Германия дважды теряла свой великолепный флот, и, всякий раз отстраивала его заново в рекордно сжатые сроки. Факт быстрого возрождения ВМС не вызывает особого удивления: военный флот есть квинтэссенция лучших достижений науки и промышленности, с чем у Германии проблем никогда не было.
Современные военно-морские силы (Deutsche Marine) уже не претендуют на безраздельную власть над морскими просторами. Типичный европейский флот эконом-класса, ставший составной частью мультинациональных сил стран НАТО. Все серьезные задачи возложены на единственного и главного союзника — США. Сами немцы особо не утруждаются, оказывая своему сюзерену посильную помощь различного характера (снабжение, разведка, отметки за участие в международных учениях). Особо вперед не лезут, ведь их все равно не допустят к разделу добычи.
И, тем не менее, зная немцев, трудно представить, что флотская тема была брошена ими «на произвол судьбы». Военно-морские силы Германии по-прежнему верны своим традициям: тщательная подготовка, внимание к самым незначительным мелочам, передовые достижения науки и техники.
Назвать немецкий флот слабым и малочисленным было бы несерьезно: он компактен, предельно сбалансирован и всецело соответствует текущим задачам. Помимо решения задач в составе многонациональных сил, Дойче Марине является сильнейшим флотом на Балтике и способны решать задачи по охране морских рубежей в зоне ответственности национальных военно-морских сил.
Отдельный момент связан с судостроительной промышленностью ФРГ. Германия один из ведущих экспортеров военно-морской техники. Несмотря на высокие цены, количество желающих приобрести немецкие подлодки и фрегаты не убывает. Впрочем, кое-кто ухитряется получать их бесплатно (ВМС Израиля).
В общем, потенциал есть. Весь вопрос в ситуации. История уже знает пример, как из стотысячной «потешной» армии и такого же «игрушечного» флота всего за несколько лет вырос монстр, которого едва утихомирили всем миром.
«Французский солдат — переодетый гражданин, немецкий гражданский — переодетый солдат»
— Курт Тухольский
Лучше и не скажешь.
29 января 2015 года на верфи Lürssen был заложен новый фрегат «Рейнланд-Пфальц» (четвертый по счету корабль проекта F125).
Фрегат «Рейнланд-Пфальц» огромен. Полное водоизмещение 7200 тонн. Фактически немцы строят эсминец, притом весьма примечательный с технической точки зрения. Интрига заключается в том, что на нем нет ничего. Разумеется, кое-какое вооружение все же присутствует: 127-мм универсальная пушка, пара вертолетов, системы самообороны («миниганы», 27-мм автоматы, пара ракетных блоков RIM-116). Стандартно установлены 8 ПКР «Гарпун», запланированы даже беспилотные подводные аппараты.
Но все это смотрится крайне несерьезно: перспективный немецкий эсминец/фрегат будет спущен на воду практически пустым. Парадокс может иметь два объяснения:
— первый: немцы действительно не желают тратить лишние средства, ввиду отсутствия возможностей применить эсминец в серьезных «разборках»;
— второй: немцы лукавят. «Рейнланд-Пфальц» и Ко, как и большинство европейских кораблей, конструктивно недогружены. При необходимости эсминец может быть оснащен полным комплексом ракетного оружия, настоящий состав которого держится в секрете.
Буквально десять лет назад немцы построили три отличных фрегата (проект F124 Sachsen, Саксония), чьи возможности позволяют включить их в систему морской ПРО. Могучий радиолокатор Thales SMART-L, позволяющий отслеживать цели на низких околоземных орбитах, и 32 пусковые шахты для ракет-перехватчиков и обычных зенитных ракет. Все это и многое другое (например, многофункциональная РЛС APAR с четырьмя активными ФАР), поместилось в корпусе полным водоизмещением «всего» 5800 тонн.
Этим спектр военно-морской техники Deutsche Marine не ограничен: в наличии есть еще 17 крупных надводных боевых единиц — от старого «Бремена» до новейших фрегатов (фактически — сторожевых кораблей прибрежной зоны) типа «Брауншвейг».
