Больше всего вопросов вызывает внутренний отсек вооружений. Отличительная черта всех истребителей пятого поколения и других летательных аппаратов (ЛА), претендующих на звание «стелс». Наличие бомбоотсека сулит немалые выгоды:
— уменьшение заметности ЛА для вражеских радаров за счет отсутствия громоздких боеприпасов на подкрыльевых/подфюзеляжных пилонах (уменьшение значения ЭПР);
— частичное снятие ограничений на пилотаж ЛА. Находящиеся в бомбоотсеке боеприпасы полностью защищены от напора набегающего воздуха. Уменьшается лобовое сопротивление самолета. Уменьшается момент инерции и повышается маневренность, за счет размещения боеприпасов вблизи продольной оси ЛА.
В то же время существует ряд сомнительных моментов:
1. Усложнение конструкции. Вместительный бомбоотсек входит в противоречие с плотной компоновкой современного истребителя-бомбардировщика. В последний раз такое видели полвека назад, у палубного А-5 «Виджилент»: термоядерные «плюшки» загружались в длинный узкий тоннель, запиравшийся вышибной заглушкой в хвостовой части самолета.
Остроумное тех. решение стало поводом для многочисленных шуток, но в наши дни такое не пройдет. Истребителю пятого поколения необходим «классический» бомбоотсек со створками для эффективного применения широкого ассортимента средств поражения и размещения др. видов целевой нагрузки.
Бомбоотсек должен находиться вблизи центра тяжести ЛА, т.к. сброс бомб не должен нарушать центровку самолета.
Бомбоотсек должен быть приспособлен под установку различных типов замков и держателей бомб, барабанных ПУ и др. вспомогательного оборудования.
Сброс 500-футовой бомбы «Пэйвуэй» с лазерным наведением
Инженеры «Локхид Мартин» совершили подвиг, сумев интегрировать два бомбоотсека в конструкцию своего F-35. Наряду с S-образными воздухозаборниками двигателя и необходимостью размещения внутри фюзеляжа гигантского запаса топлива: полностью заправленный F-35 несет в баках 8 тонн керосина — больше, чем любой другой однодвигательный ЛА в истории авиации. И больше, чем большинство из его более крупных и тяжелых «соперников».
При всем этом F-35 остается скромным 15-метровым самолетом, одним из самых компактных многоцелевых истребителей эконом-класса.
2. Серьезной проблемой остается применение оружия на сверхзвуке. «Локхид Мартин» дает всецело положительный ответ. По мнению отечественных экспертов, американские «Рэпторы» и «Лайтнинги», наоборот, лишены всякой возможности раскрывать створки бомбоотсеков на сверхзвуковых скоростях. Единственный, кто, в теории, обладает такой возможностью — это российский ПАК ФА.
3. Но главная проблема — вместимость внутренних отсеков вооружений.
Параметры F-35 таковы:
— два бомбоотсека, по две точки подвески в каждом;
— макс. масса подвесных элементов во внутренних отсеках составляет 5000 фунтов (~ 2 тонны).
Все это позволяет разместить на борту без потери скрытности до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней/большой дальности (AIM-120 AMRAAM), либо две-четыре управляемые авиабомбы легкого класса (как пример — 113 кг планирующие SDB с макс. дальностью пуска 100 км) в комбинации с парой УР «воздух-воздух», либо две тяжелые авиабомбы или крылатые ракеты (как пример: 907-кг бомбы Mk.84 с комплектом GPS (JDAM), планирующие высокоточные боеприпасы JSW массой 681 кг или противокорабельные ракеты JSM). Для начала неплохо!
Иными словами, вместительность внутренних бомбоотсеков позволяет «Лайтнингу» вступать в бой, имея на борту в любой комбинации до 4 УР «воздух-воздух» («Сайдуиндер», AIM-132 и IRIS-T с тепловым наведением на цель, либо AIM-120 с активной радиолокационной ГСН).
Это соответствует тому разумному минимуму, принятому для оснащения истребителей поколений 4/5. Размещение на борту большего кол-ва боеприпасов ведет к излишнему утяжелению самолета и снижению его маневренности в ближнем бою.
В соответствии с практикой и условиями современных боёв, не представляется возможным выпустить свыше четырех ракет за тот короткий промежуток времени, проходящий с момента обнаружения цели до окончания воздушной схватки. Притом, истребители всегда действуют в составе групп — минимум парой, а чаще по четыре, шесть и более самолетов в одном строю.
В то же время инженеры «Локхид Мартин» выражают намерение поставить F-35 вне конкуренции среди всех истребителей пятого поколения по количеству вооружения во внутренних бомбоотсеках. В 2012 году прошла информация о создании перспективной УР Lockheed Martin CUDA.
