Китай справедливо считают третьей мировой сверхдержавой, которая имеет 4 место по количественному ракетному составу стратегических ядерных сил. В основном их представляет 2-й артиллерийский корпус КНР, который имеет на вооружении, только по официальным данным, 90 МБР и БРПЛ дальностью от 5500 до 13500 км, 130 баллистических ракет средней дальности (БРСД и БРПЛ) дальностью 1750 – 3000 км и 204 ОТБР с дальностью 300 – 600 км, 54 стратегические крылатые ракеты (СКР) DH-10.
Типы снаряжения разделяющихся головных частей не указываются, поэтому количество ББ точно неизвестно, но предположительно,- не менее 300-500 ББ.
Но достаточно давно в жаргоне военных стратегов, да и простых любителей военной техники, появился термин «Ядерная Триада», который характеризует три главные компоненты стратегических ядерных сил:
— сухопутные (мобильные передвижные, шахтные и железнодорожные) стратегические ракетные комплексы;
— баллистические или крылатые ракеты подводных лодок и их носители;
— стратегическая авиация большой дальности с крылатыми ракетами большой дальности, либо аэробаллистическими ракетами.
Китай имеет все 3 компоненты этой триады. Но стратегическая авиация до сих пор продолжает быть слабой стороной китайских РВСН. Подобный вопрос остаётся открытым также в ВВС Франции и Великобритании, но если эти государства являются относительно небольшими, и не считают нужным инвестировать разработки в области стратегической авиации, мягко говоря, «прячась под американское крыло», то Поднебесная – единица самостоятельная, почти полностью находящаяся в окружении вражеского лагеря, как собственно и Российская Федерация; а «спрятаться под крыло» российских «Бэкфаеров», «Блэкджеков» и «Медведей» также не вариант, у РФ и своих потенциально опасных оперативно-стратегических направлений хватает.
Китай, не на шутку озабоченный американской концепцией «быстрого глобального неядерного удара», сосредоточил уйму усилий на разработке перспективных систем ПВО и ПРО, малозаметной истребительной авиации 5-го поколения, а также огромной серии передовых эсминцев УРО типов 052С и 052D, которые должны стать основным сдерживающим фактором для действий ВМС США на просторах Тихого и Индийского океанов, а стратегические ракетоносцы было решено «отложить в долгий ящик», который, судя по настроениям, откроют не ранее 2025 года.
Ходит множество слухов, что КНР ведёт секретные разработки перспективного стратегического бомбардировщика, который обладает боевым радиусом действия не менее 7000 км (только такая дальность позволит ВВС Китая нанести мощные удары крылатыми ракетами вглубь Североамериканского континента), причём облик будущего «стратега» очень сильно напоминает американский B-2 «Spirit».
Другие источники склонны утверждать, что разрабатывается бомбардировщик средней дальности длиной около 30 м, данные догадки видимо были сделаны после того, как 24 января 2013 года «Рособоронэкспорт» опроверг сообщения китайских и российских интернет-издательств о готовящейся поставке в КНР 36 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3. Так или иначе, ВВС Китая, которые имеют на вооружении 120 бомбардировщиков-ракетоносцев средней дальности H-6K, нуждаются исключительно в малозаметных бомбардировщиках большой дальности.
Н-6К является вполне современным реактивным бомбардировщиком, несущим серьёзный арсенал средств радиотехнической разведки, связи и навигации, примером служит замена подфюзеляжной турели на радиопрозрачный обтекатель РЛС обзора нижней полусферы
Касаемо применения стратегической авиации, Китай имеет очень неудобное географическое положение: минимальное расстояние от восточного побережья Китая до западных берегов США составляет 8000 км и Аляски – 5000 км, данный путь проходит над водами Тихого океана, где ВМС США имеет полное превосходство и будут доминировать ещё достаточно долгое время.
И, в случае глобального военного конфликта, ракетоносцы ВВС Китая не смогут так просто по прямой выйти на рубежи пуска СКР CJ-10A (аналог Х-55), поскольку ещё над серединой океана будут перехвачены корабельными системами «Иджис» и палубной авиацией ВМС США, даже если будут изготовлены по технологии «стелс», БРЛС AN/APG-79 у американских «Супер Хорнетов» никто не отменял. Поэтому, для правильного огибания американских тихоокеанских АУГ и ЭМ УРО, которых уже хватает для построения 2-3 рубежей ПВО, необходимо добиться просто фантастического радиуса действия в 10-12 тыс. км, который в истории реактивной авиации ещё не достигался.
