Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге – организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.
Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.
С прицелом на будущее
Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета. А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».
Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.
На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.
Крейсер или аэродром
Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.
И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27. Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.
Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли.
Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.
«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».
Грани головоломки
Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.
Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле. По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота.
Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.
Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.
Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.
«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.
/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/
Лично я, за авианосец.
С территории России в данных условиях можно авиацией достать до любого потенциального «супостата». Не авианосцы сейцас нужны,а корабли дальней океанской зоны, а точнее их соединения. И плюс к этому-современная дальняя авиация.
Я не согласен с вами. Авианосец-это такой подвижный цилиндр,диаметром 2000км и в высоту километров 20,плюс группировка боевых кораблей, десантных транспортников и подводных лодок,где-то около Кубы. А потом сей когал сместился к Никарагуа. При всём этом,он тащит на себе ядерное оружие и носители этого оружия. И если где-то запахло жаренным, то мощный авианосный кулак прибудет к месту разборки в короткое время,что будет на много весомей единичных рейдов стратегических бомбёров.
А вот лично я — против. Если бы спросили меня, то предложил бы иной путь. То есть, скажем так, если выбирать соединения надводных кораблей океанской зоны, то без авианесущего корабля не обойтись, так как это «длинная рука», позволяющая бороться на море на очень больших дистанциях. Но как ни крути, уже сейчас существуют технологии, способные подавить АУГ весьма более дешевым способом, чем иная АУГ. Во-первых у китайцев имеются баллистические ракеты, способные поражать движущиеся цели. Не секрет, что ракеты эти разработаны как раз против авианосцев. Наши баллистические ракеты умеют активно маневрировать. Имеется возможность выпускать с подлодок беспилотники. Вполне возможно располагать на подлодках зенитные ракеты (такие разработки уже ведутся). Теперь соберём это всё вместе и получаем:
Подлодку способную защитить себя от единичных противолодочных самолётов или вертолётов (или малых групп), для обнаружения которых может использовать как штатные средства (по звуку как это сейчас делается) или беспилотные аппараты запускаемые из подводного положения (скажем небольшая субмарина с летающим радаром на борту, действующим как по указаниям с лодки, поступающим по проводам, так и по заложенному алгоритму). Такие беспилотники могли бы выполнять так же и доразведку положения цели как в активном режиме, так и в пассивном (2-3 бесплотника определяют азимут на излучения радара авианосца). Дальше запуск баллистических ракет, которые упадут на АУГ точно сверху, да ещё и маневрируя, а следовательно отбить такую атаку практически не представляется возможным. Идеальным было бы выстреливание ракет не с борта лодки непосредственно, а выпуск плавающих ТПК и запуск ракет после отхода лодки из зоны пуска. Ищи потом ветра в поле. Правда имеются некоторые цели, которые лучшим образом могут выполнить только АУГ. Это например «проецирование силы», демонстративное блокирование морских сообщений прочее. Эти цели, правда, могли бы выполнять тяжёлые барражирующие бомбардировщики. Но АУГ это сделает лучше.
Забыл написать, что мой вариант с лодкой предпочтителен сейчас. Когда Россия станет богатой и сильной, то возможно несколько АУГ и потребуется. Впрочем, строить их очень долго, поэтому возможно верным является готовиться к этому уже сейчас.
Авианосец нужен для подготовки/поддержки сухопутных операций вдали от границ. В остальных случаях справятся ракетно-артиллерийские крейсера. Так что, нужен ли нам авианосец зависит от того, насколько активно мы хотим влазить в разные конфликты.
А хочешь или нет,но в будущем влазить в разные конфликты,за богатые ресурсами территории,в мировом океане-придётся.И авианосцы,ох как понадобятся.
Ситуация с авианосцами напоминает ситуацию с танками. Хоронят их хоронят, а они никак не хоронятся.
считаю РФ нужны электрические анаэробные-безвоздушные подлодки на топливных элементах,(только в качестве топлива не солярку использовать, а электролиты на основе воды, так называемы проточные батареи) так как они тише атомных, и в состоянии подойти к авианосцу на близкую дистанцию , чтобы запустить бесшумную торпеду , наводящаяся по кильватерному следу
А при чём тут это, когда речь идёт о том.