В американских военных кругах очень большой популярностью пользуются тактические ракеты класса «воздух-земля» семейства AGM-65 «Maverick», а также противотанковые авиационные ракеты AGM-114 «Hellfire». Ракеты получили известность за время проведения операций в Ираке и Югославии. Но, несмотря на всю гибкость применения данных образцов вооружения, каждая ракета имеет целый ряд преимуществ и недостатков друг перед другом.
Так ракеты семейства «Маверик» имеют одноканальные головки самонаведения: AGM-65A и AGM-65D – телевизионная ГСН (ТВГСН), AGM-65E – полуактивная лазерная ГСН. Этот факт определяет низкую помехозащищённость перед постановкой мощных оптико-электронных помех. Дальность же у этих ракет приближается к 25 км, а масса ОФ или кумулятивной боевой части от 50 до 135 кг позволяет уничтожать хорошо укреплённые фортификационные сооружения.
Скорость полёта ракет составляет 1200 км/ч, а диаметр корпуса 305 мм (довольно большая в поперечнике), поэтому ЭПР около 0,1 м2, как следствие — ракету можно легко перехватить современными средствами ПВО.
Противотанковые же ракеты AGM-114 «Hellfire», напротив, имеют компактные размеры (в миделе около 178 мм), поэтому ЭПР примерно 0,05 м2, очень малоразмерный объект, скорость выше, чем у «Мавериков» — 1,4М, но кумулятивная боевая часть имеет массу 8 кг, и предназначена для поражения тяжёлой бронетехники, но не укреплённой фортификационной архитектуры.
Ракета «Хэлфайр» имеет серьёзные недостатки: основные модификации унифицированы лишь для использования с вертолётов-носителей, одноканальная система наведения (ПАЛГСН, либо АРГСН), дальность пуска не более 9 км, поэтому для пуска ракеты по цели вертолёту необходимо приблизится к ней на расстояние, которое попадает в радиусы уверенного поражения современными самоходными ЗРСК, такими, как «Тор-М1», «Панцирь-С1».
Поэтому в 2007 году, в интересах ВВС и КМП США, компании «Raytheon» и «Lockheed Martin» начали работы по созданию более дальнобойной тактической ракеты. Новый проект был начат в рамках закрытой в том же году программы AGM-169 «Joint Common Missile» (JCM), и предусматривал миниатюризацию разрабатываемой ракеты.
В качестве базовой ракеты была взята ракета AGM-114L «Hellfire Longbow». Группе специалистов двух компаний предстояло следующее: ощутимо увеличить дальность действия ракеты, максимально повысить помехозащищённость системы наведения, унифицировать ракету с большим количеством воздушных носителей, т.е. из обычной ПТУР сделать перспективное и многофункциональное высокоточное оружие.
Проект получил название JAGM и включил в себя некоторые пункты программы HOMS (Hellfire Optimized Missile System) по модернизации ракеты AGM-114L. Первое, что было предпринято — установка более мощного однокамерного ракетного двигателя. Обращая внимание на 2-й пункт программы HOMS, что это может быть двигатель пульсирующего типа, что позволяет повысить дальность ракеты на 50%, также известно, что ракета была удлинена на 17 см, это может объясняться установкой более мощного маршевого ракетного двигателя, и новой ГСН.
После этого ракета на испытаниях, проводимых «Локхид Мартин» в августе 2010 года, показала дальность поражения 16 км, ракета запускалась с наземной ПУ, имитирующей подвеску вертолёта. Дальность поражения с более высотных носителей: многоцелевых истребителей, штурмовиков и ударных БПЛА составляет 28 км. Первая часть программы JAGM была выполнена.
Наземные испытания ракеты JAGM
ГСН, в соответствии с этапом программы «increment 1», выполнялась двухканальной, как и ракета MBDA «Brimstone» (полуактивная лазерная ГСН, а также АРГСН, работающая в мм-диапазоне). Согласно же второму этапу «increment 2» планируется добавления к ГСН третьего, пассивного ИК-канала, для более высокой помехозащищённости и более скрытного применения при наличии у противника развитой радиоэлектронной разведки и станций обнаружения лазерного облучения. АР-канал мм-диапазона имеет высочайшее разрешение благодаря частоте 94000 МГц и является единственным рабочим средством наведения в плохих метеоусловиях(туман, снегопад), когда тепловизионный и полуактивный лазерный канал абсолютно бездействуют.
