Подразделения сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, корпуса морской пехоты США выполняют боевые задачи как в долгосрочных конфликтах (Афганистан, Ирак), так и в краткосрочных боевых действиях против группировки ИГИЛ, в Ливии и Сомали. По мере сокращения американского присутствия в Афганистане секвестрирование военного бюджета все больше влияет на стратегическое планирование, структуру вооруженных сил США, их арсенал.
Западные эксперты неоднократно отмечали наличие противоречий между Белым домом и конгрессом по вопросу финансирования национальной безопасности. В связи с вовлеченностью США в афганский конфликт, а также намерением изменить стратегический баланс в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), продолжать развитие программ противоракетной обороны, осуществлять ВТС с различными странами сокращение американского военного бюджета в ближайшие годы, как ожидается, не будет существенным.
В конце декабря 2014 г. президент США Б.Обама подписал законопроект об ассигновании на национальную оборону 585 миллиардов долларов. Базовый бюджет американской армии на 2015 финансовый год составит 521,3 миллиарда, еще 63,7 миллиарда выделяется на боевые операции за рубежом по статье OCO (Overseas Contingency Operations). 5,1 миллиарда долларов из расходов на OCO будет направлено на борьбу с ИГИЛ.
По сравнению с 2013 и 2014 годами базовый оборонный бюджет США существенно увеличился – ранее он составлял 495,5 миллиарда и 496 миллиардов долларов соответственно. А сейчас немного уступает уровню 2010–2012 годов (530,1, 528,1 и 530,4 миллиарда). Вместе с тем расходы по статье OCO демонстрируют устойчивое снижение. Пик был достигнут в 2008-м, когда на OCO выделялось 197,5 миллиарда долларов.
В прошлом году финансирование по этой статье составило 91,9 миллиарда, а теперь уменьшилось еще на треть – до 63,7 миллиарда долларов. Подобную динамику можно оценить как переключение внимания с зарубежных операций на решение внутренних проблем вооруженных сил, в том числе их оснащенности современной боевой техникой.
Одновременно значительно повышается угроза секвестра. Одна из основных черт статьи OCO – невозможность сокращения. Поэтому зачастую сюда закладываются средства, которые впоследствии могут быть перераспределены в пользу базового оборонного бюджета. Расходы на OCO в 2015 финансовом году соотносятся с ним как 0,12. Это самый низкий показатель за последние десять лет. Достаточно упомянуть, что в 2013 и 2014 финансовых годах было 0,18, а в 2010 финансовом году – 0,31.
Еще год назад главной проблемой военного бюджета США считался вывод контингента из Афганистана. Официально эта задача решена. Однако помимо дальнейшего обеспечения безопасности этой страны появились не менее актуальные проблемы, в частности борьба с ИГИЛ, кризис в Африке, связанный с лихорадкой Эбола.
По мнению американских военных, главным затруднением остается даже не секвестрирование как таковое. Пентагон существенно ограничен в определении статей сокращения расходов, что, как считают эксперты, может привести к ухудшению боеготовности американских вооруженных сил.
«Если бы у нас была свобода выбора (статей сокращения расходов), мы могли бы делать намного больше», – сказал на конференции «Дифенс уан» (Defense One) заместитель министра обороны США Роберт Уорк. В частности, около 20 % инфраструктуры американского оборонного ведомства являются избыточными, считает эксперт Майкл Флаурной. Эти средства могли бы быть переассигнованы на приоритетные программы.
Конгресс США проводит дорогостоящие мероприятия по закрытию военных баз, что влечет ликвидацию значительного количества рабочих мест в регионах, где они расположены. На недавние перегруппировку и закрытие баз BRAC (Base Realignment and Closure) было потрачено больше, чем на все предшествующие этапы реформы вместе взятые, сообщили представители аналитического центра CSBA (Centre for Strategic and Budgetary Assessments). Проведение очередного этапа BRAC, намечавшееся на 2017 год, в настоящее время не предусматривается.
Несколько менее половины текущих оборонных расходов США – около 258 миллиардов долларов – составляют затраты на личный состав. Эксперты достаточно высоко оценивают вероятность финансовых реформ в этой области, что может привести к снижению размеров индивидуальных выплат.