Объект представляет всеракурсный кинетический перехватчик c возможностью поражения воздушных целей (пилотируемых ЛА, БПЛА, крылатых и баллистических ракет), а в перспективе — контрастных наземных целей и кораблей. Основные требования к новой ракете:
— всеракурсное наведение (360°);
— максимально возможная маневренность, перегрузки до 50g;
— дальность пуска — не меньше чем у «обычных» УР семейства AIM-120 (120…180 км);
— возможность (а точнее, необходимость) уничтожения цели путем прямого попадания;
— относительно низкая стоимость — по причине малых габаритов самой ракеты и отсутствия боевой части;
— длина — 178 см!
Согласно расчетам, во внутренний отсеках F-35 должно поместить до 12 подобных боеприпасов!
CUDA, несомненно, шедевр — 10 колец по 18 микродвигателей (перфорированный участок в носовой части ракеты), чем и обеспечивается высокая маневренность и беспрецедентная точность ракеты. Система, подобная кинетическому перехватчику, входящему в состав боекомплекта системы ПВО/ПРО «Пэтриот» PAC-3.
Единственная проблема: вследствие ограничений по длине, конструкторам пришлось сделать ставку на кинетическую БЧ, взамен гораздо более простой и надежной схемы с подрывом осколочно-фугасного заряда на близком расстоянии от цели. Кинетические перехватчики (SM-3 системы «Иджис», наземный PAC-3) успешно поражают боеголовки баллистических ракет и даже космические спутники, двигающиеся по известной траектории. Но как покажется себя кинетическая CUDA в борьбе со сверхманевренными Су-35 и ПАК ФА, что движутся по непредсказуемой траектории в плотных слоях атмосферы?
На этот вопрос предстоит ответить в ближайшие годы. Пока же, основным оружием F-35 в воздушном бою остается проверенная AIM-120 AMRAAM с дальностью пуска 180 км (последняя мод. AIM-120D). С помощью этих ракет натовские пилоты одержали 100% побед в воздушных боях за последние 20 лет. В ходе международных учений и моделирования воздушных боев, сторонние участники непременно требуют исключить AMRAAM из условий: в противном случае, результаты воздушных схваток складываются очевидным образом, несмотря на высокую маневренность, наличие ОЛС, нашлемных прицелов и др. сильных качеств противников.
Запуск AIM-120 Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM)
AMRAAM летит настолько далеко, насколько нужно. Несмотря на потенциальную возможность создания УР «воздух-воздух» любой дальности (300, 400, да хоть 1000 км), если цель — плотный строй Б-52 в стратосфере.
Увы, массогабариты и ЭПР современных боевых самолетов на порядок отличаются от размеров стратегического бомбардировщика. Самолеты все более «уходят в тень», снижая свою заметность за счет технологии «стелс». При этом дальность их обнаружения наземными РЛС, АВАКСАами и радарами истребителей на практике не превышает нескольких десятков километров.
В конечном итоге дальность пуска определяется не запасами топлива в ракете, а возможностями БРЛС истребителя. Воздушную цель мало обнаружить и взять на устойчивое сопровождение. Нужно аккуратно «подвести» ракету к цели, до того момента, когда собственная РЛГСН ракеты сможет (и сможет ли вообще, в случае со «стелсом») захватить цель с дистанции в пару десятков км (ввиду миниатюрных размеров и малой излучаемой мощности радиолокационной ГСН). До этого момента управление бортовым автопилотом ракеты осуществляется с борта истребителя: радар непрерывно определяет изменение положения цели и, одновременно, «удерживает» узким лучом выпущенную ракету, транслируя на её борт данные о текущем положении цели.
Понятно, что на практике дальность таких «радиоигр» не может превышать пары сотен км. О том, как все это заработает в реальном бою, в случае постановки активных помех средствами РЭБ противника.
УР сверхбольшой дальности бесполезны: типичная БРЛС истребителя не способна ни обнаружить, ни навести ракету на цель с расстояния в 400-500 км. И какого-либо прогресса в данной области не намечается: компактные авиационные радары, в принципе, не обладают размерами и мощностями, свойственных антеннам могучих С-300/С-400, но даже С-400 не берется утверждать о гарантированном уничтожении малоразмерной цели типа «истребитель» с расстояния 400 км.
Что касается споров о преимуществах активной ФАР, то в данном случае, она дает обратный эффект: ввиду меньшего КПД излучения, дальность обнаружения АФАР меньше, чем у ПФАР аналогичной мощности (разумеется, АФАР обладают рядом других великолепных преимуществ).
Оттого все инсинуации вокруг «малой» дальности полета AMRAAM и «критические сравнения» её возможностей с отечественной Р-37 или перспективной КС-172 (400 км) не имеют большого смысла.
