Покупатели слетаются на 5-е поколение российских истребителей

0
1842

В среду, 18 февраля, руководитель российской делегации на международной аэрокосмической выставке «Аэро Индия-2015» заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук сделал важное заявление. По его словам, Россия и Индия планируют разработать двухместный вариант совместного перспективного многофункционального истребителя FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft; то есть истребитель пятого поколения).

На сегодняшнем этапе он создается на базе российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) в одноместной конфигурации. Однако по просьбе индийской стороны самолет будет сделан двухместным; модернизация коснется и некоторых других узлов.

Но прежде, чем перейти к анализу этой новости, рассмотрим – что же это такое, «поколения истребителей”.

В общем то, единой общепринятой классификации в этой сфере не существует. Есть, например, такая, согласно которой выделяется два поколения «дозвуковых” реактивных самолетов – и пять сверхзвуковых. Правда, и создавалась она еще на рубеже веков. А ныне, когда первые представители крылатых машин без привычных пропеллеров кажутся уже «динозаврами” – их решили «объединить” с более поздними представителями. А потому сейчас более востребованным является разделение машин для воздушных боев на 5 поколений. Шестое – пока только перспективное. Кратко пройдемся по истории реактивной авиации.

Итак, первое поколение – «пионеры” с реактивным двигателем, совсем недалеко ушедшие от лучших винтовых самолетов Второй Мировой, еще не умеющие летать со сверхзвуковой скоростью (свыше 1200 км/час). К ним относится Messerschmitt Me.262, сделанный немцами в конце войны, советские Миг-9 и Як-15, британский DH100 Vampire и так далее.

Вооружены они были лишь пушечным вооружением – да неуправляемыми ракетами типа тех, что использовались в знаменитых «Катюшах”. Маневренность, оснащенность радиолокаторами также оставляли желать лучшего. Крылья у этого типа были практически те же, что и у нереактивных предшественников – прямые.
Второе поколение (50-е – 60-е годы) – это уже более привычное для современного человека стреловидное крыло, вытянутое назад, возможность полета на небольшом сверхзвуке (обычно – сравнительно короткое время, на форсаже), более частое наличие радиолокатора, появление на вооружении самонаводящихся ракет «воздух-воздух” – для борьбы с самолетами противника.
Третье поколение (между 55-м и 80-м годом) – значительно возросшая (до двух звуковых и даже чуть выше) скорость на форсаже, обязательное оснащение радиолокатором, возросший универсализм (возможность достаточно большой ракетно-бомбовой нагрузки), треугольное крыло.
Четвертое поколение (с 75 года – и по наши дни) – наметившееся разделение на высокоскоростные «перехватчики” (скорость до трех звуковых) и более тяжелые истребители-бомбардировщики, крыло изменяемой стреловидности, возросшая маневренность, наличие управляемых ракет, способность вести ими огонь одновременно по более чем десятку целей – за счет совершенной бортовой электроники.
Фактически, именно это поколение истребителей находится сейчас на вооружении армий мало-мальски развитых стран. Наиболее совершенные образцы (как, например, российский Су-35С или французский «Рафаль”) принято относить к поколению 4+ (или 4,5)
Пятое поколение представляет собой сочетание лучших качеств предшественников – плюс технологии «Стелс” (то есть пониженной видимости на экранах вражеских радиолокаторов), еще лучшая маневренность, крыло обратной стреловидности, крейсерская (то есть долговременно-экономическая) скорость на сверхзвуке, автоматизация очень многих процессов, ранее относившаяся к ведению пилота.

На таких самолетах обязательно должная быть установлена «фазированная” бортовая РЛС – луч которой может мгновенно изменять свое направление без помощи традиционной и медлительной поворачивающейся антенны. А потому летчик видит на экране локатора изменения вокруг себя тоже практически мгновенно – а не с промежутком в несколько секунд, как при устаревших технологиях.

В настоящее время единственный серийный истребитель пятого поколения, F/A-22A «Рэптор” с 2003 года находится на вооружении военно-воздушных сил США. Остальные – Россия, Евросоюз, Япония, Китай – свои «пятерки” только испытывают.

Причем успехи, мягко говоря, неоднозначны. Так, заявленный «прорыв» КНР по созданию своей «пятерки» J-20 «Черный орел» (правда, созданный на базе российского МиГ «1.44»), многими экспертами подвергается большому сомнению.

Российский Т-50 совершил свой первый полет в 2010 году — первые поставки в войска ожидаются в 2016 году.

Японский Mitsubishi ATD-X Shinshin, весьма напоминающий американский «Рэптор», в 2015 году планируют только начать испытывать.

А европейцы, вообще, решили «схитрить” – и объявили, что собираются «перескочить” через пятое поколение – взявшись сразу за шестое. Впрочем, в планах РФ тоже создать такую «технику будущего” к 2025 году.

Тем не менее, представлять действующий американский «Рэптор” этаким «вундерваффе” тоже не стоит. Из 183 этих машин доселе ни одна так и не была использована в реальных боевых действиях – несмотря на потраченные на их создание 60 миллиардов долларов.

