Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10

Среди множества перспективных проектов в областях ударной тактической авиации, ПВО, а также военно-морских программ Индии и Китая, работы над которыми форсируются не по дням, а по часам, до недавних пор «тёмными лошадками» оставались линейки новых ударных вертолётных комплексов индийской мегакорпорации «Hindustan Aeronautics Limited» (HAL) и китайской корпорации «Changhe Aircraft Industries Corporation» (CAIC).

Данные предприятия уже славятся проектами многоцелевого истребителя «Tejas», лицензионной сборкой сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, а также разработкой современнейшего ЗРК большой дальности HQ-9, который является гибридом российского С-300ПМУ-2 и американского «Patriot PAC-2». Сегодня попытаюсь провести наиболее полный обзор двух винтокрылых машин, сравнив их с российскими и западными аналогами.

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10Индийский LCH в цифровом пустынном «прикиде»

Индийский лёгкий ударный вертолёт LCH (Light Combat Helicopter) разрабатывается индийской компанией HAL уже 9 лет. В феврале 2015 года, на авиавыставке «Aero India 2015» компания представила для посетителей третье изделие, и, как считают предсерийной (финальной) конфигурации. Вертолёт полностью принадлежит к лёгкому классу: масса пустой машины составляет 3000 кг, максимальная взлётная – 5500 кг, максимальная масса полезной нагрузки – около 1500 кг.

Известно, что максимальная продолжительность полёта у LCH составляет 3,2 часа, т.е. почти как у всех современных ударных вертолётов, включая Ка-52, AH-64A,D, и даже немного превосходя Ми-28Н. Это и неудивительно, вертолёт изначально разрабатывался для дальнего сопровождения бронетанковых колонн, транспортных вертолётов и непосредственной информационно-огневой поддержки дружественных войск на ТВД.

Максимальная скорость полёта LCH – 330 км/ч, крейсерская – 260 км/ч, скороподъёмность – 12 м/с (как и у соосного 2-х винтового Ка-52!), боевой радиус действия – около 500 км. Всё, как и у более тяжёлых собратьев.

Отличная скороподъёмность напрямую зависит от энерговооружённости, которая является коэффициентом соотношения мощности силовой установки (2 турбовальных двигателя ТМ333-2С2 «Шакти» мощностью по 1200 л.с.) с взлётной массой 5500 кг, получаем 0,44 л.с./кг, примерно столько же у Ка-52 на максимальном режиме 2-х ТВД ВК-2500 мощностью по 2500 л/с. Так что вертолёт LCH — весьма шустрый воздушный боец, его практический потолок (динамический) составляет 6500 м, это на километр выше, чем у Ка-52, и на 500 м выше, чем у AH-64D «Longbow».

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10

Из-за наличия высокогорного рельефа на северо-востоке Индии, вертолёт изначально проектировался для применения в разряжённой атмосфере высокогорья Гималаев, включая борьбу с воздушным противником на высоте до 7000 м, использование ракетного вооружения на высоте 5000 м и взлёта с нормальной боевой нагрузкой с площадок на высотах до 3000 м над уровнем моря. Видимо по этой причине на хвостовой балке одного из прототипов производитель сделал надпись «pakSisiMha»,-«лев среди птиц»…вертолёт, относящийся к лёгкому классу, сохраняет почти все боевые качества, а по некоторым и превосходит в 2 раза более тяжелые вертолёты.

Начинка вертолёта также поражает спектром инновационных решений в плане информационного обеспечения системы управления огнём, а также защищённости винтокрылого «льва».

Третий прототип LCH оснащается глубоко усовершенствованным высокозащищённым и хорошо остеклённым фонарём двухместной тандемной кабины. Фюзеляж имеет очень узкий профиль, пониженную радиолокационную и инфракрасную сигнатуру. Нижние стенки и стёкла фонаря имеют бронезащиту от пулемётных снарядов калибром 12,7-мм. Шасси вертолёта не убираемые и могут выдерживать солидные нагрузки в случае экстренной посадки.