Представляя конфликт с участием Китая и США, скорее всего РФ также будет участником, и сможет помочь ВВС Китая расчистить морской подход к Штатам, но будем опираться на то, что КНР – самостоятельная держава, да и РФ может быть занята, скажем, на Европейском ТВД.
Но что же есть у китайцев в данный момент?
Китайские бомбардировщики средней дальности H-6K можно считать стратегическими носителями при применении крылатых ракет CJ-10A, но никак нельзя назвать оперативными единицами, поскольку максимальная скорость не превышает 1М. На подвесках по 6 СКР CJ-10A (DH-10)
Примерно 200 единиц произведённых по лицензионному соглашению Ту-16, 120 из которых были глубоко усовершенствованы за счёт установки 2-х новых экономичных российских турбовентиляторных двигателей Д-30КП-2 с тягой 10780 кгс каждый, благодаря чему максимальная скорость бомбардировщика доходит до 1060 км/ч, крейсерская – 780 км/ч. Практический потолок при этом составляет около 13000 м.
Экономичность двигателей Д-30КП-2 позволяет эскадрильи самолётов выполнять МРАУ крылатыми ракетами CJ-10A в радиусе 5500-6000 км (3000 км – непосредственный боевой радиус H-6K с 6КР на подвесках + 3000 км – радиус действия КР CJ-10A). Т.е., 6000 км – максимальная дальность удара бомбардировщика H-6K, для сравнения: Ту-160 при НВМ с ракетами Х-55СМ имеет дальность удара 10000 км, Ту-95МС -9000 км; B-1B (с использованием AGM-86A) – 8300 км.
Китайская стратегическая КР DH-10A (CJ-10A) является аналогом российской Х-55 и американской BGM-109A. Двигатель установлен в фюзеляже, выдвигается лишь небольшой воздухозаборник, который слабо влияет на радиолокационную заметность ракеты
Пока что китайская стратегическая авиация имеет достаточно ограниченное поле деятельности, которое простирается от северных берегов Австралии, охватывает всю Аляску, Европу и Азию, территория же США для ракетоносцев КНР, увы, пока недосягаема. По всей видимости, именно будущий проект, называемый в сети Н-20, ликвидирует отставание Поднебесной в этом направлении.
/Евгений Даманцев/
Я так мыслю, что китайские тушки не модернизировали, а строили заново с Д-30. Связано это с тем, что силовой набор огибает каналы воздухозаборников и двигатели и по этой причине двигатель с другим расположением агрегатов и большим расходом воздуха в силовую раму не впихнёшь. Собственно по этому советские Ту-16 при всём разнообразии модификаций летали с одними и теми-же движками. А вообще Ту-16 неординарный самолёт. ЛТХ у него хорошие но не выдающиеся, но очень крепкий планер, вместительный бомбоотсек и вообще наличие свободных объёмов, шасси допускающие подвеску крупногабаритных изделий позволили стать рабочей лошадкой дальней и морской авиации на долгие десятилетия. Я считаю, что ПАК ДА должен быть построен именно по такой идеологии, на соответстующем техническом уровне конечно-же.
А мне кажется ПАК ДА должен строиться как развитие ту-160: сверхзвуковой, большой бомбоотсек, дальнобойная ракета, стелс, по возможности.
Ту-160 как летательный аппарат- шедевр, он предназначен для прорыва ПВО либо на сверхзвуке, либо на малой высоте, но сейчас от стратега таких подвигов уже не требуется. Прорывать ПВО будут ракеты. Сейчас акценты смещаются в сторону повышения транспортной эффективности и многофункциональности (бомбер, ракетоносец, постановщик помех, дальний противолодочный самолёт, разведчик в разных модификациях на базе одного планера), а это идеология Ту-16. Хотя я бы сделал ещё штук двадцать Ту-160, нафаршировал их современной электроникой, уменьшил ЭПР и оставил бы служить это чудо техники ещё лет тридцать-сорок для самых сложных задач.