Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО — AS-17 Krypton).
В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.
Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П.
Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей.
Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.
Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М.
По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.
Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5.
Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.
Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.
Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей.
По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.
Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.
В настоящее время обе ракеты — и Х-31ПД, и Х-31АД, — находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.
По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.
/Сергей Юферев, topwar.ru/