В ожидании будущего – Россия занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.
О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили — предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов.
В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.
Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.
В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик, генерал подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.
Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го — самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных — радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).
По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.
«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».
В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ — 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.
Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И, наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую — ситецентрическую систему ведения боевых действий.
Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.
На этом фоне разговоры о новом — 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но мало объяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно — машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров.
Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.
«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», — говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.
По заверениям разработчиков, Т-50 — практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.
Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу — корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.
По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го — беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?
Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.
Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача.
В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.
Еще один нюанс — гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондырев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км/ч и может подниматься в ближний космос.
Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену.
Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.
Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.
Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», — объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».
«От человека, пока, не отказываются, — замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. — Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное — никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения.
Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.
Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50, предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и в ВВС США.
Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.
/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/
Аноним,единственное что понятно в вашем комментарии, так это многоточие.
Аноним! Прошу глубокого пардона. Спутал вас с Анонимом-(Игорем).
Предыдущий комментарий предназначался Игорю.
Складывается впечатление, что данный Игорь, банальный тролль. Либо тупой неадекват. Хотя бы посмотрел в словаре значение слова многоцелевой, потом бы рассуждал. Любой современный истребитель, суть многоцелевой, авиационный, боевой комплекс. Способный выполнять практически любые задачи, при любых погодных условиях. А если сравнивать СУ 27 и МИГ 29, то тут конечно же, все преимущества в маневренном воздушном бою, на стороне МИГ 29. Так как даже более мощная и совершенная РЛС СУ 27, не дает ему преимуществ над МИГ 29, в виду небольших геометрических размеров цели. А в виду более высокой маневренности и скороподъёмности МИГ 29, количество шансов на победу у СУ 27, становится ещё меньше. Но при соблюдении определённых условий, хотя бы при наличии одинаково опытных пилотов, имеющих существенный налёт и большой опыт ведения учебных и реальных маневренных воздушных боёв, при проведении скажем десяти показательных боёв, результаты будут практически равны, примерно 6 побед на 4 поражения из десяти боёв, в пользу МИГ 29. Например при имевшей место серии показательных боёв, в виду того, что МИГ 29 пилотировал более опытный, — строевой летчик, против летчика испытателя. Из 10 проведённых воздушных схваток, 8 побед из 10, уверенно одержал МИГ 29. Так что батенька прежде чем рассуждать о чём либо, стоит хорошенько изучить обсуждаемый вопрос. Так как любой современный, боевой самолёт, можно назвать многоцелевым, особенно самолёты поколений 4+ и 4 ++, Модификации Миг 29 и СУ 27, МИГ 35 и СУ 34, СУ 35. Которые могут не только совершать высотные скоростные перехваты или сопровождения, но и вести скоростные, высоко маневренные воздушные бои. Не только прикрыть наземные или морские расположения союзных войск, но и вести ракетные, бомбовые или пушечные атаки или штурмовки, войсковых расположений или мест дислокации техники противника. Поэтому то, как и когда то его предшественник Т 10, новый Т 50 создаётся сравнительно неспешно и скрупулёзно, проходя необходимую эволюцию испытаний и усовершенствований, так же как и Т 10, прошел кучу модификаций и усовершенствований, о чем можно судить хотя бы по обширной линейке прототипов начиная от Т 10-1, и закачивая Т 10-11, где и сами прототипы, тоже эволюционировали в ходе испытаний, пройдя массы изменений и модификаций. И уже того факта что они эволюционировали в машины 4-го поколения, которые практически не уступают нашим современным авиационным комплексам 5-го поколения, и по многим параметрам превосходят зарубежную технику, заявленную как истребители 5-го поколения, можно сделать вывод, что нашими конструкторами была проделана не только не малая, но и результативная, блестящая работа, подарившая стране лучшие в мире машины, превосходящие конкурентов в своем поколении и практически не уступающие более поздним и совершенным машинам.
Специалист
Тарас бульба не все так однозначно да ты во многом прав и я с тобой соглашусь.
Но всегда есть одно но Су-27 и Миг -29 имеют множество модификаций сравнивая самолеты даже в ближнем маневренном бою ты не учитываешь то что смотря какой Миг-29 будит драться смотря с каким F-16 или Су-27.