Приоритетными программами развития вооружений и военной техники (ВВТ) в американском оборонном бюджете 2015 финансового года считаются:
— истребитель F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II);
— самолет-заправщик KC-46A «Пегас» (Pegasus);
— стратегический бомбардировщик LRSB (Long-Range Strike Bomber);
— средства противоракетной обороны (ПРО);
— различные программы в области кораблестроения (включая разработку замены подводных лодок типа «Огайо» (Ohio);
— поисково-спасательный вертолет CRH (Combat Rescue Helicopter);
— система РЛС JTARS (Joint Target Attack Radar System);
— новый учебно-тренировочный самолет (УТС) T-X.
Предполагается выделение около 220 миллионов долларов на разработку американского аналога жидкостного ракетного двигателя РД-180 для ракет-носителей (РН) «Атлас-5» (Atlas V). Как ожидается, с этой целью будет объявлен открытый конкурс.
Одна из ключевых задач американских вооруженных сил – подготовка личного состава в быстро меняющихся международных условиях. В последние два года особое внимание уделялось не только получению новых навыков, но и адаптации имеющегося опыта, в частности в области ведения маневренных боевых действий (им отдавался приоритет в 80-е – начале 90-х).
По мере сокращения личного состава армии основными задачами Пентагона являются разработка оптимального вооружения и снаряжения, создание максимально отвечающих сложившимся геополитическим условиям военных доктрин, сохранение в рядах ВС наиболее подготовленной части военнослужащих, обработка и применение боевого опыта, накопленного за последние 10–12 лет.
Конечная цель оборонного ведомства состоит в создании вооруженных сил, которые после модернизации были бы действительно стратегически и тактически гибкими, способными к быстрому реагированию и постепенному увеличению численности в случае необходимости.
Режут по неживому
В 2013 году законодательные и исполнительные органы США провели секвестрирование американского военного бюджета, ставшее своеобразной вехой. Первоначально предполагалось уменьшить оборонные расходы страны на 54,6 миллиарда долларов согласно закону о контроле государственных расходов BCA (Budget Control Act). Впоследствии был принят закон об американских налогоплательщиках ATRA (American Taxpayer Relief Act), и эта сумма уменьшилась на 17,4 миллиарда долларов.
За счет применения Пентагоном финансовых средств, не израсходованных в предшествующие годы, сумма секвестрирования сократилась еще примерно на 6 миллиардов долларов. В общей сложности американский оборонный бюджет 2013-го был урезан на 31,2 миллиарда долларов. Это составило около 5,3 процента от общей суммы оборонных расходов.
Первоначально предполагалось, что военный бюджет США 2014 года будет сокращен на 54,6 миллиарда долларов. Принятый в декабре 2013-го бюджетный закон BBA (Bipartisan Budget Act), одобренный Республиканской и Демократической партиями, уменьшил сумму секвестрирования на 20,3 миллиарда долларов. Но при составлении проекта оборонных расходов в статью военного бюджета по финансированию боевых действий OCO было заложено около 20 миллиардов долларов, которые предполагалось израсходовать на базовые нужды армии.
Таким образом Пентагон частично смягчил негативный эффект. Впоследствии американскому Министерству обороны было выделено еще 10,8 миллиарда долларов для обеспечения базовых статей расходов. И, как полагают эксперты, фактически сумма сокращения составила лишь 3,1 миллиарда долларов или около 0,5 % от общего объема расходов на оборону.
Секвестрирование бюджета на 2015 год к настоящему времени не проводилось. Сокращение расходов, проведенное в 2013-м, на уровне индивидуальных выплат личному составу не сказалось. Однако было урезано финансирование подготовки военнослужащих (за исключением подразделений, которые направлялись в Афганистан). ВМС пришлось сократить объемы долгосрочного технического обслуживания и отказаться от развертывания ряда кораблей. Особое беспокойство вызвало предполагавшееся сокращение командного состава ВС США.
В середине июля 2013-го американское Министерство обороны завершило составление аналитического отчета SCMR (Strategic Choices and Management Review), которое велось с начала года. На слушаниях в конгрессе его представил Эштон Картер, занимавший тогда должность заместителя главы оборонного ведомства США. Открытый вариант документа не составлялся. Известно, что в отчете были определены допустимые направления сокращения финансирования. При этом подчеркивалось, что продолжение секвестрирования может напрямую отразиться на боеготовности американских войск.
