25 февраля станет решающим днём относительно будущего развёртывания на территории средиземноморского острова Кипр двух крупных военных баз, способных оказать достаточное военно-политическое давление на страны НАТО, в случае, если последует очередная вспышка агрессии по отношению к Сирии и Ирану. Предложение о размещении двух мощных форпостов ВМФ и ВВС России в городе Лимасол и под городом Пафос (база «Андреас Папандреу») поступило от президента Кипра Никоса Анастазиадиса для национальных СМИ и одной из местных газет 8 февраля.
Самым интересным является то, что на острове уже давно развёрнута авиабаза Королевских ВВС Великобритании, и по этой причине в военных кругах и кулуарах Министерства обороны и Генштаба РФ витают серьёзные споры и противоречия относительно дальнейших шагов в данном направлении, в некоторой степени разногласия вызваны экономическим кризисом. Но было бы очень наивно полагать, что использование данного стратегического направления для расширения и оперативной эффективности наших ВС не даст своего результата.
Остров, находящийся в северо-восточной части Средиземного моря, является просто необходимым для действий российской противолодочной и противокорабельной авиации, а также КУГ в акватории Эгейского моря, через которое обычно в Чёрное море заходят корабли объединённых ВМС НАТО и США, а также могут заходить и ударные подлодки с крылатыми ракетами на борту.
Данная зона является для нашего ВМФ отчасти плохо «просматриваемой»: в ней нет постоянного присутствия ударных МАПЛ проекта 949А, в нейтральном воздушном пространстве над Средиземным морем не несут патрулирование самолёты ДРЛО А-50У в целях раскрытия намерений и планов НАТО по отношению к России. Наблюдение за этим участком Европы ведётся лишь с помощью разведывательных спутников и РЛС-СПРН «Воронеж-ДМ», которыми не возможно рассмотреть всех перемещений противника, особенно на низковысотном участке. А это очень плохо, особенно ввиду угроз, которые будут всё более возрастать.
Теперь нам представилась просто отличная возможность закрепиться на Ближнем Востоке и восстановить прежнюю военную архитектуру, которая была временно утеряна в Египте и Сирии. А это позволит создать первую линию обороны не только для Кипра и Сирии, но и для всего Южного военного округа России, а теперь и Крыма, которые находятся под постоянным наблюдением НАТО.
Существует вполне адекватное мнение, подтверждённое некоторыми египетскими источниками, что ВС России приступили к восстановлению базы Сади-Барани, где на сегодня установлена закрытая зона, контролируемая ЗРК С-300В4. Подтверждаются такие сведение и многочисленными заявлениями других ближневосточный государств, включая Израиль и Турцию, о том, что замечено свыше десяти единиц военно-транспортной авиации, направляющейся в Египет… а это значит только одно – возобновление присутствия и сотрудничества на том же уровне, что мы хорошо помним в 70-х гг.
Итак, список оперативно-стратегических преимуществ, которые получит РФ благодаря использованию новых баз на Кипре:
— использование тактической авиации с а/б «Андреас Папандреу» в целях наблюдения за действиями ВМС НАТО в Средиземном море, а также защиты политического строя и суверенитета Сирии от нанесения военно-экономического ущерба, контроля за действиями с израильского направления, предупреждения и своевременного оповещения Генштаба РФ о приближающихся и входящих в Чёрное море ударных группировках ВМС НАТО для своевременного предупреждения группировки войск ЮВО и Черноморского флота;
— размещение на авиабазе «Андреас Папандреу» самолётов-заправщиков Ил-78М для поддержания требуемого режима регулярного патрулирования тактической и стратегической авиацией ВВС России Средиземноморья;
— размещения бригады ВКО, на вооружении которой должны быть радиолокационные комплексы «Небо-М», а также несколько ЗРК С-400 для непосредственной защиты инфраструктуры и состава авиабазы, поскольку её местонахождение расположено практически в полном окружении стран-участниц НАТО;
— база ВМФ России в Лимасоле, как и а/б под Пафосом должна быть вооружена только лучшими и самыми современными боевыми кораблями классов «фрегат», «корвет» или «эсминец» — значительная оперативная удалённость от Крыма и Краснодарского края не позволит в кратчайшие сроки совершить переброску подкрепления в случае попытки массированного ракетного удара со стороны НАТО.
Ещё одним, не менее весомым аргументом в пользу развёртывания мощной военной инфраструктуры на греческо-турецком Кипре является геополитическая ситуация в мире.
11 февраля стало известно, что Турция «не под каким соусом» не поддержит западные санкции, вводимые против Российской Федерации. По словам министра по делам ЕС Турции Волкана Бодзыра, Турция имеет с Россией добрососедские и тесные экономические связи, помимо этого ведётся стратегическое сотрудничество в антитеррористической деятельности, которая сейчас в основном направлена на сдерживание террористической организации «ИГИЛ», взрощенной за счёт финансовых вливаний заокеанского «друга». Такая деятельность, ни много, ни мало, а формирует хоть какие-то гарантии стабильности на юге России, а также на Ближнем Востоке.
Греческая сторона также долго не колебалась и полностью отвергла новый пакет брюссельских санкций по отношению к нашей стране, об этом 28 января заявил премьер-министр Греции Алексис Ципрас. Данная страна, аналогично Турции, имеет с Россией тесные экономические взаимоотношения, в спектр которых входит и сотрудничество в военной сфере: ПВО Греции в своё время получили на вооружение именно российские ЗРК С-300ПМУ-2 и «Тор-М1 и «Оса-АКМ».
В общем, общая риторика данных средиземноморских государств предельно ясна, всё зависит от решения, которое примет военное руководство Российской Федерации после встречи 25 февраля.
/Евгений Даманцев/