Приборные панели пилота и оператора вооружения включают в себя жидкокристаллические МФИ с диагональю 14,2 дюйма. На верхней образующей носового обтекателя устанавливается оптико-электронный прицельный комплекс израильской компании «Elbit» «CoMPASS». Данный комплекс относится к сверхлёгким системам, который достаточно эффективно применяется на израильских БПЛА «HERMES-450».

Читайте также  Индийская армия вооружается отечественными вертолётами

Данный комплекс установлен в шаровидной вращающейся платформе и обладает ИК-ТВ каналами визирования и прицеливания c длиной волны 3-5 мкм, а также лазерным дальномером-целеуказателем. Данная система полностью синхронизирована с системой управления вооружением вертолёта LCH.

Вооружение вертолёта представлено:

— одноствольной французской 20-мм АП «Giat-Nexter», которая способна с расстояние 1,5-2 км уверенно уничтожать все легкобронированные БМП и даже некоторые танки в верхний тонкий бронелист башни, ещё большие возможности пушка может проявить после разработки специальных бронебойно-кумулятивных снарядов;

— 4х70-мм бельгийскими ПТУРС;

— ракетами фирмы MBDA класса «воздух-воздух» «Mistral-2», которые могут поражать цели со скоростями до 1,3М; также в состав вооружения могут быть включены перспективные ракеты классов «воздух-земля», противокорабельные и противорадиолокационные ракеты малой и средней дальности.

Совсем недавно началась разработка вертолётного ПТРК «Helina», который будет поражать наземные цели на удалении до 7000 м. Учитывая, что вертолёт имеет четырёхлопастный  винт с законцовками стреловидной формы, видно, что специалисты HAL делали упор и на малошумность нового вертолёта, цена которого сейчас около 22 млн. долларов. И это несоизмеримо меньше, чем у того же американского «Апача» (до 60 млн. долларов).

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10

Вертолёт пойдёт на вооружение СВ, ВВС и ВМС Индии, уже известно о контракте меду HAL и Минобороны страны на 179 вертолётов LHC.

Китайский ударный вертолёт WZ-10 очень похож на индийский вертолёт, но имеет некоторые технологические отличия. Вертолёт также разрабатывался с учётом применения в горных условиях индийского юго-западного оперативного направления, поэтому также относится к лёгкому классу, имеет динамический потолок 6400 м.

В программе 15-летней разработки китайского ударного вертолёта свой след оставило и наше КБ «Камов», которое помогло оформить «CAIC» конструкцию вертолёта на основе эскизного проекта «941», разработанного специально для будущего проекта ударного вертолёта КНР. Во внешнем облике вертолёта WZ-10 российский «почерк» наиболее ярко отразился в «фирменном» небольшом изгибе крыши фонаря кабины, как, к примеру, в нашем Ми-28Н, чего нет у индийского вертолёта (крыша его фонаря прямая, с небольшим уклоном к приборной панели первого пилота).

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10Китайский WZ-10 – более тяжёлая боевая машина, в носовой части смонтирована достаточно сложная оптико-локационная прицельная система, включающая в себя также блок для следования рельефу местности

Данный вертолёт более тяжёлый, масса пустого 5540 кг, максимальная – 8000 кг, естественно, это повлекло и установку 2-х более мощных ТВД Zhuzhou WZ-9 мощностью по 1345 л.с., при этом энерговооружённость осталась чуть более низкой по сравнению с индийским LCH,- 0,34 л.с./кг (при максимальной взлётной массе). Максимальная скорость WZ-10 порядка 310 км/ч, крейсерская – 270 км/ч.

В истории программы WZ-10 имел место и так называемый «двигательный скандал». Компания CAIC воспользовалась хитростью, и для того, чтобы получить более мощные американские двигатели PT6C-76C, сообщила американской «Pratt & Whitney», что силовые установки предназначены для гражданского сектора вертолётной авиации. Когда в 2006 году обнаружилось истинное назначение этих двигателей, начались судебные разбирательства, из-за чего поставки были прекращены и CAIC приступил к использованию более слабых китайских ТВД WZ-9 и энерговооружённость вертолёта сейчас не превышает показатели индийского вертолёта.