В отчете также намечалась стратегия планирования при трех вариантах бюджетного финансирования – минимальном, среднем и максимальном. В выступлении в конгрессе Картер отметил, что любые предполагаемые сокращения окажут негативное влияние на развитие ВС США. Вместе с тем Пентагон готовится к дополнительному сокращению финансирования в течение ближайших десяти лет, которые могут достичь уровня секвестрирования 2013 года.
Перед администрацией Обамы стоит выбор: на какой основе составлять проект оборонного бюджета начиная с 2016 финансового года – с учетом последующего сокращения или же сразу снизить уровень запрашиваемого финансирования. Западные эксперты полагают, что второй вариант предпочтительнее.
Бригада в новом составе
В настоящее время численность сухопутных войск (СВ) США составляет более полумиллиона. Еще 200 тысяч военнослужащих входят в корпус морской пехоты. Эти показатели постепенно сокращаются до 490 тысяч и 182 тысяч человек соответственно. Стратегия США предусматривает возможность ведения ограниченных боевых действий на двух фронтах.
По мнению экспертов, в современных условиях уровень, до которого предполагается снизить численность личного состава, достаточен. Однако секвестрирование бюджета в 2013 году подняло вопрос о проведении дальнейшего сокращения военнослужащих.
В качестве основных программ модернизации называются:
— тактическая система радиосвязи;
— проект новой боевой машины пехоты (БМП), способной по уровню огневой мощи, защищенности, мобильности превосходить БМП M2 «Брэдли» (Bradley);
— бронетранспортер (БТР) «Страйкер» (Stryker);
— машины с противоминной защитой класса MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected);
— увеличение огневой мощи воздушно-десантных и пехотных подразделений, повышение боевых возможностей механизированных подразделений, оснащенных БТР «Страйкер».
Начиная с 2003 года базовым подразделением СВ США стали бригады. С целью увеличения их количества было принято решение отказаться от развертывания в составе механизированных и бронетанковых бригад третьего батальона и соответствующего вооружения. Трехбатальонную структуру сохранили только механизированные подразделения, оснащенные БТР «Страйкер».
Одновременное ведение боевых действий в Ираке и Афганистане предъявило требование о готовности разместить в одном месте около 20 бригад. Общее количество этих подразделений оценивалось в 40 или 50 единиц. Такие цифры могли быть достигнуты только при сокращении боевой мощи каждой из уже сформированных бригад. В то же время результаты конфликтов наглядно показывали необходимость третьего батальона в составе бригад, тактическую роль которого зачастую выполняли совсем не предназначенные для этого разведывательные подразделения.
В июне 2013 года была инициирована реформа СВ США – в составе бронетанковых и механизированных бригад появится третий батальон. Общее число бригад должно уменьшиться до 33. В каждой развернутой дивизии будет три бригады. Запланировано только два исключения: 25-я пехотная дивизия, дислоцированная в АТР, сохранит четырехбатальонную структуру, в то время как 1-я пехотная дивизия, которую предполагается развернуть под руководством африканского командования США AFRICOM, будет располагать двумя батальонами.
Четыре бригады, размещенные за рубежом (по одной – в Республике Корея и в Италии, две – на Гавайях) и не оснащенные БТР «Страйкер», сохранят двухбатальонную структуру с целью уменьшения затрат. Внесение изменений в состав бригад национальной гвардии США не предусмотрено.
На смену прошедшим Вьетнам
Одним из крупнейших событий 2014 года для СВ США стало подписание контракта на разработку и производство партии перспективных БТР AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle), которые должны заменить бронетранспортеры M113 и их модификации, находящиеся в строю со времен вьетнамской войны. Соответствующий контракт получила британская компания «БАЕ Системз» (BAE Systems). Его общая сумма составляет 382 миллиона долларов.
На этапе технической разработки AMPV и подготовки производства, который продлится 52 недели, предполагается собрать 29 единиц перспективного БТР в пяти различных вариантах. Эти бронетранспортеры заменят в механизированных бригадах США 2897 устаревших M113.