Здесь нужно учитывать то что если к примеру Миг-29 будит 9-11 или 9-12 а против F-16 Блок 50 или Су-30М2 то шансы первого на победу будут крайне малы даже в ближнем маневренном бою. А если брать F-16 блок 5 то тот проиграет даже Миг-23 МЛД первым модификациям, если брать Миг-29 9-18 ну тот сможет быть более опасен уже на средних дистанциях боя ну например F-16 Блок-42 если брать Миг-9-19 и F-16 блок 52+ то они приблизительно равны поет ому когда говоришь о превосходстве? Не нужно не когда забывать о том какая это конкретная модификация самолета и года постройки сравнивать машины одним названием Су-27 и Миг-29 против F-16 или какого то другого самолета не совсем корректно и смешно. А если брать историю то так сложилась что в реальном бою победил Су-27 а не Миг-29 ну это вовсе не означает что так и должно было быть, лучшая подготовка пилотов модификация Су-27 и Миг-29 более совершенные модификации ракет воздух воздух более мощная РЛС лучшая спланированная тактика ведения воздушного боя ключ успеха к победе.
Сухой Т-50 многоцелевой, ой не смешите меня, я от смеха лопну. Часть вооружений до сих пор на испытаниях, сетецентрической системы нет, ик-обзорно-прицельной системы нет. Боевые лазеры вообще выдумка двоечника из школы. Лазеры рассеиваются в атмосфере, т.е. нужно луч сфокусировать, а это несколько тысяч вольт, и тысяча ампер. Где искать место на борту истребителя для этой системы? Сколько она будет стоить? Какой будет вес? Для полётов в космосе нужна специальная обшивка фюзеляжа (для защиты «Бурана» применяли специальные плитки), это баснословно дорого, может кто знает, что такое «базы данных», и «экспертные системы»? Я понимаю, когда говорят, что эффективность истребителя 6 поколения будет в 20 раз больше истребителя 4 поколения, и в 10 раз больше истребителя 5 поколения. Но так для этого надо увеличивать боевую нагрузку, топлива заливать больше, раз топлива больше, так масса больше, перегрузку надо ограничивать. Для того же Boeing F/A XX перегрузка не более +7g, площадь крыла 120 метров, масса до 42 тонн, боевая нагрузка 12 тонн. Это тактический истребитель, не знаю, насколько он «соответствует» требованиям предъявляемым к 6 поколению. На мой взгляд, он не во всём соответствует требованиям, к гадалке не ходи. Или же есть «Локхид SR 72», он будет беспилотным разведывательно-ударным, гиперзвуковым, это другая машина, для неожиданного, моментального удара, по заранее разведанным целям.
К стати T-50 легче Су-27. Человек траву наверное курит. Для сравнения: Масса пустого Су 27 16 000 кг, масса пустого Т-50 18 500 кг. У Т-50 БРЭО намного тяжелее, топлива больше несёт, и по максимальной массе это тоже две существенных разницы. У первого масса 30 000 кг, у второго
37 000 кг. 6 поколение, покрыто мраком: Двигателей 6 поколения в РФ нет, авионики 6 поколения, более производительной чем у Т-50 нет, вооружения типа микроволнового оружия которого «стреляет со скоростью света» тоже нет. Есть желание не отстать от США, есть намерение отправить 6 поколение истребителя в космос и это правда, но в остальном…… это только фантом. Даже тугоплавкие материалы тоже заново разрабатывать надо. Я напомню: МиГ 31 в принципе может и 3 Маха сделать, не проблема, при полностью исправном самолёте, но тепловой барьер штука мега трудная. Поэтому нужны теплообменники, системы кондиционирования, утилизация очень мощного теплового излучения (в космосе) при больших скоростях вот это головная боль КБ, институтов, КРЭТ,(авионику тоже охлаждать надо) и прочих, кого подключили к созданию 6 поколения истребителей. Был проект АЯКС, там очень много принципиально новых решений было, я надеюсь проект не забыт, иначе очень трудно всё с нуля делать.
