Закладка перспективного эсминца (ракетного крейсера) Тип 055 наряду с принятием на вооружение авианосца «Ляонин» стала очередным зловещим событием, подтвердившим амбиции Китая как претендента на великую морскую державу.
ВМС НОАК намерены выдвинуть свой оборонительный периметр из прибрежной зоны в открытое море. Ведение боевых действий в открытых морских районах требует наличия новых кораблей, чьё вооружение и возможности позволяют действовать без поддержки с берега.
В отличие от прежде строившихся кораблей ВМС НОАК, чьи размеры соответствовали кораблям класса «сторожевой корабль» (фрегат), а вооружение было ограничено примитивными ракетными системами и ПВО самообороны, новые боевые единицы китайского флота грозят стать одними из самых крупных в мире эсминцев. С самыми современными средствами для контроля воздушного пространства и дальнобойными зенитно-ракетными системами, обеспечивающими ПВО/ПРО морских театров военных действий.
Среди озвученных характеристик новых эсминцев:
— 128 вертикальных ракетных шахт, эквивалентных американской УВП Mk.41 (два 64-зарядных блока). Как и на американских кораблях, ячейки будут использованы для хранения и запуска широкого спектра вооружений, включающих зенитные ракеты большой дальности HHQ-9B (аналог ЗРК С-300), средней дальности HHQ-16 (аналог ЗРК «Бук») и малой дальности DC-10 (по четыре ЗУР в каждой ячейке), заатмосферных перехватчиков HQ-26 (аналог противоракеты SM-3), а также крылатых ракет большой дальности CJ-10, противокорабельных ракет YJ-100 и YJ-18 (последняя — с отделяемой сверхзвуковой БЧ) и противолодочных ракетоторпед CY-5;
— универсальная артиллерийская установка. Изначально было заявлено о дальнобойной системе калибра 155 мм, с её последующей заменой на рельсовую электромагнитную пушку. Реальность оказалась менее интересной: в настоящий момент наиболее вероятным считается вариант с оснащением эсминца новым морским орудием H/PJ-38 калибра 130 мм;
— системы ближней самообороны, включающие автоматические 11-ствольные зенитки Тип 1130 (скорострельность 11 000 выстр./мин) и 24-зарядные блоки ракет с тепловым наведением на поворотном лафете (концептуальный аналог RIM-116);
— посадочная площадка и ангар для двух противолодочных вертолетов.
Водоизмещение нового крейсера/эсминца оценивается в 12—13 тысяч тонн, что делает его вторым по величине надводным ракетно-артиллерийским кораблем после американского «Замволта».
Официальные китайские источники заявляют, что первые восемь эсминцев Тип 055 будут оснащены обычной ГЭУ в составе четырех газовых турбин QC-280 (копия американской General Electric LM2500). Эсминцы следующей подсерии получат ядерную силовую установку, что обеспечит им неограниченную дальность плавания.
Англоязычные эксперты относятся к данному заявлению скептически: предыдущий опыт эксплуатации надводных боевых кораблей с ЯСУ подтвердил избыточную стоимость их эксплуатации, не компенсированную никакими реальными преимуществами (автономность корабля огранена не только топливом). Как результат — ВМС США списали свой последний атомный крейсер двадцать лет назад. ВМФ России эксплуатируют пару оставшихся «Орланов», ввиду отсутствия им какой-либо реальной альтернативы. На этом все. На сегодняшний день в мире отсутствуют какие-либо проекты неавиносных надводных боевых кораблей с ЯСУ.
В связи с отсутствием официальных изображений эсминца Тип 055, главной интригой остается архитектурный облик китайского эсминца. Будет ли в его основу положена концепция американского «Замволта» или китайские корабелы пойдут по более привычному пути, продолжая дальнейшую эволюцию «беркообразных» эсминцев?
Так сложилось, что все современные эсминцы (американский «Арли Берк», британский «Дэринг», японские «Атаго» и «Акидзуки», индийский «Колката») являются, в первую очередь, специализированными кораблями ПВО. Что, конечно, не отменяет их разумной универсальности. Этому способствуют две причины:
1. Основной угрозой в современном морском бою являются средства воздушного нападения.
2. Для размещения на борту развитых средств обнаружения, обеспечения достаточной высоты установки антенных постов и наличия достаточного боекомплекта зенитных ракет большой дальности требуется крупный боевой корабль океанской зоны водоизмещением не менее 7-8 тысяч тонн. С учетом необходимости обеспечения универсальности, хорошей мореходности и высокой автономности, водоизмещение современных эсминцев часто достигает 10 и более тысяч тонн.
Собственно, дальнобойные ЗРК и системы зональной ПВО/ПРО и есть главная причина существования эсминцев (крейсеров) в наше время. Все остальное ударное и оборонительное вооружение (КРБД, ПКР, ПЛУР, ЗРК самообороны) требуют на порядок меньших объемов для их размещения на борту, поэтому могут быть с успехом установлены на более скромных платформах (корветы, фрегаты, LCS и даже МАК) или на подлодках.