БТР AMPV представляет собой боевую бронированную машину на шасси БМП M2/M3 «Брэдли» и самоходной артиллерийской установки (САУ) M109A7 без башни. Ее место займет дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ), в состав которого входит пулеметное, гранатометное, пушечное и противотанковое вооружение. БТР может оснащаться дополнительными средствами защиты, которые устанавливаются в лобовой части и по бортам.
«Подписание контракта – важный шаг в модернизации американских вооруженных сил, – прокомментировал подписание контракта бригадный генерал Дэвид Бассет, являющийся одним из ответственных лиц по программе оснащения СВ США боевой техникой. – Семейство бронетехники AMPV существенно повысит защищенность военнослужащих, выживаемость на поле боя и мобильность, что крайне необходимо для механизированных бригад».
Заключенный контракт предполагает производство головной партии БТР. Она может составить 289 БТР, а общая стоимость контракта – увеличиться до 1,2 миллиарда долларов.
«Перспективный БТР AMPV станет базовой бронетехникой для ряда подразделений. Он будет поддерживать основные боевые танки (ОБТ) M1 «Абрамс» (Abrams) и БМП M2/M3 «Брэдли», выступать в качестве боевой командной машины и средства огневой поддержки, эвакуировать раненых и убитых», – сообщил управляющий программы AMPV в СВ США полковник Майкл Милнер.
Одна из главных проблем устаревших БТР M113 состоит в невозможности следования в боевых порядках ОБТ «Абрамс» и БМП «Брэдли». «AMPV сможет двигаться со скоростью, соответствующей характеристикам другой боевой техники, во время выполнения боевых задач на местности с различным рельефом», – говорится в заявлении СВ США.
Наряду с «БАЕ Системз» на контракт претендовала американская компания «Дженерал дайнэмикс лэнд системз» (General Dynamics Land Systems – GDLS) с адаптированной гусеничной версией БТР M1126 «Страйкер». Но в мае GDLS отказалась участвовать в конкурсе, обосновывая свое решение тем, что заказчик разработал техническое задание под образец на базе «Брэдли».
Вместе с тем нельзя говорить, что все БТР M113 в американских вооруженных силах будут заменены на AMPV. Выданный «БАЕ Системз» контракт может привести только к замене устаревших бронетранспортеров, находящихся в составе механизированных бригад. Еще 1922 единицы M113 состоят на вооружении подразделений, которые по численному составу превышают бригаду.
Бронетранспортер M113 был принят на вооружение армии США в 1960-м, незадолго до начала вьетнамской войны. Всего было произведено более 80 тысяч единиц этой машины в 40 с лишним вариантах. В настоящее время M113 состоит на вооружении более 50 стран.
Учитывая стремление США изменить баланс в АТР, особую роль приобретают подразделения ВВС и ВМС, которые руководствуются стратегией ASB (Air-Sea Battle).
Подлодки по сниженным ценам
Несмотря на то, что ВМС США с 2001 года значительно увеличились, в настоящее время в их составе находится меньше кораблей, чем одобрено американскими законодателями, – 285 из 306. Если секвестрирование будет продолжено, это число может уменьшиться до 255–260. Сокращение финансирования технического обслуживания ВМС и увеличившийся срок службы также негативно скажутся на состоянии кораблей.
В то же время предполагается, что подводный флот будет постепенно наращиваться. Программа по строительству АПЛ нового поколения SSBN(X) внесена в список приоритетных. Декларируется, что каждые пять лет будут закупаться две АПЛ класса «Вирджиния» (Virginia). В апреле 2014-го командование морских систем ВМС США выдало многолетний контракт с фиксированной стоимостью 17,6 миллиарда долларов на строительство 10 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) типа «Вирджиния» в конфигурации «блок-4» (Block IV).
Контракт выдан компании «Электрик боат корпорейшн» (Electric Boat Corporation), которая входит в состав «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics), и рассчитан на период с 2014 финансового года по 2018 финансовый год. В случае реализации опциона на поставку запасных частей суммарная стоимость заказа составит 17,827 миллиарда долларов, работы предполагается завершить к 2024-му. К прошлому июлю ВМС США были поставлены 10 ПЛАТ типа «Вирджиния». Одиннадцатая лодка, получившая название «Норт Дакота» (SSN-774 North Dakota), передана ВМС США 29 августа. Два месяца спустя, 25 октября она официально вошла в состав ВМС США.