Тем не менее, «виртуальные” бои с ними проводятся. И, по мнению экспертов, против пока еще доводимого до ума российского Т-50 (или «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации” — ПАК ФА) шансов у американской машины маловато. Больно штатовцы понадеялись на ее уникальность – позволяющую замечать противника еще тогда, когда сам F-22 остается для него незамеченным. Что дает возможность раньше выпустить убийственную ракету. А потому конструкторы и не придали своему самолету достаточной маневренности.

Но если против «американца” выступит такой же «невидимка”, как и он сам, но только более маневренный – первому придется очень туго, все его преимущества нивелируются.

Впрочем, даже в условиях столкновения с российскими самолетами поколения 4+ шансы последних на победу тоже достаточно высоки. Причина – хотя на расстоянии 150-180 км «Рэптор” и невидим для Су-35 – но не имеет ракет «воздух-воздух” такой дальности. А когда дистанция сокращается для возможности пуска, 110 километров – оптико-радиолокационная станция «сушки” уже способна увидеть даже такого якобы «невидимку” – что достаточно для ответных эффективных мер.

А вообще, ни один известный в мире «невидимка” не способен преодолеть зону ответственности даже российских комплексов ПВО С-300, не говоря уже о более совершенных С-400 и С-500…

Но вернемся к российско-индийскому сотрудничеству по созданию истребителя пятого поколения. По большому счету, особой сенсации в заявлении российского авиачиновника не содержится – сотрудничество между нашими странами в этой области длится не один год. Другое дело, что время от времени его пытаются «торпедировать” – и не только «заклятые друзья” с Запада. Так, в начале нынешнего года высказать свое «фэ” попытались представители индийских ВВС – начав критиковать вышеуказанный проект по самым разным поводам. Дескать, и россияне не хотят индийским летчикам полную техдокументацию на будущие самолеты отдавать, и степень участия индийской стороны слишком низкая, и, вообще, сам самолет (которого еще, в общем-то, и нет) плохой.

Подоплека этой возни стала ясна, когда индийские генералы предложили альтернативу – покупку 120 с лишним французских истребителей «Рафаль”. Что поделаешь, даже в России при нынешнем сплочении людей вокруг власти, находится немало «агентов лучших друзей россиян” из-за рубежа. Ну, а Индия – страна развивающаяся, и курорты типа Ниццы для всевозможных «симпозиумов” и прочих элементов легального подкупа заинтересованных лиц там все ж таки котируются повыше, чем Сочи…

Однако вышеописанное якобы «рациональное предложение” индийским правительством поддержано не было. Во-первых, «Рафали”, несмотря на их относительную актуальность – уже уходящий день, это поколение 4+. А мощной и растущей региональной державе нужна самая современная техника, в том числе истребители пятого поколения.

А, во-вторых, связываться с Францией после истории с «Мистралями” уважающим себя государствам как-то не с руки. Собственно, об окончательном разрыве сделки с «Рафалями” и было объявлено после некрасивой истории с «санкциями” вокруг уже оплаченных и готовых к отправке в Россию вертолетоносцев.

После такого всему миру стало ясно: даже якобы «независимый” Париж все равно в стратегических вопросах «пляшет” под дудку США. У которых есть свои интересы в зоне Индийского океана – недаром там торчит их Пятый Флот. Да и базы в Пакистане тоже не стоит сбрасывать со счетов. Лучше уж покупать оружие у страны, которая точно никогда не угрожала Индии конфронтацией – а ныне является надежным стратегическим союзником по БРИКС.

Да, индийские военные действительно пока рассчитывают на выполнение около 13% от общего объема работ – при запрошенных ими 25%. И полную техдокументацию им тоже вряд ли предоставят в обозримом будущем. Ну, так что ж поделать – неужто даже у друзей не может быть маленьких секретов друг от друга? Особенно в столь деликатной сфере, как суперсовременные виды вооружений. Можно подумать, что та же Франция допустила бы индийцев до хотя бы 13% в производстве своих устаревающих «Рафалей” – или США согласились бы сотрудничать с Нью-Дели в разработке новой модели пятого поколения, F-35.

Но и со стороны России речь не идет о какой-то «благотворительности”. Проект предусматривает продажу Индии 200 самолетов – на 30 миллиардов долларов. Или, если эта валюта до того времени заслуженно превратится в просто «зеленые бумажки” – эквивалент этой суммы в чем-то реально ценном. Что, понятное дело, станет немалым подспорьем и для российского ВПК в частности, и для бюджета страны в целом.

Тем более, опять же, в отличии от некоторых других нынешних союзников России (не будем показывать пальцем) Индия всегда находилась с нами в дружеских отношениях – при непересекающихся интересах. Так что торговля с ней оружием – сочетание полезного с приятным.

В общем, истребитель пятого поколения в условиях стремительно накаляющейся международной обстановки станет веским аргументом для России при общении и с «партнерами» на западе, и с союзниками на востоке. А потому – в добрый путь!

/Юрий Сергеев, politrussia.com/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