Тарас Бульба многое правильно написал, но увы у нас нет в достатке времени, (нато у самых наших границ), денег тоже меньше (Мы не в СССР живём), и модификаций ведущих начало от Т-50 будет не так много, как от Т-10, а гораздо меньше. От платформы Т-50 у нас имеется базовый тяжёлый Су, в дальнейшем будет лёгкий МиГ, и беспилотник, да с использованием авионики от Т-50 будет сверхтяжёлый перехватчик Су, и сверхтяжёлый перехватчик МиГ. На базе Су 27 были: Су 27/30/34,/34М /35С, затем Су 27СМ/27СМ2,.У МиГа модификаций от Миг 29 в глазах потемнеет. У нас сейчас абсолютно иная ральность, с ней нам жить.
Cу 27 истребитель-перехватчик ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ЕГО ЗАДАЧА ИЗОЛЯЦИЯ ПОЛЯ БОЯ.
Можно по другому написать.Чтобы нашим наземным войскам не мешали (гипотетически) F 15, F 16, F 18, их нейтрализацией занимается Су 27, в помощь ему МиГ 29, который ведёт «поддержку» наших наземных сил. МиГ 31 защита от бомберов с Северо-Запада наших границ с НАТО.
Су 30, Су 35, Су Т-50, МиГ 29М2, МиГ 35 действительно многофункциональные истребители.
После ряда доработок Су 27 начал летать «как бог», особенно ярко это должно быть выражено в проекте Т-50…..поживём увидим.
Су 27 очень тяжёлый? у него максимальная масса 30 тонн, это не мало, но есть другие машины с массой 52 тонны, им манёвренность ваще противопоказана, они тупо «носители» Р-33, Р-37, Кс 172, пируэты крутить это МиГ 29М2, или Т-50 если это надо.
Если сейчас не проектировать 6 поколение, то мы отстанем не надолго-НАВСЕГДА. Поэтому сейчас или никогда, тем более территория РФ не маленькая.
Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.
Подобные разработки у нас в СССР были, технологии остались, но они старые, нужен абсолютно новый технологический облик. Двигатели с изменяемой степенью двухконтурности, БРЛС ОЧЕНЬ МОЩНАЯ для сопровождения не менее сотни целей на расстоянии 450-500 км, одновременный многоканальный обстрел 30-40 целей, система повышения живучести, бронеплиты для защиты лётчиков (ели будет пилотируемый вариант), защита от хакерских атак (это тоже будет в 6 поколении), возможно либо увеличат площадь крыла (масса самолёта большая будет, либо на очень высоких скоростях изменяемая геометрия крыла), высота полёта не менее 40 км (для эффективного перехвата спутников-шпионов, крылатых ракет стратегического назначения, ударно-разведывательных самолётов стратегического назначения, в беспилотном варианте способность держаться в воздухе до 96 часов, и производить дозаправку полностью в беспилотном режиме. Часть этих функций уже можно реализовать к 2020 году (прототип дальнего перехватчика для замены МиГ 31), но летать на очень больших высотах там специфика…но и доказанная эффективность.
Су 27 был истребителем-перехватчиком ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (для завоевания превосходства в воздухе), МиГ 29 для прикрытия наших войск на небольшом театре боевых действий. О том, что представляет МиГ 31 писали не раз, повторять смысла нет.
Это потом из Су 27 сделали Су 35, да и то выбор оружия (по земле) у Су 35 ограничен, но в качестве перехватчика…равных ему нема…
Из МиГ 29 сделали Миг 35 уменьшенный вариант Су 35. Просто потому что Су 35 дорогой, вот и экономят за счёт МиГа 35, его же обещают принять на вооружение…
Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.
Это признание беспомощности? Тогда по тупому и по другому вышибание бабла на проект у которого отсутствует даже ТТЗ
«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения»,
С такими темпами проектирования можно проектировать лет 30-40 тогда на этапе эскизного проекта он (прототип 6 поколения) уже устареет.
Многие из задуманных для нее систем еще не готовы.
Собственно с 5 поколением геморроя выше останкинской башни, но 6 поколение нужно потому что лет через 20 мы превратимся в Буркина-Фасо (по уровню технического и технологического ОТСТАВАНИЯ), кстати Укропистан уже скатился до уровня самых отсталых Африканских стран.
Укропистан не имея финансирования совместно с Поляками думает лепить 5 поколение истребителя. Как же я ржал, когда эту новость узнал. У этих…..нихрена нет,денег нет, углепластиков нет, авионики нет, правда амеры им двигло от F18 пообещали, но обещать не значит выполнить. Сколько же больных на голову на нашей планете, прости господи, грешника твоего.