«Норт Дакота» – первая из восьми подлодок типа «Вирджиния», строящихся в варианте «блок-3» (Block III), в конструкцию которой внесены наибольшие на данный момент изменения. Они, по информации ВМС США, составили около 20 процентов. Это результат программы снижения закупочной стоимости лодок типа «Вирджиния» и повышения их оперативной гибкости.
Изменения конструкции коснулись носовой части ПЛАТ, в которой гидроакустическая станция (ГАС) с широкой апертурой LAB (Large Aperture Bow) заменила ранее находившуюся в этом отсеке ГАС сферической формы. 12 индивидуальных пусковых установок (ПУ) были заменены на две универсальные большого диаметра типа VPT (Virginia Payload Tubes), каждая из которых может осуществить пуск шести крылатых ракет «Томагавк», а также другие системы оружия.
В перспективе предполагается принять на вооружение ПЛАТ типа «Вирджиния» модификации «блок-5» (Block V). Они, вероятно, будут отличаться измененной формой корпуса, в котором предполагается установить еще четыре ПУ VPT. Решение о проведении работ по этой версии ПЛАТ на данный момент не принято.
Живучий малый
Успехи, достигнутые в развитии американского надводного флота, оцениваются западными специалистами как более скромные. К настоящему времени ввод в строй первого тяжелого атомного авианосца (АВТ) типа «Джеральд Форд» (Gerald R. Ford) CVN-78 отложен на февраль 2016 года. Корабль был законтрактован в 2008-м, его стоимость в приведенных ценах составляет около 12,8 миллиарда долларов. Второй АВТ – CVN-79 законтрактован в 2013 финансовом году, его стоимость – 11,5 миллиарда.
В военном бюджете 2015 финансового года на него запрошено дополнительно 1,3 миллиарда долларов. Как ожидается, третий авианосец будет приобретен в 2018 финансовом году и его стоимость составит около 14 миллиардов долларов в ценах 2015 финансового года. Специалисты исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service) неоднократно обращали внимание на тенденцию удорожания АВТ.
Несмотря на определенные проблемы, возникшие в ходе строительства боевых кораблей прибрежной зоны LCS (Littoral Combat Ship), Минобороны США приняло решение о создании на их базе нового образца, получившего обозначение SSC (Small Surface Combatant). Концепцию SSC представил министр обороны США Чак Хейгел:
«Предполагается проектирование многоцелевых кораблей, которые могут действовать в любых регионах мира. По итогам рассмотрения 192 проектов принято решение создать SSC на базе LCS версии «Флайт 0+» (LCS Flight 0+). По боевым возможностям SSC будут соответствовать фрегатам. Планируется приобретение в общей сложности 52 кораблей SSC и LCS. Точное соотношение двух типов будет зависеть от финансовых возможностей и потребностей ВМС». В настоящее время оно составляет 20 и 32 корабля.
Концепция корабля SSC совпадает со стратегией применения Соединенными Штатами малых надводных кораблей. SSC должен стать более живучим и эффективным по сравнению с уже существующими образцами. Он сможет выполнять задачи различного типа по уничтожению надводных кораблей, а также бороться с подводными лодками. Новый корабль будет способен обеспечивать противовоздушную оборону.
Помимо вооружения базовых LCS модификации «Флайт 0+», которое состоит из 57-мм автоматической пушки и ракет класса «земля-воздух» типа «СиРэм» (SeaRAM), новый корабль будет оснащен ракетами класса «земля-земля», запускаемыми вне пределов прямой видимости цели. Предполагается провести модернизацию средств ПВО (в том числе датчиков и вооружения), установить усовершенствованную РЭБ, модернизированную систему постановки ложных целей, гибкую буксируемую гидроакустическую станцию для обнаружения подводных лодок и защиты от торпед, две 25-мм автоматические пушки, ударный вертолет с восьмью ракетами «Хеллфайр» (Hellfire) или торпедами Mk.54, БЛА вертолетного типа «Файр скаут» (Fire Scout) для разведки, сбора данных и целеуказания.