Вооруженные парой таких ракет, и при наличии двух «Сайдуиндеров» ближнего боя, истребитель F-35 превращается в грозного непредсказуемого противника. Чьи возможности подкрепляются фантастическим радаром AN/APG-81, всеракурсной системой обнаружения AN/AAQ-37 DAS и малой заметностью самого истребителя.
Противокорабельная ракета воздушного базирования JSM (модификация норвежской Kongsberg NSM) во внутреннем бомбоотсеке F-35. Технология «стелс», двусторонняя линия связи, дальность пуска 280 км.
Что касается применения «Лайтнинга» в качестве бомбардировщика, то даже в «стелс»-варианте ударные возможности и ассортимент вооружений F-35 позволяют решить практически любую задачу по уничтожению важнейших объектов военной и гражданской инфраструктуры противника.
Возможно, кто-то усмотрит здесь попытку фальсификации. «Всего» две тонны бомб во внутренних бомбоотсеках — против заявленных «Локхидом» восьми тонн боевой нагрузки! Боевая нагрузка F-35 в варианте «стелс» соответствует многоцелевым истребителям второго-третьего поколений.
Однако важно понимать, что F-35, как и все существующие / разрабатываемые истребители пятого поколения, вынуждены иметь встроенный комплекс прицельно-навигационного оборудования для «работы по земле», а также иметь необходимый запас топлива во внутренних баках (использование ПТБ предусмотрено лишь для совершения сверхдальних перелетов между театрами военных действий). В результате две тонны боевой нагрузки F-35 — это чистая «боевая нагрузка», бомбы. В отличие от многоцелевых истребителей предыдущего поколения, что вынуждены тратить значительный резерв своей «боевой нагрузки» на прицельные контейнеры и подвесные/конформные топливные баки.
Когда же вопрос с вражеской авиацией и ПВО будет решен, начнутся будни «крылатых рабочих войны». Малозаметность потеряет значение. Пришел черед боевых вылетов с макс. нагрузкой с задачей «вбомбить противника в каменный век».
Бомбить, бомбить, бомбить…
/Олег Капцов, topwar.ru/
Олег Капцов свой любимый Лайтинг облизывает.
F-35 оснащен системой всеракурсного обстрела целей в ближнем бою.
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=e1NrFZddihQ#t=207
В дальнем бою у Т-50 нет шансов из-за его большой ЭПР.
ЭПР Т-50 0.3 м², ЭПР F-35 0.001 м² — в 300 раз меньше!!!
———-
ЭПР F-22 0.00015 м², ЭПР Т-50 0.3 м².
——
Т-50 обнаруживает F-22 на дальности 150/(1/0.00015)^0.25 = 16.6 км
——
F-22 обнаруживает Т-50 на дальности 193/(1/0.3)^0.25 = 162.3 км — в режиме LPI (low-probability-of-intercept). В обычном режиме на дальности 225/(1/0.3)^0.25 = 189.2 км
Идиот!
Настоящий аргументированный ответ!
😀 😀 😀
——
Аргументы какие-нибудь сможете привести?
длиноволновые радары т50 обнаружат невидимку раньше, поставит рэб помехи, «ослепленному» раптору придется разворачиваться и убегать, показывая свои факелы, олс т50 засечет его в ИК на дальности 100 км и пульнет в догонку ракеты ))
Чапай: «длиноволновые радары т50…»
——
Длинноволновые радары — МЕТРОВОГО диапазона!
Для них нужны вот такие антенны: http://bastion-karpenko.ru/MAKS-2013/PVO_MAKS-2013_005.JPG
ЭПР F-35 0.001 м2. А чего не ноль? Чтоб можно было в рекламных роликах писать «НЕВИДИМКА»))). Кроме того, при цене этого чуда в 80$ млн. сомнительно, что пендосы будут решать вопрос с нашим ПВО с его помощью.
Данные приведённые вами в примерах не являются даже рекламными трюками. Они всего лишь иссинуации интернет юзеров и журналистов дилетантов. Невидимость Л.А разработана и предложена именно советскими учёными и представлена американцам. Пак фа создан именно как лучший противовес для F22. Реальная невидимость американских самолётов в пределах 0,3 — 0,25 и это очень прилично. Это было проверено и опытами и разведданными, да и то такие эпр достигнуты при полном радиомолчании и практически выключенном АФар т.е особый пассивный режим. Невидимость Пак фа вообще необсуждаема т.к данные засекречены совсем. И то что я здесь сообщаю известно авиаспециалистам.
в предкрылках крыльев т50 стоят радары метровые
Чапай: «в предкрылках крыльев т50 стоят радары метровые»
——————-
Дециметровые, метровый в него не влезет!
Дециметровый радар стелс не обнаружит!
Этот Гровлер, в отличии от Капцова (который всего лишь облизывает Лаитинг), вылизывает всё американское и намного тщательнее, чем другие подпиндосники.