Развивая тему эсминца ПВО, наиболее эффективным является схема с двумя радиолокационными станциями разных диапазонов:
— РЛС сантиметрового диапазона (зарубежное обозначение — X-band), позволяющая сформировать «острый» луч для обнаружения низколетящих малоразмерных объектов (противокорабельных ракет). Назначение станции — своевременное обнаружение низколетящих ПКР, едва они поднимутся над горизонтом. Очень ответственный момент — до попадания ПКР в цель осталось менее минуты. Времени в обрез, важно быстродействие процессоров и высокая частота обновления данных. Потому к этим радарам предъявляются самые высокие требования;
— обзорная РЛС дециметрового диапазона (S или L-band) для обнаружения целей на больших дистанция, вплоть до низких околоземных орбит. Связано с тем, что у дециметрового радара дальность обнаружения выше при той же выходной мощности, чем у работающего в сантиметровом диапазоне, т.к. потеря мощности сигнала растёт с частотой.
На многие вопросы о эсминце Тип 055 может ответить его полноразмерный макет, строящийся в Хубее. Согласно распространенным фотографиям, компоновка китайского эсминца более соответствует британскому «Дэрингу».
Антенный пост РЛС слежения за горизонтом (X), очевидно, будет расположен на вершине фок-мачты — для максимального расширения радиогоризонта. В кормовой части эсминца планируется оборудовать еще один антенный пост радиолокатора дальнего обнаружения (подобно британскому S1850M).
В связи с достижениями технического прогресса последних лет, все китайские эсминцы (как и эсминцы ВМС самообороны Японии, ВМС США, Индии и всех европейских стран) будут оборудованы радиолокаторами с активными фазированным антеннами (АФАР).
Технология АФАР позволяет расширить сферу применения РЛС. Помимо обнаружения воздушных и морских целей, такие станции способны дублировать задачи навигационных радаров, обнаруживать плавающие мины, выполнять задачи средств радиотехнической разведки и, главное, брать на себя обязанности РЛС наведения зенитных ракет.
Массив из тысяч приемно-передающих модулей, каждый из которых способен работать отдельно от других (на практике, ППМ группируются в модули по несколько десятков штук для усиления сигнала) позволяет сформировать десятки отдельных лучей для «подсветки» целей и управления выпущенными зенитными ракетами. У корабля появляется реальная возможность для отражения массированных воздушных атак.
P.S. Любопытно, что бюджет ВМС НОАК всего в два раза превышает бюджет российского Военно-морского флота. Ввиду несоответствия соотношения затрат и результатов возникает удивительный парадокс, решением которого могут стать два вывода. Первый: китайцы используют на верфях рабский труд. Второй, более очевидный: настоящий бюджет китайского флота строго засекречен, а его значение в разы превышает опубликованные данные.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Просто они трудолюбивые и патриотичные, а у нас распил и развал
Давайте обойдёмся, как нибудь, без посыпания своих голов пеплом: что так нравится нашим заклятым западным партнёрам…
Хорошая цель для гиперзвуковых ракет. А они уже на подходе.
Ну ежели так ко всему подходить, то тогда вообще ничего делать не стоит,всё равно перестреляют,перетопят,сожгут.
Что поделаешь — сначала создают ударное оружие, а потом другое для борьбы с оным.А вот по корабельному составу флотов мира уже идут весьма жесткие дебаты. Я лично сторонник кораблей дальней морской зоны не больше фрегата вооруженного компактным и эффективным оружием и современной электронникой. Причем фрегаты должны иметь достаточно узкую специализацию и соединены в эскадры как боевые единицы флота.
Водоизмещение фрегата приблизительно по памяти где-то 2500-3500 тонн.
Вопрос тем кто спец по кораблям: ДОСТАТОЧНО ТАКОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ОКЕАНСКОЙ ЗОНЫ?
Я считаю что такое водоизмещение не достаточно, как по топливу, так и по вооружению.
И АУГ плевать на любое эфективное оружие, если оно компактное, да ещё специализированно раскидано по фрегатам. Это всё равно что на медведя с мухобойкой, а на комара с ружьём. И изничтожить сей когал просто, тот фрегат, который заточен под ПВО, хлопнуть из под воды, а тот который против подводных лодок, отправить на дно с помощью авиации. А ежели они в куче будут, ядрёную бомбочку в серединку строя — и сплющит их корпуса, как жестяную банку пива упавший сверху кирпич.
Коллега Кот абсолютно прав!!!! А по критерию стоимость/эффективность ничего лучше «атлантов»(то есть крейсер «Москва» 1164 и т.п.) не создано. И не говорите про орли бёрк и тикондерогу- там далеко не всё так гладко…