Планируется, что SSC будет построен по модульному принципу, что позволит оснащать его дополнительным противолодочным или противокорабельным вооружением и оборудованием в соответствии с поставленной боевой задачей. В качестве дополнительных модулей для борьбы с надводными кораблями могут устанавливаться ракеты класса «земля-земля» «Хеллфайр», две 30-мм автоматические пушки Mk.46, два 11-метровых быстроходных жесткокорпусных надувных катера типа RHIB (Rigid Hull Inflatable Boat) или же ГАС для борьбы с подлодками, которая совместно с буксируемой многоцелевой ГАС и вертолетом делает SSC достаточно эффективным противолодочным средством.
Наряду с современным вооружением, которое снижает вероятность поражения противником, малый надводный корабль будет оснащаться усовершенствованными средствами пассивной защиты. Они позволят уменьшить уязвимость от морских мин и защитить жизненно важные системы от возможного выведения из строя. В целом эти меры существенно повысят живучесть корабля.
Предполагается, что в результате интеграции нового вооружения и аппаратуры повысятся возможности действий SSC в составе флотских подразделений по поиску и уничтожению подводных лодок и надводных кораблей, эскортированию, а также в авианосной ударной группе. «Для ВМС издано три директивы. К маю необходимо подготовить программу финансовой поддержки разработки и приобретения SSC не позднее, чем к 2019 финансовому году. Одновременно предполагается улучшить живучесть и эффективность этих кораблей.
Вторая мера, которую также предстоит выполнить к маю, содержит детализированный анализ стоимости и возможности интеграции аппаратуры SSC в конструкцию корабля LCS. Третья директива предполагает перед подготовкой проекта бюджета на 2017 финансовый год предоставить заместителю министра ВМС по закупкам, технологиям и логистике, а также директору программ по оценке развития проектов и их стоимости детальный план по соответствующим расходам и их контролю», – говорится в заявлении министра обороны США.
Вместе с тем, полагают эксперты, ожидаемое проведение новых этапов секвестрирования существенно ограничит планы руководства американских ВМС по строительству и развертыванию кораблей типа LCS и SSC. В частности, их суммарное количество может уменьшиться до 24 единиц.
F-35 вызвал трения
Для ВВС США наиболее приоритетными образцами вооружения в 2014 году стали новейший малозаметный истребитель 5-го поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) и перспективный стратегический бомбардировщик LRS-B (Long Range Strike Bomber).
В минувшем ноябре достигнуты значительные успехи по программе F-35. В частности, F-35C совершил первую посадку на палубу авианосца CVN-68 «Нимиц» (Nimitz) с применением аэрофинишера, а несколько дней спустя эта операция была проделана ночью.
Минобороны США продолжает закупки этих самолетов. В ноябре Пентагон согласовал с компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) условия контракта на поставку восьмой предсерийной партии F-35. Общая стоимость 43 заказанных самолетов составляет 4,7 миллиарда долларов. 29 машин будут переданы американским вооруженным силам, а 14 поставят пяти иностранным покупателям. Американская армия получит 19 базовых F-35A, шесть истребителей с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) F-35B и четыре палубных F-35C.
Два F-35A предполагается передать Израилю, четыре F-35A – Японии, два F-35A – Норвегии, два F-35A – Италии, четыре F-35B – Великобритании. Контракт на поставку ТРДД F135 выполняется отдельно. Для восьмой партии приобретено 48 двигателей общей стоимостью 1,05 миллиарда долларов. Глава программы Пентагона по созданию F-35 генерал-лейтенант Кристофер Богдан отметил, что ТРДД стали дешевле на 4,5 процента.
Ожидается, что головной подрядчик – компания «Локхид Мартин» начнет поставки истребителей F-35 восьмой производственной партии с середины 2016 года. Официальный представитель программы Джо Деллаведова сообщил, что после завершения поставок самолетов этой партии в строю будет находиться около 200 F-35.
Стоимость F-35, главный аспект критики программы истребителя 5-го поколения, за последнее время существенно снизилась. Цена F-35A/B/C пятой производственной партии в 2011-м составляла соответственно 106, 113 и 126 миллионов долларов. Стоимость одного истребителя модификаций A, B и C восьмой предсерийной партии – 94,8, 102 и 115,7 миллиона. В цену самолетов не входит стоимость ТРДД F135.
