Армейская авиация ЮВО готовится к супер-самолету Т-50
Первый в России серийный боевой самолет 5-го поколения разработали конструкторы «Сухого», а строят на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Обладающий искусственным интеллектом Т-50 невидим для радаров противника, а его примерная стоимость доходит до 100 миллионов долларов.
Усиление воздушного присутствия
В этом году количество летно-тактических учений пилотов армейской авиации Южного военного округа возрастет на 30 процентов. Как правило, учения будут проводиться в сложных погодных условиях, ночью и в горной местности. Например, вертолетчикам авиабазы в Краснодарском крае предстоит отработать сопровождение колонн, переброску и высадку тактического воздушного десанта, огневую поддержку действий штурмовых отрядов и другие сложные задачи.
Всего в этом году с краснодарскими экипажами будет проведено более 25 учений различного масштаба на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, а также республик Северного Кавказа, сообщила пресс-служба Южного военного округа.
Поставки нового вооружения на юг увеличиваются почти в два раза — в прошлом году в войска поступило более 40 единиц новых и модернизированных самолетов и вертолетов, оснащенных мощным ракетно-пушечным вооружением, новейшими средствами связи, тепловизионной системой наблюдения, как следует из данных Минобороны.
Но больше всего ожидают главную новинку отечественного военно-промышленного комплекса — боевой самолет пятого поколения Т-50. Его принципиально новый комплекс авионики, интегрирующий функцию «электронного пилота», и перспективная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, значительно снизят нагрузку на пилотов и позволят им сконцентрироваться на выполнении тактических задач.
Т-50 уже успели окрестить «самолетом с искусственным интеллектом» с подачи начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Николая Макарова. По его словам, российский самолет будет обладать рядом преимуществ перед американским аналогом — F-22 Raptor, и прежде всего — «высоким, практически человеческим интеллектом».
Неуступчивый невидимка
Информацию о превосходстве российского самолета над заокеанским соперником на днях подтвердил и Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, который анонсировал начало поставок Т-50 в российские войска в 2016 году. «Авиация живет, с каждым годом растет ее количество, увеличиваются ее возможности. Пока приходят самолеты поколения 4++, ну а со следующего года мы начнем получать Т-50 — самолет пятого поколения, который ничем не уступает американским F-22, а по большинству показателей и превосходит его», — подчеркнул Бондарев.
Если судить по открытым данным, которые из соображений секретности могут отличаться от реальных показателей, то проект многофункционального многоцелевого истребителя Т-50 не зря выиграл конкурс на право участия в программе «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» (ПАК ФА). Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью благодаря бесфорсажной работе двигателей, способен маневрировать с большими перегрузками и оснащен передовой электроникой. ОКБ Сухого создало самолет-невидимку с беспрецедентно низким уровнем радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности.
Этого удалось добиться благодаря аэродинамической компоновке, снижению заметности двигателя и применению композиционных материалов в конструкции. Порядка 70 процентов обшивки истребителя 5-го поколения выполнено из полимерных углепластиков разработки Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.
Ожидается, что длина серийного самолета составит 22 метра, высота — 5,3 метра, а размах крыла — 14,2 метра. Максимальная скорость — 2500 км/ч, а потолок полета — 20 километров. Бортовое оборудование самолета позволит осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и между самолетами авиагруппы. За сбор информации отвечает принципиально новый комплекс радиолокации — на самолете будет установлено целых 6 интегрированных систем обнаружения целей.
Это не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесенных по всей поверхности самолета, фактически составляющих «умную обшивку». Благодаря такой серьезной информационной поддержке управляться с истребителем будет всего один пилот.
В качестве ракет «воздух-поверхность» предполагается использование новой противорадиолокационной ракеты Х-58УШКЭ со складным оперением, а также противокорабельной ракеты типа Х-35. Считается, что Т-50 получит как минимум одну сдвоенную пушку калибра 30 мм, установленную в фюзеляже, а также 16 точек подвески для боевой нагрузки.