А дальше — подводная компонента ВМС. Шесть неатомных (назвать их «дизелюхами» было бы оскорблением) субмарин типа 212 с воздухонезависимой силовой установкой на водородных топливных элементах. По совокупности своих боевых характеристик, эти «малышки» не уступают атомоходам, а по параметру «скрытность» вообще не имеют аналогов среди АПЛ.
Среди любопытных особенностей Тип 212 её стеклопластиковый корпус, не создающий возмущений в магнитном поле Земли — лодку невозможно обнаружить с воздуха магнитным детектором. Кроме того, малые размеры лодок и Х-образное расположение рулей позволяет им действовать в прибрежных морских районах с глубинами до 17 метров.
В перспективе немецкий флот должен пополниться перспективными НАПЛ типа 216. Новые субмарины обещают быть гораздо больше своих предшественниц. Проект должен стать основой для создания экспортной модификации крупной НАПЛ, интерес к которой проявляют такие богатые и солидные клиенты, как Австралия и Канада.
Особый интерес представляет немецкий вспомогательный флот. Три десятка единиц — от относительно мирных научно-исследовательских судов до дотошных морских разведчиков и вооруженных кораблей комплексного снабжения.
Экспорт морских вооружений
Немецкой промышленности нет равных в области экспорта подводных лодок: в период c 1971 по 2007 год Германии удалось продать шестьдесят дизель-электрических подлодок Тип 209, поступивших на вооружение военно-морских сил Индии, Греции, Турции, Южной Кореи, Венесуэлы… всего 14-ти стран мира!
Немцы непрерывно модернизировали удачную конструкцию, в результате даже сегодня эти субмарины продолжают оставаться грозным морским противником.
С началом нового века немцы намолотили еще 12 неатомных подлодок Тип 212 и Тип 214. Италии продали три лодки базовой модификации (Тип 212, аналогичной лодкам Дойче Марине). Остальным — экспортную модификацию Тип 214.
Стоимость подлодки Тип 214 огромна — 330 млн. долларов за маленький корабль. Эксперты всерьез говорят о том, что в этот раз тевтонский гений допустил ошибку, сделав ставку на избыточно сложные и дорогие водородные топливные элементы (вместо более эффективного двигателя Стирлинга на сжатом кислороде и обычном корабельном соляре). Тем не менее, высокая цена не остановила желающих приобрести подобные «игрушки». Среди клиентов — Греция, Португалия и даже высокоразвитая Южная Корея.
Надежных поставщиков и предложений на этом рынке не так много. А высокая репутация немецкой техники, как и объективно высокие качества современных НАПЛ, подтверждают правильность заключенных сделок.
Помимо подводных лодок, Германия поставила на экспорт свыше сорока фрегатов семейства MEKO (Mehrzweck-Kombination — многофункциональная комбинация). Корабли разошлись по всему миру — от Алжира и Нигерии до Польши, Малайзии и ЮАР. Самая крупная партия фрегатов MEKO досталась Турции.
Немало интересного таит в себе военно-техническое сотрудничество немецких кораблестроителей с Израилем. В начале 2000-х томимые комплексом вины немцы были вынуждены построить три дизель-электрические подлодки по особому проекту «Долфин» и передать их в дар военно-морским силам Израиля.
Первые две лодки были построены бесплатно. Затраты на постройку третьей были разделены в пропорции 50 на 50 между обеими странами. Впоследствии израильтяне изъявили желание приобрести еще три подлодки с 30% скидкой.
С технической точки зрения «Долфин» представляет собой компиляцию из наиболее удачных решений подлодок Тип 209 и Тип 212. Израильские субмарины имеют весьма крупные для таких подлодок размеры (в/и в подводном положении 1900 тонн), кроме того, они несут усиленное вооружение: 10 торпедных аппаратов, четыре из которых имеют калибр 650 мм и предназначены для запуска крылатых ракет большой дальности с ЯБЧ.
Последние три субмарины строятся по модифицированному проекту «Долфин-2» с применением анаэробной силовой установки на водородных элементах.
Вот такая неожиданная концовка у истории о немецком военно-морском флоте.
/Олег Капцов, topwar.ru/