре ствола, расположенные вокруг горизонтальной оси. Однако за внешним сходством скрывается принципиальное конструктивное отличие: стволы орудия Фаррингтона не вращаются при стрельбе, а огонь ведется только из одного. И лишь после его нагрева стрелок рычагом поворачивает блок, ставя на место раскаленного ствола холодный.
Фактически митральеза Фаррингтона являлась одноствольным орудием с быстросменными стволами. Так без каких-либо систем охлаждения решалась проблема перегрева оружия при стрельбе, темп которой при быстром вращении рукоятки мог достигать 400 выстрелов в минуту.
Испытания митральезы проходили на военно-морском артиллерийском полигоне в Аннаполисе, штат Мэриленд, 30 сентября 1876 года. Чтобы продемонстрировать простоту в эксплуатации своего оружия Фаррингтон предложил испытать его людям, никогда не имевшим дела с митральезами. Служащие полигона пригласили двух негров-чернорабочих, которые после краткого инструктажа сумели самостоятельно разобрать картечницу, собрать ее, зарядить и открыть огонь.
Надежность оружия была доказана тем, что в ходе испытаний митральеза в течение пяти часов произвела 24 тысячи выстрелов, при этом произошло всего 10 задержек, на устранение которых требовалось от 10 до 20 секунд. Тем не менее, ВМФ отказался принимать ее на вооружение, сославшись на то, что его полностью удовлетворяет «Гатлинг». Возможно, это было вызвано тем, что командование флота имело «неформальные» отношения Ричардом Гатлингом и его компанией.
Фирме «Лоуэлл» удалось продать в США всего четыре митральезы, три из которых купило тюремное ведомство штата Калифорния, а еще одну — управление полиции города Цинцинатти. Не многим более успешными оказались попытки выйти на международный рынок: несколько штук для ознакомления купила Турция и 20 экземпляров приобрела Российская Империя — это был единственный более-менее крупный заказ.
У нас «Фаррингтоны», установленные на легкие треножные лафеты, использовались в качестве десантных скорострельных орудий, правда, единственным эпизодом их боевого применения была вышеупомянутая Ахалтекинская экспедиция. Там они очень хорошо проявили себя при отражении массированных атак туркменской кавалерии 7 июля и 28 декабря 1880 года, а также 4 января 1881 года.
Хорошо сохранившийся экземпляр митральезы Фарррингтона в Петербургском Военно-морском музее.
Блок стволов митральезы в бронзовом подшипнике скольжения и приемник вертикального магазина на 30 патронов, перед которым виден рычаг поворота стволов.
Слева — рукоятка перезарядки и механизм вертикальной наводки «петербургской» митральезы, справа — аналогичная митральеза в Стамбульском военном музее.
Слева — митральеза Фаррингтона на артиллерийском колесном лафете с подсоединенным магазином. Справа — митральеза с открытой затворной коробкой, которая при чистке/разборке оружия откидывалась влево на шарнире, при этом казенная часть блока стволов приподнималась вверх.
Интересно, что до наших дней в Штатах не сохранилось ни одного «Фаррингтона». Их можно увидеть только в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга и в Стамбульском музее турецких вооруженных сил.
/Вячеслав Кондратьев, vikond65.livejournal.com/