децимитровые обнаружат, покрытие раптора не способно поглотить дециметровые волны
Эй, проамериканский лизозад! Тут новая статья появилась, о западных ПТРК, у тебя появилась новая возможность подлизнуть.
Читая комменатрии людей складывается впечатление, что каждый 2 летал на рапторе, лайтинге и т50, собирал , разбирал их, участвовал в непосредственной разработке всех составных и их непосредственном тестировании. Вообщем мужики, не городите ерунды, это настолько тонкая тема, что сами проектировщики не ответят вам, а каждый , как известно , хвалит свою корову.
В еженедельнике Aviation Week & Space Technology приводилось значение фронтальной ЭПР~0.0001 м2:
The F-22s overperformance includes a radar cross section that is “better” than was contracted for, the company says. That classified requirement has been calculated at a -40 dBsm [0.0001 м2], about the size of a steel marble.
Ссылка: http://awin.aviationweek.com/portals/awin/cmsfiles/media/pdf/as_pdf/2009/02/04/asd_02_04_2009.pdf
Главный конструктор самолета Александр Давиденко косвенно намекнул на величину ЭПР T-50. По его словам ЭПР T-50 будет близка к 0.3 м2.
Ссылка: http://inosmi.ru/army/20100313/158588233.html
Дмитрий, здесь не столько спор о ТТХ самолётов, сколько война полюсов.
янки любят завышать ТТХ — страх нагонять, их невидимки видны ПВО а если ещё РЭБ врубить, то невидимки ещё и «ослепнут»
Насколько я понимаю ЭПР это такая же секретная информация как и рабочие частоты радаров и связи и если кто-то называет какие-то цифры то это или спекуляция или дезинформация. И не надо говорить про независимые и авторитетные издания.
П.С. Не смотрите Дискавери. Мозг в грибы превратится.
Виталий: “Насколько я понимаю ЭПР это такая же секретная информация как и рабочие частоты радаров и связи и если кто-то называет какие-то цифры…”
===========================
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР САМОЛЕТА Александр Давиденко косвенно НАМЕКНУЛ НА ВЕЛИЧИНУ ЭПР T-50. По его словам, ЭПР T-50 будет близка к 0.3 м2.
http://inosmi.ru/army/20100313/158588233.html
===========================
Aviation Week & Space Technology — один из самых влиятельных и авторитетных авиационно-космических журналов в мире, в 2009 году опубликовал статью, в которой утверждалось что ЭПР F-22 0.0001 м2, а ЭПР F-35 0.001 м2.
Вот ее перевод: http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/4630/
===========================
КОМПАНИЯ LOCKHEED MARTIN ЗАЯВЛЯЕТ, что ей удалось создать истребитель, характеристики которого превышают заданные требования. В частности, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИРМЫ ЗАЯВЛЯЮТ, что ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолета составила порядка -40 dBsm. Для сравнения, ЭПР истребителя F-35 составляет -30 dBsm, или равна отражающей поверхности мяча для гольфа.
-40 dBsm = 0.0001 м2.
-30 dBsm = 0.001 м2.
Сдаётся что Гровлер и НМХ — одна и та же морда лица. Виталий, будь осторожен, оно может само набить комментарий, как бы от тебя.
Да, стиль поста один в один в один.
Локхилд-Мартин те еще соловьи. Как пели про F-16, вундервафля прям, а МиГ-29, как оказалось кроет его как бык овцу. Немецкие пилоты вам подтвердят.
вы как дети малы и чей папка сильнее
F-35 конечно хороший самолет и отвечает всем вызовам современного воздушного боя пока это еще пилотный проект
А-35 возможно в совершенстве получит новые двигателя с изменяемым вектором тяги
Как можно так «подтасовывать» информацию HMX??? Это очень не красиво и как-то по «детски»!
В статье приведенной Вами, говорится дословно:
«Главный конструктор самолета Александр Давиденко косвенно намекнул на размер эффективной площади рассеяния (ЭПР) будущего истребителя. По его словам, ЭПР самолетов старого поколения (например, Су-27) составляет около 12 м², тогда как у F-22A Raptor она колеблется в диапазоне 0,3-0,4 м². ЭПР ПАК ФА «не будет превышать показатели F-22A, она будет к ним очень близка».
А что делаете вы? Вырезаете из контекста «косвенного» утверждения.
В нем говориться, что ЭПР Т50 не будет превышать значения F-22A, которое по их измерениям составляет 0.3-0.4. Даже если применяются разные методики, а зная силу американского маркетинга, это не сильно удивляет, и по факту эти цифры могут отличаться, ключевой фразой является, то ЭПР Т50 будет не более ЭПР F-22A. А кто и что, как меряет, это уже совсем другая история)