Высоких динамических свойств машины удалось добиться за счёт использования пятилопастного винта, который способен функционировать даже после попадания из мелкокалиберного оружия и небольших осколков более крупных снарядов. Вертолёт имеет современную ЭДСУ, трёхопорное неубирающееся шасси, широкое применение композиционных материалов.

Читайте также  Китайский вертолёт Harbin Z-19E «Чёрный торнадо» пойдёт в серию

СУВ и ПНС построены вокруг специальных носовых платформ с гироскопической системой стабилизации: первая включает в себя оптико-электронный прицельный комплекс с тепловизионным и телевизионным каналами, а также лазерный дальномер и целеуказатель, вторая – систему следования рельефу местности при полётах на сверхнизких высотах около 7-10 м (в дневных и ночных условиях с различной метеорологической обстановкой). Система имеет более продвинутую технологию, чем у LCH.

По поводу средств информационного поля, отображающих тактическую информацию и изображение ОЛПК, точно ничего сказать нельзя, но известно об использовании уже на нескольких серийных образцах нашлемной системы целеуказания, которая несомненно свидетельствует о прогрессе технологий Поднебесной в области электронных систем военного назначения. Вся авионика WZ-10 базируется на стандарте GJV289A, и имеет все качества, присущие архитектуре западного стандарта MIL STD 1553В, применяемого в большинстве образцов боевой тактической авиации.

Вооружение вертолёта включает в себя полный спектр ракет классов «воздух-земля», «воздух-корабль», «воздух-воздух» и «воздух-РЛС», также установлена 23-мм АП. Боевая нагрузка вертолёта также составляет 1500 кг. Распределяется она по 4 точкам подвески, и может быть представлена:

— комплексом из 8 ПТУРС HJ-10 (KD-1Q), которые имеют полуактивную лазерную систему наведения и являются практически копией американской многоцелевой ПТУР AGM-114 «Hellfire», её дальность составляет порядка 8 км. Утверждается, что ракета HJ-10 имеет бронепробиваемость 1400 мм и способна поражать все виды бронетехники, не оснащённые комплексами активной защиты, либо электромагнитного поражения;

— ракетами «воздух-воздух» TY-90, ракета имеет массу всего 20 кг, но способна на скорости 2,1М вести перехват агрессора в радиусе 6000 м, ракета имеет компоновку лёгкой ЗУР китайского ПЗРК FN-6/16, но имеет более высокую массу и энерговооружённость, максимальная перегрузка ракеты при маневрировании – 20 ед.;

— также могут быть использованы 4 блока 57-мм или 90-мм НУРС.

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10Перед Вами «плод» европейского военного вертолётостроения PAH-2 «Tiger»; его слабая сторона – достаточно невысокие ЛТХ (максимальная скорость – всего 280 км/ч, потолок – 4 км), но более совершенный набор оптических прицельных систем придаёт ему весомый перевес на равнинном ТВД Европы, который отличается множественными низменностями и возвышенностями, где в самую пору использование таких надвтулочных РЛС, какие видно на нижнем фото

Многоцелевые ударные вертолёты LCH и WZ-10

Вертолёты WZ-10 и LCH – типичные представители быстро развивающейся азиатской военной индустрии. Учитывая, что обе машины относятся к лёгкому классу ударных вертолётов, то их характеристики наиболее схожи с европейским вертолётом PAH-2 «Tiger», причём лётно-технические характеристики последнего уступают индийскому и китайскому изделиям, так динамический потолок «Тигра» — всего 4000 м, «азиатов» — 6500 м, скороподъёмность и скорость PAH-2 также меньше.

Горный ландшафт предположительного использования LCH и WZ-10 внёс значительную лепту в повышение ЛТХ по сравнению с западными машинами. Единственное, что подлежит доработке, это отсутствие у этих вертолётов надвтулочных радиолокационных станций см-мм-диапазонов (полное бездействие в неблагоприятных погодных условиях), а также отсутствие надвтулочных оптикоэлектронных прицельных систем, без которых просто невозможен скрытный подход к противнику для нанесения внезапного удара, что уже давно достигнуто в ВВС России и практикуется в НАТО во время проведения секретных ударных операций.

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя