В ожидании будущего – Россия занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.
О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили — предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов.
В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.
Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.
В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик, генерал подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.
Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го — самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных — радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).
По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.
«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».
В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ — 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.
Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И, наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую — ситецентрическую систему ведения боевых действий.
Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.
На этом фоне разговоры о новом — 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но мало объяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно — машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров.
Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.
«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», — говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.
По заверениям разработчиков, Т-50 — практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.
Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу — корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.
По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го — беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?
Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.
Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача.
В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.
Еще один нюанс — гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондырев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км/ч и может подниматься в ближний космос.
Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену.
Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.
Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.
Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», — объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».
«От человека, пока, не отказываются, — замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. — Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное — никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения.
Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.
Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50, предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и в ВВС США.
Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.
/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/
Если снова поручать разработку истребителя Сухому, то шансов получить легкий и действительно малозаметный истребитель нет… Что толку от тяжелого Т-50, который неспособен прикрыть не только население, но и собственные войска. Подняться в воздух, выйти на заданный курс и пустить ракеты сможет и МИГ-31.
Игорь, прочитав ваш комментарий, я сделал вывод: что вы имели честь пилотировать Т-50 и МиГ-31? Коль делаете такие выводы.
истребитель 6 поколения должен уметь сбивать беспилотники в ближнем космосе ( амерский х-37), вот отсюда надо и плясать…
Наверное, пока не прочувствуют все тонкости Т-50, пока не насытят им войска, пока не по эксплуатируют его движения в перед не будет. Чтобы перейти на следующую ступень, надо бы на предыдущую встать обеими ногами. Ну а разработки передовых технологий прекращать не будут, просто потом объединят их в комплекс и будет нам 6-е поколение.
Согласен с вашим комментарием.
Что МИГ-31, что Т-50 — оба тяжелые истребители. Ни один из них не в состоянии вести бои по завоеванию воздушного пространства на средних и низких высотах. Т.е. и населенные пункты и войска, и штурмовики остаются от прикрытия….У них масса достоинств, но …они хороши на дальних рубежах… А пилотировать… все хорошо видно из заданных параметров Т-50… Только одно в этих параметров неверно — Т-50 не многоцелевой истребитель. Не хочется называть это просчетом, скорее это лукавство от производителя….ведь так хочется ….
Су-27 может, Т-50 не может? А МиГ-31 не предназначен для работы у земли,изначально. И хватит считать себя,умнее авиастроителей.
Ни в коем случае. Но Су-27 не может…..очень тяжел…А у большинства авиастроителей — кому выжить, а кому «бабло» под проекты загнать… а вот контроль со стороны военных, и не только по этому вопросу, очень низок или вообще отсутствует… вот так то… и это не понаслышке…..
Су-27 в состоянии загонять на виражах Ф-16 и Ф-35, как китаец воробья. Это факт. Так что Су может (не смотря что тяжеловат). Вопрос в чём, в том что другим, также такая возможность нужна.
«Су-27 не может…..очень тяжел» — проблема не в весе самолета, если он по пилотажным характеристикам на уровне или превосходит Раптор, то вес не имеет значения. В свое время в конгресе были слушания: зачем нужен F-22 за $200млн. если он по летных характеристикам не лучше Су-27.
И не путайте в одну кучу МИГ-31 (перехватчик, по сути ПВО — предназначен для перехвата бомбардировщиков с КР над Сев.Полюсом) и Су-27, Т-50, МИГ-29 — это все многоцелевые истребители. К стати T-50 легче Су-27.
Другое дело что легкий истребитель — это истребитель фронтовой полосы, а тяжелый истребитель — это рейды вглубь тылов (своего рода авиа спецназ).
Дело,Дмитрий, говорите.
Согласен.
О том толкую…А СУ-27 и МИГ-29 -не многоцелевые… единственный многоцелевой был МИГ-21 БИС..