АРГСН также применяется ракетой AGM-114L «Hellfire-Longbow», которая используется в составе вооружения ударного вертолёта AH-64D «Apache Longbow» с надвтулочной РЛС целеуказания AN/APG-78. Все каналы ГСН могут переключаться в любом порядке, исходя из применяющихся противником радиотехнических и противоракетных средств. Ракета должна полностью заменить все комплексы вооружения «Hellfire» и частично даже «Maverick».
Сейчас попробуем смоделировать боевое применение ракеты JAGM:
Произошла эскалация очередного военного конфликта с прямым участием ВС США. В оперативный штаб поступила телекодовая информация от самолёта целеуказания E-8 «J-STAR» с координатами передвижения колонны техники противника. Разведывательный спутник передал дополнительное изображение: колонна из 10 ОБТ и 4-х передвижных ПУ ОТРК «SCUD-B», прикрываемых 2 самоходными ЗРК FK-1000 «Небесный Дракон» (более простой китайский аналог ЗРАК «Панцирь-С1»).
Для упреждающего удара по вражеской колонне была разработана спецоперация с применением вертолёта AH-64D «Apache Longbow», вооружённого 16 ракетами JAGM. Атака осложнена ограничениями приближения к противнику на равнинной местности из-за радиуса действия FK-1000 (12-13 км), а также присутствием на территории ДРГ противника, оснащённых ПЗРК «Игла-С». В этой ситуации нет возможности использования БПЛА с лазерным целеуказателем, а также отправки в район группы операторов для лазерного подсвета состава колонны.
Вертолёты подняты в воздух и выходят на огневые рубежи при высоте полёта 25 м. Надвтулочные РЛС дают целеуказание ракетам JAGM, осуществляется залповый пуск 8 ракет (4 по ПУ «SCUD» и 4 по ЗРК самообороны АЛ-1000), ракеты активируют в полёте сначала пассивный ИК-канал наведения для скрытного подлёта к противнику, оснащённому системой предупреждения об облучении.
Затем, при подлёте к цели на 5-6 км, станции обнаружения двух FK-1000 всё же обнаруживают подлетающие ракеты, и операторы комплексов оповещают экипажи танков о необходимости включения комплексов оптико-электронных помех, сами же FK-1000 открывают огонь по ракетам, приближающимся по нисходящей траектории (все ракеты семейства «Hellfire» делают в полёте «горку» высотой 1800-2500 м) для меньших потерь скорости при пикировании и более точного наведения.
ЗУР комплексов FK-1000 успевают поразить 4 ракеты JAGM, остальные переключают режим ГСН на активный радиолокационный и в этот момент входят в «мёртвую зону» FK-1000. 3 ракеты уничтожают 3 ПУ «SCUD», четвёртая успевает попасть в 1 ЗРК FK-1000, группировка несёт значительные потери. Это один небольшой пример атаки с помощью ракет JAGM.
Ракета действительно весьма сложна для перехвата с помощью систем ПВО малой дальности, поэтому для нейтрализации угрозы необходимо принятие серьёзнейших мер для возможной нейтрализации таких СВН. В частности:
— необходимо оснащение всех бронетанковых соединений не только комплексами оптико-электронных помех «Штора», но и КАЗ «Арена»;
— разработка перспективных средств индивидуальной, либо коллективной ПРО малой дальности, которые будут использовать миниатюрные противоракеты дальностью 100 – 500 м с мощной высокочастотной электромагнитной БЧ для выведения из строя всей электроники подобных ракет;
— введение в состав всех сухопутных частей специализированных мобильных комплексов РЭР и РЭБ типа «Леер-2», «Борисоглебск-2» и главное — боевых ЭМИ-генераторов «Ранец-Е», которые эффективны против ракет типа Brimstone и JAGM на расстояниях до 14 км. Данный генератор имеет две излучающие антенны на 45 и 50 dB, через которые в ракетоопасном направлении импульсно излучается мощный электромагнитный пучок, способный буквально выжигать любую радиоэлектронную «начинку» современного ВТО. Антенна в 45 dB имеет угол эффективного излучения в 60 град., а 50 dB – 20 град., но мощность первой антенны значительно выше. Сообщается, что система значительно затрудняет работу бортовой электроники ещё за 40 км до комплекса.
На текущий момент, ракету JAGM предполагается приспособить к большинству типов боевых летательных аппаратов, от беспилотных средств, таких как БПЛА «Sky Warrior» и MQ-1, до многоцелевых истребителей 4+ и 5-го поколений F/A-18E/F и F-35, а также большого числа морской вертолётной авиации. Первые поставки запланированы в войска не ранее, чем к концу 2016 года.
/Евгений Даманцев/