В декабре «Локхид Мартин» отчиталась о выполнении плана поставок истребителей за 2014 год. Речь о 36 самолетах трех модификаций. Из этого числа 23 F-35A будут переданы ВВС США, два F-35A – ВВС Австралии, четыре F-35B – КМП США, семь F-35C – американским ВВС и КМП. В общей сложности с момента начала работ по программе F-35 «Локхид Мартин» передала заказчикам 109 истребителей. Компания планирует произвести в общей сложности 3083 F-35, 2443 из которых будут переданы вооруженным силам США. Первое число может измениться в зависимости от увеличения или сокращения зарубежных заказов.
По ходу программы создания и производства F-35 выявлены серьезные недостатки. Одним из крупнейших разочарований прошлого года стало возгорание двигателя одного из F-35 на авиабазе «Эглин» (Флорида), случившееся 23 июня. Оно послужило основной причиной, по которой не состоялась демонстрация самолета на международном авиасалоне «Фарнборо-2014».
По мнению экспертов, силовая установка F135, разработанная компанией «Пратт энд Уитни» (Pratt and Whitney), является одной из главных проблем новейшего истребителя. В сентябре стало известно о том, что производитель временно приостановил передачу готовых двигателей заказчику. Это было связано с применением титана, который, как считают в Пентагоне, был подозрительного качества.
Но в октябре Минобороны США заказало новую, седьмую по счету производственную партию F135. Контракт стоимостью около 519,9 миллиона долларов был принят в форме поправки к заключенному ранее соглашению. По обновленному соглашению предполагается поставить 19 ТРДД F135-PW-100 для ВВС США и еще четыре – для ВМС, шесть двигателей F135-PW-600 (для модификации F-35B) получит корпус морской пехоты.
Незадолго до объявления об очередном контракте следственная комиссия провела заседание по окончательному определению причины возгорания истребителя F-35 на авиабазе «Эглин». Ответственный за программу представитель Пентагона информировал, что причиной пожара стало трение в статоре двигателя, которое привело к перегреву титанового винта, вызвало трещины в корпусе силовой установки, из-за чего отказал вентиляторный ротор третьего каскада.
F-35 существенно проигрывает более старым самолетам при поражении наземных целей. Эксперты отмечают, что он не будет эффективен при непосредственной поддержке войск, а его оптоэлектронное оборудование не позволит осуществлять полный контроль поля боя. Как следствие новейший истребитель не сможет передавать сухопутным подразделениям зафиксированные видеоданные в реальном времени.
Предполагается, что F-35 заменит в ВВС, ВМС и КМП США более ранние модели авиатехники, включая самолеты, непосредственно предназначенные для авиационной поддержки СВ (в том числе штурмовик A-10).
«На мой взгляд, после достижения состояния начальной боевой готовности F-35 по ряду аспектов будет отставать от более старых самолетов на десять лет, – признал представитель ВВС США, принимающий участие в программе. – Он не будет обладать вооружением или набором датчиков, предназначенными для непосредственной поддержки войск на поле боя, которыми обладали многоцелевые истребители более ранней разработки уже к середине 2000-х».
По мнению экспертов, одна из причин в том, что технологии основного набора датчиков F-35 для применения вооружения класса «воздух-поверхность», использованные в расположенной в носовой части EOTS (Electro-Optical Targeting System), были разработаны более 10 лет назад и поэтому существенно устарели. Система EOTS, схожая по принципу работы с крупными телевизионными и инфракрасными камерами высокого разрешения, предназначена для опознавания и отслеживания наземных целей. Она также может отмечать цели для управляемых авиабомб с наведением по лазерному лучу.
«Применение EOTS – большой шаг назад. Технологиям, реализованным в системе, более 10 лет, они не могут задействовать все преимущества модернизированных подвесных контейнеров. С целью сокращения размеров оборудования и обеспечения малозаметности пришлось пойти на некоторые уступки, – сообщил источник в ВВС США, знакомый с программой по созданию F-35. – В данном аспекте авионика самолета станет разочарованием».
Как полагают эксперты, подобные недостатки могут служить причиной того, что конгресс США намерен сохранить в строю часть штурмовиков A-10C «Уорсог» (Warthog).
/Дмитрий Федюшко, vpk-news.ru/